МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Естествознание

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 104
самостоятельная работа 4
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 1, 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 16 23
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 40 40 42 42 82 82
Практические 6 6 16 16 22 22
Сам. работа 2 2 2 2 4 4
Итого 48 48 60 60 108 108

Программу составил(и):
Жукова Л.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Естествознание

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.02.2023 г. № 5
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Биология:
Освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся со¬ставной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии) строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдаю¬щихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке
Овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем
Использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью Обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе

Физика:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.

Химия:
Освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах освоения естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и специального (профессионально значимого) содержания, в том числе получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, грамотного и целесообразного использования современных технологий, охраны здоровья, окружающей среды, как на бытовом уровне, так и в профессиональной деятельности специалистов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Биология:
Основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
Строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
Сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращения энергии в клетке, экосистемах и биосфере;
Вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
Биологическую терминологию и символику.
Физика:
Смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
Смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;

Химия:
смысл понятий: естественно-научный метод познания, химическая реакция, показатель кислотности, индикатор, жесткость воды, макромолекула, белок, углевод, катализатор, фермент, озоновая дыра, кислотный дождь;
вклад великих ученых в формирование современной естественнонаучной картины мира;
методы сбора и обработки экспериментальных данных;
применять приобретенные знания и умения в практической (профессиональной) деятельности и повседневной жизни для: безопасного использования материалов и химических веществ в быту; сбалансированного питания; поддержания принципов здорового образа жизни; осознанных личных действий по охране окружающей среды; осознанного влияния на окружающую среду с профессиональной точки зрения;
классифицировать химические процессы, происходящие в окружающей среде, оценивать их с точки зрения нормативности;
различать функциональные разновидности химических процессов и моделировать химическое сознание неразрывной связи человека с естественными науками, анализировать явления окружающего мира в химических понятиях, говорить и думать на химическом языке.


3.2.Уметь:
3.2.1.Биология:
объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
выявлять приспособления организмов к среде обитания, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
Физика:
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
отличать гипотезы от научных теорий;
делать выводы на основе экспериментальных данных;
характеризовать механизм образования кислотных дождей, объяснять причину образования озоновых дыр, глобального потепления, изменения климата и других экологических проблем в атмосфере;
характеризовать основные классы неорганических и органических соединений, строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
определять химический состав, свойства и функции веществ в организме человека;
объяснять роль жизненно необходимых элементов и соединений, выполнять химический эксперимент по распознаванию жизненно важных химических элементов и органических соединений в продуктах питания.
Химия:
приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих атомно-молекулярное строение вещества, способы очистки воды от загрязнителей, устранение жесткости воды, определение кислотности растворов, содержание химических элементов и веществ в продуктах питания;
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, науки, средств связи, охраны окружающей среды и рационального природопользования;
использовать стандартные методики обработки результатов химических экспериментов;
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
работать с естественнонаучной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. БИОЛОГИЯ. Введение в биологию
1.1. Биология как наука. Предмет и методы ее изучения. Исторический очерк науки и основные деятели биологии Лекции 1 4 Л1.2, Л2.2
Раздел 2. БИОЛОГИЯ. Учение о клетке
2.1. Химическая организация живого вещества Лекции 1 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.6
2.2. Витамины: источники поступления в организм и заболевания, вызванные недостатком или избытком тех или иных витаминов Практические 1 1 Л1.2, Л2.2, Л2.1
2.3. Общие принципы клеточной организации Лекции 1 4 Л1.2, Л2.2
2.4. Обмен веществ и превращение энергии в клетке Лекции 1 4 Л1.2, Л2.2, Л2.1, Л1.6
2.5. Клеточная теория. Неклеточные формы жизни Лекции 1 4 Л1.2, Л2.2, Л1.6
Раздел 3. БИОЛОГИЯ. Размножение и индивидуальное развитие организмов
3.1. Деление клетки. Митоз, мейоз Лекции 1 3 Л1.2, Л2.2
3.2. Бесполое и половое размножение растений и животных Лекции 1 2 Л1.2, Л2.2
3.3. Онтогенез. Развитие организма и окружающая среда Лекции 1 1 Л1.2, Л2.2, Л1.6
3.4. коллоквиум на тему «Размножение и индивидуальное развитие организма» Практические 1 0 Л1.2, Л2.2, Л2.1
Раздел 4.
4.1. Основные закономерности наследственности Лекции 2 1 Л1.2, Л2.2
4.2. решение задач по генетике Практические 1 0 Л1.2, Л2.2, Л1.6
4.3. Основные закономерности изменчивости Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л1.6
4.4. Основы селекции Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2
Раздел 5. БИОЛОГИЯ. Эволюционное учение. Закономерности развития живой природы
5.1. Развитие биологии в додарвиновский период Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л1.6
5.2. Дарвинизм Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2, Л1.6
5.3. : письменный коллоквиум на тему: «Развитие биологии в додарвиновский период и Дарвинизм» Практические 2 0 Л1.2, Л2.2
5.4. Синтетическая теория эволюции. Микроэволюция. Макроэволюция Лекции 2 4 Л1.2, Л2.2
Раздел 6. БИОЛОГИЯ. Возникновение и развитие жизни на Земле
6.1. История представлений о возникновении жизни на Земле и ее развитие Лекции 2 4 Л1.4, Л1.2, Л2.2
6.2. Происхождение человека Лекции 2 1 Л1.2, Л2.2, Л1.6
6.3. семинар по происхождению и развитию жизни на Земле Практические 2 2 Л1.2, Л2.2
Раздел 7. БИОЛОГИЯ. Экология
7.1. Учение о биосфере и основные биомы суши Лекции 2 0,25 Л1.4, Л1.2, Л2.2, Л1.6
7.2. Взаимоотношения организма и среды Лекции 2 0,25 Л1.4, Л1.2, Л2.2
7.3. Биосфера и человек Лекции 2 0,5 Л1.4, Л1.2, Л2.2
7.4. Подготовка докладов по теме "Экология" Практические 2 0
Раздел 8. Физика. Механика
8.1. Механическое движение Лекции 1 1 Л1.1, Л2.2
8.2. Взаимодействие тел Лекции 1 1 Л1.1, Л2.2
8.3. Импульс Лекции 1 1 Л1.1, Л3.1, Л2.2
8.4. Закон всемирного тяготения Лекции 1 2 Л1.1, Л2.2
8.5. Решение задач по теме "Силы" Практические 1 0 Л1.1, Л3.1, Л2.2
8.6. Работа и мощность Лекции 1 2 Л1.1, Л3.1, Л2.2
8.7. Решение задач по теме "Закон всемирного тяготения" Практические 1 0 Л1.1, Л3.1, Л2.2
8.8. Подготовка докладов по теме "Механика" Практические 2 0
Раздел 9. Физика. Молекулярная физика
9.1. Модель идеального газа Лекции 2 2 Л1.1, Л3.1, Л1.7, Л2.2
9.2. Термодинамика Лекции 2 2 Л1.1, Л2.2
9.3. Определение количества вещества Практические 2 0 Л1.1, Л2.2
9.4. Решение задач по теме "Молекулярная физика" Практические 1 0 Л1.1, Л2.2
Раздел 10. Физика. Электродинамика
10.1. Измерение внутреннего сопротивления источника тока Практические 2 0 Л1.1, Л3.1, Л1.7, Л2.2
10.2. Решение задач по теме "Электрическое поле и ток. Заряды" Практические 2 0 Л1.1, Л3.1, Л2.2
10.3. ЭДС источника тока Лекции 2 3 Л1.1, Л2.2
10.4. Решение задач по теме "Электромагнитная индукция" Практические 2 0 Л1.1, Л2.2
10.5. Работа в малых группах по теме "Электродинамика" Практические 2 0 Л1.1, Л2.2
10.6. Подготовка докладов по теме "Электродинамика" Практические 1 0
Раздел 11. Химия. Введение
11.1. Введение. Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория. Лекции 1 2 Л3.1, Л1.3, Л1.5, Л2.2
Раздел 12. Химия. Вода и растворы
12.1. 1 Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Лекции 1 3 Л1.3, Л1.5, Л2.2
12.2. Растворение твердых веществ и газов. Водные ресурсы Земли. Лекции 1 2 Л1.5
12.3. Решение задач, выполнение упражнений по теме "Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора". Практические 1 0 Л1.5
12.4. Подготовка сообщений по теме "Качество воды .ж Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение.Опреснение воды. Качество воды в Алтайском крае". Практические 1 0
12.5. Определение содержания примесей в воде. Практические 2 2 Л1.3, Л2.2
12.6. Очистка загрязненной воды. Устранение жесткости воды. Практические 2 2 Л1.3, Л2.2
12.7. Подготовка рефератов по темам "Вода как источник жизни человека и живой природы. Современные методы обеззараживания воды. Растворы вокруг нас". Практические 1 0
Раздел 13. Химические процессы в атмосфере
13.1. Химический состав воздуха. Лекции 2 2 Л1.3
13.2. Составление опорного конспекта по теме "Озоновые дыры". Практические 1 0 Л1.3, Л2.2
13.3. Обсуждение с элементами самостоятельной работы по теме "Загрязнение атмосферы и его источники". Практические 1 1 Л1.5, Л2.2
13.4. Подготовка рефератов по теме "Экологическая обстановка в Алтайском крае". Практические 2 1
13.5. Сам. работа 1 2
13.6. Сам. работа 2 2
13.7. Семинар по теме "Кислотные дожди. Кислоты и щелочи. Показатель кислотности растворов Рн". Практические 1 2 Л1.5
13.8. Воздействие табачного дыма на организм человека Практические 2 2 Л1.3, Л2.2
13.9. Моделирование природных явлений с оценкой их экологических последствий. Практические 2 1 Л1.3, Л2.2
Раздел 14. Химия и организм человека
14.1. Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Лекции 2 4 Л1.3, Л1.5, Л2.2
14.2. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Лекции 2 2 Л1.3, Л1.5
14.3. Составление и анализ формул соединений по теме "Строение белковых молекул". Практические 1 2 Л1.3, Л1.5
14.4. Фронтальный опрос по теме "Углеводы - главный источник энергии организма". Практические 2 2 Л1.3, Л1.5
14.5. Групповое обсуждение по теме "Роль жиров в организме, холестерин". Практические 2 2 Л1.3, Л2.2
14.6. Групповое обсуждение по теме "Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки". Практические 2 2 Л1.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС_Физика_2022.doc
Приложение 2.   ФОС_Химия_2022.doc
Приложение 3.   ФОС_Биология_2022.doc
Приложение 4.   Контроль (Химия).doc
Приложение 5.   Контроль (физика).docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Г. А. Бордовский, Э. В. Бурсиан Общая физика в 2 т. Том 2: учебное пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л1.2 Зиновьева А.Е. Биология: практикум по биологии для студентов СПО Барнаул: изд-во АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
Л1.3 Т. И. Хаханина, Н. Г. Никитина, И. Н. Петухов Химические основы экологии: учебник для СПО Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.4 Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: Учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.5 М. С. Смирнова, М. В. Нехлюдова, Т. М. Смирнова Естествознание : учебник и практикум для СПО Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/08D2ABE8-1574-4292-AA70-66628084C879
Л1.6 Ярыгин В.Н. и др. БИОЛОГИЯ 2-е изд. : Учебник и практикум для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.7 В. В. Горлач Физика : учебное пособие для СПО: учебное пособие для среднего профессионального образования М. : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гусейханов М.К. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 8-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2019 www.urait.ru
Л2.2 Под ред. Лавриненко В.Н. Естествознание: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Т. И. Трофимова Руководство к решению задач по физике : учебное пособие для СПО: учебное пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Физика (ИС, БД, ЭБУ, Дизайн, ДОУ, ПСО, Туризм, 9 кл., 11 кл., преп. Маликов В.Н.) portal.edu.asu.ru
Э2 Естествознание (Раздел II. Химия с элементами экологии) (ЭБУ, БД, 9 кл., преп. Репейкова Л.Ю.) portal.edu.asu.ru
Э3 Курс "Естествознание (Биология)" (преп.: Волгина Д.Д.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
OC Windows
Приложения MS Office:
-MS Word,
-MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
212Н кабинет естественнонаучных дисциплин; кабинет химических дисциплин; кабинет химических основ экологии – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска маркерная – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; тематические плакаты
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины «Естествознание» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, трудиться более успешно и эффективно. С вечера всегда надо распределять работу на завтрашний день. В конце каждого дня целесообразно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений, а если были, по какой причине они произошли. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной учебы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях, систематизировать ранее пройденный материал, на его основе приступить к овладению новыми знаниями и навыками.
Система университетского обучения основывается на рациональном сочетании нескольких видов учебных занятий (в первую очередь, лекций и практических занятий), работа на которых обладает определенной спецификой.
Подготовка к лекциям.
Подготовка к лекционному занятию включает выполнение всех видов заданий размещенных к каждой лекции, т.е. задания выполняются еще до лекционного занятия по соответствующей теме. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает лектор, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «хорошо запомнить» и т.п. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров или ручек, подчеркивая термины и определения.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать не только учебник, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть теоретическим материалом.
Подготовка к практическим занятиям.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
Подготовка к практическому занятию включает 2 этапа: 1й – организационный; 2й - закрепление и углубление теоретических знаний. На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: - уяснение задания на самостоятельную работу; - подбор рекомендованной литературы; - составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки.
Тщательное продумывание и изучение вопросов практического занятия основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия по изучаемой теме необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы практикума, его выступлении и участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий и контрольных работ.
В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Лабораторное занятие – одна из основных форм организации учебного процесса, направленная на творческое усвоение теоретических основ учебной дисциплины и получение практических навыков исследования путем постановки, проведения, обработки и представления результатов эксперимента на основе практического использования различных средств (наблюдения, измерения, контроля, вычислительной техники), приобретения навыков опыта творческой деятельности.
Лабораторная работа – конкретное учебное задание по изучаемой дисциплине, выполняемое на лабораторном занятии.
Цель лабораторного занятия – практическое освоение студентами содержания и методологии изучаемой дисциплины при использовании специальных средств.
Самостоятельная работа студентов по подготовке к лабораторным работам, оформлению отчетов и защите лабораторных работ включает проработку и анализ теоретического материала, описание проделанной экспериментальной работы с приложением графиков, таблиц, расчетов, а также самоконтроль знаний по теме лабораторной работы с помощью контрольных вопросов и заданий.
Каждый студент ведет рабочую тетрадь, оформление которой должно отвечать требованиям, основные из которых следующие:
- на титульном листе указывают предмет, курс, группу, подгруппу, фамилию, имя, отчество студента; каждую работу нумеруют в соответствии с методическими указаниями, указывают дату выполнения работы;
- полностью записывают название работы, цель и принцип метода, кратко характеризуют ход эксперимента и объект исследования;
- при необходимости приводят рисунок установки; результаты опытов фиксируют в виде рисунков с обязательными подписями к ним, а также таблицы или описывают словесно (характер оформления работы обычно указан в методических указаниях к самостоятельным работам);
- в конце каждой работы делают вывод или заключение, которые обсуждаются при подведении итогов занятия.
Все первичные записи необходимо делать в тетради по ходу эксперимента.
Проведение лабораторно-практических работ включает в себя следующие этапы:
- постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы;
- определение порядка лабораторно-практической работы или отдельных ее этапов;
- непосредственное выполнение лабораторной/практической работы студентами и контроль за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;
- подведение итогов лабораторно-практической работы и формулирование основных выводов.
При подготовке к лабораторным занятиям необходимо заранее изучить методические рекомендации по его проведению.
Обратить внимание на цель занятия, на основные вопросы для подготовки к занятию, на содержание темы занятия.
К лабораторно-практическим работам студент допускается только после инструктажа по технике безопасности. Положения техники безопасности изложены в инструкциях, которые должны находиться на видном месте в лаборатории.

Оценка ответа обучающегося при устном и письменном опросе проводится по бально - рейтинговой системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 0-49 (неудовлетворительно),50-69(удовлетворительно), 70-84(хорошо), 85-100(отлично).
Преподаватель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им заданий.
При выставлении оценки обучающегося учитывается его успешность на протяжении всего периода подлежащего аттестации.
Критерии ошибок:
К грубым ошибкам относятся
• ошибки, которые обнаруживают незнание обучающимися формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять;
• незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
• неумение выделить в ответе главное, неумение делать выводы и обобщения, неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками.
К негрубым ошибкам относятся:
• допущенные в процессе списывания числовых данных (искажения, замена), нарушения в формулировке вопроса (ответа).
К недочетам относятся:
• описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях,
• небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
• орфографические ошибки, связанные с написанием математических терминов.

Критерии оценивания:
Оценка ответа учащегося проводится по 100-бальной шкале оценок. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 85 баллов и выше – «отлично», 70 – 84 балла – «хорошо», 50 – 69 баллов – «удовлетворительно», менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
Отметка «отлично» ставится, если:
– работа выполнена полностью;
– в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
–в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «хорошо» ставится, если:
– работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
– допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «удовлетворительно» ставится, если:
– допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:
– допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
– работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Любое контрольное испытание, выполненное после срока без уважительной причины, оценивается на 10% ниже. Максимальная оценка в этом случае 90 баллов.

При реализации учебной дисциплины «Естествознание» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: проблемная лекция, лекция-беседа.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, моделирование процессов и ситуаций.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в методе проектов,работа с информационными компьютерными технологиями.

По итогам освоения модулей «Химия», «Биология», «Физика» за дифференцированный зачет по курсу «Естествознание» путем вычисления среднего арифметического оценок, полученных по трём модулям, выводится итоговая оценка.
В случае неудовлетворительной оценки, зачёт принимается комиссией.