МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое обеспечение бизнеса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра трудового, экологического права и гражданского процесса
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМаркетинг и цифровые коммуникации; Управление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_Профили-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
Препод., Тимофеев Е.И.

Рецензент(ы):
Ст.препод., Серебряков А.А.

Рабочая программа дисциплины
Правовое обеспечение бизнеса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 21.06.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рехтина Ирина Владимировна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра трудового, экологического права и гражданского процесса

Протокол от 21.06.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой Рехтина Ирина Владимировна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Правовое обеспечение бизнеса" являются профессиональная подготовка по вопросам правового регулирования отношений, возникающих в рамках предпринимательской (экономической) деятельности, обеспечение высокого уровня знаний на основе действующего законодательства, практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в юридической науке.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3.02Способен анализировать и оценивать условия осуществления предпринимательской деятельности
ПК-3.02.1 Знает инструменты и методы анализа условий осуществления предпринимательской деятельности, основные экономические показателиработыорганизации
ПК-3.02.2 Умеет оценивать риски и перспективы деятельности с точки зрения выбранных целевых показателей имеющихся ресурсов, в том числе информационных
ПК-3.02.3 Владеет навыками подготовки отчетов по результатам и формационно-аналитической деятельности
ПК-4.02Способен использовать информационные технологии для реализации организационно-управленческих решений по созданию и функционированию предпринимательских структур и бизнеса
ПК-4.02.1 Знает экономические, правовые и организационно- управленческие основы реализации решений по созданию и функционированию предпринимательских структур
ПК-4.02.2 Умеет применять информационные технологии при разработке необходимой документации для принятия организационно-управленческих решений
ПК-4.02.3 Осуществляет реализацию организационно-управленческих решений созданию и функционированию предпринимательских структур и бизнеса с использованием современных программных средств
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы правового регулирования бизнеса.
1.1. Понятие бизнеса, соотношение с категориями "предпринимательство", "экономическая деятельность" и "хозяйственная деятельность". Правововые категории в сфере бизнеса. Источников права, регулирующие сферу бизнеса в России. Понятие и содержание правоотношения в сфере бизнеса. Субъект и объект экономического правоотношения. Лекции 6 2 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-4.02.3, ПК-3.02.3 Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Понятие бизнеса, соотношение с категориями "предпринимательство", "экономическая деятельность" и "хозяйственная деятельность". Правововые категории в сфере бизнеса. Источников права, регулирующие сферу бизнеса в России. Понятие и содержание правоотношения в сфере бизнеса. Субъект и объект экономического правоотношения. Сам. работа 6 14 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-4.02.3, ПК-3.02.3 Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Понятие бизнеса, соотношение с категориями "предпринимательство", "экономическая деятельность" и "хозяйственная деятельность". Правововые категории в сфере бизнеса. Источников права, регулирующие сферу бизнеса в России. Понятие и содержание правоотношения в сфере бизнеса. Субъект и объект экономического правоотношения. Практические 6 6 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-4.02.3, ПК-3.02.3 Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Конституционно-правовые основы бизнеса.
2.1. Конституция Российской Федерации - основной закон государства и общества. Конституционные основы экономической деятельности в России. Конституционно-правовые основы бизнеса. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в экономической сфере. Федеративное устройство России, его особенности в экономической сфере. Основные виды органов государственной власти. Лекции 6 2 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-4.02.3, ПК-3.02.3 Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Конституция Российской Федерации - основной закон государства и общества. Конституционные основы экономической деятельности в России. Конституционно-правовые основы бизнеса. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в экономической сфере. Федеративное устройство России, его особенности в экономической сфере. Основные виды органов государственной власти. Сам. работа 6 14 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-4.02.3, ПК-3.02.3 Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Конституция Российской Федерации - основной закон государства и общества. Конституционные основы экономической деятельности в России. Конституционно-правовые основы бизнеса. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в экономической сфере. Федеративное устройство России, его особенности в экономической сфере. Основные виды органов государственной власти. Практические 6 6 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-4.02.3, ПК-3.02.3 Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Основы административного и экологического права в бизнесе.
3.1. Понятие, предмет, метод административного права. Понятие, функции и виды органов исполнительной власти в области бизнеса. Понятие, основные черты и виды административной ответственности в предпринимательской сфере. Понятие и состав административного правонарушения. Понятие и виды административных наказаний. Понятие, предмет и метод экологического права. Субъекты и объекты экологического права. Участие предпринимателей в экологических правоотношениях. Лекции 6 4 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-4.02.3, ПК-3.02.3 Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Понятие, предмет, метод административного права. Понятие, функции и виды органов исполнительной власти в области бизнеса. Понятие, основные черты и виды административной ответственности в предпринимательской сфере. Понятие и состав административного правонарушения. Понятие и виды административных наказаний. Понятие, предмет и метод экологического права. Субъекты и объекты экологического права. Участие предпринимателей в экологических правоотношениях. Сам. работа 6 14 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-4.02.3, ПК-3.02.3 Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Понятие, предмет, метод административного права. Понятие, функции и виды органов исполнительной власти в области бизнеса. Понятие, основные черты и виды административной ответственности в предпринимательской сфере. Понятие и состав административного правонарушения. Понятие и виды административных наказаний. Понятие, предмет и метод экологического права. Субъекты и объекты экологического права. Участие предпринимателей в экологических правоотношениях. Практические 6 6 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-4.02.3, ПК-3.02.3 Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Основы гражданского и предпринимательского права.
4.1. Понятие и предмет гражданского и предпринимательского права. Метод гражданско-правового регулирования, его особенности. Понятие источников гражданского права и их система. Содержание, субъекты и объекты гражданского правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения. Правоспособность и дееспособность граждан: понятие и содержание. Понятие и признаки юридического лица. Правосубъектность юридического лица. Образование и прекращение юридического лица. Виды юридических лиц. Содержание и понятие права собственности. Формы и виды права собственности. Основания возникновение и прекращения права собственности. Способы защиты права собственности. Правовые основы защиты информации. Коммерческая и иная охраняемая законом тайна. Понятие, виды и форма сделок. Обязательства в гражданском праве. Понятие и значение договора, порядок его заключения, изменения и расторжения. Основания и условия гражданско-правовой ответственности. Понятие, исчисление и виды сроков. Понятие, значение и виды сроков исковой давности. Основы авторского права (объекты и субъекты авторского права, права авторов). Понятие, предмет, метод, система и источники социального предпринимательства. Виды субъектов предпринимательского права. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности. Лекции 6 4 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-4.02.3, ПК-3.02.3 Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.2. Понятие и предмет гражданского и предпринимательского права. Метод гражданско-правового регулирования, его особенности. Понятие источников гражданского права и их система. Содержание, субъекты и объекты гражданского правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения. Правоспособность и дееспособность граждан: понятие и содержание. Понятие и признаки юридического лица. Правосубъектность юридического лица. Образование и прекращение юридического лица. Виды юридических лиц. Содержание и понятие права собственности. Формы и виды права собственности. Основания возникновение и прекращения права собственности. Способы защиты права собственности. Правовые основы защиты информации. Коммерческая и иная охраняемая законом тайна. Понятие, виды и форма сделок. Обязательства в гражданском праве. Понятие и значение договора, порядок его заключения, изменения и расторжения. Основания и условия гражданско-правовой ответственности. Понятие, исчисление и виды сроков. Понятие, значение и виды сроков исковой давности. Основы авторского права (объекты и субъекты авторского права, права авторов). Понятие, предмет, метод, система и источники социального предпринимательства. Виды субъектов предпринимательского права. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности. Сам. работа 6 20 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-4.02.3, ПК-3.02.3 Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
4.3. Понятие и предмет гражданского и предпринимательского права. Метод гражданско-правового регулирования, его особенности. Понятие источников гражданского права и их система. Содержание, субъекты и объекты гражданского правоотношения. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения. Правоспособность и дееспособность граждан: понятие и содержание. Понятие и признаки юридического лица. Правосубъектность юридического лица. Образование и прекращение юридического лица. Виды юридических лиц. Содержание и понятие права собственности. Формы и виды права собственности. Основания возникновение и прекращения права собственности. Способы защиты права собственности. Правовые основы защиты информации. Коммерческая и иная охраняемая законом тайна. Понятие, виды и форма сделок. Обязательства в гражданском праве. Понятие и значение договора, порядок его заключения, изменения и расторжения. Основания и условия гражданско-правовой ответственности. Понятие, исчисление и виды сроков. Понятие, значение и виды сроков исковой давности. Основы авторского права (объекты и субъекты авторского права, права авторов). Понятие, предмет, метод, система и источники социального предпринимательства. Виды субъектов предпринимательского права. Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности. Практические 6 6 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-4.02.3, ПК-3.02.3 Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Основы трудового права в бизнесе.
5.1. Понятие, предмет и метод трудового права. Принципы трудового права. Источники трудового права. Трудовые отношения, их стороны и основания возникновения. Социальное партнерство: понятие, принципы, стороны, уровни и формы. Коллективные договоры и соглашения. Трудовой договор: понятие, содержание, виды. Заключение, изменение и расторжение трудового договора.Трудовая дисциплина и трудовой распорядок. Поощрения за труд. Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарные взыскания, порядок их применения. Материальная ответственность сторон трудового договора: понятие, условия наступления, виды. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников Лекции 6 4 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-4.02.3, ПК-3.02.3 Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.2. Понятие, предмет и метод трудового права. Принципы трудового права. Источники трудового права. Трудовые отношения, их стороны и основания возникновения. Социальное партнерство: понятие, принципы, стороны, уровни и формы. Коллективные договоры и соглашения. Трудовой договор: понятие, содержание, виды. Заключение, изменение и расторжение трудового договора. Трудовая дисциплина и трудовой распорядок. Поощрения за труд. Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарные взыскания, порядок их применения. Материальная ответственность сторон трудового договора: понятие, условия наступления, виды. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников Сам. работа 6 12 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-4.02.3, ПК-3.02.3 Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
5.3. Понятие, предмет и метод трудового права. Принципы трудового права. Источники трудового права. Трудовые отношения, их стороны и основания возникновения. Социальное партнерство: понятие, принципы, стороны, уровни и формы. Коллективные договоры и соглашения. Трудовой договор: понятие, содержание, виды. Заключение, изменение и расторжение трудового договора. Трудовая дисциплина и трудовой распорядок. Поощрения за труд. Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарные взыскания, порядок их применения. Материальная ответственность сторон трудового договора: понятие, условия наступления, виды. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников Практические 6 6 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-4.02.3, ПК-3.02.3 Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Основы уголовного права в сфере бизнеса. Правовые основы защиты информации и государственной тайны.
6.1. Понятие, предмет и методы уголовного права. Источники уголовного права. Принципы уголовного права. Понятие, признаки и категории преступления. Состав преступления: понятие, элементы, признаки и значение. Стадии преступлений. Соучастие в преступлении: понятие, признаки формы и виды. Понятие обстоятельств, исключающие преступность деяния. Понятие уголовной ответственности. Понятие и цели наказаний. Система и виды наказаний. Освобождение от наказания. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Преступления против собственности. Преступления в сфере экономической деятельности. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Лекции 6 4 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-4.02.3, ПК-3.02.3 Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.2. Понятие, предмет и методы уголовного права. Источники уголовного права. Принципы уголовного права. Понятие, признаки и категории преступления. Состав преступления: понятие, элементы, признаки и значение. Стадии преступлений. Соучастие в преступлении: понятие, признаки формы и виды. Понятие обстоятельств, исключающие преступность деяния. Понятие уголовной ответственности. Понятие и цели наказаний. Система и виды наказаний. Освобождение от наказания. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Преступления против собственности. Преступления в сфере экономической деятельности. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Сам. работа 6 14 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-4.02.3, ПК-3.02.3 Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
6.3. Понятие, предмет и методы уголовного права. Источники уголовного права. Принципы уголовного права. Понятие, признаки и категории преступления. Состав преступления: понятие, элементы, признаки и значение. Стадии преступлений. Соучастие в преступлении: понятие, признаки формы и виды. Понятие обстоятельств, исключающие преступность деяния. Понятие уголовной ответственности. Понятие и цели наказаний. Система и виды наказаний. Освобождение от наказания. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Преступления против собственности. Преступления в сфере экономической деятельности. Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Практические 6 6 ПК-4.02.1, ПК-4.02.2, ПК-3.02.1, ПК-3.02.2, ПК-4.02.3, ПК-3.02.3 Л2.4, Л2.3, Л2.5, Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:
1. Распределите уровни правовой культуры в зависимости от оснований их классификации:
1.1. в зависимости от носителя:
А) правовая культура общества и правовая культура личности;
Б) высокий, средний и низкий уровни правовой культуры;
В) знаю; соблюдаю; уважаю закон.
1.2. с точки зрения качества:
А) правовая культура общества и правовая культура личности;
Б) высокий, средний и низкий уровни правовой культуры;
В) знаю; соблюдаю; уважаю закон.
2. Выберите верное утверждение, касающееся определения понятия "правовая культура"
А) в юридической литературе сформулировано множество различных его определений;
Б) оно закреплено в законе;
В) оно сформулировано в юридической литературе и является общепризнанным.
3. Совокупность знаний, навыков применения (соблюдения, использования) законов, а также их глубокое уважение – это
А) правовая культура;
Б) правовой нигилизм;
В) правомерное поведение.
4. Верно ли, что правовая культура неизменна на всех исторических этапах развития общества?
А) Верно;
Б) Неверно.
5. Верно ли следующее утверждение? О правовой культуре можно говорить, с одной стороны, как о совокупности материальных объектов (результатов правовой деятельности), а с другой, как о характеристике субъекта, отражающей его отношение к праву ("знаю – соблюдаю – уважаю").
А) Верно;
Б) Неверно.
6. Верно ли следующее утверждение? В правовом государстве допустим низкий уровень обыденной правовой культуры. Имеет значение лишь высокий уровень правовой культуры государственных и муниципальных служащих.
А) Верно;
Б) Неверно.
7. Основанием юридической ответственности является…
А) правонарушение;
Б) норма права;
В) вина;
Г) мотив и цель.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Пример оценочного средства:
• Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ст. 2 ГК РФ).
• Изучив ст. 23 ГК, а также гл. 4 ГК, иные рекомендованные нормативные правовые акты, дайте ответ на один из следующих вопросов
1. Каковы признаки предпринимательской деятельности; какими субъектами она может осуществляться. Охарактеризуйте порядок регистрации ИП и ЮЛ. В каких случаях возможно ведение предпринимательской деятельности без гос. регистрации?
2. Оцените достоинства и недостатки различных организационно-правовых форм юридических лиц для ведения предпринимательской деятельности (с точки зрения пределов ответственности участников по долгам юридического лица; с точки зрения возможности определять направления ведения бизнеса; по иным параметрам)
3. Изучите гл. 4, § 2 ГК, а также Федеральные законы от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". Сравните порядок отчуждения доли/акций хозяйственного общества? Как обеспечиваются баланс интересов участника, желающего выйти из хозяйственного общества и интересы остальных участников. Можно ли ограничить в Уставе общества право на отчуждение доли/акций третьим лицам?
4. Изучив положения ГК и Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", дайте определение банкротства. Назовите признаки банкротства. Перечислите процедуры, применяемые в деле о банкротстве; какие из них обязательно проводятся, а какие выступают в качестве альтернативных? В случае признания должника неплатежеспособным, какова очередность погашения требований кредиторов? Чем конкурсные кредиторы отличаются от кредиторов по текущим платежам?
• Даются краткие ответы на поставленные вопросы со ссылками на статьи нормативных правовых актов. В названии работы укажите номер выбранного вами вопроса






5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ:
1. Верно ли следующее утверждение? В правовом государстве допустим низкий уровень
обыденной правовой культуры. Имеет значение лишь высокий уровень правовой культуры
государственных и муниципальных служащих.
А) Верно;
Б) Неверно.
2. Гражданское право, в основном, регулирует…
А) отношения, возникающие по поводу государственного управления;
Б) отношения в области обеспечения прав и свобод граждан;
В) имущественные отношения.
3. Обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей (алиментные обязательства) возникает только при условии, что…
А) ребенок рожден в зарегистрированном в установленном порядке браке;
Б) родители ребенка состояли в зарегистрированном в установленном порядке браке, который на данный момент расторгнут;
В) родители ребенка состояли или продолжают состоять в зарегистрированном в установленном порядке браке;
Г) ничего из перечисленного не требуется.
4. Состав преступления включает следующие элементы:
А) объект, стороны и содержание;
Б) субъект, объект, субъективная сторона и объективная сторона;
В) норма права, правоотношение, неправомерное поведение, юридическая ответственность.
5. Форма государства предполагает характеристику по следующим критериям:
А) основы конституционного строя, основы правового статуса личности, система органов государственной власти;
Б) форма правления, форма государственно устройства и политический режим;
В) тип экономической формации, тип правовой системы, политическая программа правя-
щей партии.
6. Указанное в законе обстоятельство, влекущее возникновение, изменение или прекраще-
ние правоотношения – это…
А) норма права;
Б) нормативный правовой акт;
В) правоотношение;
Г) юридический факт.
7. Если иное не установлено супругами в брачном договоре, то имущество, нажитое ими
в период брака…
А) является их общей совместной собственностью;
Б) является собственностью того из супругов, кем оно приобретено;
В) является собственностью того из супругов, кто его фактически использует;
Г) является их общей долевой собственностью, а размер доли определяется в зависимости
от дохода каждого из супругов.
8. Трудовой договор может заключаться как на неопределенный срок, так и на срок до 5
лет. При этом…
А) по общему правилу, трудовой договор заключается на неопределенный срок, срочный
же лишь в указанных в трудовом законодательстве случаях;
Б) стороны абсолютно свободны в выборе между срочным трудовым договором и догово-
ром на неопределенный срок.
9. Трудовой договор считается заключенным …
А) с момента подписания его сторонами, но не позднее фактического начала работы по поручению работодателя;
Б) с момента издания работодателем приказа о приеме на работу ;
В) со дня ознакомления работника (под роспись) с приказом о приеме на работу;
Г) с момента истечения испытательного срока, если работник был принят с испытанием
10. Наследники, относящиеся по закону ко второй очереди …
А) наследуют в равных долях имущество, не принятое любым из наследников первой очереди;
Б) наследуют в равных долях ту часть имущества наследодателя, от принятия которого отказались все наследники первой очереди;
В) наследуют в равных долях все имущество наследодателя, но лишь в том случае, если
наследники первой очереди отсутствуют либо ни один из них не принял наследство.
11. -36. <…>
1. Критерии оценивания:
Каждое выполненное задание оценивается в 1 балла. Максимальное количество баллов за тест – 36 (в соответствии с БРС).
Шкала перевода баллов:
Зачтено Не зачтено
19 - 36 баллов 18 – 0 баллов

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Пиголкин А.С., Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Лазарев В.В., Липень С.В. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 5-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/421CC193-568E-46C9-A4E1-C5EB140E50DE
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. О. Буянова, С. О. Казаков, М. М. Панарина ; под редакцией М. О. Буяновой. Трудовое право. Общая часть: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2024 biblio-online.ru
Л2.2 Белов, В. А. Гражданское право в 2 т. Том 1. Общая часть [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/00848F37-463A-45DA-950B-614C611BEBB6
Л2.3 Агапов А. Б. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. 7-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/3CF11185-B99C-481F-9488-66EDF84CE850
Л2.4 И.Я. Козаченко, Г.П. Новоселов Уголовное право. Общая часть. – 4-е изд., перераб. и доп.: Учебник Уголовное право. Общая часть : учебник. – 4-е изд., перераб. и доп., 2017 https://urait.ru/bcode/404960
Л2.5 Стрекозов В. Г. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СЕРВЕР ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИИ http://www.gov.ru/ www.gov.ru
Э2 Правовая культура : ЭУМКД [Электронный ресурс] URL: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8055 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
213С учебный зал судебных заседаний - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 50 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; компьютер: марка ASUS модель P8B75-M; проектор: марка Epson - 1 единица; герб, флаг РФ; стол и кресла для судей; стол для адвоката; стол для прокурора; стол секретаря судебного заседания; трибуна; юридическая литература (кодексы)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Правовое обеспечение бизнеса» самостоятельная работа студентов является главным методом освоения дисциплины. Она предполагает на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, глубокое изучение теоретических работ по проблемам арбитражного процессуального права, действующего законодательства и практики его применения.
По наиболее актуальным и сложным проблемам на очном отделении проводятся семинарские занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные студентами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки в применении правовых норм при разрешении конкретных задач, с учетом опыта судебной практики.
В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных гражданских дел и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Как правило, на самостоятельную работу отводится около 50% бюджета времени, выделенного на освоение содержания учебной дисциплины. Для самостоятельной работы студент должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.
Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует освежить в памяти материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.
В процессе самостоятельной работы придерживайтесь следующих правил:
работайте ежедневно в одно и то же время;
не ждите благоприятного рабочего настроения, создавайте его усилием воли, нужно уметь заставить себя работать регулярно, ритмично и при отсутствии настроения;
трудитесь сосредоточенно, внимательно, думая только о выполняемой задаче, не отвлекайтесь;
стремитесь выработать интерес даже к не интересной, но нужной работе. Нельзя работать хорошо, с интересом только по любимому предмету, а по другим предметам кое-как;
работайте с твердым намерением понять, усвоить, закрепить, развивайте в себе уверенность, что вы можете и должны сделать то, что запланировали;
уделяйте больше внимания трудному материалу, не обходите трудностей, преодолевайте их;
усвоенные знания, навыки и умения стремитесь применять в повседневной жизни; регулярно повторяйте усвоенное;
перед началом работы следует посмотреть, что было сделано в предыдущий раз.
Психология учит: если установлена связь нового материала со старым, то он будет усваиваться быстрее и доступнее.
Таким образом, самостоятельная работа студентов проводится по заданию преподавателя, но без его участия (в библиотеках, в читательском фонде, дома и т.д.), а также во время участия студентов в работе научно-практических конференций, научных обществ студентов и т.п.)
Наиболее действенными и продуктивными формами контроля самостоятельной работы студентов являются: доклад и научное сообщение на семинаре, а также письменный опрос) по конкретным темам.
Студентам следует строго соблюдать последовательность в изучении тем. Их отработку необходимо вести с учетом того, как они изложены в программе дисциплины и тематическом плане. При этом в рабочей учебной программе представлено полное содержание темы, которое должно быть освоено студентами, а в тематическом плане и методических рекомендациях по изучению дисциплины представлены ключевые вопросы темы и литература, которой необходимо при этом пользоваться.
Изучение каждой в отдельности темы рекомендуется проводить в следующей последовательности:
1. Уяснить общее содержание темы согласно учебной программе и основные вопросы по тематическому плану.
2. Подобрать учебную литературу и рекомендуемый нормативный материал, а также судебную практику.
3. Проработать соответствующую тему по учебнику, дополнив материал, полученный в ходе установочной лекции и составив конспект по теме, которая не освещалась в ходе аудиторного занятия.
4. Обратиться к нормативным источникам, изучить правовые нормы и внести дополнения в конспект.
5. После окончания изучения темы обратиться к средствам проверки знаний – решить задачи по теме в Планах семинарских и практических занятиях.
6. Если после окончания изучения темы остались неясными отдельные вопросы, их необходимо записать в конспект и затем получить консультацию по ним у преподавателя.
Большой объем нормативного и научного материала не позволяет студентам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала студенты должны освоить самостоятельно. Студентам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала студентам предлагается ряд практических вопросов, на которые они должны дать максимально полный ответ, который предполагает умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы студентам предлагается решить ряд практических заданий. Ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить, насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод (например, поскольку в соответствии со статьей … федерального закона «…» то-то и то-то). В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) студентам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Студенты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться представить ей, например, в виде искового заявления в суд (например, заявление о восстановлении на работе). Кроме того, студенты могут написать реферат по одной из вопросов темы тем или согласовать иную тему с преподавателем. Преподаватель, ведущий занятий и руководящий самостоятельной работой студентов проверяет письменное решение практических заданий и рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.
Формой итогового контроля является зачет. Для подготовки к зачету в УМК дан перечень вопросов. Зачет проводиться в устной или письменной форме. Студентам необходимо являться на зачет без опозданий всем к назначенному в расписании часу. После получения билета каждый студент готовится в течение 1 часа при письменной форме проведения зачета и в течение 30 минут при устной. В билете 2 теоретических вопроса, но ответ на них должен даваться с учетом положений действующего законодательства и практики его применения. Студенту обязательно следует акцентировать внимание на спорных положениях.
При устной форме приема зачета студенты в порядке очередности излагают ответы на вопросы полученных билетов. При этом рекомендуется соблюсти баланс во времени ответа на первый и второй вопросы билета. Общая же продолжительность ответа студента по вопросам билета не должна превышать 15 минут. По окончании ответа студента, преподаватель может задавать студенту вопросы (число которых не ограничивается). Студент должен давать краткие, аргументированные ответы на каждый вопрос. На этом процедура сдачи зачета для данного студента заканчивается. Ему объявляется результат. Результаты письменного зачета объявляются студентам в день сдачи зачета.