МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физиология высшей нервной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 50
индивидуальные консультации 30
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 16 16 16 16
Сам. работа 50 50 50 50
Консультации 30 30 30 30
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.биол.н., профессор, Кайгородова Н.З.

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Физиология высшей нервной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., к.психол.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., к.психол.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – обеспечить понимание основных нейрофизиологических механизмов поведения и психических процессов.
Задачи курса:
- изучить теоретические основы ВНД,
- изучить рефлекторные и системные механизмы поведения и психических процессов,
- изучить индивидуальные особенности ВНД,
- изучить физиологические закономерности различных сенсорных механизмов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен на основе анализа основных этапов и закономерностей исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории формировать устойчивые внутренние мотивы профессионально-служебной деятельности, базирующиеся на гражданской позиции, патриотизме, ответственном отношении к выполнению профессионального долга
ОПК-1.1 Знает способы анализа причинно-следственных связей в профессионально-служебной деятельности; места чeловека в историческом процессе и политической организации общества
ОПК-1.2 Умеет критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений
ОПК-1.3 Устанавливает закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о врожденных и приобретенных формы поведения, о законах, лежащих в основе рефлекторной деятельности, о системной деятельности мозга, о механизмах поведения и психической деятельности человека; об общих и специфических особенностях строения и функционирования сенсорных систем
3.2.Уметь:
3.2.1.уметь использовать полученные знания на практике, интерпретировать результаты с позиций взаимосвязи и взаимообусловленности психического и физиологического в человеке.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- выбора методов физиологии ВНД для решения конкретных задач;
- интерпретации полученных на практике данные с позиций физиологии ВНД.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в физиологию ВНД
1.1. Общие вопросы физиологии ВНД Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.2. Высшая и низшая нервная деятельность. Сам. работа 2 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.3. Теоретические основы физиологии ВНД Лабораторные 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.4. Функциональные блоки мозга Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.5. Врожденные и приобретенные формы поведения Сам. работа 2 10 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
1.6. Консультации 2 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
Раздел 2. Основные закономерности и механизмы условнорефлекторной деятельности
2.1. Выработка и торможение условных рефлексов. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.2. Условия и механизмы образования временной связи Сам. работа 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.3. Условия и механизмы образования временной связи и торможения условных рефлексов. Лабораторные 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.4. Внутреннее и внешнее торможение условных рефлексов Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.5. Механизмы координации рефлекторной деятельности Лабораторные 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
2.6. Консультации 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
Раздел 3. Нейрофизиологические основы психики человека
3.1. Общая характеристика и физиологические механизмы памяти, мышления и речи Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
3.2. Сон, как форма приобретённого поведения. Лабораторные 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
3.3. Физиологические подходы к изучению мышления и памяти. Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
3.4. Физиология функциональных состояний. Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
3.5. Особенности ВНД человека Лабораторные 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
3.6. Типы ВНД и функциональная межполушарная асимметрия головного мозга. Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
3.7. Консультации 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3
Раздел 4. Сенсорная физиология.
4.1. Введение в сенсорную физиологию. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
4.2. Общая сенсорная физиология Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
4.3. Зрительная сенсорная система Лабораторные 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
4.4. Физиология зрительного анализатора. Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
4.5. Слуховая и вестибулярная сенсорные системы. Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
4.6. Физиология равновесия и слуха Лабораторные 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
4.7. Физиология равновесия и слуха Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
4.8. Физиология химической чувствительности Лабораторные 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
4.9. Физиология обоняния и осезания Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
4.10. Физиология кожной чувствительности Лекции 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
4.11. Физиология ноциоцепции Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
4.12. Сенсорно-перцептивные процессы: ощущение и восприятие. Сам. работа 2 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2
4.13. Консультации 2 8 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=182

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-1: Способен на основе анализа основных этапов и закономерностей исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории формировать устойчивые внутренние мотивы профессионально-служебной деятельности, базирующиеся на гражданской позиции, патриотизме, ответственном отношении к выполнению профессионального долга

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Общие принципы строения анализаторов:
а) многослойность,*
б) системность,
в) целостность,
г) многоканальность,*
д) проекции из точки в точку,*
е) иерархичность.*
ж) принцип конечного пути,
и) все ответы верны,
к) все ответы неверны.
Ответ: *

2. Условия возникновения сенсорного впечатления:
а) многослойность анализаторов,
б) специфичность рецепторов,*
в) пороговая сила раздражителя,*
г) многоканальность,
д) проекции из точки в точку,*
е) иерархичность.
ж) принцип конечного пути,*
и) все ответы верны,
к) все ответы неверны.
Ответ: *

3. Особенности нейронов первичной проекционной зоны коры:
а) обладают специфичностью,*
б) мономодальные,*
в) мультимодальные,
г) ней¬роны, реакция которых отражает воздействие неспе¬цифических систем,
д) нейроны-детекторы сложных признаков,
е) нейроны-детекторы простых признаков,*
ж) все ответы верны,
з) нет правильного ответа.
Ответ: *

4. Выберите правильный ответ. Функции наружного уха:
а) снижать коэффициент передачи уровня звукового давления во внутреннее ухо,*
б) отличать минимальные изменения параметров звука,
в) передавать звуковые колебания в среднее ухо,*
г) устанавливать место расположения источника звучащего объекта, степень его удаленности и направление его перемещения, *
е) увеличивать четкость воспри¬ятия,
ж) изменять актив¬ности рецепторных клеток и связанных с ними нервных окончаний,
з) обес¬печивать направленный прием звуковых волн,*
и) все ответы верны,
к) нет правильного ответа.
Ответ: *

5. Особенности нейронов вторичной проекционной зоны коры:
а) состоят главным образом из нейронов 4-го афферентного слоя,
б) обладают специфичностью,*
в) мономодальные,*
г) мультимодальные,
д) ней¬роны, реакция которых отражает воздействие неспе¬цифических систем,
е) нейроны-детекторы сложных признаков,*
ж) нейроны-детекторы простых признаков,
и) все ответы верны,
к) нет правильного ответа.
Ответ: *

6. Особенности нейронов третичной проекционной зоны коры:
а) состоят главным образом из нейронов 4-го афферентного слоя,
б) обладают специфичностью,
в) мономодальные,
г) мультимодальные, *
д) ней¬роны, реакция которых отражает воздействие неспе¬цифических систем,
е) нейроны-детекторы сложных признаков,*
ж) нейроны-детекторы простых признаков,
и) все ответы верны,
к) нет правильного ответа.
Ответ: *

7. Механизмы кодирования информации:
а) проекция из точки в точку,*
б) частота нервных импульсов,*
в) амплитуда потенциала действия,
г) количество возбужденных нервных клеток,*
д) специфичность рецепторов,*
е) суммация ВПСП,
ж) количество выделенного медиатора,
з) форма потенциала действия,
и) нет правильного ответа,
к) все ответы верны.
Ответ: *

8. Выберите правильный ответ.
О какой концепции рефлекса идет речь: «Внешние предметы действуют на периферические окончания расположенных внутри «нервных трубочек» нервных нитей, которые натягиваясь, открывают клапана отверстий, ведущих от мозга в нервы. По каналам этих нервов животные духи перемещаются в соответствующие мышцы, которые в результате раздуваются и, таким образом происходит движение».
а) Механическая концепция*
б) Биологическая концепция
в) Анатомическая концепция
г) Психофизиологическая концепция
д) Концепция условных рефлексов
е) Диалектическая концепция рефлекса.
Ответ: *

9. Выберите правильный ответ.
Общая, совместная работа частей - это…
А) принцип системности;
Б) принцип активности живых систем;
В) принцип саморегуляции;
Г) принцип целостности;*
Д) принцип единства организма и среды;
Е) рефлекторный принцип.
Ответ: *

10. Выберите правильный ответ.
О какой концепции рефлекса идет речь:
«Внешние впечатления, возникающие в чувствительных нервах, очень быстро распространяются по всей их длине до самого начала. Там они отражаются по определенному закону, переходят на соответствующие им двигательные нервы и по ним очень быстро направляют к мышцам, посредством которых производят точные и строго ограниченные движения».
а) Механическая концепция
б) Биологическая концепция*
в) Анатомическая концепция
г) Психофизиологическая концепция
д) Концепция условных рефлексов
е) Диалектическая концепция рефлекса
11. Выберите правильный ответ. О какой концепции рефлекса идет речь: «один нерв передает влияние от мозга к мышце, другой передает в мозг чувство о состоянии мышцы».
а) Механическая концепция
б) Биологическая концепция
в) Анатомическая концепция*
г) Психофизиологическая концепция
д) Концепция условных рефлексов
е) Диалектическая концепция рефлекса
Ответ: *

12. Выберите правильный ответ. Функциональная взаимосвязанность компонентов, каждый из которых обладает спецификой и вместе с тем строгой подчиненностью целому - это…
А) принцип системности;
Б) принцип активности живых систем;
В) принцип саморегуляции;
Г) принцип целостности; *
Д) принцип единства организма и среды.
Е) рефлекторный принцип.
Ответ: *

13. Выберите правильный ответ. О какой концепции рефлекса идет речь: «Рефлекс – это механизм активности, который проявляется в единстве внешних и внутренних детерминант».
а) Механическая концепция
б) Биологическая концепция
в) Анатомическая концепция
г) Психофизиологическая концепция
д) Концепция условных рефлексов
е) Диалектическая концепция рефлекса.*
Ответ: *

14. Выберите правильный ответ. Активное взаимодейст¬вие организма со средой, проявляющееся в физиологиче¬ских формах отражения – это…
А) принцип системности;
Б) принцип активности живых систем;*
В) принцип саморегуляции;
Г) принцип целостности;
Д) принцип единства организма и среды.
Е) рефлекторный принцип.
Ответ: *

15. Выберите правильный ответ. О какой концепции рефлекса идет речь: «Рефлекс – универсальная форма взаимодействия организма с внешней средой, основанная на динамике процессов возбуждения и торможения в ЦНС».
а) Механическая концепция
б) Биологическая концепция
в) Анатомическая концепция
г) Психофизиологическая концепция*
д) Концепция условных рефлексов
е) Диалектическая концепция рефлекса.
Ответ: *

16. Выберите правильный ответ.
Приспособительная изменчивость орга¬низма относительно среды- это…
А) принцип системности;
Б) принцип активности живых систем;
В) принцип саморегуляции;
Г) принцип целостности;
Д) принцип единства организма и среды.
Е) рефлекторный принцип.
Ответ: *

17. Выберите правильный ответ. Отсутствие ожидаемой специфической реакции при действии порогового или даже надпорогового раздражителя – это…:
А – торможение,*
Б- внешнее торможение,
В – внутреннее торможение,
Г- отрицательная индукция,
Д- ориентировочный рефлекс,
Е- запредельное торможение,
Ж – утомление,
З- дифференцированное торможение.
Ответ: *


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Схематично изобразите передачу звука в периферическом отделе слуховой системы.
Ответ: барабанная перепонка → молоточек, наковальня и стремечко→мембрана овального окна → рецепторные клетки
2. Структура и функции оптической системы глаза.
Ответ: водянистая влага содержится в передней и задней камерах глаза; хрусталик; стекловидное тело глаза.
3. Состав и значение клеток сетчатки.
Ответ:
- палочки - рецепторы черно-белого сумеречного зрения;
- колбочки - рецепторы цветного дневного зрения;
- горизонтальные, амакринные клетки и биполярные нейроны, которые соединяют палочки и колбочки со слоем ганглиозных клеток.
4. Схематично изобразите передачу звука в среднем отделе слуховой системы.
Ответ: барабанная перепонка → молоточек, наковальня и стремечко→мембрана овального окна
5. Схематично изобразите передачу информации от сетчатки в проекционную область коры зрительного анализаторы.
Ответ: рецепторы → верхние бугры четверохолмия и латеральное коленчатое тело таламуса → затылочные области коры мозга (17→18 →19 поля Бродмана).
6. Суть теории цветового зрения Геринга.
Ответ: предлагает наличие в колбочках трёх гипотетических пигментов: бело-черного, красно-зеленого и желто-синего
7. Место положение и функции наружного коленчатого тела.
Ответ: расположен в таламусе, участвует в переработке зрительной информации
8. Схематично изобразите передачу звука во внутреннем ухе.
Ответ: от рецепторов по волокнам улиткового нерва импульсы достигают вентрального ядра.

9. Суть теории цветового зрения Юнга.
Ответ: имеются три типа колбочек; воспринимающих красный, зеленый и сине-фиолетовый цвета
10. Схематично изобразите обработку зрительной информации в коре головного мозга.
Ответ: поле 17→ поле 18 → поле 19
11. Место положение и значение хиазмы.
Ответ: основания мозга где половина волокон зрительных нервов перекрещивается, а именно те волокна, которые идут от внутренней половины сетчатки каждого глаза и переходит на противоположную сторону.
12. Вставьте пропущенное слово. Наука о ВНД основывается на трех теориях: рефлекторной, теории … и системной деятельности мозга.
Ответ: теории отражения
13. Вставьте пропущенное слово. Всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними тел – это...
Ответ: отражение
14. Вставьте пропущенное слово. Павлов И.П. выделил три основополагающих принципа … теории: принцип детерминизма, принцип структурности и принцип анализа и синтеза.
Ответ: рефлекторной
15. Вставьте пропущенное слово. Отражение характеризуется субъектностью, … , независимостью.
Ответ: избирательностью
16. Вставьте пропущенное слово. Структура постоянных нерв¬ных связей – это субстрат … рефлексов.
Ответ: врожденных или безусловных
17. Опишите специфический путь информации в сенсорной системе.
Правильный ответ: рецептора (на периферии), чувствительного нейрона (в ганглиях), второго нейрона (в спинном мозге), третьего нейрона (в таламусе) и четвертого нейрона (в конкретной проекционной зоне коры).
18. Вставьте пропущенное слово. Таксисы – направленное движение всего организма …, вызванное внешним стимулом.
Ответ: в целом
19. Вставьте пропущенное слово. Условный рефлекс – это выработанная в онтогенезе реакция организма на раздражитель, ранее … для этой реакции.
Ответ: индифферентный или безразличный
20. Вставьте пропущенное слово. Доминирующая роль отводится в процессе замыкания временной связи отводится … структурам.
Ответ: корковым
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. Я. А. Альтмана и Г. А. Куликова Физиология сенсорных систем и высшей нервной деятельности: учеб. для вузов: в 2 т. М. : Академия, 2009 www.lib.asu.ru
Л1.2 Плотникова М.В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учебное пособие Тюмень: ТГУ, 2011 e.lanbook.com
Л1.3 Смирнов В.М., Будылина С.М. Физиология сенс орных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие М. : Академия, 2009 www.lib.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Столяренко А.М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учеб. для вузов М. : ЮНИТИ-[ДАНА], , 2009 www.lib.asu.ru
Л2.2 Батуев А.С. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем: учеб. для вузов СПб.[и др.] : Питер, 2008 www.lib.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 - ЭБС издательства "Лань"
Э2 - ЭБС "Университетская библиотека online".
Э3 - on-line к базе данных ВИНИТИ РАН.
Э4 Курс в Moodle "Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем" portal.edu.asu.ru
Э5 Кайгородова Н.З., Яценко М. В. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем : учебное пособие– Барнаул : АлтГУ, 2020. elibrary.asu.ru
Э6 Физиологии высшей нервной деятельности : учебно-методическое пособие / составители Ю. В. Бушов, М. В. Светлик. — Томск : ТГУ, 2019. — 76 с. e.lanbook.com
Э7 Антропова, Л. К. Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем : учебное пособие / Л. К. Антропова. — Новосибирск : НГТУ, 2022. — 80 с. URL: https://e.lanbook.com/book/306203
6.3. Перечень программного обеспечения
-Word- 2007
-POWER Point 2010
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
- ЭУМК "Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем" http://portal.edu.asu.ru.
- Базы данных:
ЭБС «Университетская библиотека online»-http://www.biblioclub.ru
ЭБС Алтайского государственного университета-http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по рациональной организации самостоятельной работы.


Учебный процесс в вузе существенно отличается от того, как он организован в средней школе. Одна из важнейших наших задач - научить студента самостоятельно учиться в дальнейшем всю жизнь. Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы. Студенту предоставляется возможность работать во время учебы более самостоятельно, чем учащимся в средней школе. Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу.

Работа на лекции



На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (иногда даже их заменяющие с последними достижениями науки. Умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Слушание и запись лекций - сложные виды вузовской работы. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. Слушая лекции, надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал. Внимание человека неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Это должно быть сделано самим студентом. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое "конспектирование" приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора "читать помедленнее". Но лекция не может превратиться в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений, не размышляя над ними. Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. Целесообразно разработать собственную "маркографию"(значки, символы), сокращения слов. Работая над конспектом лекций, всегда используй не только основной фонд, но и ту литературу, которую дополнительно рекомендовал лектор. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть знаниями.

Методические рекомендации к составлению реферата.

Реферат (от лат. refero сообщаю) – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по одной теме.Работа над рефератом требует изучения научной литературы по соответствующей теме и реферативного изложения полученных таким образом знаний. При написании реферата уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить.Реферат не является простым пересказом содержания прочитанного. Необходимо тщательно проанализировать прочитанную литературу, выделить наиболее важные, широко известные и популярные теоретические положения, концепции, теории, факты, и научно обосновать их, акцентируя при этом внимание не только на результате, но и на методическом обеспечении, используемом при изучении той или иной проблемы.
Этапы работы над рефератом:
1.Формулирование темы. Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. 2.Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).
3.Составление библиографии.
4.Обработка и систематизация информации.
5.Разработка плана реферата.
6.Написание реферата.
7.Публичное выступление с результатами исследования.
Содержание работы должно отражатьзнание современного состояния проблемы; обоснование выбранной темы; использование известных результатов и фактов; полноту цитируемой литературы, ссылки на работы ученых, занимающихся данной проблемой; актуальность поставленной проблемы; материал, подтверждающий научное, либо практическое значение в настоящее время. Реферат должен быть написан с соблюдением логики изложения, a, следовательно, иметь определенную структуру. Традиционной является следующая структура реферативной работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, литература.

Общие рекомендации к подготовке к семинарскому и практическому занятию

Основной формой подготовки к семинарским занятиям является самостоятельная работа студента. Эта форма учебной работы предполагает усвоение студентами основных понятий и категорий науки; ознакомление с дискуссионными проблемами; развитие у студентов умения выражать и обосновывать свою позицию по актуальным проблемам изучаемой научной дисциплины. Перед практическим занятием необходимо проработать теоретический материал и уметь быть готовым к промежуточному контролю и к ответу на вопросы. Читать не только обязательную литературу, рекомендуемую к теме, но и дополнительную в соответствии с предложенным перечнем. При подготовке к ответам на вопросы практического занятия уметь сопоставить мнения разных авторов, хорошо владеть материалом и уметь его защитить. При выполнении индивидуального задания аргументируйте свои предложения и высказывания. При выполнении практической работы внимательно читайте методичку и после получения результатов оформите работу по следующему плану: тема, цель, ход, результаты, выводы. В конце каждой темы отвечать на поставленные вопросы и решать предлагаемые тестовые задания.Методические рекомендации по подготовке к экзамену.Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента. Рекомендуется так организовать свою учебу, чтобы перед первым днем начала сессии были сданы и защищены все лабораторные работы, сданы все зачеты, выполнены другие работы, предусмотренные графиком учебного процесса. Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто хорошо усвоил учебный материал. Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции, слушал их невнимательно, не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал. При подготовке к экзамену руководствуйтесь программой курса и методическими рекомендациями.Экзамен сдается в форме обсуждения вопросов по теории в устной или письменной форме (по желанию студентов) с учетом итогов выполненных студентом тестовых и индивидуальных заданий. Поэтому необходимым условием допуска студента к экзамену является выполнение и защита в срок индивидуального задания. Чтобы преподаватель имел возможность познакомиться с результатом индивидуальной работы, он должен быть сдан не позже, чем за 3 недели до сдачи экзамена.Активность в течение семестра, как в рамках самостоятельной работы, так и на практических занятиях, способствует успешной сдаче экзамена.Перед экзаменом рекомендуется освежить в памяти свои работы. Подумайте, что может быть наиболее интересным в этих работах, что вы хотели бы обсудить с преподавателем, и какие вопросы может задать преподаватель во время обсуждения. Попытайтесь понять, какое место занимается ваша работа по отношению к теоретическому и прикладному материалу, с которым вы уже познакомились.

Самопроверка



После изучения определенной темы по записям в конспекте и учебнику, а также решения достаточного количества соответствующих задач на практических занятиях и самостоятельно студенту рекомендуется, используя лист опорных сигналов, воспроизвести по памяти определения, выводы формул, формулировки основных положений и доказательств.В случае необходимости нужно еще раз внимательно разобраться в материале.Иногда недостаточность усвоения того или иного вопроса выясняется только при изучении дальнейшего правильное решение задачи может получиться в результате применения механически заученных формул без понимания сущности теоретических положений.



Консультации



Если в процессе самостоятельной работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения у него разъяснений или указаний. В своих вопросах студент должен четко выразить, в чем он испытывает затруднения, характер этого затруднения. За консультацией следует обращаться и в случае, если возникнут сомнения в правильности ответов на вопросы самопроверки.

Рекомендации по самостоятельной работе с литературой

Самостоятельная работа с учебниками и книгами – это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные рекомендации по работе с книгой можно свести к следующим:- составьте перечень книг, с которыми Вам следует познакомиться; - при составлении перечня литературы следует посоветоваться с преподавателями и научными, которые помогут Вам лучше сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще не стоит тратить время;- систематизируйте этот перечень (отметьте, что необходимо для семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и дипломных работ, а что Вас интересует за рамками официальной учебной деятельности и т.д.);- обязательно выписывайте все выходные данные по каждой книге (при написании курсовых и дипломных работ это позволит очень сэкономить время);- определите для себя, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;•Естественно, все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц).- если Вы раньше мало работали с научной литературой, то следует выработать в себе способность «воспринимать» сложные тексты; для этого необходимо научиться «читать медленно», когда Вам понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать); - еще один эффективный способ оптимизировать знакомство с научной литературой – следует увлечься какой-то идеей и все книги просматривать с точки зрения данной идеи (искать аргументы «за» или «против» интересующей идеи).
Существует несколько видов систематизированной записи прочитанного, основные из которых следующие:
1. Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и назначения;
2. Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая содержание и структуру изучаемого материала;
3. Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений автора без привлечения фактического материала;
4. Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек, извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора;
5. Конспектирование – краткое и последовательное изложение содержания прочитанного.Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи. Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи определяет и технологию составления конспекта.


Методические рекомендации по составлению конспекта:


1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;
2. Выделите главное, составьте план;
3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;
4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.
5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять по