МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые решения в управлении организацией

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМаркетинг и цифровые коммуникации; Управление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_Профили-2023
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 98
самостоятельная работа 127
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 20 20 36 36
Лабораторные 26 26 36 36 62 62
Сам. работа 66 66 61 61 127 127
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
д.э.н., Профессор, Лобова С.В.;к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
д.э.н., Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Цифровые решения в управлении организацией

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: формирование теоретических знаний и практических навыков в области применения цифровых технологий в управлении.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять информационно-аналитическое обоснование управленческих решений
ПК-1.1 Знает инструменты и методы анализ-за информации, необходимой для принятия управленческих решений, основные экономические показатели работы организации
ПК-1.2 Умеет анализировать информацию для принятия управленческих решений, оценивать возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей и имеющихся ресурсов
ПК-1.3 Использует современные технические средства, информационные технологии аналитический инструментарий при обосновании управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает инструменты и методы анализа информации, необходимой для принятия управленческих решений, основные экономические показатели работы организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет анализировать информацию для принятия управленческих решений, оценивать возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей и имеющихся ресурсов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК- 1.3. Использует современные технические средства, информационные технологии и аналитический инструментарий при обосновании управленческих решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цифровая экономика и управление организацией
1.1. Цифровая экономика и цифровизация бизнеса. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Лекции 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Технологическое развитие и технологические уклады. Концепция «Индустрия 4.0» Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» Федеральный проект «Цифровые технологии» Лекции 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Оценка цифровой зрелости и цифровой готовности предприятия (адаптация методики и ее автоматизация в программе MicrosoftExcel, Google-таблицах) Лабораторные 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Технологическое развитие и технологические уклады Цифровая экономика и цифровизация бизнеса Сам. работа 5 32 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Оценка процессов цифровизации и цифровые характеристики современной России в глобальной цифровизации Лабораторные 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Цифровизация управления организацией
2.1. Цифровые платформы и бизнес-модели Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Цифровые двойники Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Цифровые решения в разрезе управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль, координирование Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Обзор цифровых проектов и цифровых бизнес-моделей российских предприятий Лабораторные 5 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Обзор цифровых решений и кейсов компаний в реализации управленческих функций Лабораторные 5 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Раздел "Цифровизация управления организацией" Сам. работа 5 34 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Технологии Индустрии 4.0 в управлении организацией и инструменты их внедрения
3.1. «Сквозная» технология «Новые производственные технологии». «Умное» производство Лекции 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Промышленный интернет вещей Лекции 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Виртуальная и дополненная реальность в управлении Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Внедрение цифровых технологий. Манипуляторы и технологии манипулирования. Роботизация Лекции 6 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Большие данные и искусственный интеллект Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Аддитивные технологии промышленного производства Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Блокчейн Лекции 6 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Ключевые направления цифровизации управления Обзор инструментов внедрения цифровых технологий в решении управленческих задач Лабораторные 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.9. Сквозные цифровые технологии Лабораторные 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.10. Прикладные цифровые решения в управлении организацией Лабораторные 6 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.11. Большие данные, их обработка и анализ. Оптимизация бизнес-процессов. Архитектура предприятия. Коммуникации Лабораторные 6 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.12. Раздел "Технологии Индустрии 4.0 в управлении организацией и инструменты их внедрения" Сам. работа 6 61 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Комплект типовых проблемных вопросов для проведения дискуссии

Раздел 1. Эволюция технологических укладов и цифровая экономика
1. Все ли дизруптивные инновации вызывают промышленные революции?
2. Какие факторы обусловили Четвертую промышленную революцию? Что для чего является катализатором: цифровизация или Индустрия 4.0?
3. Какие уровни и сферы экономики затронула Четвертая промышленная революция?
4. Можно ли отождествлять термины «Четвертая промышленная революция» и «Индустрия 4.0»? Как они соотносятся и иерархируются?
5. Когда в России свершится четвертая промышленная революция?
6. Что такое цифровизация в общем смысле?
7. Правильно ли называть цифровую экономику платформенной экономикой?
8. Есть ли у цифровизации экономики и цифровизации производства лимиты?
9. Какие российские инициативы направлены на развитие передовых производственных технологий в промышленности?
10. Может ли цифровая экономика и цифровизация стать основой формирования нового мирохозяйственного уклада?
11. Какое из направлений программы «Цифровая экономика Российской Федерации» должно быть реализовано в первоочередном порядке в силу того, что образует базис для развития других направлений?

Раздел 2. Индустрия 4.0 и компоненты современного производства
12. Какие мировые инициативы и программы направлены на развитие Индустрии 4.0?
13. Кто такие Homocreativusи как происходит их формирование под влиянием научно-технического прогресса?
14. Смогут ли цифровые платформы поменять зоны экономического влияния? Следует ли их рассматривать как шестую власть?

Раздел 3. Цифровые технологии
15. Какие опасности возникают при массовом переходе на постчеловеческие алгоритмы принятия решений в экономике и социальной сфере?
16. Есть ли риски «восстания машин» в производственной сфере, и в чем они проявляются?
17. Зачем нужны хранилища данных при внедрении цифровых технологий? Как они должны защищаться?
18. Правда ли, что смарт-контракты по сути не «смарт» и практически не контракт? Почему цифровая технология получила такое название?
19. Есть ли у биткоинов конечная величина?
20. Как пятое поколение мобильной связи двигает Четвертую промышленную революцию?

Комплект типовых аналитических и реконструктивных заданий
1. Цифровизация госуслуг в России активно идет уже несколько лет, государственные сервисы становятся удобнее и доступнее. Пандемия коронавируса изменила повседневные отношения населения и органов власти, а также ведение бизнеса. Проанализируйте по материалам Интернета плюсы и минусы цифровизации в условиях пандемии коронавируса. В частности, обратитесь к публикациям Центра подготовки руководителей цифровой трансформации (https://cdto.ranepa.ru/pandemicegov); портала «Будущее России. Национальные проекты», оператором которого является ТАСС (https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/tehnopandemia-kaktehnologii-menaut-povsednevnost-po-mere-rasprostranenia-infekcii); статьи генерального директора компании Huawei в регионе Евразия Эйден У (пандемия дала новый импульс цифровизации общества (https://ria. ru/20200430/1570815748.html)); Росконгресс провел дискуссию «Влияние пандемии на развитие цифровых технологий в России» (https://tass.ru/ novosti-partnerov/8539101) и к другим источникам.По результатам анализа сделайте собственные выводы об использовании цифровых сервисов и платформ в различных условиях жизнедеятельности общества (работа с учетом удаленного доступа, цифровые пропуска при ограничении въезда — выезда, удаленное обучение в школах и вузах и др.) .
2. По материалам сайта «Новости цифровой трансформации, телекоммуникаций, вещания и ИТ» (https://www.comnews.ru/digital-economy)составьте обзор и проанализируйте цифровые проекты российских предприятий. Сделайте соответствующие выводы об актуальных проблемах и направлениях проникновения цифровых технологий Индустрии 4.0 в практику деятельности российских предприятий.
3. Изучите методологию оценки цифровой зрелости организации (https://cpur.ru/wp-content/uploads/2020/10/Metodologiya-oczenki-czifrovoj-zrelosti-organizaczii.pdf), разработанную Центром перспективных управленческих решений, а также результаты ее применения на примере Счетной палаты Российской Федерации (https://cpur.ru/operational/oczenka-czifrovoj-zrelosti-organizaczii-na-primere-schetnoj-palaty-rossijskoj-federaczii-2/), проанализируйте и оцените слабые и сильные стороны методологии, Сравните методологический подход Центра перспективных управленческих решений с другими методологическими подходами и методиками (например, экспертной группы Минпромторга России) и попытайтесь выбрать или создать для себя подходящий подход к оценке цифровой зрелости предприятия.
4. Изучите результаты совместной (SAP и «Делойт») оценки цифровой зрелости российских компаний (https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Уровень_цифровой_зрелости_в_России_(Digital_IQ)), сделайте выводы и представьте аргументы об уровне цифровой зрелости российских организаций в разрезе отраслей и составляющих исследования.
5. Изучите материалы экспертно-аналитического доклада «Цифровые двойники в высокотехнологичной промышленности» (http://assets.fea.ru/uploads/fea/news/2019/12_december/28/cifrovoy_dvoinik.pdf)и проанализируйте кейсы лучших практик реализации проектов цифровых двойников, а также примеры технологий и решений для разработки цифровых двойников. Исходя из доступности информации, в том числе в открытых источниках, дополните представленные перечни кейсов и лучших практик российских предприятий по использованию цифровых двойников.
6. Изучите материалы сайта «TAdviser. Государство. Бизнес. ИТ» (https://www.tadviser.ru/index.php/Интернет_вещей_Internet_of_Things_(IoT)) и составьте несколько каталогов применения технологий интернета вещей (Internet of Things – IoT) в отраслях и сферах экономики:
Каталог 1. Интернет вещей в медицине
Каталог 2. Интернет вещей в телекоме
Каталог 3. Интернет вещей в ЖКХ
Каталог 4. Интернет вещей в армии
Каталог 5. Интернет вещей в электроэнергетике
Каталог 6. Интернет вещей в строительстве
Каталог 7. Интернет вещей в логистике
Каталог 8. Интернет вещей в сельском хозяйстве (IoTAg).

7. Изучите материалы сайта «TAdviser. Государство. Бизнес. ИТ», посвященные виртуальной реальности (https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Виртуальная_реальность_(VR,_Virtual_Reality), и:
1) сделайте выводы о рынке устройств виртуальной и дополненной реальности;
2) составьте список основных разработчиков цифровых платформ и их продукции в области виртуальной и дополненной реальности;
3) выделите наиболее востребованные, на Ваш взгляд, направления внедрения и сферы применения технологий виртуальной и дополненной реальности.
8. Изучите и проанализируйте использование технологии Big Data в информационных системах и технологиях управления бизнес-процессами на примере конкретного российского предприятия. Поиск предприятия осуществите сами исходя из поставленной задачи и доступности информации, в том числе в открытых источниках.
9. Изучите и проанализируйте использование технологий виртуальной и дополненной реальности в информационных системах и технологиях управления бизнес-процессами на примере конкретного российского предприятия. Поиск предприятия осуществите сами исходя из поставленной задачи и доступности информации, в том числе в открытых источниках.
10. Изучите и проанализируйте использование нейротехнологий и технологийискусственного интеллекта в информационных системах и технологиях управления бизнес-процессами на примере конкретного российского предприятия. Поиск предприятия осуществите сами исходя из поставленной задачи и доступности информации, в том числе в открытых источниках.
11. Изучите и проанализируйте использование технологии блокчейнв информационных системах и технологиях управления бизнес-процессами на примере конкретного российского предприятия. Поиск предприятия осуществите сами исходя из поставленной задачи и доступности информации, в том числе в открытых источниках.
12. Изучите и проанализируйте использование прототипирования и аддитивных технологий в производстве на примере конкретного российского предприятия. Поиск предприятия осуществите сами исходя из поставленной задачи и доступности информации, в том числе в открытых источниках.
13. Изучите и проанализируйте использование цифровых двойников на примере конкретного российского предприятия. Поиск предприятия осуществите сами исходя из поставленной задачи и доступности информации, в том числе в открытых источниках.
14. Разработайте бизнес-модель применения технологий дополненной реальности в бизнесе по сортировке почтовых отправлений и посылок.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)

Комплект типовых тем докладов и выступлений
1. Теория технологического разрыва Майкла Познера.
2. Кибернетический взгляд на Четвертую промышленную революцию.
3. Влияние Четвертой промышленной революции на рынок труда и отношение к труду.
4. Влияние Четвертой промышленной революции на рынок труда и отношение на социальную сферу.
5. Киберфизическая система vs реальный мир: взаимопроникновение или противостояние?
6. Роль Homofaberи Homocreatorв цифровой экономике.
7. Сравнение характеристик цифровой и аналоговой экономик.
8. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: основные идеи и федеральные проекты, входящие в нее.
9. Содержание и направления федерального проекта «Цифровые технологии».
10. Дорожная карта НТИ. Основные этапы формирования дорожных карт НТИ.
11. Рынок AeroNet, его цели и ключевые сегменты.
12. Рынок AutoNet, его цели и ключевые сегменты.
13. Рынок NeuroNet, его цели и ключевые сегменты.
14. Рынок HealthNet, его цели и ключевые сегменты.
15. Рынок MariNet, его цели и ключевые сегменты.
16. Рынок FoodNet, его цели и ключевые сегменты.
17. Рынок EnergyNet, его цели и ключевые сегменты.
18. Рынок SafeNet, его цели и ключевые сегменты.
19. Рынок FinNet, его цели и ключевые сегменты.
20. Кросс-рыночное направление TechNetи его цели.
21. Оценка и состояние процессов цифровизации и цифровые характеристики современной России в глобальной цифровизации.
22. Цифровая экосистема бизнеса.
23. Экономические эффекты цифровизации и платформизации экономики.
24. Новые формы взаимодействия в цифровой экономике: уберизация, пиринговая экономика, экономика совместного потребления.

25. Воздействие Индустрии 4.0 на промышленные сектора экономики.
26. Цифровизация и Индустрия 4.0: что является триггером?
27. Изменение цепочки создания стоимости в Индустрии 4.0.
28. Индустрия 4.0 в контексте глобального и устойчивого развития.
29. Угрозы Индустрии 4.0 для развивающихся стран.
30. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, его содержание.
31. Экономические эффекты цифровизации и платформизации производства.
32. Виртуальная производственная платформа бизнеса.
33. Особенности производственной цепочки на платформе.
34. АРР-экономика.
35. 15 ключевых компонентов современного производства.
36. Шесть ступеней на пути к Индустрии 4.0.
37. Типология и классификация цифровых двойников.
38. Цифровая (Digital Factory) – «умная» (Smart Factory) –виртуальная(Virtual Factory)фабрики.
39. Мандаты внедрения цифровых технологий.
40. Национальные стандарты в области технологий интернета вещей (IoT), сенсорных сетей, промышленного интернета вещей.
41. Обзор состояния рынка интернета вещей в России.
42. Перспективы использования 3D печати для Фабрик Будущего.
43. Облачные решения для цифровой трансформации.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Комплект типовых вопросов для подготовки к зачету и экзамену по дисциплине
1. Технологический уклад и его связь с техно-промышленным, техно- производственным, техно-социальным укладами.
2. Причины промышленныхреволюций. Дизрупция и дизруптивные инновации, их роль в промышленной революции.
3. Влияние Четвертой промышленной революции на экономику, отношение к труду, прозрачность мира, социальную сферу, индивидуализацию, политические системы.
4. Характеристика концепции «Индустрия 4.0».
5. Понятие цифровой трансформации. Процессы цифровой трансформации в промышленности.
6. Суть цифровизации экономики и что такое цифровая экономика.
7. Платформенная архитектура цифровой экономики. Цифровые производственные плдатформы.
8. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Характеристика основных федеральных проектов Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».
9. Национальная технологическая инициатива (НТИ). Рынки НТИ.
10. Какие цифровые технологии являются приоритетными для НТИ? Матрица НТИ.
11. Характеристика кросс-рыночного направления Технет.
12. Центры компетенций НТИ. Технологические конкурсы Up Great.
13. Четыре уровня технологий централизованных цифровых платформ: технологии цифровизации деятельности, сквозные информационные технологии, инфокоммуникационные технологии, технологии физической реализации.
14. Что такое «умная» технология, чем она определяется?
15. «Фабрики будущего». Классификация Фабрик будущего.
16. Краткая характеристика 15 ключевых компонентов современного производства.
17. Цифровая зрелость предприятия: признаки и подходы к оценке.
18. Цифровой двойник. Типология и классификация цифровых двойников.
19. Цифровые двойники и цифровые тени.
20. Преимущества использования цифровых двойников. Хранение и обновление данных цифровых двойников.
21. Эволюция цифровых двойников. Технологии в основе концепции «Цифровой двойник».Smart Digital Twin.
22. Объекты и субъекты цифрового двойника. Взаимодействие цифровых двойников с объектами и процессами реального мира.
23. Аддитивные технологии.Понятие аддитивного производства. Принципы формообразования изделий. Быстрое прототипирование или аддитивное производство. Назначение изделия аддитивного производства. Типовой процесс аддитивного производства.
24. Концепция «Интернет вещей» (IoT). Базовые принципы IoT. Стандартизации IoT. 
Архитектура IoT. Веб вещей WoТ. Когнитивный Интернет вещей CIoT. 

25. Взаимодействие с интернет-вещами. Роль инфокоммуникационных технологий в развитии IoT.
26. Технологии беспроводной связи (WAN (Wide Area Network), LPWAN (Low Power Wide Area Network), WLAN (Wireless Local Area Network), PAN (Personal Area Network), спутниковые технологии связи (СТС)) как технический базис для IoT.
27. Практики и направления IoT. «Умный» дом. «Умный» город. «Умный» автомобиль. «Умный» завод. «Умная» медицина. «Умная» жизнь.
28. Промышленный интернет вещей (IIOT), примеры его применения в основном и вспомогательном производстве.
29. Базовые понятия и определения технологий виртуальной и дополненной реальности. Разница между AR, Virtual Reality (VR) и Mixed Reality. Функциональные возможности современных приложений и сред с иммерсивным контентом.
30. Сферы применения и использования технологий виртуальной и расширенной реальности. Применение AR/VR технологий в промышленном производстве.
31. ТехнологииБольшихданных(BigData)в цифровой экономике. Обращение с BigData и риски их применения.
32. Data Mining: задачи, классификация, методы. Применение Data Mining в производственных системах.
33. Технология блокчейн. Виды блокчейнов. Преимущества блокчейна.
34. Интеллектуальные системы на основе блокчейна. Блокчейн в бизнес-модели производственного предприятия.
35. Отраслевое применение блокчейна. Блокчейн и экономика совместного потребления. Блокчейн в интернете вещей. Блокчейн и уникальные ценные объекты. Блокчейн и создание пользовательских приложений. Блокчейн в сфере транспорта и логистики. Блокчейн в энергетике.
36. Технологии сенсорики и компоненты робототехники.
37. Характеристика процессов и масштабов роботизации в промышленности.
38. Признаки цифрового производства. Три уровня цифрового производства. Этапы перехода к цифровому производству.
39. Бизнес-модель цифрового предприятия: ключевые признаки и технологии.
40. Ключевые показатели эффективности производственной деятельности цифрового предприятия.
41. Система управления цифровым предприятием.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. Н. Конягина Основы цифровой экономики : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/468187
Л1.2 Кудряшов А.А. Промышленные технологии и инновации: учебное пособие Поволжскийгосударственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017 URL: http://www.iprbookshop.ru/75404.html
Л1.3 А. В. Макшанов, А. Е. Журавлев, Л. Н. Тындыкарь. Большие данные. Big Data : Учебник для вузов Санкт-Петербург : Лань, 2024 URL: https://e.lanbook.com/book/362318
Л1.4 Ю. И. Грибанов, М. Н. Руденко Цифровая трансформация бизнеса: учебное пособие Москва : Дашков и К°, 2023 biblioclub.ru
Л1.5 Д. С. Кокорев, Е. В. Корнеева, В. Г. Сидоренко, А. М. Шаш Математические методы интеллектуального управления: учебное пособие Москва : Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ), 2021 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Макшанов, А. Е. Журавлев, Л. Н. Тындыкарь. Большие данные. Big Data : Учебник для вузов Санкт-Петербург : Лань, 2024 URL: https://e.lanbook.com/book/362318
Л2.2 Д. С. Кокорев, Е. В. Корнеева, В. Г. Сидоренко, А. М. Шаш Математические методы интеллектуального управления: учебное пособие Москва : Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ), 2021 biblioclub.ru
Л2.3 Е. С. Григорян, И. А. Юрасов. Корпоративная социальная ответственность : учебник Москва : Дашков и К°, 2023 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные, практические и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое и лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекционных и практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.