МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы безопасности жизнедеятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройОтделение экономики и информационных технологий
Направление подготовки10.02.05. специальность Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость ЗЕТ
Учебный план10_02_05_ОбеспИнфБезАвтСистем-2022_9кл
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 36
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
Препод., Андреева Ольга Геннадьевна

Рецензент(ы):
Препод., Карушева Наталья Александровна

Рабочая программа дисциплины
Основы безопасности жизнедеятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 10.02.05 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ (уровень подготовки кадров высшей квалификации). (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1553)

составлена на основании учебного плана:
Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Отделение экономики и информационных технологий

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.эконом.наук, доцент, Глубокова Л.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.
Содержание программы «Основы безопасности жизнедеятельности» направлено на достижение следующих целей:
• повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности,общества и государства);
• снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;
• формирование антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
• обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: БД

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основы военной службы и обороны государства, организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступление на нее в добровольном порядке;

Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;

Основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

Основы военной службы и обороны государства;

Задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

Способы защиты населения от оружия массового поражения;

Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

Наиболее распространенные инфекционные заболевания. Причины их возникновения, меры профилактики;

Основные положения здорового образа жизни и личной гигиены;

О вредных привычках и их влияния на здоровье человека;
Основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;

Область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;

Порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим;

Методы и средства оказания первой медицинской помощи при ранениях, несчастных случаях и заболеваниях.


3.2.Уметь:
3.2.1.Ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;

Разбираться в вопросах порядка прохождения военной службы по призыву и по контракту;

Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

Использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

Применять первичные средства пожаротушения;

Предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

Применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;

Оказывать первую медицинскую помощь при ранениях, кровотечениях, травмах;

Проводить искусственную вентиляцию легких и непрямой массаж сердца.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья
1.1. Культура безопасности жизнедеятельности. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.2. Личная безопасность,здоровье и здоровый образ жизни. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.3. Комплексная безопасность личности, общества и государства.Модели поведения участников дорожного движения. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
1.4. Основы здорового образа жизни.Вредные привычки и их влияние на здоровье человека. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения
2.1. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.2. Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций.Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.3. Защита населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2
2.4. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Основы медицинских знаний
3.1. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.2. Первая помощь и особенности её оказания. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.3. Классификация и характеристика инфекционных заболеваний. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
3.4. Первая помощь при неотложных состояниях, травмах и ранениях Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Основы обороны государства и воинская обязанность
4.1. История создания Вооруженных Сил России. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.2. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации. Лекции 1 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.3. Военнослужащий - защитник своего Отечества. Правовые основы военной службы. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.4. Боевые традиции и ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.5. Особенности службы в армии, изучение и освоение методик проведения строевой подготовки. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.6. Промежуточная аттестация. Дифференцированный зачет. Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении
Оценочные материалы для текущего контроля (тест, устный опрос, эссе) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=9356
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

1. Как называется, с точки зрения ПДД, лицо, ведущее по дороге санки?
а. пешеход; +
б. водитель;
в. дорожный рабочий.
2. Можно ли переходить дорогу, если на транспортном светофоре постоянно горит мигающий желтый сигнал?
а. нет;
б. да; +
в. да, если с вами идут взрослые.
3. Можете ли вы перейти дорогу, если одновременно горит желтый и красный сигнал светофора?
а. да;
б. да, т. к. будет включен зеленый сигнал;
в. нет. +
4. Сколько всего цветов и какие используются в светофорах?
а. четыре (красный, желтый, зеленый, белый); +
б. три (красный, желтый, зеленый);
в. два (красный, зеленый).
5. Являются ли «дорожные рабочие», работающие на дороге, участниками дорожного движения?
а. нет; +
б. да;
в. да, т. к. работают на дорогах.
6. Как должны двигаться пешеходы, ведущие велосипед за город?
а. по правой стороне дороги;
б. навстречу движению транспорта;
в. в попутном направлении. +
7. Является ли погонщик животных и дорожные рабочие участниками движения?
а. да;
б. нет;
в. погонщик является, дорожные рабочие нет. +
8. Какой стороны движения на тротуаре должны придерживаться пешеходы?
а. левой;
б. правой; +
в. любой.
9. Может ли пассажир быть участником дорожного движения?
а. да; +
б. нет;
в. нет, т. к. находится в транспорте.
10. Можно ли водить группы детей по обочине дорог в темное время суток?
а. да;
б. да, в сопровождении не менее 2- x взрослых;
в. нет. +
11. Как называются, с точки зрения ПДД, лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя?
а. пассажирами;
б. водителями;
в. пешеходами. +
12. Для каких пешеходов устанавливают светофоры, дополненные звуковыми сигналами?
а. пешеходов-детей;
б. пешеходов-инвалидов;
в. пешеходов-слепых. +
13. Могут ли пешеходы двигаться на проезжей части?
а. нет;
б. да;
в. да, жилой зоне. +
14. Можно ли переходить улицу на дорогах с разделительной полосой?
а. да;
б. да, если нет травы и деревьев;
в. нет. +
15. На каких участников дорожного движения распространяется действие транспортного светофора?
а. на водителей;
б. на пешеходов;
в. на водителей и пешеходов. +


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. A
2. Б
3. В
4. А
5. А
6. В
7. В
8. Б
9. А
10. В
11. В
12. В
13. В
14. В
15. В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1.Социально-политические конфликты, протекающие в виде забастовок и саботажей, приводят к…
а) усилению экономики в стране;
б) ослабляют экономику страны;
в) не влияют на экономику страны.
2. Обстоятельства военного, экономического, криминального, политического и семейно-бытового характера относятся к …
а) ЧС техногенного характера;
б) ЧС природного характера;
в) экологического характера;
г) ЧС социального характера.
3. К ЧС военного характера относится ….
а) неосторожное обращение с оружием, повлекшее за собой гибель людей;
б) локальный вооруженный конфликт;
в) захват заложников (похищение людей);
г) попадание в уличную перестрелку.
4. Военно-политические конфликты, как форма разрешения внутриполитических противоречий в обществе, приводят к…
а) увеличению продолжительности жизни в стране;
б) уменьшению продолжительности жизни в стране;
в) не влияют на продолжительность жизни.
5. При обнаружении признаков ограбления квартиры необходимо…
а) выбежать на улицу и постараться догнать вора;
б) сообщить в полицию;
в) начать уборку помещений;
г) позвонить соседям и рассказать им о краже.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1. Б
2. Г
3. Б
4. Б
5. Б


Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов
• ЧС техногенного характера, причины и классификация.
• Промышленные аварии и катастрофы.
• Аварии на химически опасных объектах.
• Аварии на гидротехнических сооружениях.
• Техногенные катастрофы на предприятиях ядерного комплекса.
• Транспортные аварии.
• Авария на Чернобыльской АЭС.
• Авария на Саяно-Шушенской ГЭС.
• ЧС природного характера общая характеристика и классификации.
• Геофизические опасные явления.
• Геологические опасные явления.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Форма проведения промежуточной аттестации дифференцированный зачёт
Процедура проведения:
Формой контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является дифференцированный зачет. Дифференцированный зачет проводится в традиционной форме после сдачи всех практических работ. Вопросы предполагают контроль общих методических знаний и умений, способность студентов проиллюстрировать их примерами. Навыки проверяются на практических занятиях при выполнении заданий.
Перечень вопросов для подготовки к дифференцированному зачёту:
1. Здоровье и здоровый образ жизни. Общие понятия о здоровье. Факторы, способствующие укреплению здоровья.
2. Основные источники загрязнения окружающей среды. Техносфера как источник негативных факторов.
3. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.
4. Правила и безопасность дорожного движения.
5. Модели поведения пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств при организации дорожного движения.
6. Общие понятия и классификация чрезвычайных ситуаций. Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций.
7. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
8. Основные понятия и определения, задачи гражданской обороны. Структура и органы управления гражданской обороной. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
9. Мероприятия по защите населения. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени. Эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.
10. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые в зонах чрезвычайных ситуаций.
11. Обучение населения защите от чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государственных организаций и ведомств Российской Федерации по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций: прогноз, мониторинг, оповещение, защита, эвакуация, аварийно-спасательные работы, обучение населения.
12. Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, захвате в качестве заложника. Меры безопасности для населения, оказавшегося на территории военных действий.
13. Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан.
14. Модели поведения в условиях вынужденной природной автономии.
15. История создания Вооруженных Сил России.
16. Военная реформа Ивана Грозного.
17. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности.
18. Военные реформы в России во второй половине XIX–ХХ века.
19. Военная реформа Вооруженных Сил на современном этапе (2008-2020 гг.)
20. Организационная структура Вооруженных Сил Российской Федерации.
21. Воинская обязанность и воинский учет.
22. Призыв на военную службу. Общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих. Размещение военнослужащих, распределение времени и повседневный порядок жизни воинской части.
23. Прохождение военной службы по контракту. Альтернативная гражданская служба.
24. Боевые традиции Вооруженных Сил России.
25. Ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации.
26. Понятие первой помощи. Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь. Признаки жизни. Общие правила оказания первой помощи.
27. Первая помощь при травмах и ранениях. Правила наложения повязок различных типов.
28. Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при кровотечениях.
29. Первая помощь при ожогах. Понятие, основные виды и степени ожогов.
30. Первая помощь при попадании инородных тел в верхние дыхательные пути. Основные приемы удаления инородных тел из верхних дыхательных путей.
31. Первая помощь при отравлениях. Острое и хроническое отравление.
32. Первая помощь при отсутствии сознания.
33. Первая помощь при отсутствии кровообращения (остановке сердца). Правила проведения непрямого (наружного) массажа сердца и искусственного дыхания.
34. Основные инфекционные болезни, их классификация и профилактика. Пути передачи возбудителей инфекционных болезней.
35. Терроризм как основная социальная опасность современности.

4.Критерии оценивания экзаменационных заданий / заданий к зачету
Уровень освоения Критерии
85-100 баллов (оценка «отлично») Ответ дан полностью, вывод основан на изученных знаниях и умениях; ответ изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. Студент демонстрирует полное понимание проблемы.
70-84 баллов (оценка «хорошо») Ответ полный и правильный на основании изученных знаний и умений; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя. Демонстрирует значительное понимание проблемы. Все требования, предъявляемые к заданию выполнены. Если учащийся дает неполный ответ на вопросы либо, не дает ответа на один из представленных вопросов, ставится оценка.
50-69 баллов (оценка «удовлетворительно») Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный. Демонстрирует частичное понимание проблемы. Большинство требований, предъявляемых к заданию выполнены. Если учащийся дает развернутый ответ на один вопрос.
0-49 баллов (оценка «неудовлетвори-
тельно») При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя или ответ отсутствует. Если учащийся не дает развернутого ответа ни на один вопрос, ставится оценка.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная; Под ред. С. Н. Егорова Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс.: М.:Просвещение, 2023 https://znanium.com/catalog/product/2089933
Л1.2 Б. О. Хренников, Н. В. Гололобов, Л. И. Льняная; Под ред. С. Н. Егорова Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс: М.:Просвещение, 2023 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белов С. В. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность) в 2 ч. Часть 1: Гриф УМО СПО М: Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 Каракеян В.И., Никулина И.М. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л2.3 Кадыков В. А. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстренных состояниях : учебное пособие для среднего профессионального образования: Гриф УМО СПО Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.4 В. И. Каракеян, И. М. Никулина Организация безопасности в чрезвычайных ситуациях : Гриф УМО СПО Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle: Основы безопасности жизнедеятельности (преп.Андреева О.Г.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Операционная система Windows и/или AstraLinux
Специализированное и общее ПО
Open Office или Libreoffice
3D Canvas
Blender
Visual Studio Community
Python c расширениями PIL, Py OpenGL
FAR
XnView
7-Zip
AcrobatReader
GIMP
Inkscape
Paint.net
VBox
Mozila FireFox
Chrome
Eclipse (PHP,C++, Phortran)
VLC QTEPLOT
Visual Studio Code https://code.visualstudio.com/License/
Notepad++ https://notepad-plus-plus.org/
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
501К лаборатория проблем комплексной безопасности; кабинет безопасности жизнедеятельности; кабинет безопасности жизнедеятельности и охраны труда - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стационарный экран; стационарный проектор: Optoma DS347 - 1 ед.; средства индивидуальной защиты, комплект индивидуальных дозиметров, манекен-тренажер для реанимационных мероприятий; набор плакатов.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-беседа, лекция-визуализация.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, подготовка презентаций.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в работе с информационными компьютерными технологиями.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).