МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Медиация и управление конфликтами

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильУправление и PR в политике и бизнесе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_Политология_УиPRвПиБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 86
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 4
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 86 86 86 86
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Шашкова Я.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Медиация и управление конфликтами

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., проф. И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., проф. И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины является знакомство студентов с политическим конфликтом как типом политических отношений, формирование у них представления о месте и роли конфликтов в политической жизни и об управлении ими

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать управленческие решения и организовывать управленческие процессы в органах власти и местного самоуправления, бизнес-структурах, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений
ПК-1.1 Знает особенности, виды, способы и методы разработки управленческих решений и организации управленческих процессов в политических и бизнес-структурах
ПК-1.2 Умеет разрабатывать варианты управленческих решений и планировать осуществление организационных и управленческих процессов в органах власти и местного самоуправления, бизнес-структурах, в аппаратах политических партий и общественно политических объединений
ПК-1.3 Владеет методиками разработки управленческих решений и организации управленческих процессов в органах власти и местного самоуправления, бизнес-структурах, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1. Знает особенности, виды, способы и методы разработки управленческих решений и организации управленческих процессов в политических и бизнес-структурах
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет разрабатывать варианты управленческих решений и планировать осуществление организационных и управленческих процессов в органах власти и местного самоуправления, бизнес-структурах, в аппаратах политических партий и общественно политических объединений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методиками разработки управленческих решений и организации управленческих процессов в органах власти и местного самоуправления, бизнес-структурах, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Конфликт и его роль в обществе
1.1. Конфликт как социальное явление Лекции 4 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1
1.2. Функции конфликтов Лекции 4 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Управление политическим конфликтом
2.1. Управление конфликтом Практические 4 2 ПК-1.2 Л1.1, Л2.1
2.2. Медиация в конфликте Практические 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Медиация в конфликте Сам. работа 4 34 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Структурные компоненты конфликта
3.1. Структура конфликта Практические 4 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1
3.2. Динамика и типы конфликтов Практические 4 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1
3.3. Типология политического конфликта Сам. работа 4 26 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.4. Основные стратегии отношения к конфликту Практические 4 2 Л1.1, Л2.1
3.5. Основные стратегии отношения к конфликту Сам. работа 4 26 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6942

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-1: Способен разрабатывать управленческие решения и организовывать управленческие процессы в органах власти и местного самоуправления, бизнес-структурах, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Противостояние между М. Евдокимовым и А. Назарчуком характеризуется как:
1 конфликт с отрицательной суммой
2 оппозиционный конфликт
3 позиционный конфликт
4 этнополитический конфликт
Ответ: 3

Противостояния между центральной властью Испании и Каталонией характеризуется как:
1 конфликт с отрицательной суммой
2 оппозиционный конфликт
3 позиционный конфликт
4 этнополитический конфликт
Ответ: 2

Вооруженное вмешательство допустимо только в одном случае, если в ходе конфликта, принявшего форму вооруженных столкновений, имеют место массовые:
1 нарушения прав человека
2 собрания
3 фальсификации выборов
Ответ: 1

Найдите в приведённом списке субъект РФ, чьё названия произошло от названия титульной нации:
1 Иркутская область
2 Республика Башкортостан
3 Белгородская область
Ответ: 2

Найдите в приведённом списке субъект РФ, чьё названия произошло от названия титульной нации:
1 Приморский край
2 Иркутская область
3 Чукотский автономный округ
Ответ: 3

Войны регионального и локального характера относятся к конфликтам:
1 высокой интенсивности
2 средней интенсивности
3 низкой интенсивности
Ответ: 2

Международные, региональные организации и институты, полицейские и воинские контингенты выступают в миротворческой деятельности в качестве ее:
1 объектов
2 субъектов
3 инициаторов конфликта
Ответ: 2

Неприязнь, взаимная ненависть между субъектами конфликтного взаимодействия называется:
1 фрустрацией
2 враждой
3 вытеснением
4 апартеидом
Ответ: 2

Способ урегулирования трудовых, имущественных, политических, международных и других конфликтов, при котором конфликтующие стороны обращаются к арбитрам, независимым от них, избираемых самими сторонами или назначаемыми по их соглашению из числа авторитетных лиц, организаций либо международных органов:
1 урегулирование
2 челночная дипломатия
3 институционализация конфликта
4 арбитраж
Ответ: 4

Способ организации деятельности посредника по налаживанию канала коммуникации между оппонентами; состоит в организации посредником встреч последовательно с каждой из сторон:
1 компромисс
2 управление
3 челночная дипломатия
4 арбитраж
Ответ: 3

Применение человеком или социальной группой различных форм принуждения (физического, психологического, политического, экономического, вооруженного и т. п.) в отношении других людей, социальных групп и слоев с целью завоевания или сохранения и укрепления экономического, политического, идеологического господства, приобретения тех или иных прав или привилегий без учета интересов другой стороны:
1 вражда
2 насилие
3 фрустрация
4 рэкет
Ответ: 2

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

Зачем нужна классификация конфликтов? Ответ: классификация конфликтов позволяет ориентироваться в их специфических проявлениях и помогает оценить возможные пути их разрешения.

Охарактеризуйте меры по установлению мира. Ответ: меры по установлению мира - это действия, направленные на то, чтобы заставить враждующие стороны прийти к соглашению, главным образом с помощью мирных средств. Однако в соответствии с главой VII Устава, Совет Безопасности ООН может принимать принудительные меры для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

Охарактеризуйте суть метода создания "образа врага". Ответ: метод создания "образа врага" - состоит в том, чтобы переложить ответственность за нерешенные актуальные проблемы на другие политические силы (зачастую оппозиционные, а нередко и мифические) и отвлечение внимания основной массы населения от насущных политических и социально-экономических задач.

Охарактеризуйте механизм управления конфликтом. Ответ: механизм управления конфликтом представляет собой совокупность норм, средств и методов управленческой деятельности того или иного субъекта управления политическим конфликтом по достижении намеченной им цели.

Что такое минимизация последствий конфликтов? Ответ: минимизация последствий конфликтов - это вид деятельности по сведению количества возникающих конфликтов к минимуму, путем принятия мер по предотвращению конфликтов в повседневной деятельности.

Охарактеризуйте механизм управления конфликтом. Ответ: механизм управления конфликтом представляет собой совокупность норм, средств и методов управленческой деятельности того или иного субъекта управления политическим конфликтом по достижении намеченной им цели.

Что такое минимизация последствий конфликтов? Ответ: минимизация последствий конфликтов - это вид деятельности по сведению количества возникающих конфликтов к минимуму, путем принятия мер по предотвращению конфликтов в повседневной деятельности.

Определите тип противостояния между центральной властью Испании и Каталонией. Ответ: противостояние между центральной властью Испании и Каталонией характеризуется как оппозиционный тип конфликта.

Определите тип противостояния между М. Евдокимовым и А. Назарчуком. Ответ: противостояние между М. Евдокимовым и А. Назарчуком характеризуется как позиционный тип конфликта.

Определите тип противостояния между РФ и Чечней? Ответ: противостояние между РФ и Чечней характеризуется как оппозиционный тип конфликта.

Что такое конфликты высокой степени интенсивности? Ответ: все широкомасштабные войны между крупными державами мира и их коалициями по системе классификации спектр конфликтов относятся к конфликтам высокой интенсивности.

Что представляет собой концепция управления кризисом? Ответ: в 70-х г. XX в. австралийский исследователь К. Холбрад создал концепцию управления кризисом. По его мнению, в содержание управления входили правила поведения сверхдержав в создавшихся конфликтных ситуациях.

Когда появились первые концепции управления конфликтом? Ответ: первые концепции управления конфликтом появились в 60-70-е гг. XX в.

Что такое восстание? Ответ: восстание - это форма проявления внутриполитического вооруженного конфликта, массовое вооруженное выступление (как правило, относительно кратковременное) против существующей государственной власти.

Охарактеризуйте роль третейского судьи в конфликте. Ответ: третейский судья обладает наиболее авторитарной ролью, т.к. обладает наибольшими возможностями по определению вариантов решения проблемы. Он изучает проблему, выслушивает обе стороны и выносит вердикт, который не оспаривается.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. Фонд включает практические задания, примерные темы контрольных работ, вопросы к экзамену.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Анализ политического конфликта (по выбору студента)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Вопросы теоретического характера
Охарактеризуйте диалектические теории конфликтов (К. Маркс, Р. Дарендорф).
Охарактеризуйте конфликтный функционализм (Г. Зиммель, Л. Козер, С. Липсет).
Выделите и охарактеризуйте характерные черты общей теории конфликта К. Боулдинга.
Сформулируйте определение конфликта, выделите его характерные черты, субъект, объект, предмет.
Перечислите и охарактеризуйте источники, обстоятельства возникновения и функции конфликта. Определите границы, среду (фон), характеристику сторон конфликта.
Охарактеризуйте структуру конфликта.
Охарактеризуйте подходы к динамике конфликта. Раскройте содержание латентного или предконфликтного этапа.
Охарактеризуйте стадию открытого конфликта: инцидент и эскалацию. Выделите факторы, влияющие на эскалацию, ее модели. Определите последствия эскалации. Охарактеризуйте расширение конфликта и деэскалацию.
Раскройте содержание завершающего этапа конфликта. Выделите основные формы завершения и факторы, влияющие на завершение. Охарактеризуйте постконфликтную стадию.
Охарактеризуйте различные типы международных конфликтов.
Охарактеризуйте различные типы региональных конфликтов.
Охарактеризуйте стратегии поведения в политическом конфликте.
Охарактеризуйте процесс управления конфликтом.
Охарактеризуйте стратегии инициирования и предупреждения (предотвращения) конфликтов.
Охарактеризуйте урегулирование конфликтов. Покажите, какова роль институционализации в урегулировании конфликта. Охарактеризуйте способы, технологии урегулирования.
Определите содержание урегулирования конфликтов путем переговоров. Выделите специфику конфликтных переговоров, содержательный и процессуальный аспекты. Охарактеризуйте функции переговоров.
Проанализируйте структуру переговорного процесса. Определите требования, которые предъявляют к участникам переговорного процесса. Оцените роль делегации в переговорном процессе.
Выявите роль третьей стороны в конфликте. Определите ее функции, формы, задачи, методы воздействия, направления деятельности.
Выявите роль посредничества в конфликте. Проанализируйте функции посредника, формы посреднической деятельности. Определите, какова роль личности посредника, его деловые и психологические качеств.
Охарактеризуйте стратегии и тактики посредника в урегулировании политических конфликтов. Выделите этапы посреднической деятельности.

Вопросы практико-ориентированного характера

Охарактеризуйте деятельность ООН в урегулировании конфликтов. Основываясь на Уставе ООН определите цели, принципы внешнего вмешательства в конфликты, направления деятельности. Выделите преимущества и недостатки в деятельности ООН.
Охарактеризуйте деятельность ОБСЕ в урегулировании конфликтов. Выделите направления и формы деятельности. Охарактеризуйте арсенал механизмов Организации по предотвращению конфликтов. Выявите причины неудач миротворческих операций ОБСЕ (например, неудача операции по поддержанию мира в Нагорном Карабахе, неудача Наблюдательной миссии ОБСЕ в Молдавии и др.).
Охарактеризуйте деятельность НАТО в урегулировании конфликтов. Выделите направления и формы деятельности. Выделите преимущества и недостатки в деятельности этого альянса.
Охарактеризуйте деятельность ОДКБ в урегулировании конфликтов. Выделите направления и формы деятельности. Выделите преимущества и недостатки в деятельности этой организации.
Охарактеризуйте деятельность Европейского Союза в урегулировании конфликтов. Выделите направления и формы деятельности. Выделите преимущества и недостатки в деятельности этой организации.
Проанализируйте конфликт в Нагорном Карабахе.
Проанализируйте конфликт в Таджикистане.
Проанализируйте Абхазский конфликт.
Проанализируйте конфликт Южноосетинский конфликт до 2008 г.
Проанализируйте Осетинскую войну 2008 г. и ее последствия.
Проанализируйте приднестровский конфликт.
Проанализируйте конфликт водные конфликты в ЦА.
Проанализируйте Армяно-турецкий конфликт.
Проанализируйте конфликт Боснийский конфликт.
Проанализируйте конфликт Косовский конфликт.
Проанализируйте конфликт Корейский конфликт.
Проанализируйте конфликт Противостояние США и Ирана.
Проанализируйте Китайско-Тайваньский конфликт.
Проанализируйте конфликт Индо-Пакистанский конфликт на современном этапе.
Проанализируйте конфликт Конфликт в Руанде.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сирота, Наум Михайлович Политическая конфликтология: Учебное пособие/ Сирота Н.М.- 2-е изд.: М : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/219A24A5-BD9D-416C-AEAA-A2701C8D1231
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чувашова, Н. И. Политическая конфликтология российского общества: учебное пособие: Архангельск : ИПЦ САФУ, 2013 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э2 Российская национальная библиотека www.nlr.ru
Э3 Научная библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова uwh.lib.msu.su
Э4 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э5 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э6 Электронная библиотека Максима Мошкова www.lib.ru
Э7 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э8 Киреева О.С. Политическая конфликтология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Политическая конфликтология» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания о теоретико-методологических основах политической конфликтологии, о конфликте как социальном явлении, о подходах к пониманию политического конфликта, его сущности, об основных параметрах анализа политического конфликта, структуре, динамике, типологии политического конфликта, основных стратегиях отношения к политическому конфликту, сущности и механизмах его управления. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Политическая конфликтология» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС по направлению "Политология".
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на практическом занятии и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме семинара и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы семинарского занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
Для формирования необходимых навыков предусмотрено написание письменной работы, в которой необходимо проанализировать политический конфликт по предложенным параметрам. Причем, политический конфликт для анализа выбирается студентом самостоятельно, на основе его интереса. Эта работа позволяет на конкретном примере комплексно показать все составные части политического конфликта и механизм его управления, и его последствия.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическом занятии проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад. Кроме того, знание студентом дополнительно рекомендуемой литературы является подтверждением успешного усвоения курса и приветствуется преподавателем.
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста. Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену. В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов, позволяющие полноценно подготовиться к практическим занятиям и экзамену.