МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки09.02.07. Информационные системы и программирование
Администратор баз данных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_09_02_07_Информационные системы и программирование-2021_9кл
Часов по учебному плану 57
в том числе:
аудиторные занятия 48
контроль 9
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 18 18 18 18
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 57 57 57 57

Программу составил(и):
Преподаватель, Булгакова И.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Профиль получаемого профессионального образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 06.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование системы знаний в области технологий управления и обработки потока информации с применением вычислительной техники.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Назначение и виды информационных технологий, технологии сбора, накопления, обработки, передачи и распространения информации
Состав, структуру, принципы реализации и функционирования информационных технологий
Базовые и прикладные информационные технологии
Инструментальные средства информационных технологий
3.2.Уметь:
3.2.1.Обрабатывать текстовую и числовую информацию;
Применять мультимедийные технологии обработки и представления информации;
Обрабатывать экономическую и статистическую информацию, используя средства пакета прикладных программ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. Основные понятия информационных технологий
1.1. Введение в информационные технологии; понятие информационных технологий и их классификация. Лекции 3 2 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Современные информационные технологии и рынок труда. Информационные технологии – неотъемлемая часть современной жизни человека. Лекция - беседа Лекции 3 2 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. 2. Операционные системы. Основы работы с операционной системой MS Windows
2.1. Понятие "Операционная система", виды. Основы работы с ОС MS Windows. Версии ОС MS Windows. Основные объекты и приемы управления MS Windows. Файлы и папки Windows. Файловая структура. Работа с файлами. Файловые менеджеры. Лекции 3 4 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Работа с файлами и папками в Windows. Командный интерпретатор Практические 3 1 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Работа с файлами и папками в Windows. Файловые менеджеры. Практические 3 1 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. 3. Работа с прикладным программным обеспечением. Пакет прикладного программного обеспечения MS Office
3.1. Работа с текстовыми документами. Основы работы с приложениями пакета MS Office Word. Лекции 3 4 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Работа с электронными таблицами. Основы работы с приложениями пакета MS Office Excell. Лекции 3 4 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Особенности подготовки мультимедийных презентаций. Лекция-беседа Лекции 3 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Принципы подготовки и обработки текстовых документов. Практические 3 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.5. Контрольная работа №1 Практические 3 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
3.6. Принципы подготовки и обработки электронных таблиц различной структуры. Практические 3 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.7. Контрольная работа №2 Практические 3 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.8. Принципы подготовки мультимедийных презентаций. Практические 3 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 4. 4.Информационные технологии обработки графической информации. Работа с прикладным программным обеспечением для обработки графической информации
4.1. Понятие компьютерной графики. Виды компьютерной графики: растровая графика, векторная графика, фрактальная графика Лекции 3 4 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Представление графических данных: форматы графических данных, цвет. Графические редакторы. Лекции 3 4 ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.3. Редакторы растровой и векторной графики. Применение графики в разработке программного обеспечения Лекции 3 4 ОК 09., ОК 05., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3
4.4. Создание статических и динамических изображений в растровых графических редакторах Практические 3 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л2.2
4.5. Создание статических изображений в векторных графических редакторах Практические 3 2 ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1
4.6. Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет) Практические 3 2 ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении "ФОС Информационные технологии"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении "ФОС_Информационные технологии_2018"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении "ФОС_Информационные технологии_2018"

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Б.Я. Советов, В.В. Цехановский. Информационные технологии: учебник для СПО Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. В. Гаврилов, В. А. Климов. Информатика и информационные технологии: учебник для СПО Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/469424
Л2.2 О. Ю. Нетёсова Информационные технологии в экономике: учебное пособие для СПО Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.3 Емельянов А. А Прикладная информатика. Сопоставление математических моделей динамики электрически заряженных газовзвесей для различных концентраций дисперсной компоненты, 2022 год, №1: журнал МФПУ «Синергия», 2006-2019 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel,
- MS PowerPoint,
7-Zip,
AcrobatReader
Стандартное специализированное ПО в соответствии с наименованием кабинетов
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Н полигон разработки бизнес-приложений; полигон проектирования информационных систем; лаборатория информационно-коммуникационных систем; лаборатория информационных систем; лаборатория компьютерных сетей; лаборатория «Учебный банк» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 11 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютеры (марка: RAMEC с монитором диагональю 21,5") с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; тематические плакаты.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Оценивание результатов освоения дисциплины осуществляется в соответствии с балльно-рейтинговой системой. Все виды работ, выполненные в срок, оцениваются от 0 до 100 баллов. Работы выполненные позже установленного срока оцениваются от 0 до 50 баллов.
При изучении дисциплины используются следующие виды учебных занятий по дисциплине:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д.
Конспекты лекций также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем
2. Лабораторные работы предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания. в каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку.
При подготовке лабораторным занятиям следует:
 использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
 изучить лекционный материал по данной теме;
 разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;
 уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Лабораторные работы также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем
3. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
 конспектирование (составление тезисов) лекций;
 выполнение контрольных работ, коллоквиума;
 решение задач;
 работу со справочной и методической литературой;
 защиту выполненных работ;
 участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
 повторение лекционного материала;
 подготовки к лабораторным занятиям;
 изучения учебной и научной литературы;
 решения задач, выданных на практических занятиях;
 подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
 подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя.
Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
4. Дифференцированный зачет по дисциплине
К дифференцированному зачету допускаются студенты, которые выполнили все предусмотренные задания, контрольные и лабораторные работы, и итоговый тест. Зачет проводится по билетам. Билет содержит один теоретический и один практический вопрос. Баллы, полученные за дифференцированный зачет, фиксируются в общем рейтинге и являются способом повышения текущей оценки, накопленной по результатам семестра (итог =рейтинг_семестра*0,7+ диф.зачет*0,3).
Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и материалами лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
 внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
 внимательно прочитать рекомендованную литературу;
 составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
Общие рекомендации по работе с литературой.

При реализации учебной дисциплины «Информационные технологии» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция-беседа.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в использовании проектного метода и работы в малых группах.

При реализации учебной дисциплины «Информационные технологии» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция-беседа.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в использовании проектного метода и работы в малых группах.