МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки21.02.05. специальность Земельно-имущественные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_21_02_05_Земельно имущественные отношения-2022_11кл
Часов по учебному плану 68
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 20
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 20 20 20 20
Итого 68 68 68 68

Программу составил(и):
Преподаватель СПО, Булгакова И.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 486)

составлена на основании учебного плана:
Направление 21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 06.06.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучение учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ориентировано на формирование знаний, умений и навыков работы в области информационных технологий, необходимых для будущей трудовой деятельности выпускников образовательных учреждений СПО.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ЕН

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3 Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 5 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 8 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 9 Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции.
ОК 10 Соблюдать правила техники безопасности, нести ответственность за организацию мероприятий по обеспечению безопасности труда.
ПК 1.1 Составлять земельный баланс района.
ПК 1.2 Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.
ПК 1.3 Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.
ПК 1.4 Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории.
ПК 1.5 Осуществлять мониторинг земель территории.
ПК 2.1 Выполнять комплекс кадастровых процедур.
ПК 2.2 Определять кадастровую стоимость земель.
ПК 2.3 Выполнять кадастровую съемку.
ПК 2.4 Осуществлять кадастровый и технический учет объектов недвижимости.
ПК 2.5 Формировать кадастровое дело.
ПК 3.1 Выполнять работы по картографо-геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы.
ПК 3.2 Использовать государственные геодезические сети и иные сети для производства картографо-геодезических работ.
ПК 3.3 Использовать в практической деятельности геоинформационные системы.
ПК 3.4 Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади.
ПК 3.5 Выполнять поверку и юстировку геодезических приборов и инструментов.
ПК 4.1 Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.
ПК 4.2 Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки.
ПК 4.3 Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки.
ПК 4.4 Рассчитывать сметную стоимость зданий и сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками.
ПК 4.5 Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией.
ПК 4.6 Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- назначение, состав, основные характеристики компьютера;
- основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
- назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
- технологию поиска информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть Интернет);
- принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
- правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
- основные понятия автоматизированной обработки информации;
- назначение, принципы организации и эксплуатации информационных систем;
- основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.

3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
- обрабатывать текстовую и табличную информацию;
- использовать деловую графику и мультимедиа-информацию;
- создавать презентации;
- применять антивирусные средства защиты информации;
- читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;
- применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
- пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;
- применять методы и средства защиты информации.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Основные понятия и определения информационных технологий в профессиональной деятельности. Этапы развития информационного общества. Лекции 2 2 ОК 9, ОК 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Методы и средства информационных технологий.
2.1. Классификация информационных систем. Лекции 2 2 ОК 2 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Понятие информационной технологии, ее свойства. Роль информационных технологий в развитии экономики и общества. Лекции 2 2 ОК 3 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Лекции 2 2 ОК 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.4. Проработка конспекта лекций. Работа с дополнительной литературой. Сам. работа 2 1 ОК 7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.5. Программное обеспечение информационных технологий. Лекции 2 2 ОК 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.6. Программное обеспечение компьютера. Принципы работы Проводника. Файловая система. Работа с файловой структурой. Работа с архивами. Практические 2 2 ОК 6, ОК 5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.7. Проработка конспекта лекций. Подготовка к практической работе. Выполнение домашнего задания. Сам. работа 2 1 ОК 7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 3. Электронные коммуникации.
3.1. Основы защиты информации. Лекции 2 2 ОК 10, ОК 8, ОК 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.2. Компьютерные вирусы. Антивирусная защита. Лекции 2 2 ОК 10, ОК 8, ОК 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.3. Интернет и его возможности. Лекции 2 2 ОК 10, ОК 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.4. Информационные ресурсы общества. Использование информационно-поисковых систем. Практические 2 2 ОК 6, ОК 5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.5. Проработка конспекта лекций. Работа с дополнительной литературой.Выполнение домашнего задания. Сам. работа 2 1 ОК 7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.6. Работа с электронной почтой, изучение интерфейса программ. Деловая переписка.Возможности сетевого программного обеспечения. Практические 2 2 ОК 6, ОК 5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
3.7. Проработка конспекта лекций. Работа с дополнительной литературой.Выполнение домашнего задания. Сам. работа 2 1 ОК 7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 4. Технология обработки информации.
4.1. Технология обработки текстовой информации. Лекции 2 2 ОК 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.2. Первое знакомство с Microsoft Word. Форматирование текста. Настройка страницы. Практические 2 2 ОК 6, ОК 5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.3. Проработка конспекта лекций. Работа с дополнительной литературой.Выполнение домашнего задания. Сам. работа 2 1 ОК 7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.4. Оформление текстовых документов, содержащих таблицы.Создание текстовых документов на основе шаблонов. Деловая переписка. Практические 2 2 ОК 6, ОК 5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.5. Проработка конспекта лекций. Работа с дополнительной литературой.Выполнение домашнего задания. Сам. работа 2 1 ОК 7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.6. Графические возможности использования MS Word для создания документов. Практические 2 2 ОК 6, ОК 5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.7. Проработка конспекта лекций. Работа с дополнительной литературой.Выполнение домашнего задания. Сам. работа 2 1 ОК 7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.8. Работа с редактором формул в MS Word.Стили и шаблоны заголовков в MS Word. Практические 2 2 ОК 6, ОК 5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.9. Проработка конспекта лекций. Работа с дополнительной литературой.Выполнение домашнего задания. Сам. работа 2 1 ОК 7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.10. Совместная работа над документом, создание названий объектов и ссылок. Практические 2 1 ОК 6, ОК 5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.11. Макросы. Слияние документов. Практические 2 1 ОК 6, ОК 5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.12. Проработка конспекта лекций. Работа с дополнительной литературой.Выполнение домашнего задания. Сам. работа 2 1 ОК 7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.13. Технология обработки числовой информации. Лекции 2 2 ОК 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.14. Интерфейс Excel. Создание электронных таблиц. Практические 2 2 ОК 6, ОК 5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.15. Проработка конспекта лекций. Работа с дополнительной литературой.Выполнение домашнего задания. Сам. работа 2 1 ОК 7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.16. Обработка данных средствами электронных таблиц. Абсолютные ссылки. Практические 2 2 ОК 6, ОК 5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.17. Проработка конспекта лекций. Работа с дополнительной литературой.Выполнение домашнего задания. Сам. работа 2 1 ОК 7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.18. Обработка данных средствами электронных таблиц. Использование функций. Практические 2 2 ОК 6, ОК 5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.19. Проработка конспекта лекций. Работа с дополнительной литературой.Выполнение домашнего задания. Сам. работа 2 1 ОК 7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.20. Создание диаграмм и графиков. Практические 2 1 ОК 6, ОК 5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.21. Обработка данных средствами электронных таблиц. Работа с листами. Практические 2 1 ОК 6, ОК 5 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.22. Проработка конспекта лекций. Работа с дополнительной литературой.Выполнение домашнего задания. Сам. работа 2 1 ОК 7 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.23. Изучение и работа с пакетом программ по профилю специальности. Лекции 2 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.24. Работа в программе nanoCad. Практические 2 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.25. Проработка конспекта лекций. Работа с дополнительной литературой.Выполнение домашнего задания. Сам. работа 2 1 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.26. Технология обработки мультимедийной информации. Сам. работа 2 1 ОК 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.27. Наглядное представление информации. Использование деловой графики и мультимедиа – информации при создании презентаций. Сам. работа 2 1 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 10, ОК 9, ОК 8, ОК 7, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.28. Подготовка рефератов и презентации по выбранной теме. Сам. работа 2 1 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.29. Технология обработки графической информации. Сам. работа 2 1 ОК 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.30. Справочно-правовые системы. Сам. работа 2 1 ОК 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
4.31. Поиск информации в справочно-правовых системах. Сам. работа 2 1 ОК 6, ОК 5 Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
2. Обрабатывать текстовую и табличную информацию;
3. Использовать деловую графику и мультимедиа-информацию;
4. Создавать презентации;
5. Применять антивирусные средства защиты информации;
6. Читать (интерпретировать) интерфейс специализированного программного обеспечения, находить контекстную помощь, работать с документацией;
7. Применять специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
8. Пользоваться автоматизированными системами проектных работ;
9. Применять методы и средства защиты экономической информации;
10. Основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
11. Назначение, состав, основные характеристики компьютера;
12. Основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
13. Назначение и принципы использования системного и прикладного программного обеспечения;
14. Технологию поиска информации в Интернет;
15. Принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
16. Правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения;
17. Основные понятия автоматизированной обработки информации;
18. Назначение, принципы организации и эксплуатации информационных систем;
19. Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Обзор и описание функций Autocad.
2. Интернет-приложение для подготовки технических планов объектов капитального строительства «ТехПлан Онлайн».
3. Программа для построения межевого плана «Акт».
4. Программа «Полигон: Межевой план».
5. Географическая информационная система MapInfo Professional.
6. Обзор и описание функций ТехноКад-Экспресс.
7. Информационная система АИС «Госземнадзор».
8. Информационная система «Мониторинг рынка недвижимости».
9. Онлайн-сервис Texplan.ru.
10. Автоматизированная информационная система «Техническая инвентаризация».
11. Обзор и описание функций программы «Компас».
12. Программный комплекс для кадастровых инженеров АРГО.
13. Комплект программ «АРМ кадастрового инженера»/ «АРМ кадастрового инженера Про».
14. Обзор и описание функций CREDO DOS.
15. Сервис АИС «Мониторинг рынка недвижимости».
16. Автоматизированная информационная система государственного кадастра объектов недвижимости.
17. Сайт и онлайн-сервисы Росреестра.
18. Программный комплекс по оценке недвижимости «Экспресс-оценка».
19. Информационная система «Оценщик PRO».
20. Информационная система «Находка - Система управления имуществом».
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
закреплен в приложении
Приложения
Приложение 1.   ИТПД (ЗИО) 2023.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Майорова Е.В. - Отв. ред. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мамонова Т.Е. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для прикладного бакалавриата: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Трофимов В.В. - отв. ред. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Информационные технологии в профессиональной деятельности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS windows Pro (копия лицензии);
Open Office, http://www.openoffice.org/license.html;
7-Zip, http://www.7-zip.org/license.txt;
AcrobatReader, https://get.adobe.com/ru/reader/;
Mozilla FireFox, https://www.mozilla.org/en-US/about/legal/eula/
DjVu reader, http://djvureader.org/
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносной ноутбук.
№ 204 (филиал в г. Бийске) кабинет информационных технологий в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; компьютеры; доска меловая; кафедра; стенд.
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Важным условием успешного освоения дисциплины «Математика» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком
образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Основными формами технологии изучения дисциплины «Математика» являются лекции, практические (семинарские) занятия, самостоятельная работа, консультации. К каждому занятию требуется серьезная подготовка.
Подготовка к лекциям: В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Записи в конспекте должны быть сделаны чисто, аккуратно и расположены в определенном порядке. Хорошее внешнее оформление конспекта лекции не только приучит к необходимому в работе порядку, но и позволит избежать многочисленных ошибок, которые происходят из-за небрежных, беспорядочных записей.
Подготовка к практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию необходимо начинать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего теоретического материала и решения практической части. Теоретический материал включает основные формулы, определения, теоремы, с которыми познакомились на аудиторном занятии и, которые должны быть записаны, желательно, в отдельную тетрадь для теории; изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной,
справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой:
1. Важно читать вдумчиво, неторопливо с «мысленной проработкой» материала. Прочитайте текст не менее двух раз.
2. Научиться выделять главное в тексте, основные аргументы, выводы, улавливать проблематичный характер утверждений, особое внимание следует обращать на определение основных понятий. Попробуйте воспроизвести текст, закрыв книгу.
3. Просмотрите текст еще раз, делая вывод формул, доказательства теорем самостоятельно. Следует переходить к следующему вопросу только после правильного понимания предыдущего, производя на бумаге все вычисления (в том числе и те, которые ради краткости опущены в учебнике).
4. При работе с источниками и литературой важно уметь: сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей; обобщать и оценивать полученную информацию; фиксировать основное содержание, формулировать, устно и письменно основную идею; составлять план, выделять основные формулы, уметь выводить их на основе полученных знаний.
Рекомендации по обеспечению самостоятельной работы:
1. Учитесь преодолевать самый высокий уровень непонимания материала («непонятно, что непонятно»).
2. При разборе примеров в аудитории или при выполнении домашних заданий целесообразно каждый шаг обосновывать теми или иными теоретическими положениями.
3. При изучении теоретического материала не задерживайте внимания на трудных и непонятных местах, смело их пропускайте и двигайтесь дальше, а затем возвращайтесь к тому, что было пропущено (часто последующее проясняет предыдущее).
4. С первых студенческих дней конструируйте собственный стиль понимания сути изучаемого материала. Математические дисциплины в этой ситуации являются наиболее успешным полигоном.
Консультации:
1.Если в процессе работы над изучением теоретического материала или при решении задач у студента возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается (неясность терминов, формулировок теорем, отдельных задач и др.), то он может обратиться к преподавателю для получения от него письменной или устной консультации.
2. В своих запросах студент должен точно указать, в чем он испытывает затруднение. Если он не разобрался в теоретических объяснениях, или в доказательстве теоремы, или в выводе формулы по учебнику, то нужно указать, какой это учебник, год его издания и страницу, где рассмотрен затрудняющий его вопрос, и что именно его затрудняет. Если студент испытывает затруднение при решении задачи, то следует указать характер этого затруднения, привести предполагаемый план решения.
3. За консультацией следует обращаться и при сомнении в правильности ответов на вопросы для самопроверки.