МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организационная культура: развитие и самореализация личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМаркетинг и цифровые коммуникации; Управление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_Профили-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н, доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Ануфриева И.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Организационная культура: развитие и самореализация личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц., Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц., Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.является расширение теоретических знаний и развитие практических умений будущих специалистов в области управления организацией, личностного роста и построения карьеры

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен решать профессиональные задачи на основе знаний (на промежуточном уровне) экономической, организационной и управленческой теории;
ОПК-1.1 Знает основные положения экономической, организационной и управленческой теории
ОПК-1.2 Умеет применять положения экономической, организационной и управленческой теории при решении профессиональных задач
ОПК-1.3 Способен решать профессиональные задачи на основе знаний (на промежуточном уровне)экономической, организационной и управленческой теории
ОПК-1.4 Умеет решать стандартные задачи профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-6Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-3.1: Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-6.1: Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента
ОПК-1.1: Знает основные положения экономической, организационной и управленческой теории
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-3.2: Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-6.2: Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
ОПК-1.2: Умеет применять положения экономической, организационной и управленческой теории при решении профессиональных задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-3.3: Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-6.3: Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4: Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
ОПК-1.3: Способен решать профессиональные задачи на основе знаний (на промежуточном уровне)экономической, организационной и управленческой теории

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Организационная культура и развитие человека в организации
1.1. Роль организационной культуры в развитии и самореализации личности Практические 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.3, УК-6.4, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Роль организационной культуры в развитии и самореализации личности Сам. работа 3 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.3, УК-6.4, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Понятие, структура и содержание организационной культуры. Типология организационной культуры Практические 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.3, УК-6.4, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Понятие, структура и содержание организационной культуры. Типология организационной культуры Сам. работа 3 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.3, УК-6.4, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Организационная культура как основа формальных и неформальных коммуникаций. Развитие организационной культуры Практические 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.3, УК-6.4, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Организационная культура как основа формальных и неформальных коммуникаций. Развитие организационной культуры Сам. работа 3 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.3, УК-6.4, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Развитие и самореализация личности
2.1. Личность и коллектив в организации Практические 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.3, УК-6.4, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Личность и коллектив в организации Сам. работа 3 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.3, УК-6.4, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Социально-психологический климат организации. Самореализация личности Практические 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.3, УК-6.4, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Социально-психологический климат организации. Самореализация личности Сам. работа 3 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.3, УК-6.4, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Формирование и развитие личностных и профессиональных компетенций Практические 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.3, УК-6.4, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Формирование и развитие личностных и профессиональных компетенций Сам. работа 3 12 ОПК-1.1, ОПК-1.2, УК-6.1, УК-6.2, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-6.3, УК-6.4, ОПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
РАЗДЕЛ 1

1. Что означает «организационная культура»?
а) закономерность эстетического освоения человеком мира, сущность и формы творчества;
б) система норм и ценностей, которая отличает малую группу от более широкого сообщества;
в) духовная жизнь общества, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающая культуру как целостность;
г) совокупность норм, традиций, ценностей, установок, символов, ритуалов и мифов, которые связывают организацию в единое целое и разделяются и передаются ее членами;
д) система ценностей, которая связана с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных слоев.
Ответ: г

2. Определению: «в узком смысле – объединение людей, совместно реализующих программу или цель и действующих на основе определенных правил и процедур», соответствует?
а) общество
б) субкультура
в) организационная структура
г) информационная культура
д) организация
Ответ: д

3. Укажите характерные для организационной культуры признаки:
а) принимается всеми членами организации; б) подвергается регулярной коррекции;
в) задает общие рамки поведения; г) формируется в процессе нетрудового общения.
Ответ: ав

4. Такие факторы, как одежда, рабочее место, церемонии с персоналом входят в состав:
а) поверхностного уровня изучения корпоративной культуры;
б) среднего или подповерхностного уровня;
в) глубинного уровня.
Ответ: а

5. Какая из функций корпоративной культуры позволяет работнику реализовать в рамках корпоративной культуры такие личностные мотивы, как склонность к анализу и научным исследованиям:
а) ценностно-образующая;
б) коммуникационная;
в) познавательная;
г) нормативно-регулирующая;
д) инновационная.
Ответ: в

6. В научных исследованиях К. Кэмерона и Р. Куина, посвященных культуре и эффективности организаций, выдвигается предположение, что вопрос соответствия культуры, стратегии и структуры можно решить с помощью разделения типов культуры на четыре категории. Какая из представленных лишняя?
а) адхократическая (предпринимательская) культура;
б) рыночная культура;
в) клановая культура;
г) бюрократическая (иерархическая) культура;
д) культура власти.
Ответ: д

7. Динамичное предпринимательство и творческий подход к работе, - характеризуют какую организационную культуру по К. Кэмерону и Р. Куинну?
а) адхократическая культура;
б) рыночная культура;
в) клановая культура;
г) бюрократическая (иерархическая) культура.
Ответ: а

8. Ориентированность на результаты, жестко проводимая линия на конкурентоспособность, - характеризуют какую оргкультуру по К. Кэмерону и Р. Куинну?
а) адхократическая культура;
б) рыночная культура;
в) клановая культура;
г) бюрократическая (иерархическая) культура.
Ответ: б

9. Культура «процесса» по Т. Дилу и А. Кеннеди предполагает:
а) мир индивидуалистов, сильно рискующих и быстро получающих обратную связь;
б) высокая степень риска и медленная обратная связь, стратегическое управление;
в) низкий риск, медленная обратная связь, бюрократизм;
г) риск невелик, быстрая обратная связь, поощрение работников.
Ответ: в

10. Как называется по С. Ханди культура, в основе которой лежит приоритет решения задач и реализации проектов?
а) культура Аполлона; б) культура Диониса; в) культура Гермеса;
г) культура Афины; д) культура Зевса.
Ответ: г

11. Как называется по С. Ханди культура, основу которой составляют творческие личности, где организация существует для того, чтобы помогать индивидуумам в достижении их личных целей?
а) культура Аполлона; б) культура Диониса; в) культура Зевса;
г) культура Афины; д) культура Марса.
Ответ: б

12. Пренебрежение к расписанию и инструкциям, стремление к неформальному диалогу, активное эмоциональное общение, оптимальное пространство комфортного общения в 0,5 м, продолжительность переговоров 20-30 мин характерны …
а) для представителей моноактивного типа культуры;
б) для представителей полиактивного типа культуры;
в) для представителей реактивного типа культуры.
Ответ: б

13. Какие факторы из перечисленных влияют на изменение оргкультуры?
а) кризис деятельности;
б) расширение бизнеса;
в) смена руководства;
г) стадии ЖЦР товара (услуг);
д) уровень культуры работников.
Ответ: авд

14. Укажите в правильном порядке основные этапы формирования оргкультуры:
а) целенаправленная корректировка оргкультуры;
б) разработка и реализация мероприятий по формированию, развитию и закреплению желательных ценностей, образцов поведения и прочих элементов оргкультуры;
в) исследование сложившейся оргкультуры;
г) выработка миссии организации, стратегии, целей развития, системы ценностей и т.п.
Ответ: гвба

15. К каким негативным явлениям может привести управление изменениями в организационной культуре?
А) сопротивление изменениям;
Б) формализация исполнения функций;
В) межличностные конфликты;
Г) активизация материальных стимулов.
Ответ: ав
РАЗДЕЛ 2
1. Тайм-менеджмент – это:
а) профессиональные работа по управлению временем;
б) технология организации времени и повышения эффективности его использования;
в) работа по управлению временем и перерывами;
г) принципы и методы воздействия на неэффективные затраты времени.
2. Специалист по тайм-менеджменту - это:
а) консультант оказывающий помощь по хронометражу рабочего времени;
б) профессиональный консультант, рассматривающий тайм-менеджмент как профессию;
в) консультант по внедрению принципов грамотной организации времени.
3. Проактивный подход к жизни – это:
а) выстраивание жизни по своему желанию, активное влияние на события и
обстоятельства;
б) активизация всех жизненных ресурсов в том числе с помощью специальных
препаратов;
в) профессиональный активный подход к жизни.
4. Реактивный подход к жизни- это:
а) зависимость от реакции на любые воздействия;
б) аллергическая реакция на непрофессиональный действия при реализации инструментов
тайм-менеджмента;
в) полная зависимость от внешних обстоятельств и людей.
5. Ведущий специалист по тайм-менеджменту в России:
а) Нижегородов;
б) Архангельский;
в) Владимирский;
г) Суздальский.
6. Лайф-менеджмент – это:
а) жизнь в кайф;
б) система различных инструментов и способов, которые призваны упорядочить жизнь;
в) методика управления своей жизнью и жизнью окружающих.
7. Методология СМАРТ включает в себя:
а) достижимость, измеримость, конкретность, непротиворечивость (согласованность с
другими целями), срочность;
б) измеримость, достижимость, непротиворечивость (согласованность с другими целями),
срочность, запланированность;
в) достижимость, измеримость, конкретность, непротиворечивость (согласованность с
другими целями), точность.
8. Цель – это:
а) мишень в тире;
б) объект вожделения для обладания которым субъект готов затратить определённые
ресурсы сопоставимые с ценностью;
в) идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления
субъекта; конечный результат, на который преднамеренно направлен процесс.
9. Поглотители времени – это:
а) любые факторы, которые приводят к нецелевому использованию времени;
б) виртуальные сущности, обладающие способностями поглощать время;
в) люди, которые «отнимают» у Вас время, например пустой болтовней.
10. Хронометраж – это:
а) измерение хронорядов;
б) метод изучения затрат времени на неэффективные действия;
в) метод изучения затрат времени с помощью фиксации и замеров продолжительности
выполняемых действий.
11. Планирование:
а) одна из функций менеджмента наряду с прогнозированием;
б) составление планов и прогнозов на будущее;
в) оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей,
деятельность, связанная с постановкой целей и действий в будущем
12. Целеполагание - это ...
а) определение, конструирование цели, формирование образа желаемого будущего;
б) метод внедрения нововведений в практику управления;
в) формулирование целей;
г) противоположность анархии;
д) способность положиться на высшее провидение;
е) постановка целей
13. Прочитайте примеры речевых формулировок, определите, какие из них соответствуют
человеку с реактивным отношением к жизни, какие – с проактивным.
a) Я не могу ничего сделать в этой ситуации.
b) Посмотрим, что можно сделать.
c) Они никогда не согласятся подписать этот договор.
d) Можно даже не пытаться, все равно ничего не получится.
e) Трудно что-либо предпринять, когда компьютер старый, нет нужной программы,
отключен Интернет.
f) Всегда есть выход, надо только смотреть вокруг и видеть новые возможности.
g) Какие могут быть возможности, если ситуация безвыходная?
h) Можно выбрать новый подход к достижению желаемого результата.
i) Ничего не могу поделать со своими эмоциями, это происходит независимо от меня.
j) Это они виноваты, что у меня жизнь так сложилась …
k) Я сам принимаю это решение и готов отвечать за него.
l) Я могу поступить по-другому и ответить за свой выбор.
m) Мои эмоции и чувства я могу контролировать сам, ведь это мои чувства и эмоции,
а не чьи-либо
1 4. Назовите типичные затруднения при ведении хронометража...
15. Контекстное планирование – это…
а) планирование дел в соответствии с возникающими обстоятельствами,
формирование исходя из этого блоков дел, которые можно делать «заодно»;
б) формирование планов в контексте светлого будущего и оптимизации затрат личного
времени;
в) планирование дел с учётом контекстов всех дел.
16. Метод структурированного внимания - это...
а) наложение структуры восприятия на внимание;
б) система, позволяющая вводить в поле зрения нужные дела в нужное время;
в) внимательное отношение ко всем видам структурных подразделений с целью снижения
неэффективных затрат времени.
17 Фокус внимания – это…
а) область внимания соответствующая подсознанию;
б) область внимания соответствующая сознанию;
в) область внимания соответствующая предсознанию.
18 Область ближайшего внимания – это…
а) область внимания соответствующая подсознанию;
б) область внимания соответствующая сознанию;
в) область внимания соответствующая предсознанию.
19. Область далёкого внимания – это…
а) область внимания соответствующая подсознанию;
б) область внимания соответствующая сознанию;
в) область внимания соответствующая предсознанию.
20. Обобщение метода структурированного внимания в целях долгосрочного
планирования использует следующие временные промежутки:
а) час, день, неделя;
б) день, неделя, месяц;
в) день, неделя, год;
г) день, месяц, год;
д) неделя, месяц, год.
21. Обзор задач – это…
а) диагностика задач на предмет их непротиворечивости и взаимоувязки по времени;
б) определение наиболее важных задач на данный момент времени и назначение им
соответствующего приоритета;
в) представление информации, позволяющее легко видеть всю совокупность и
взаимосвязь элементов и дающее возможность эффективно принимать решения.
22. Основные инструменты обзора задач - это ...
а) графики, ежедневники, «напоминалки»;
б) записи на стикерах, двухмерные графики, креативные древовидные карты, контрольные
списки;
в) двухмерные и трёхмерные графики в программе MS Project, креативные карты,
контрольные списки.
23. Является ли список продуктов, которые надо купить контрольным списком:
а) да;
б) нет.
24. Исключите лишние пункты из правил составления контрольного списка:
а) все формулировки пунктов контрольного списка должны иметь результатоориентированный вид;
б) список составляется в свободном порядке, что позволяет не забыть ни одной детали,
вопроса, пункта;
в) список должен быть максимально полным;
г) в списке необходимо расставить приоритеты и назначить важность задач;
д) количество пунктов в списке не должно быть большим (не более 10).
25 Двухмерный график и график Гантта – это одно и тоже?
а) да;
б) нет;
в) не знаю;
г) не уверен, но наверно;
д) скорее всего да.
26. При составлении графика Гантта что делается в первую очередь?
а) составляется перечень задач;
б) определяется цель мероприятия;
в) расставляются сроки выполнения задач.
27. Майнд-менеджмент - это...
а) немецкий менеджмент, ориентированный на ускорение всех процессов;
б) технология представления любой, даже самой сложной информации, в максимально
понятном и наглядном виде;
в) технология ускорения выполнения задач.
28. Что является инструментом майнд-менеджмента:
а) многомерные графики;
б) креативные карты;
в) дерево целей;
г) интеллект-карты.
30. Приоритет - это
а) главная цель;
б) одна из главных целей;
в) понятие, показывающее важность;
г) первенство.
31. Суть расстановки приоритетов:
а) определить важные и неважные задачи;
б) сократить затраты времени;
в) распределить важность среди всех задач;
г) определить – кто главный, кто здесь босс.
32. Методы расстановки приоритетов:
а) принципы Эйзенхауера;
б) квадранты С.Кови;
в) АБВ-методика;
г) принцип Паретто;
д) методика полёта Андрианова;
е) принцип мишени.
33. Какие квадранты С.Кови существуют?
а) важно;
б) срочно;
в) важно и срочно;
г) неважно и несрочно.
34. Какие принципы используются в методике Эйзенхауера?
а) важно;
б) неважно;
в) срочно;
г) несрочно.
35. Какие принципы используются в методике АБВ?
а) жизненно важно;
б) важно;
в) срочно;
г) приятно.
36. Методки АВС и АБВ – это одно и тоже?
а) да;
б) нет;
в) не знаю;
г) по любому препод нас путает (или прикалывается).
37. Эффективен ли метод мишени?
а) да;
б) нет;
в) да, если у Вас сильно развита интуиция;
г) зависит от обстоятельств.
38. Как звали Паретто?
а) Антонио;
б) Авугстин;
в) Вильфредо;
г) Альфре;
д) ДжанЛука;
е) Себастьян;
ж) Алексей Юрьевич.
39. Изложите одним предложение суть метода Паретто:
11. Биоритмы человека – это..
а) цикличность процессов в живом организме;
б) определённые особенности человеческого организма;
в) учёт здоровья человека для минимизации неэффективных расходов времени;
г) что-то непонятное и туманное.
40. Выберите правила эффективного отдыха:
а) полноценный сон;
б) отказ от стимуляторов нервной системы;
в) приходить на работу в приятном расположении духа;
г) жить по принципу: работа – не волк, в лес не убежит.
41. Выберите правила эффективного сна:
а) использовать для сна время с 22 до 24;
б) использовать для сна время с 24 до 06;
в) 5 минут лежать в «позе трупа»;
г) после пробуждения потягиваться с удовольствием.
42. Выберите этапы самомотивации:
а) принцип причина/цель/мечта;
б) соревнование;
в) стимулирование;
г) награда.
43. Корпоративный тайм-менеджмент – это…
а) управление временем в рамках корпорации;
б) управление временем на корпоративном уровне;
в) совокупность технологий «встраивания» методов тайм-менеджмента в систему
управления организацией;
г) стратификация и урбанизация методов тайм-менеджмента для больших организаций
(корпораций).
44. Выберите варианты дальнейших исследований в тайм-менджементе
а) анархия – мать порядка;
б) оценка эффективности внедрения тайм-менеджмента;
в) тайм-менеджмент для топ-менеджеров;
г)топ-менеджмент для тайм-менеджеров

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Совокупность способов и приемов человеческой деятельности (как материальной, так и духовной), объектированных в предметных, материальных носителях (средствах труда, знаках) и передаваемых последующим поколениям означает понятие …
Ответ: культура

2. Культура какого масштаба (государственная, национальная или организационная) означает систему идей, убеждений, которые существуют и передаются работниками организации друг другу в символической форме в процессе их совместной деятельности?
Ответ: организационная

3. Как называется следующая функция организационной культуры (охранная, интегрирующая или адаптивная)? Организационная культура позволяет новым работникам безболезненно вписаться в социально-трудовую и производственную системы организации и в действующую систему отношений, усиливает преданность организации.
Ответ: адаптивная
4. Шейн различал символьные, ценностные и поведенческие компоненты оргкультуры. К какому компоненту относятся по его классификации язык, атрибуты, ритуалы, мифы, дизайн.
Ответ: к символьному

5. Назовите вертикальные уровни измерения организационной культуры.
Ответ: поверхностный, средний (или подповерхностный), глубинный

6. Назовите, какую горизонтальную форму организационной культуры представляет культура соблюдения правовых норм в быту и в бизнесе.
Ответ: правовая

7. Какой элемент организационной культуры означает главное предназначение организации в обществе, смысл ее существования?
Ответ: миссия организации

8. Какой элемент организационной культуры означает краткое выражение миссии, сжато выражающая ключевой критерий ценности?
Ответ: девиз

9. Как называется образ организации, складывающийся у клиентов, партнеров, общественности, сформированное представление аудитории о деятельности и успехах организации, укрепляющее взаимоотношения с ними?
Ответ: имидж

10. Что означают стандартные повторяющиеся мероприятия коллектива организации, проводимые в установленное время и по специальному поводу для оказания влияния на поведение и понимание работниками организационного окружения
Ответ: обряды (обряд)

11. Что означают выразительные метафорические истории, анекдоты о героях-работниках и легенды, наделяющие героев различными достоинствами, представляющие остальным работникам образцы для подражания, поведения и способ достижения?
Ответ: мифы

12. Такие составляющие организационной культуры, как нормы и правила поведения, морально-этический кодекс, традиции и обычаи организации, имидж, считаются внешними или внутренними составляющими?
Ответ: внутренними

13. Здание организации, мебель, фирменная одежда, мифы и легенды признаются внешними или внутренними составляющими оргкультуры?
Ответ: внешними

14. Культурные нормы и ценности, которые люди могут принимать в силу их прошлой полезности, и которые могут быть переданы другим поколениям, - это … (вставьте пропущенное слово).
Ответ: традиции

15. Западной, североамериканской или восточной деловой культуре присущи коллективизм и дипломатичная непрямолинейность?
Ответ: восточной

ПРИМЕРНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1.Проанализируйте трудовую операцию менеджера с использованием двусторонней
«Аналитической поточной карты». При заполнении «Аналитической поточной карты» следует придерживаться следующей процедуры:
1. Функция подразделения описывается как процесс, реально существующая последовательность действий, операций (поле «Описание процесса»).
2. Каждое действие оценивается как вид типовой операции (операция, транспортировка, контроль, задержка, хранение; типовые операции описаны в разделе 3.3). Для этого в поле «Символ карты» требуется обвести соответствующий значок.
3. Далее заполняются поля «Время», «Путь», «Количество» (в любых удобных единицах измерения). Возможно, для заполнения данных полей потребуется дополнительная информация (хронометраж, измерение расстояний и т. п.).
4. Далее в графе «Анализ» любым значком (например, крестиком) отмечаются любые неудовлетворительные моменты каких-либо (не обязательно всех) описанных трудовых операций (поля «Что?», «Где?», «Когда?», «Кто?», «Как?»). Более детально отмеченные неудовлетворительные моменты описываются в п. 1 на второй стороне
аналитической карты.
5. В графе «Изменение» необходимо любым значком (например, крестиком) отметить возможный способ улучшения трудовой операции («Устранить», «Совместить», «Послед-сть», «Рабоч. место», «Исполнитель», «Улучшить»). Более подробно идеи по оптимизации трудовых операций расписываются в п. 2 на второй стороне аналитической карты.
6. В поле «Вопросы, предложения, комментарии» заносятся любые оригинальные замечания и дополнения участников обсуждения.
7. В поле «Итог» на второй стороне карты оценивается потенциальная эффективность предложенной участниками оптимизации работы.

2. В течение дня, по которому вы вели учет времени встречаются затраты времени, кодифицированные как«помехи» (или «воры времени») ,составьте для данных помех ментальные карты, описывающие сами помехи, возможные причины их возникновения и способы борьбы с ними. Если в течение дня вы сталкивались с несколькими различными помехами, то на ментальной карте должны быть отражены возможные взаимосвязи между ними, а также общие для них причины и способы преодоления.
3. Составьте список каждодневных дел в течение трех недель, проведите анализ собственного опыта относительно изучаемых правил составления такого списка.
4. Составьте ежедневный план на неделю вперед с применением методик: Принцип Парето, Матрицу Эйзенхауэра, Методику контекстного планирования
5. Определите параметры собственного стиля работы, их анализ на предмет эффективности трудовой деятельности. Определите собственные жизненные приоритеты относительно карьерного роста.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
1. Понятие, сущность и свойства организационной културы. Факторы, влияющие на ОК.
2. Основные элементы культурыи механизм их взаимодействия.
3. Типология организационных культур. Виды субкультур.
4. Этапы создания и факторы, влияющие на возникновение ОК.
5. Средства и способы поддержания ОК. Изменения ОК.
6. Теоретические основы эмпирического изучения ОК.
7. Лояльность персонала. Виды лояльности персонала.Управление лояльностью
8. Процесс целеполагания и развитие личности.
9. Инструменты управления временем.
10. Стиль работы и рациональная организация труда.
11. Управление стрессами как элемент рациональной организации собственной трудовой активности.
12. Определение жизненных приоритетов в контексте постановки профессиональных задач.
13. «Поглотители времени» в аспекте делового этикета.
14. Принцип Парето в Тайм-менеджменте.
15. Применение матрицы Эйзенхауэра в самоменеджменте.
16. Психологическая подготовка к работе.
17. Имидж. Его значение для карьерного роста
18. Правила личной организованности и самодисциплины.
19. Система планирования работы.
20. Методы самосовершенствования.
21. Факторы, влияющие на работоспособность
22. Технология планирования по методу «Альпы».
24. Технология поиска жизненных целей.
25. Влияние личных особенностей на построение карьеры.
26. Самообразование
27. Самопрезентация
28. Формальные и неформальные коммуникации.
29. Социально-психологический климат
30. Самореализация личности в рамках заданной организационной культуры

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Н. И. Шаталовой Организационная культура: учебник М.: ЭКЗАМЕН, 2006
Л1.2 Т. О. Соломанидина Организационная культура компании: учеб. пособие. Гриф УМО М.: ИНФРА-М, 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шейн Э., Ковалева Т.Ю., Жильцов С. Организационная культура и лидерство: учебник СПб.[и др.]: Питер, 2008
Л2.2 А. Ю. Баранова САМОМЕНЕДЖМЕНТ : учебное пособие Сочи : Сочинский государственный университет, 2023 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) elibrary.asu.ru
Э2 Мудл portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. Выбор конкретных заданий для самостоятельной работы осуществляется каждым студентом самостоятельно. В качестве подобных заданий может выступать подготовка докладов, рефератов. Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.