МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы GR

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильУправление и PR в политике и бизнесе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_Политология_УиPRвПиБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Шашкова Я.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Основы GR

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Основы GR» является раскрытие теоретических основ «GR-связей» с государством, изучение системы частно-государственного партнерства, анализ практики принятия государственных решений и способов влияния на этот процесс негосударственных акторов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен организовывать и координировать проведение политических, маркетинговых и лоббистских кампаний различного формата
ПК-2.1 Знает особенности, структуру, виды и технологии организации и проведения политических, маркетинговых и лоббистских кампаний различного формата
ПК-2.2 Умеет осуществляет политическое и маркетинговое позиционирование органов власти и местногосамоуправления, политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структур
ПК-2.3 Умеет планировать и организовывать взаимоотношений между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациям
ПК-2.4 Владеет методиками организации и координации проведения политических, маркетинговых и лоббистских кампаний различного формата.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1: Знает особенности, структуру, виды и технологии организации и проведения политических, маркетинговых и лоббистских кампаний различного формата
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2: Умеет осуществляет политическое и маркетинговое позиционирование органов власти и местногосамоуправления, политических партий и общественно-политических объединений, бизнес-структур
ПК-2.3: Умеет планировать и организовывать взаимоотношений между органами государственной власти, организациями сферы бизнеса и общественными организациям
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.4: Владеет методиками организации и координации проведения политических, маркетинговых и лоббистских кампаний различного формата.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы GR
1.1. Концепции, раскрывающие функции «связей с государством»: концепция «governance», теория политических сетей, концепция возрождения государства и усиление его координирующей роли. Соотношение понятий: лоббизм и GR, GR и «Publik affairs», GR и PR. Цель, задачи, функции GR. Мировой опыт организации GR. Лекции 3 6 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1
1.2. Концепции, раскрывающие функции «связей с государством»: концепция «governance», теория политических сетей, концепция возрождения государства и усиление его координирующей роли. Соотношение понятий: лоббизм и GR, GR и «Publik affairs», GR и PR. Цель, задачи, функции GR. Мировой опыт организации GR. Сам. работа 3 6 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Государственная политика РФ в отношении бизнеса и гражданского общества
2.1. Система государственно-частного партнерства: отечественный и зарубежный опыт. Правовая база для развития государственно-частного партнерства в РФ. GR-деятельность в системе государственно-частного партнерства. Формы взаимодействия бизнеса и государственных структур в системе государственно-частного партнерства. Практические 3 6 ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Система государственно-частного партнерства: отечественный и зарубежный опыт. Правовая база для развития государственно-частного партнерства в РФ. GR-деятельность в системе государственно-частного партнерства. Формы взаимодействия бизнеса и государственных структур в системе государственно-частного партнерства. Сам. работа 3 6 ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
2.3. Государственная политика по взаимодействию с гражданским обществом Практические 3 2 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1
2.4. Государственная политика по взаимодействию с гражданским обществом Сам. работа 3 6 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Механизм принятия государственных решений и способы влияния на него различных негосударственных агентов
3.1. Механизм принятия государственных решений и способы влияния на него различных негосударственных агентов Практические 3 2 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1
3.2. Механизм принятия государственных решений и способы влияния на него различных негосударственных агентов Сам. работа 3 8 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1
3.3. Механизмы партнерского взаимодействия общественных организаций, власти, бизнеса на уровне субъектов РФ и муниципалитетов Практические 3 2 ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
3.4. Механизмы партнерского взаимодействия общественных организаций, власти, бизнеса на уровне субъектов РФ И муниципалитетов Сам. работа 3 10 ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Органы государственной власти РФ и GR. Использование GR-деятельности для выстраивания связей с органами власти
4.1. Взаимодействие Законодательных (представительных) органов власти РФ с обществом Практические 3 4 ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
4.2. Взаимодействие Законодательных (представительных) органов власти РФ с обществом Сам. работа 3 10 ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
4.3. Исполнительная власть в РФ и особенности ее взаимодействия с обществом и бизнесом Практические 3 2 ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
4.4. Исполнительная власть в РФ и особенности ее взаимодействия с обществом и бизнесом Сам. работа 3 10 ПК-2.4 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Механизмы и технологии GR-деятельности
5.1. Лоббизм как особая технология GR-деятельности. Определение и форы общественной поддержки. «Инновационные» технологии формирования поддержки. Коммуникационные механизмы и технологии GR-деятельности. Мониторинг государственной политики и деятельности органов власти. GR-коммуникации в процессе размещения государственного и муниципального заказов. Специальные GR-мероприятия. Технологии медиарилейшнз и функции GR-специалиста. Практические 3 4 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
5.2. Лоббизм как особая технология GR-деятельности. Определение и форы общественной поддержки. «Инновационные» технологии формирования поддержки. Коммуникационные механизмы и технологии GR-деятельности. Мониторинг государственной политики и деятельности органов власти. GR-коммуникации в процессе размещения государственного и муниципального заказов. Специальные GR-мероприятия. Технологии медиарилейшнз и функции GR-специалиста. Сам. работа 3 10 ПК-2.1, ПК-2.2 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Социально-ориентированная деятельность бизнеса и GR-отношения с государством
6.1. Спонсорство как механизм GR-взаимодействия Практические 3 4 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1
6.2. Спонсорство как механизм GR-взаимодействия Сам. работа 3 10 ПК-2.1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6942

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-2: Способен организовывать и координировать проведение политических, маркетинговых и лоббистских кампаний различного формата

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. От чего не зависит выбор модели организации GR-деятельности в компании:
а) Степени государственного регулирования бизнеса компании
б) Масштабности деятельности компании
в) Существующей практики взаимодействия с общественными организации.
г) Связи компании с государственными закупками.
Ответ: в
2. Укажите подходящее мероприятие для специалистов по GR с целью завязывания контактов и развития плодотворного сотрудничества с чиновником:
а) Знакомство с телефонного звонка, а затем щедрое «одаривание» его ценными подарками и денежными средствами на дни рождения и профессиональные праздники
б) Регулярное посещение профессиональных конференций, круглых столов, семинаров и других мероприятий, где часто выступает чиновник
в) Сбор сведений о личной жизни чиновника (прослушка, фото-видеорегистрация и т.д.) с целью возможного шантажа в случае его отказа от сотрудничества
г) Настойчивость в предложении чиновнику немедленно погасить задолженность бюджетных организаций по уже существующим договорам, а в случае его отказа – запугивание своими связями в криминальном мире.
Ответ: б
3. Специалисту по GR нужно обязательно:
а) Быть асом кулуарных переговоров
б) Знать нужные персоналии во власти
в) Ориентироваться в деталях принятия законов
г) Уметь организовать общую систему взаимодействия «бизнес-ассоциация-власть»
Ответ: г
4. Посредники, выполняющие поручения предпринимателей (принципов по поиску для них коммерческих партнеров и действующие от имени принципалов при заключении ими договоров:
а) коммерческие представители
б) комиссионеры
в) поверенные
Ответ: а
5. Иерархический тип структур управления построен в соответствии с принципами управления, сформулированными в:
а) конце ХХ века
б) начале ХХ века
в) конце XIX века
Ответ: б
6. Разработка принципов планирования производства, способов статистического учета — это инжиниринг:
а) технологический
б) консультативный
в) управленческий
Ответ: в
7. GR-специалист должен в совершенстве владеть
а) коммуникативными навыками
б) навыками по разрешению конфликтов
в) широким словарным запасом
г) определенной стратегией поведения
Ответ а
8. Проведением экспертизы социально-значимых решений органов власти в системе «Открытое правительство» занимается:
а) органы местного самоуправления
б) Экспертный совет
в) органы государственной власти РФ
г) Министр Российской Федерации
Ответ: а
9. Субъекты GR - это
a) субъекты, создающие положительный образ организации в сознании потенциального потребителя, а также других заинтересованных сторон
б) социальные субъекты, целенаправленно устанавливающие отношения с органами государственной власти
в) субъекты, осуществляющие вою волю , воздействующие на деятельность и поведение других людей
Ответ: б
10. Базисные субъекты GR делятся на
а)коммерческие субъекты
б)некоммерческие субъекты
в) социальные субъекты
г) технологические субъекты
Ответ: а,б
11. К технологическим субъектам GR относят:
а)законодательную власть
б)GR-департамент
в)исполнительную власть
д)счетную палату
г)профессиональные компании в сфере GR
Ответ: б, г
12. К объектам GR относится
а)GR-департамент
б)центральная избирательная комиссия
в)судебная власть
г)законодательная власть
д)исполнительная власть
е)профессиональные компании в сфере GR
Ответ: б,в,г,д
13. К коммерческим субъектам GR относят
а)деловые ассоциации
б)фонды
в)профсоюзы
г)корпорации
Ответ: а,г
14. К технологическим субъектам GR относятся
а)Общероссийская общественная организация «Ветераны боевых действий России»
б)Ассоциация российских банков
в)Коммуникационный холдинг "Минченко Консалтинг"
г)Торгово-промышленная палата РФ
д)Центр по изучению проблем бизнеса и власти
Ответ: в,д
15. По методам GR делят на
а)корпоративный
б)институциональный (стратегический)
в)регулярный
г)антикризисный
д)персональный (тактический)
Ответ: в,д

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. _____________ __________________ - это модель взаимодействия государства и бизнеса в России, предполагающая поддержку властными органами определенных предпринимательских структур за счет обеспечения доступа для бизнеса к контролируемым властью ресурсами в обмен на поддержку бизнесом инфраструктурных и социальных программ и проектов. Ответ: модель "патронажа".
2. _________________ ____________ - это модель GR-менеджмента, в рамках которой взаимодействие с государством основывается на утверждении, что организация должна предвидеть изменения внешних условий деятельности и принимать меры по их корректировке. Ответ: проактивная модель.
3. назовите признаки лоббизма. Ответ6 к признакам лоббизма относится - наличие объекта лоббирования, неоднородность публичных/государственных интересов, наличие частного интереса.
4. Что является определяющей предпосылкой в возникновении лоббизма? Ответ: определяющей предпосылкой в возникновении лоббизма является неоднородность публичных/государственных интересов.
5. Теневые методы лоббирования предполагают использование_____________________________________. Ответ: методов с нарушением этических норм и правил.
6. Впервые концепция межсекторного социального партнерства появилась в России в _______________ году. Ответ: 1994 г.
6. Гражданское общество относится к ___________________________________. Ответ: межсекторному социальному партнерству.
7. Что относится к специфическим чертам российского GR? Ответ: специфических черт российского GR: остающаяся исключительно высокой в области GR роль первых лиц — руководителей предприятий и компаний. Это связано как с важностью данного направления работ, так и с отсутствием квали­фицированных кадров топ-менеджеров в области GR; наличие у крупных компаний «опорного» депутата (или группы депутатов) в Госдуме. Нередко это бывший работник компании, якобы, «бросивший» бизнес и ушедший в политику. Бывает, что компания способствует избранию независимого депутата, и он в ответ начинает проявлять к компании благосклонность; столичные офисы компаний как правило осуществляют GR на фе­деральном уровне, решение задач GR регионального уровня пере­кладывается на дочерние структуры в регионах; отсутствие прозрачных бюджетов.
8. ______________________ __________________________ - это финансово-экономические и социальные группы, которые добиваются необходимого влияния посредством участия в политической борьбе и предвыборных кампаний. Ответ: политические лоббисты.
9. ____________________________ ______________________ - стремятся получить определенные льготы и преимущества для своих территорий. Ответ: региональные лоббисты.
10. ________________ ___________________ - это социальные субъекты, целенаправленно устанавливающие отношения с органами государственной власти. Ответ: субъекты GR.
11. _____________________ _______________ - это социальный субъект, осуществляющий GR в интересах базисного субъекта GR. Ответ: технологический субъект GR.
12. Охарактеризуйте ключевые функциям деятельности департамента по отношениям с органами власти. Ответ: определение и анализ потребностей компании в сфере взаимодействия с органами государственной власти. В крупной компании взаимодействие с органами власти осуществляется на различном иерархическом, функциональном и региональном уровне. В то же время для руководства компании важным моментом является возможность иметь общий взгляд на происходящие в этой сфере процессы и потребности компании; отслеживание деятельности органов государственной власти и прогнозирование их влияния на компанию; координация выстраивания отношений компаний с органами государственной власти. Часто взаимодействие с органами власти осуществляют различные подразделения компании. При этом важным моментом признается координация общей направленности процесса взаимодействия единым центром, каким может являться департамент но отношениям с органами власти; воздействие на органы государственной власти, корректировка, предложения
о внесении изменений в блок экономического законодательства, регулирующего отношения государства и бизнеса. Ряд крупных и средних компаний осуществляет активное взаимодействие с органами власти, при этом оказывая на них определенное воздействие; обеспечение преференций и государственных заказов для компаний. Последняя задача актуальна для компаний, рассматривающих государство как крупного покупателя своих товаров или услуг. Речь идет о компаниях, специфика бизнеса которых состоит в государственных заказах.
13. Охарактеризуйте цикл GR-консалтинга. Ответ: цикл GR-консалтинга включает в себя четыре стадии и соответствующие задачи. 1 Аналитический этап. Формулирование Технического задания по проекту. Для GR- консалтинга важно вести такую работу в тесном контакте с клиентом. Далее здесь же отметим анализ задачи по проекту, картирование совокупности стейкхолдеров, стратегирование работы, определение тактики GR-действий. Планирование. Проектирование и планирование GR-кампании или лоббистской кампании. Посильное участие в работе органов государственной власти. Взаимодействие с юридическими службами.
14. Что представляет собой профессиональная этика GR? Ответ: профессиональную этику GR можно определить как совокупность моральных норм, направленных на обеспечение гармонии ценностей сформированной по
профессиональной принадлежности группы с ценностями общества.
15. Что представляет основополагающий принцип профессиональной этики лоббиста и GR-специалиста? Ответ: в качестве основополагающего принципа профессиональной этики лоббиста и GR-специалиста исследователи называют принцип следования общественному благу.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, примерные темы контрольных работ, вопросы к экзамену.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Вопросы теоретического характера

1. Охарактеризуйте подходы к пониманию GR-деятельности.
2. Охарактеризуйте модели GR-коммуникации (англо-саксонская, европейская, GR-деятельность в России).
3. Охарактеризуйте зарубежный опыт государственно-частного партнерства.
4. Охарактеризуйте отечественный опыт государственно-частного партнерства.
5. Приведите примеры GR-деятельности в системе государственно-частного партнерства.
6. Охарактеризуйте организационно-правовые основы и формы работы Государственной Думы Федерального Собрания РФ с негосударственными агентами.
7. Охарактеризуйте правовые и организационные основы работы с обращениями граждан в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.
8. Перечислите и охарактеризуйте особенности влияния негосударственных агентов на законотворческий процесс на региональном уровне.
9. Охарактеризуйте формы взаимодействия органов исполнительной власти РФ с общественностью.
10. Охарактеризуйте лоббизм как технологию GR-деятельности.
11. Охарактеризуйте формирование общественной поддержки. Охарактеризуйте «инновационные» технологии формирования поддержки (лайф-плайсмент, флэшмоб и др.).
12. Охарактеризуйте особенности GR-деятельности в медийном пространстве.

Вопросы практико-ориентированного характера

1. Охарактеризуйте корпоративную социальную ответственность бизнеса и выявите роль социального инвестирования в решении проблем местных сообществ на примере РФ.
2. Приведите и охарактеризуйте примеры межсекторного социального партнерства в России.
3. Раскройте сущность механизмов социальных инвестиций российских компаний как важного элемента GR-менеджмента российского бизнеса.
4. Выделите имиджевые функции GR-деятельности на примере российских компаний. Приведите примеры использования технологий имиджмейкинга в GR-деятельности.
5. Охарактеризуйте создание позитивного корпоративного имиджа российских компаний в органах власти. Охарактеризуйте, что включает создание благоприятной атмосферы отношений с регуляторными органами.
6. Охарактеризуйте некоммерческие организации РФ как стейкхолдеры.
7.Охарактеризуйте роль Администрации Президента РФ в законодательном лоббизме в России.
8. Охарактеризуйте роль Правительства в РФ в законодательном лоббизме в России.
9. Охарактеризуйте роль Государственной Думы РФ в законодательном лоббизме в России.
10. Охарактеризуйте типовой департамент по GR в России.
11. Охарактеризуйте становление лоббизма в России.
12. Охарактеризуйте направления деятельности GR-менеджера на примере российских компаний.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 О. В. Меженина Политическое управление и процесс принятия решений [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие АлтГУ, 2018 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Богатуров А.Д. Экономическая политология. Отношения бизнеса с государством и обществом: учеб. пособие для вузов М.: Аспект Пресс, 2012 7 экземпляров
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал «Полис» («Политические исследования») www.politstudies.ru
Э2 Российский профессиональный портал о лоббизме и GR // www.lobbying.ru
Э3 Политнаука: политология в России и мире www.politnauka.org
Э4 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э5 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э6 Правительство Алтайского края www.altairegion22.ru
Э7 Алтайское краевое Законодательное Собрание www.akzs.ru
Э8 Киреева О.С. Основы GR portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Аудиторные занятия с магистрантами по курсу «Основы GR» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания о теоретических основах GR-связей с государством. Перед началом лекции рекомендуется прочитать учебный материал по предложенной теме, сформировать перечень вопросов для преподавателя и наиболее сложные для понимания проблемы, которые могут быть специально рассмотрены на лекции по запросу студентов. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к зачету.
Практические занятия по курсу «Основы GR» ориентированы на то, чтобы магистранты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению «Политология» по программе «Политическое управление и PR», а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к семинару следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на предлагаемые практические задания.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению механизмов и технологий GR-деятельности. При их изучении магистранты должны четко ответить на вопрос: «Каким образом организовать и осуществлять GR-деятельность?». Отсюда главное внимание необходимо обратить именно на технологию реализации GR-деятельности .
Еще один важный блок, требующий значительной подготовки и самостоятельной работы – современная государственная политика РФ в отношении бизнеса и гражданского общества. От магистрантов при их изучении требуется как знание современной государственной политики по взаимодействию с гражданским обществом, так и понимание системы государственно-частного партнерства.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную литературу. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых магистрант может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическому занятии проблем или акцентируют внимание на различных аспектах технологий GR-деятельности. Поэтому по возможности магистрант должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание магистрантом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к зачету.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. Они содержат различные статистические, научные и методические материалы по различным аспектам современной государственной политики РФ в отношении бизнеса и гражданского общества, государственно-частного партнерства, принятия государственных решений, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов, а также сайты региональных органов власти, позволяющие проследить специфику в реализации GR-деятельности на региональном уровне.