Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и эконометрики |
---|---|
Направление подготовки | 38.04.02. Менеджмент |
Профиль | Проектный менеджмент качества в цифровой экономике |
Форма обучения | Очно-заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | v38_04_02_Менеджмент_ПМКвЦЭ-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и эконометрики
Протокол от г. №
Заведующий кафедрой д.э.н., проф. Шваков Е.Е.
1.1. | Целью дисциплины является подготовка студентов магистратуры в исследовательской деятельности вообще, и к проведению конкретных научных исследований при подготовке ими магистерских диссертаций в частности |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.01 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1 | Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
УК-1.2 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
УК-1.3 | Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией. Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований. Методология научных исследований в экономике: принципы построения. Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации. | ||||||
1.1. | Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией | Лекции | 1 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.2. | Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией | Практические | 1 | 1 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.2 |
1.3. | Магистерская диссертация: содержание исследовательской работы выпускников магистратуры при работе над магистерской диссертацией | Сам. работа | 1 | 8 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.4. | Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований | Лекции | 1 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.2 |
1.5. | Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований | Практические | 1 | 1 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.2 |
1.6. | Научная новизна и практическая значимость результатов научных исследований | Сам. работа | 1 | 12 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.7. | Методы сбора данных в научных исследованиях | Лекции | 1 | 4 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.8. | Методы сбора данных в научных исследованиях | Практические | 1 | 1 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.2 |
1.9. | Методы сбора данных в научных исследованиях | Сам. работа | 1 | 10 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.2 |
1.10. | Методы обработки собранных данных в научных исследованиях | Практические | 1 | 1 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.2 |
1.11. | Методы обработки собранных данных в научных исследованиях | Сам. работа | 1 | 12 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.2 |
1.12. | Методы производства новых научных знаний (методы познания) | Практические | 1 | 1 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.2 |
1.13. | Методы производства новых научных знаний (методы познания) | Сам. работа | 1 | 12 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.2 |
1.14. | Экономические законы, как высшая форма научного знания в сфере экономике | Практические | 1 | 1 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.2 |
1.15. | Экономические законы, как высшая форма научного знания в сфере экономике | Сам. работа | 1 | 12 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.16. | Методология научных исследований в экономике: принципы построения | Практические | 1 | 1 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.2 |
1.17. | Методология научных исследований в экономике: принципы построения | Сам. работа | 1 | 12 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.18. | Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации | Лекции | 1 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л2.1, Л1.2 |
1.19. | Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации | Практические | 1 | 1 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
1.20. | Выбор темы научного исследования для подготовки магистерской диссертации | Сам. работа | 1 | 12 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1, Л2.1, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1134 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1 Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий 1. Магистерская диссертация – это: а) вариант дипломной работы, показывающей квалификацию выпускника в области разработки управленческих решений в пределах программы магистратуры; б) продолжение бакалаврской выпускной квалификационной работы; в) выпускная квалификационная работа, демонстрирующая квалификацию выпускника магистратуры в области производства новых научных знаний; г) выпускная квалификационная работа, демонстрирующая квалификацию выпускника магистратуры в области применения профессиональных знаний на практике. 2. Научные исследования – это: а) производство новых знаний, актуальных для общества; б) производство новых знаний, позволяющих предприятиям принимать правильные решения; в) производство новых знаний, полезных в обыденной жизни людей; г) производство новых знаний, объясняющих необычные явления. 3. Требования к квалификации ученого: а) ученый должен знать, что собой представляет магистерская диссертация; б) ученый должен: владеть базовыми знаниями и информацией в пределах определенной научной отрасли, а также знать о последних достижениях в ней; владеть методологией и методами производства новых знаний в избранной отрасли науки; уметь доказательно интерпретировать полученные новые научные результаты, в том числе и на уровне международной практики общения; в) ученый должен уметь выполнять задания руководства по предоставлению новой информации, актуальной для принятия решений. 4. Научная новизна – это: а) изложенные в доступной форме новые для выпускника магистратуры знания, почерпнутые им из публикаций известных ученых; б) изложенные в доступной форме новые для выпускника магистратуры знания, почерпнутые им из Интернета; в) признак, наличие которого в диссертации дает право ее автору использовать понятие «впервые»; г) признак, который позволяет отличить данную диссертацию от других, представленных к защите. 5. Практическая значимость – это: а) возможность применения результатов научного исследования с выгодой для практики, подтвержденная документально; б) результаты исследования, которые привлекли внимание практиков; в) результаты исследования, одобренные коллегами; г) результаты исследования, опубликованные в открытой печати. 6. Логическая последовательность практического использования результатов научных исследований в форме инноваций: а) новшество, научная новизна, практическая значимость, инновации; б) научная новизна, практическая значимость, новшество, инновации; в) научная новизна, новшество, практическая значимость, инновации; г) практическая значимость, новшество, научная новизна, инновации. 7. Система – это: а) общепринятое представление предприятий, организаций, т.п.; б) упорядоченное функционирование объектов материальной природы; в) совокупность взаимосвязанных элементов, выполняющая некую функцию, которую не может выполнить ни один из элементов, входящих в систему; г) совокупность свойств объекта, определяющих его уникальность. 8. Системный подход – это: а) представление предмета (объекта) исследования в виде совокупности взаимосвязанных элементов, выполняющих некую функцию, которую не может выполнить ни один из элементов, входящих в нее; б) представление предмета (объекта) исследования в сравнении с похожими аналогами; в) представление предмета (объекта) исследования в виде низших форм существования, позволяющие познавать закономерности сложного на основе простого; г) представление предмета (объекта) исследования в виде полного перечня входящих в него элементов. 9. Объективный экономический закон – это: а) закон, принятый парламентом страны и регламентирующий экономическую деятельность в рамках этой страны; б) закон, принятый ООН и регламентирующий международную экономическую деятельность; в) закон, отражающий всеобщую, устойчивую внутреннюю связь экономических явлений и процессов; г) закон, направленный на соблюдение принципов справедливости в решении экономических задач. 10. Логика научного исследования в экономике выражается в следующих последовательных этапах: а) формулирование цели и задач, обоснование объекта и предмета исследования, сбор данных, обработка данных и получение информации, производство новых знаний; б) формулирование цели и задач, обоснование объекта и предмета исследования,сбор и обработка информации, анализ данных, формулирование выводов; в) формулирование цели и задач, обоснование объекта и предмета исследования, анализ информации, формулирование и обоснование предложений; г) сбор данных, обработка данных и получение информации, производство новых знаний. 11. Выделяют три группы методов научных исследований: методы сбора данных, методы обработки данных и получения информации, методы познания (производства новых знаний. К какой из этих групп относится метод классификации? а) это метод обработки данных; б) это метод познания; в) это не метод научных исследований; г) это метод обыденного познания. 12. Каким методом должна быть дополнена индукция, чтобы быть уверенным в истинности полученного нового знания? а) методом анализа; б) методом классификации; в) методом синтеза; г) методом дедукции. 13. Закрытое включенное наблюдение – это: а) наблюдатель включен в сферу деятельности наблюдаемых (является одним из них); наблюдаемые об этом не осведомлены; б) наблюдатель ведет записи о наблюдаемых скрытно, не участвуя, при этом, в сфере деятельности наблюдаемых; в) наблюдатель ведет запись о наблюдаемых открыто, являясь одним из участником процесса; г) наблюдатель ведет запись о наблюдаемых открыто, не участвуя, при этом, в самом процессе. 14. Массовый опрос – это: а) опрос, проводимый исследователем спонтанно, на улице, посредством обращения «к первому встречному»; б) опрос, проводимый по заранее определенной теме, тщательно разработанной программе, на заранее сформулированной репрезентативной выборке, по заранее разработанному опросному листу; данные опроса в листе фиксирует исследователь; в) опрос, большой массы людей; г) массовый опрос проводится в форме беседы (семинара) в больших группах людей. 15. Экспертный опрос – это: а) глубокая, содержательная беседа с группой экспертов; б) случайный опрос экспертов по заранее обоснованной теме; в) опрос, проводимый индивидуально по заранее определенной и обоснованной теме, тщательно разработанной программе, на репрезентативной выборке экспертов, посредством ведения беседы исследователя с экспертом по заранее разработанному сценарию (с видиофиксацией, по согласию эксперта, беседы); г) опрос экспертов с формализованной записью их ответов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ 1. Cистематизированная совокупность понятий, фактов, правил и связей между ними, относящихся к некоторой предметной области; семантическая модель предметной области - это ... Ответ: база данных 2. Выдвижение и экпериментальное подтверждение модели будущего научного знания называют ... Ответ: гипотеза 3. Как называется рукописное научное произведение одного автора, содержащее систематизированное изложение выполненных им научных исследований и их результатов, представляемое для публичной научной экспертизы (защиты) на соискание академической/научной степени? Ответ: диссертация 4. Это одна из форм организации научного знания – существенное, объективное, всеобщее, устойчивое повторяющееся отношение между явлениями, процессами. Ответ: закон 5. Это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Ответ: знания 6. Что означает нововведение – комплексный, завершенный, целенаправленный процесс создания, распространения и использования новшества, ориентированный на удовлетворение потребностей и интересов людей? Ответ: инновация 7. В предельно широком смысле – это поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. В более узком смысле – цикл научной деятельности, направленный на решение конкретной научной проблемы. Ответ исследование 8. Как называется процесс и результат разбиения всего множества объектов (исследования или наблюдения) на непересекающиеся классы на основании общности признаков классифицируемых объектов? Ответ: классификация 9. Как называется одна из форм актуального научного знания - его основная мысль; комплекс взглядов, направленных на объяснение явлений, процессов и связей между ними? Ответ: концепция 10. Как называется связь между двумя или более переменными, факторами? Ответ: корреляция 11. Как называется 1) наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания; 2) ход рассуждений, умозаключений; 3) разумность, внутренняя закономерность чего-нибудь? Ответ: логика 12. Что означает способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности? Ответ метод 13. Это единственный метод, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений ипроцессов, доступные восприятию наблюдателя – как непосредственному, так и с помощью различных приборов. Ответ: наблюдение 14. Как называется область профессиональной человеческой деятельности, основной целью которой является получение нового научного знания? Ответ: наука 15. Эмпирический метод исследования, применяется только в общественных и гуманитарных науках, подразделяется на устный и письменный. Ответ: опрос 16. Ряд заранее намеченных и предварительно обдуманных действий, мероприятий, объединенных последовательно для достижения цели. - это... Ответ: план 17. Умственный процесс приобретения знаний, включающий в себя восприятие, рассуждение, творческую деятельность, разрешение возникших проблем и, возможно, интуицию. Ответ: познание 18. Совокупность практически усвоенных знаний, навыков, умений, привычек - это узкая, психолого-педагогическая трактовка понятия. Отражение в человеческом сознании объективного мира, общественной практики, направленной на изменение мира - это широкая философская трактовка понятия. Что это за понятие? Ответ: опыт 19. Что означает представление фактов и идей в формализованном виде, пригодном для передачи и обработки в некотором информационном процессе? Ответ: данные 20. Что означает общая стратегия исследования, которая определяет способ проведения исследования и, среди прочего, определяет методы, которые будут использоваться в нем? Ответ: методология КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; вл адеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1134 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
Приложения |
Приложение 1.
![]() |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Беляев В.И. | Магистерская диссертация: методы и организация исследований, оформление и защита: учеб. пособие [для магистрантов] | М.: КноРус, 2012 | |
Л1.2 | Лебедев, С. А. | Методология научного познания: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Горелов, Н. А. | Методология научных исследований: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М. : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://cordis.lu/innovation, CommunityResearch & Development Information Service | |||
Э2 | www.arist.com | |||
Э3 | www.epo.org | |||
Э4 | worldwidescience.org | |||
Э5 | www.sci-innov.ru | |||
Э6 | www.rfbr.ru/rffi/ru | |||
Э7 | fasi.ru | |||
Э8 | www.rosrid.ru | |||
Э9 | Методология научных исследований в экономике | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Windows 7 Professional Office 2010 Professional Open Office Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru). 2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com). 3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе). |