МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые технологии в управлении качеством

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильПроектный менеджмент качества в цифровой экономике
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_04_02_Менеджмент_ПМКвЦЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 12,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
д.э.н., Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Цифровые технологии в управлении качеством

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: формирование теоретических знаний и практических навыков в области применения цифровых технологий в управлении качеством

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен разработать стратегию организации, осуществлять управление деятельностью, проектами и ее развитием
ПК-2.1 Знает основы стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью, проектами и развитием организации
ПК-2.2 Умеет осуществлять разработку проектов и стратегий организаций и их отдельных подразделений
ПК-2.3 Способен осуществлять управление деятельностью, проектами и развитием организации, разрабатывать стратегии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цифровая экономика и управление организацией
1.1. Цифровая экономика и цифровизация бизнеса. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Технологическое развитие и технологические уклады. Концепция «Индустрия 4.0» Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» Федеральный проект «Цифровые технологии» Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Оценка цифровой зрелости и цифровой готовности предприятия (адаптация методики и ее автоматизация в программе MicrosoftExcel, Google-таблицах) Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Технологическое развитие и технологические уклады Цифровая экономика и цифровизация бизнеса Сам. работа 4 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Цифровизация управления организацией.
2.1. Цифровые платформы и бизнес-модели. Цифровые двойники Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Обзор цифровых проектов и цифровых бизнес-моделей в управлении качеством Практические 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Обзор цифровых проектов и цифровых бизнес-моделей в управлении качеством Сам. работа 4 20 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Цифровые технологии в управлении качеством
3.1. Ключевые направления цифровизации управления Обзор инструментов внедрения цифровых технологий в управлении качеством Лекции 4 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Сквозные цифровые технологии Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Прикладные цифровые решения в управлении организацией Практические 4 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Цифровые технологии в управлении качеством Сам. работа 4 21 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.3, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1) Какие преимущества предоставляют цифровые технологии по сравнению с традиционными форматами ведения экономической деятельности?

а) возможность практически бесконечного воспроизведения информации без ущерба для качества;

+б) широкий диапазон типов информации, с которой работают цифровые технологии (текст, медиа и т.п.);

+в) высокая скорость передачи информации;

г) высокая защищенность технологических и организационных инноваций.

2) Какой признак позволяет идентифицировать цифровую экономику?

а) информатизация сферы управления;

+б) интеграция физических и цифровых объектов в сфере производства и потребления;

в) формирование сетевой модели экономической деятельности;

г) развитие интернет-коммуникаций как средства обмена информацией.

3) Каких изменений в организации экономической деятельности в меньшей степени требуют цифровые технологии?

а) изменение бизнес-моделей;

б) изменение организационных структур;

в) формирование цифровой культуры;

+г) трансформации этических норм.

4) Для какой сферы экономической деятельности в рамках решения основных производственных задач в наименьшей степени могут быть применимы технологии Интернета вещей (IoT)?

а) жилищно-коммунальное хозяйство;

б) транспорт;

+в) государственное управление;

г) здравоохранение.

5) Какой из структурных элементов не относится драйверам технологии индустриального интернета («Индустрия 4.0»), которая, в свою очередь, формирует четвертую промышленную революцию с соответствующим экономическим укладом?

а) «умные» сенсоры;

б) беспроводные сети;

в) дополненная реальность;

+г) облачные сервисы.

6) Каково место материального сектора производства и в цифровой экономике?

а) материальный сектор производства и цифровые платформы существуют автономно в экономике;

б) материальный сектор производства будет замещен цифровыми платформами;

+в) материальный сектор производства нуждается в цифровых платформах для обеспечения

коммуникаций с контрагентами;

г) материальный сектор производства обеспечит гибель цифровых платформенных решений.

7) В рамках технологии больших данных развивается направление аналитики. К какому из ее разделов Вы отнесете раздел «Возможно Вы их знаете» в сети Facebook?

а) дескриптивная аналитика;

+б) прогнозная аналитика;

в) предписывающая аналитика;

г) аналитика, связанная с распознаванием образов.

8) Какой элемент платформ как моделей бизнеса не связан с управлением как специфической деятельностью?

а) коммуникации;

б) модели поведения;

+в) технологическое решение;

г) стратегии.

9) В качестве какого элемента бизнес-экосистемы выступает платформенное решение в цифровой экономике?

а) агента;

+б) ядра;

в) ограничения;

г) оператора.

10) Какая из прикладных областей не указана в явном виде в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» в качестве площадки для апробации технологических решений?

а) здравоохранение;

+б) связь;

в) «умный город»;

г) государственно управление.

11) На какой документ Вы будете ссылаться для указания нормативного определения понятия «цифровая экономика» в Российской Федерации?

а) ФЦП «Электронная Россия (2002–2010 годы)»;

б) ГП «Информационное общество (2011–2020 годы)»;

+в) Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы»;

г) Конституция Российской Федерации.

12) Какое из направлений программы «Цифровая экономика Российской Федерации» должно быть реализовано в первоочередном порядке в силу того, что образует базис для развития других направлений?

а) «Кадры и образование»;

+б) «Нормативное регулирование»;

в) «Информационная инфраструктура»;

г) «Информационная безопасность».

13) Какая из технологий цифровой экономики ориентирована на формирование децентрализованных хранилищ данных?

а) «большие данные»;

б) беспроводная связь;

+в) блокчейн-технология;

г) сенсорика.

14) Современная цивилизация живет в мире третьей промышленной революции. Вместе с тем скоро должна произойти четвертая. Какая технология считается ее частью?

а) роботы на производстве;

+б) интернет вещей;

в) термоядерный синтез;

г) механизация производства.

15) Одной из тенденций цифровой экономики является использование смарт-контракта, который, по сути, не «смарт» и практически не контракт. Что представляет данная сущность?

+а) это документ, в котором прописана суть стартапа, выходящего на ICO;

б) это компьютерный алгоритм или условие, которое позволяет сторонам обмениваться активами

в) последовательность букв и цифр, которая даёт возможность любому, кто её знает, перечислить токены на скрытый за ней счет;

г) единица измерения криптовалюты.

16) Каково отличие ICO от IPO?

+а) в ICO нет госрегулирования, а покупка токенов не делает человека владельцем компании;

б) ICO и IPO ничем не отличаются; даже аббревиатуры похожи;

в) в ICO нет госрегулирования;

г) деньги, инвестированные в ICO, возвращаются только спустя год.

17) Какой факт о блокчейне является неверным?

а) как только операция выполнена, записи о ней необратимы;

+б) участники блокчейна сообщаются через центральный узел;

в) каждый член сообщества имеет доступ ко всей информации и истории;

г) каждому пользователю присвоен адрес, состоящий из более 30 символов.

18) Какой термин область криптовалют позаимствовала в сельском хозяйстве?

а) компост;

+б) ферма;

в) пастбище;

г) плантация.

19) Одним из феноменов цифровой экономики является криптовалюта. Что представляет собой данная сущность?

а) валюта, у которой засекречен источник ее выпуска;

+б) электронная валюта, у которой нет администратора – ее стоимость не устанавливается и не гарантируется ни одним государством;

в) валюта, которую выпускает банк только в электронном виде;

г) электронная валюта, все сделки с которой проводятся скрытно.

20) Является ли количество биткоинов конечной величиной?

а) нет, их можно добывать бесконечно;

+б) да, максимальное количество биткоинов – 21 миллион;

в) да, если майнеров будет больше, чем самих биткоинов;

г) нет, если переводить биткоины в другую валюту.

21) Какие действия можно на сегодняшний день законно делать с криптовалютой в Российской Федерации?

а) оплачивать услуги и переводить на банковские счета, но только частным лицам;

+б) отправлять, получать и хранить;

в) продавать и переводить в другие валюты, но только не в гривны;

г) законом не запрещено только говорить о них.
ЗАДАНИЯ
1. Цифровизация госуслуг в России активно идет уже несколько лет, государственные сервисы становятся удобнее и доступнее. Пандемия коронавируса изменила повседневные отношения населения и органов власти, а также ведение бизнеса. Проанализируйте по материалам Интернета плюсы и минусы цифровизации в условиях пандемии коронавируса. В частности, обратитесь к публикациям Центра подготовки руководителей цифровой трансформации (https://cdto.ranepa.ru/pandemicegov); портала «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является ТАСС (https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/tehnopandemia-kaktehnologii-menaut-povsednevnost-po-mere-rasprostranenia-infekcii); статьи генерального директора компании Huawei в регионе Евразия Эйден У (пандемия дала новый импульс цифровизации общества (https://ria. ru/20200430/1570815748.html)); Росконгресс провел дискуссию «Влияние пандемии на развитие цифровых технологий в России» (https://tass.ru/ novosti-partnerov/8539101) и к другим источникам.По результатам анализа сделайте собственные выводы об использовании цифровых сервисов и платформ в различных условиях жизнедеятельности общества (работа с учетом удаленного доступа, цифровые пропуска при ограничении въезда — выезда, удаленное обучение в школах и вузах и др.) .
2. По материалам сайта «Новости цифровой трансформации, телекоммуникаций, вещания и ИТ» (https://www.comnews.ru/digital-economy)составьте обзор и проанализируйте цифровые проекты российских предприятий. Сделайте соответствующие выводы об актуальных проблемах и направлениях проникновения цифровых технологий Индустрии 4.0 в практику деятельности российских предприятий.
3. Изучите методологию оценки цифровой зрелости организации (https://cpur.ru/wp-content/uploads/2020/10/Metodologiya-oczenki-czifrovoj-zrelosti-organizaczii.pdf), разработанную Центром перспективных управленческих решений, а также результаты ее применения на примере Счетной палаты Российской Федерации (https://cpur.ru/operational/oczenka-czifrovoj-zrelosti-organizaczii-na-primere-schetnoj-palaty-rossijskoj-federaczii-2/), проанализируйте и оцените слабые и сильные стороны методологии, Сравните методологический подход Центра перспективных управленческих решений с другими методологическими подходами и методиками (например, экспертной группы Минпромторга России) и попытайтесь выбрать или создать для себя подходящий подход к оценке цифровой зрелости предприятия.
4. Изучите результаты совместной (SAP и «Делойт») оценки цифровой зрелости российских компаний (https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Уровень_цифровой_зрелости_в_России_(Digital_IQ)), сделайте выводы и представьте аргументы об уровне цифровой зрелости российских организаций в разрезе отраслей и составляющих исследования.
5. Изучите материалы экспертно-аналитического доклада «Цифровые двойники в высокотехнологичной промышленности» (http://assets.fea.ru/uploads/fea/news/2019/12_december/28/cifrovoy_dvoinik.pdf)и проанализируйте кейсы лучших практик реализации проектов цифровых двойников, а также примеры технологий и решений для разработки цифровых двойников. Исходя из доступности информации, в том числе в открытых источниках, дополните представленные перечни кейсов и лучших практик российских предприятий по использованию цифровых двойников.
6. Изучите материалы сайта «TAdviser. Государство. Бизнес. ИТ» (https://www.tadviser.ru/index.php/Интернет_вещей_Internet_of_Things_(IoT)) и составьте несколько каталогов применения технологий интернета вещей (Internet of Things – IoT) в отраслях и сферах экономики:
Каталог 1. Интернет вещей в медицине
Каталог 2. Интернет вещей в телекоме
Каталог 3. Интернет вещей в ЖКХ
Каталог 4. Интернет вещей в армии
Каталог 5. Интернет вещей в электроэнергетике
Каталог 6. Интернет вещей в строительстве
Каталог 7. Интернет вещей в логистике
Каталог 8. Интернет вещей в сельском хозяйстве (IoTAg).

7. Изучите материалы сайта «TAdviser. Государство. Бизнес. ИТ», посвященные виртуальной реальности (https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Виртуальная_реальность_(VR,_Virtual_Reality), и:
1) сделайте выводы о рынке устройств виртуальной и дополненной реальности;
2) составьте список основных разработчиков цифровых платформ и их продукции в области виртуальной и дополненной реальности;
3) выделите наиболее востребованные, на Ваш взгляд, направления внедрения и сферы применения технологий виртуальной и дополненной реальности.
8. Изучите и проанализируйте использование технологии Big Data в информационных системах и технологиях управления бизнес-процессами на примере конкретного российского предприятия. Поиск предприятия осуществите сами исходя из поставленной задачи и доступности информации, в том числе в открытых источниках.
9. Изучите и проанализируйте использование технологий виртуальной и дополненной реальности в информационных системах и технологиях управления бизнес-процессами на примере конкретного российского предприятия. Поиск предприятия осуществите сами исходя из поставленной задачи и доступности информации, в том числе в открытых источниках.
10. Изучите и проанализируйте использование нейротехнологий и технологийискусственного интеллекта в информационных системах и технологиях управления бизнес-процессами на примере конкретного российского предприятия. Поиск предприятия осуществите сами исходя из поставленной задачи и доступности информации, в том числе в открытых источниках.
11. Изучите и проанализируйте использование технологии блокчейнв информационных системах и технологиях управления бизнес-процессами на примере конкретного российского предприятия. Поиск предприятия осуществите сами исходя из поставленной задачи и доступности информации, в том числе в открытых источниках.
12. Изучите и проанализируйте использование прототипирования и аддитивных технологий в производстве на примере конкретного российского предприятия. Поиск предприятия осуществите сами исходя из поставленной задачи и доступности информации, в том числе в открытых источниках.
13. Изучите и проанализируйте использование цифровых двойников на примере конкретного российского предприятия. Поиск предприятия осуществите сами исходя из поставленной задачи и доступности информации, в том числе в открытых источниках.
14. Разработайте бизнес-модель применения технологий дополненной реальности в бизнесе по сортировке почтовых отправлений и посылок.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Выбор цифровых технологий для реализации требований стандартов менеджмента качества
Основы измерения и количественного описания данных о качестве
Оценка соответствия данных о качестве
Причинно­следственный анализ при поиске факторов, влияющих на качество
Цифровые технологии анализа данных о качестве на этапе производства и предоставления услуг

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Время, затраченное на выполнение работы, это ….
• Номинативная шкала
• Ранговая, или порядковая шкала
• Интервальная шкала
• Абсолютная шкала, или шкала отношений

К мерам изменчивости относят
• медиана
• среднее арифметическое
• стандартное отклонение
• процентиль
• размах
• квартиль
• асимметрия
• мода

• дисперсия

Модель линейной регрессии
• описывает линейную связь между зависимой величиной Y и независи­ мыми переменными X1, X2, X3 ….
• описывает линейную связь между независимой величиной Y и зависи­ мыми переменными X1, X2, X3 ….
• указывает на зависимость величины Y от величины X
• Все перечисленное выше

Причины нестабильности процесса ...
• Человеческий фактор
• Поломка оборудования
• Некачественное сырье
• Особые причины
• Общие причины

Контрольная карта Шухарта предназначена для ..
• Контроля характеристик относительно допуска
• Оценки стабильности процесса
• Контроля и отбраковки несоответствующей продукции

Критерий проверки гипотезы о равенстве средних значений в двух выбор­ ках при оценке влияния исследуемого фактора ..
• t­критерий Стьюдента
• Критерий Фишера
• Критерий Краскела ­ Уолиса
Для предотвращения появления несоответствий в области качества на эта­ пе проектирования применяют следующие методологии ...
• FMEA­анализ
• APQP
• SWOT­анализ
• 8 D
• IDEF0 моделирование процессов
• 8 Step
• Balanced Scorecard
• «6 Сигма»
• Lean Production
Факторный анализ предназначен для
• формирования нового факторного пространства
• исследования факторов, влияющих на стабильность проектируемого про­ цесса
• построения плана эксперимента для оценки влияния факторов

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. Н. Конягина Основы цифровой экономики : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/468187
Л1.2 Кудряшов А.А. Промышленные технологии и инновации: учебное пособие Поволжскийгосударственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017 URL: http://www.iprbookshop.ru/75404.html
Л1.3 Ю. И. Грибанов, М. Н. Руденко Цифровая трансформация бизнеса: учебное пособие Москва : Дашков и К°, 2023 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Макшанов, А. Е. Журавлев, Л. Н. Тындыкарь. Большие данные. Big Data : Учебник для вузов Санкт-Петербург : Лань, 2024 URL: https://e.lanbook.com/book/362318
Л2.2 Д. С. Кокорев, Е. В. Корнеева, В. Г. Сидоренко, А. М. Шаш Математические методы интеллектуального управления: учебное пособие Москва : Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ), 2021 biblioclub.ru
Л2.3 Е. С. Григорян, И. А. Юрасов. Корпоративная социальная ответственность : учебник Москва : Дашков и К°, 2023 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные, практические и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое и лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекционных и практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.