МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальная квалитология, стандартизация и оценка качества социальных услуг

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz39_03_02_СР-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 14
самостоятельная работа 85
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 85 85 85 85
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Калинина Ю.А.;к.с.н., доцент, Антонович И.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальная квалитология, стандартизация и оценка качества социальных услуг

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., д.с.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., д.с.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Ознакомление студентов с концептуальными основами квалитологии и социальной квалиметрии, стандартизации социального обслуживания населения, оценки качества социальных услуг; нормативно-правовыми основами, регламентирующими качество социальных услуг, а также конкретно применяемыми методами, способами и приемами оценки качества социальных услуг.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен к использованию, контролю и оценке методов и приемов осуществления профессиональной деятельности в сфере социальной работы
ОПК-4.1 Применяет основные методы и приемы профессиональной деятельности в сфере социальной работы
ОПК-4.2 Оценивает эффективность применения конкретных методов и приемов профессиональной деятельности в сфере социальной работы
ОПК-4.3 Применяет методы контроля в профессиональной деятельности в сфере социальной работы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Применяет основные методы и приемы профессиональной деятельности в сфере социальной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценивает эффективность применения конкретных методов и приемов профессиональной деятельности в сфере социальной работы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применяет методы контроля в профессиональной деятельности в сфере социальной работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы социальной квалиметрии
1.1. Социальная квалиметрия в системе квалитологии Лекции 5 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Социальная квалиметрия в системе наук. Исследователи в области качества Практические 5 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Понятие квалиметрии, социальные измерения. Социальная квалиметрия и социология, метрология Сам. работа 5 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.4. Социальная квалиметрия и социальная работа Практические 5 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.5. Многоаспектность категории качества. Качество услуги, качество процесса социального обслуживания. Практические 5 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.6. Социальная квалиметрия: основные направления, методы и технологии Сам. работа 5 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Стандартизация социального обслуживания населения
2.1. Развитие стандартизации в России Практические 5 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.2. Стандартизация социального обслуживания в России: история и современность. Практические 5 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.3. Разработка и утверждение национальных стандартов и стандартов организаций Сам. работа 5 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.4. Нормативно-правовые основы стандартизации Лекции 5 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.5. Цели, принципы стандартизации в РФ. Объекты и уровни стандартизации. Практические 5 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.6. Документы в области стандартизации Сам. работа 5 10 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.7. Национальные стандарты и стандарты организаций Лекции 5 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.8. Национальные стандарты и стандарты организаций. Международные и отечественные стандарты качества. Стандарты социального обслуживания Практические 5 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
2.9. Особенности оказания социальных услуг и их стандартизации Сам. работа 5 15 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л2.3
Раздел 3. Оценка качества социальных услуг
3.1. Качество социальных услуг: сущность, критерии и показатели оценки Практические 5 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Требования к оценке качества услуг. Показатели качества услуг Практические 5 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Показатели оценки качества социальных услуг Сам. работа 5 15 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Инструментарий оценки качества социальных услуг Лекции 5 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Инструментарий оценки качества социальных услуг. «Независимая оценка» как инструмент повышения эффективности деятельности организаций социального обслуживания в части предоставления социальных услуг Практические 5 1 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Подтверждение соответствия как инструмент оценки соотвтествия социального обслуживания требованиям стандартов Сам. работа 5 15 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.7. Экзамен 5 9 ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-4.3 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»https://portal.edu.asu.ru/mod/lesson/edit.php?id=91100
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-4: Способен к использованию, контролю и оценке методов и приемов осуществления профессиональной деятельности в сфере социальной работы

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются правила осуществления и характеристики выполнения работ или оказания услуг (Выберите один ответ):
a. национальный стандарт
b. административный регламент
c. договор
d. профессиональный стандарт
ответ: а
2.Применительно к процессу социального обслуживания можно выделить следующие объекты стандартизации (Выберите один или несколько ответов):
a. качество услуг
b. виды услуг
c. объемы услуг
d. документация
e. требования к персоналу
f. условия обслуживания
g. все выше перечисленные варианты
ответ: g
3.Как соотносятся понятия «стандарт – качество» (Выберите один ответ):
a. тождественны
b. равны
c. не равны
ответ: c
4. Технический комитет по стандартизации – это…
a. группа исследователей, изучающая проблемы в области стандартизации
b. группа экспертов, осуществляющая государственный надзор за соблюдением существующих стандартов в РФ
c. объединение специалистов, заинтересованных организаций, создаваемое на добровольной основе для разработки национальных стандартов
ответ: с
5. Особенности социальной услуги: (Выберите один или несколько ответов)
a. социальная услуга – это продукт не только исполнителя, но и потребителя
b. сохраняемость услуги
c. несохраняемость услуги
d. неосязаемость
e. социальную услугу не всегда можно оценить только положительно
f. непостоянство качества социальной услуги
ответ: а, с
6. Укажите укрупненные виды социальных услуг, обозначенные в национальном стандарте ГОСТ Р 52143-2021. (Выберите один или несколько ответов)
a. социально-педагогические
b. социально-психологические
c. юридические
d. социально-правовые
e. социально-медицинские
f. социально-бытовые
h. медицинские
ответ а,b,d,e,f
7. Квалиметрия – это (Выберите один ответ)
a. наука, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества продукции или услуги
b. наука, изучающая и реализующая методы измерения социума
c. наука, занимающаяся разработкой научных основ и методов управления социальными явлениями
d. наука, занимающаяся исследованием природы человека
ответ а,
8. Автор циклически повторяющегося процесса принятия решения, используемого в управлении качеством является ...(Выберите один ответ)
a. Форд Г.
b. Фейгенбаум А.
c. Маслоу А.
d. Деминг Э.
ответ d
9. Услуга как объект государственной стандартизации была впервые введена в государственную систему стандартизации в РФ в: (Выберите один ответ)
a. 1992 г.
b. 2000 г.
c. 2010 г.
d. 2020 г.
ответ а
10. Согласны ли Вы с тем, что мнение получателей о качестве условий оказания услуг изучаются с помощью методов: анкетирование, интервьюирование, телефонный опрос, интернет-опрос, в том числе на официальном сайте организации?
a. да
b. нет
ответ а
11. Согласны ли Вы с тем, что в ходе независимой оценки качества оцениваются официальные сайты учреждений социального обслуживания?
a. да
b. нет
ответ а
12. Согласны ли Вы с тем, что в ходе независимой оценки качества оцениваются информационные стенды в помещениях учреждений социального обслуживания?
a. да
b. нет
ответ а
13. Согласны ли Вы с тем, что профессиональный стандарт специалиста по социальной работе имеет обязательный характер применения?
a. да
b. нет
ответ: а
14.Согласны ли Вы с тем, что Национальные стандарты (ГОСТ Р) имеют добровольный характер применения?
a. да
b. нет
ответ: а
15. Согласны ли Вы с тем, что стандарт предоставления услуги, содержащийся в Административном регламенте предоставления государственной услуги, имеет обязательный характер применения?
a. да
b. нет
ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. В России начала XXI века стратегически актуальной стала проблематика социальной квалитологии – науки и практики осуществления оценки __________ общественного и личностного развития, определения социальной эффективности реформ, их коррекции с учетом результатов, выработки новых стратегий, направлений социального развития общества и человека, оптимизации функционирования общественных институтов.
ответ: качества
2. Квалитология в современном обществе в условиях его масштабного усложнения и роста динамики развития, как комплексная система научного знания о качестве, его оценке, активно стимулирует совершенствование _________________ - науки, образовательной и социально-технологической практики мониторинга качества социальной реальности, социальных качеств человека и общества, пространства их бытия.
ответ: социальной квалиметрии
3. Квалиметрия как самостоятельная наука об оценивании качества разного рода объектов сформировалась в конце----------
ответ: 1960-х годов
4. .Современные исследователи выделяют определенные походы к определению задач квалиметрии. Во-первых, это анализ проблем квалиметрии только с целью комплексной оценки, построения интегрированного показателя качества, то есть создания обоснованных, корректных методов свертывания, «сжатия» показателей, отдельных частных оценок в обобщенную, комплексную ___________объекта (его отдельные свойства).
ответ: характеристику
5. Средством измерения, обеспечивающим воспроизведение и хранение единицы измерения, а так же передачу её размера нижестоящим по проверочной схеме, является__________. Это точная мера или точный измерительный прибор, служащие для воспроизведения, хранения и передачи единицы измерения какой-либо величины.
ответ: эталон
6. Квалитология объединяет содержательно и квалиметрию, и метрологию, и научное обеспечение мониторинга количественных и ______________-измерений параметров духовной и материальной жизни. В соответствии с этим метрологию можно рассматривать как науку об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и требуемой точности.
ответ: качественных
7. Объект ______________- продукция, работы, услуги, процессы, системы менеджмента, терминология, условные обозначения, исследования (испытания) и измерения (включая отбор образцов) и методы испытаний, маркировка, процедуры оценки соответствия и иные объекты.
Ответ: стандартизации
8. Стандартизация___________ - деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на повышение конкурентоспособности услуг.
Ответ: услуг
9. Национальный __________________- документ по стандартизации, который разработан участником или участниками работ по стандартизации, по результатам экспертизы в техническом комитете по стандартизации или проектном техническом комитете по стандартизации утвержден федеральным органом исполнительной власти в сфере стандартизации и в котором для всеобщего применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации.
Ответ: стандарт
10. Стандарт __________________ - документ по стандартизации, утвержденный юридическим лицом, в том числе государственной корпорацией, саморегулируемой организацией, а также индивидуальным предпринимателем для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Ответ: организации

11. Нематериальная _____________ направлена на удовлетворение социально-культурных потребностей потребителя, среди которых здоровье человека, образование, информация, культура, духовные ценности; ее результатом выступает измененное состояние самого человека.
ответ: услуга
12. К 2023 году в России действует более __ Национальных стандарта социального обслуживания.
ответ: 30
13. В стандарте ГОСТ Р 52142-2021 установлены основные положения, определяющие качество _____________услуг.
ответ: социальных
14. В Великобритании создана специальная инспекция социальных служб для совершенствования стандартов и повышения качества оказываемых услуг, повышения эффективности работы, гарантии безопасности жизни и ____________ потребителей услуг.
ответ: здоровья
15. Особенностью социального обслуживания за рубежом является участие клиентов и лиц, ухаживающих за ними, в подборе персонала, разработке штатного расписания, определении круга производственных обязанностей, оценке работы персонала социальных служб потребителями, которая проводится один раз в _____ месяцев.
Ответ: шесть (6)
16. В настоящее время исследователи в области управления качеством выделяют определенную ______________ показателей качества, применяемых при оценке качества продукции различных видов.
Ответ: классификацию
17. Показатели качества социальных услуг можно рассматривать, с точки зрения ___________________(субъектов, потребляющих услугу).
Ответ: потребителей
18. Первоначальной классификацией показателей и критериев ____________ является, согласно ИСО 9004.2, дифференциация количественных и качественных характеристик услуг.
Ответ: качества услуг
19. В настоящее время исследователи в области управления качеством выделяют определенную ____________ показателей качества, применяемых при оценке качества продукции различных видов.
Ответ: классификацию
20. Показатели качества социальных услуг можно рассматривать, с точки зрения _______________ (субъектов, потребляющих услугу).
Ответ: потребителей

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены

5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамена по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. В. Крысова Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебное пособие Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2017 biblioclub.ru
Л1.2 И. С. Романычев, Н. Н. Стрельникова, Л. В. Топчий и др. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебник для бакалавров М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю.П. Зубков, Ю.Н. Берновский, А.Г. Зекунов и др. ред. В.М. Мишина Основы стандартизации, метрологии и сертификации: Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Крылова, Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник Москва : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Стандартизация продукции, процессов и услуг: учебно-практическое пособие Москва : АСМС, 2012 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136767 
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты РФ www.rosmintrud.ru
Э2 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения Алтайского края www.aksp.ru
Э3 Официальный католог национальных стандаров (Ростехрегулирование) protect.gost.ru
Э4 Электронный учебно-методический комплекс дисциплины (доступно из корпоративной сети Алтайского государственного университета) portal.edu.asu.ru
Э5 Сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) www.gost.ru
Э6 Журнал «Стандарты и качество» ria-stk.ru
Э7 Сайт Интернет-версии системы Гарант iv.garant.ru
Э8 Курс в Moodle «Социальная квалитология, стандартизация и оценка качества социальных услуг» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
511Д лаборатория математического обеспечения социально-психологических исследований - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютеры: 10 единиц; мониторы: 10 единиц.
415Д специализированный компьютерный класс кафедры связей с общественностью и рекламы - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; системный блок: IntelCore 2 DuoE7400 -17 шт.; сервер: системный блок: AquariusIntelPentiumD; монитор: Acer V173 B -16 шт.; монитор: Acer V193W 1 шт.; телевизор Samsung

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятия