МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы и модели принятия решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильПроектный менеджмент качества в цифровой экономике
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планv38_04_02_Менеджмент_ПМКвЦЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 20
самостоятельная работа 61
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 12 12 12 12
Сам. работа 61 61 61 61
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р экон. наук, Дир. инст., Межов С.И.

Рецензент(ы):
д-р экон. наук, Нач. каф., Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Методы и модели принятия решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2022 г. № 5
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2022 г. № 5
Заведующий кафедрой Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих принятие ими обоснованных, эффективных управленческих решений в профессиональной деятельности, умения использовать современные приемы и методы работы с данными, принимать и оптимизировать на их основе управленческие решения в условиях конкурентной среды.

Задачи дисциплины:
1) изучение технологии принятия решений, в том числе в условиях риска и неопределенности;
2) изучение методов анализа данных, разработки решений; получение практических навыков применения изучаемых методов к процедурам принятия решений посредством решения практических кейсов и решения управленческих задач;
3) формирование навыков анализа эффективных решений и использования соответствующих информационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен самостоятельно принимать обоснованные организационно-управленческие решения, оценивать их операционную и организационную эффективность, социальную значимость, обеспечивать их реализацию в условиях сложной (в том числе кросс-культурной) и динамичной среды
ОПК-3.1 Знает методологические основы принятия, обоснования и реализации организационно-управленческих решений, оценки их эффективности
ОПК-3.2 Умеет принимать обоснованные организационно-управленческие решения, оценивать их операционную и организационную эффективность, социальную значимость, обеспечивать их реализацию в условиях сложной (в том числе кросс-культурной) и динамичной среды
ОПК-3.3 Способен принимать обоснованные организационно-управленческие решения, оценивать их операционную и организационную эффективность, социальную значимость, обеспечивать их реализацию в условиях сложной (в том числе кросс-культурной) и динамичной среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.

3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Анализ данных и принятие решений в условиях риска и неопределенности
1.1. Статистические методы анализа данных и правила принятия решений в условиях неполной информации Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Методы и модели интеллектального анализа данных в принятии решений Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л2.1
1.3. Правила и схемы принятия решений, игры с природой Лабораторные 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.4. Практические задачи и построение прогнозных моделей методами интеллектуального анализа данных Лабораторные 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Экономико-математическое моделирование в процедурах принятия решений
2.1. Одно- и многокритериальные методы оптимизации, аналитическое планирование Лекции 1 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Имитационные модели Лекции 1 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Задачи линейного программирования, метод анализа иерархий Лабораторные 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Имитационные модели в управлении запасами, системах массового обслуживания, прогнозировании Лабораторные 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Оценка риска и контроль реализации решений
3.1. Риски в принятии решений, их учет и анализ Лекции 1 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.2. Контроль реализации решений и ответственность Лекции 1 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л2.1
3.3. Карты риска, международные стандарты управления рисками Лабораторные 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л2.1
3.4. Организация выполнения принятых решений и методы контроля Лабораторные 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Самостоятельная работа студента
4.1. Математико-статистические методы в анализе данных, подходы к обучению моделей интеллектуального анализа данных Сам. работа 1 20 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л3.1, Л2.1
4.2. Регрессионные модели и метод Монте-Карло в построении прогнозов Сам. работа 1 20 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.3. Социально-психологические аспекты исполнения решений Сам. работа 1 21 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ЗАДАНИЯ
1. Решить с помощью дерева решений.
Инженеру компании надо решить, монтировать или нет новую производственную линию, использующую новейшую технологию. Если новая линия будет работать безотказно, компания получит прибыль 200 млн. рублей. Если же она откажет, компания может потерять 150 млн. рублей. По оценкам Инженера, существует 60% вероятность того, что новая производственная линия откажет. Можно создать экспериментальную установку, а затем уже решать, монтировать или нет производственную линию. Эксперимент обойдется в 10 млн. рублей. Инженер считает, что существует 50% вероятности того, что экспериментальная установка будет работать. Если экспериментальная установка будет работать, то 90% вероятности того, что смонтированная производственная линия также будет работать. Если же экспериментальная установка не будет работать, то только 20% шансов за то, что производственная линия заработает. Следует ли строить экспериментальную установку? Следует ли монтировать производственную линию? Какова ожидаемая стоимостная оценка наилучшего решения?
2. Построить математическую модель задач линейного программирования. АО «Прицеп» выпускает 4,5-тонные прицепы и кормораздатчики «Ванюша» по цене 40,3 и 74,3 тыс. руб. соответственно. По результатам маркетинговых исследований спрос на изделия первого вида составляет не менее 1 200 ед. в год. Для производства прицепов используются сталь и чугун, запасы которых на предприятии составляют 25 000 и 4 500 т соответственно. Для изготовления 1 тыс. прицепов норма расхода стали составляет 1 615 т, а чугуна — 385 т. Для изготовления 1 тыс. кормораздатчиков расходуется: стали — 2 022 т, чугуна — 478 т. Себестоимость прицепов — 34,66, а кормораздатчиков — 63,9 тыс. руб. Найти оптимальное решение по производству прицепов и кормораздатчиков, чтобы: а) количество выпускаемых изделий было максимальным; б) выручка от выпускаемых изделий была максимальной; в) себестоимость выпускаемых изделий была минимальной.

3. Построить карту риска организации/стратапа.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (представлены примерные тестовые задания по темам)
Пример типового задания 1. Термин «модель» обычно означает упрощенную реальность или … будущего
- опровержение
- доказательство
- расчет
- обоснование
- прообраз
- описание

Пример типового задания 2. Моделирование включает процессы …
- постановки цели
- разработки теории
- построения модели
- проверки модели на пригодность
- применение модели для получения новых знаний

Пример типового задания 3. При моделировании заменяют …
- модель на образ
- образ на модель
- модель на реальную систему
- оригинал на модель
- модель на оригинал

Пример типового задания 4. Если необходимо выбрать стратегию, недопускающую даже минимальный риск, то лицо, принимающее решение для выбора оптимальной стратегии должно использовать
критерий…
- критерий Вальда
- критерий Гурвица
- критерий Лапласа
- критерий Сэвиджа

Пример типового задания 5. Если все состояния считаются равновероятными, то лицо принимающее решение для выбора оптимальной стратегии должно использовать критерий…
- критерий Вальда
- критерий Гурвица
- критерий Лапласа
- критерий Сэвиджа

Пример типового задания 6. Если решили рисковать по максимуму, то лицо принимающее решение для выбора оптимальной стратегии должно использовать критерий:
- критерий Вальда
- критерий Гурвица
- критерий Лапласа
- критерий Сэвиджа
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)
1. Функции, решения в методологии и организации процесса управления.
2. Типология управленческих решений.
3. Условия, факторы управленческих решений.
4. Технология разработки решения.
5. Системный подход и разработка управленческих решений.
6. Влияние информации на характер управленческого труда.
7. Взаимосвязь целей и решений.
8. Альтернатив достижения целей и выбор решения.
9. Стратегические и тактические решения, их особенности и взаимосвязь.
10. Выявление управленческих факторов и определение альтернатив.
11. Сравнение альтернатив и выбор решения.
12. Анализ альтернатив при разработке групповых решений.
13. Взаимодействие факторов внешней среды на функционирование предприятия.
14. Элементы внешней среды предприятия.
15. Прогнозирование состояния внешней среды.
16. Источники и виды неопределенности.
17. Риск и его разновидности.
18. Меры по снижению возможного риска.
19. Психология поведения руководителей в ситуации риска.
20. Разработка решений при неопределенности ситуации.
21. Анализ и оценка последствий риска.
22. Оценка степени риска.
23. Теория полезности и ее использование для поиска решений в условиях неопределенности и риска.
24. Применение механизма интуиции для разработки решений.
25. Эффективность решений.
26. Оценка эффективности решений.
27. Контроль реализации управленческих решений.
28. Социально-психологические аспекты контроля и оценки исполнения решений.
29. Управленческие решения и ответственность.
30. Нравственная ответственность руководителя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Набатова Д.С. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Паклин Н.Б., Орешков В.И. Модели принятия решений: учебное пособие Москва : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л1.3 Халин В.Г. Теория принятия решений в 2 т. : Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A018513D-5154-4C62-A55D-A980760C0FF4/teoriya-prinyatiya-resheniy-v-2-t-tom-1; https://biblio-online.ru/book/D411F91F-0656-42A7-AAB8-5AF0F4121B06/teoriya-prinyatiya-resheniy-v-2-t-tom-2
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колбин В.В. Методы принятия решений: Учебные пособия Издательство "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нестеров, С. А. Интеллектуальный анализ данных средствами MS SQLServer 2008: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методы и модели принятия решений portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно

Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно

Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно

7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно

AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.