МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управление в политике и бизнесе

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильУправление и PR в политике и бизнесе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_Политология_УиPRвПиБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 17,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Киреева О.С.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Шашкова Я.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Управление в политике и бизнесе

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.п.н., профессор И.В. Черданцева


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.п.н., профессор И.В. Черданцева


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины «Политическое управление» выступает знакомство студентов с теорией и практикой политического и государственного управления и формирование навыков их практического применения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать управленческие решения и организовывать управленческие процессы в органах власти и местного самоуправления, бизнес-структурах, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений
ПК-1.1 Знает особенности, виды, способы и методы разработки управленческих решений и организации управленческих процессов в политических и бизнес-структурах
ПК-1.2 Умеет разрабатывать варианты управленческих решений и планировать осуществление организационных и управленческих процессов в органах власти и местного самоуправления, бизнес-структурах, в аппаратах политических партий и общественно политических объединений
ПК-1.3 Владеет методиками разработки управленческих решений и организации управленческих процессов в органах власти и местного самоуправления, бизнес-структурах, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает особенности, виды, способы и методы разработки управленческих решений и организации управленческих процессов в политических и бизнес-структурах
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Умеет разрабатывать варианты управленческих решений и планировать осуществление организационных и управленческих процессов в органах власти и местного самоуправления, бизнес-структурах, в аппаратах политических партий и общественно политических объединений

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Владеет методиками разработки управленческих решений и организации управленческих процессов в органах власти и местного самоуправления, бизнес-структурах, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Политическое управление
1.1. Политическое управление: понятие, содержание Лекции 2 4 ПК-1.1 Л1.1, Л2.2
1.2. Политическое управление: понятие, содержание Сам. работа 2 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.2
1.3. Методы политического управления Лекции 2 4 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.4. Методы политического управления Сам. работа 2 4 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Государственное управление
2.1. Государственное управление: понятие, содержание Практические 2 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.3
2.2. Государственное управление: понятие, содержание Сам. работа 2 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.3
2.3. Методы государственного управления. Практические 2 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
2.4. Методы государственного управления. Сам. работа 2 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. Политико-управленческие процессы и технологии
3.1. Ценностные аспекты политического и государственного управления. Практические 2 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.3
3.2. Ценностные аспекты политического и государственного управления. Сам. работа 2 4 ПК-1.1 Л1.1, Л2.3
3.3. Уровни принятия государственных решений. Практические 2 2 ПК-1.2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Уровни принятия государственных решений. Сам. работа 2 4 ПК-1.2 Л1.1, Л2.2
3.5. Методологические основания принятия политических решений Практические 2 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.6. Методологические основания принятия политических решений Сам. работа 2 4 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.7. Инкременталистская модель принятия решений (Ч. Линдблом) Практические 2 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.8. Инкременталистская модель принятия решений (Ч. Линдблом) Сам. работа 2 4 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.9. Теория рационального выбора: Бьюкенен Дж., Таллок Г. Практические 2 2 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.10. Теория рационального выбора: Бьюкенен Дж., Таллок Г. Сам. работа 2 4 ПК-1.1 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.11. Структура и организационно-информационное обеспечение процесса принятия решений в законодательных органах государственной власти РФ. Практические 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.12. Структура и организационно-информационное обеспечение процесса принятия решений в законодательных органах государственной власти РФ. Сам. работа 2 4 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.13. Влияние социального, профессионального, партийного состава на законотворческий процесс Практические 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.14. Влияние социального, профессионального, партийного состава на законотворческий процесс Сам. работа 2 4 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.15. Принятие административных решений в аппарате исполнительной власти в РФ Практические 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.16. Принятие административных решений в аппарате исполнительной власти в РФ Сам. работа 2 4 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.17. Электронное правительство: теория и практика Практические 2 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.18. Электронное правительство: теория и практика Сам. работа 2 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.19. Содержание и формы политических технологий Практические 2 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.20. Содержание и формы политических технологий Сам. работа 2 3 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.21. Итоговые вопросы Экзамен 2 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1849

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ПК-1: Способен разрабатывать управленческие решения и организовывать управленческие процессы в органах власти и местного самоуправления, бизнес-структурах, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Понятие артикуляции интересов означает…
а) процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе;
б) приспособление политической системы к меняющимся условиям общественной жизни;
в) высказывание и формулирование различными общественными груп-
пами своих политических интересов и требований;
г) формирование знаний и представлений о политике;
д) политическую апатию
Ответ: в
2. Предмет науки управления, это:
а). природа управленческих отношений
б). труд людей в управлении
в). опыт управления
г). законы управления
Ответ: а
3. Планирование это:
а) вид деятельности
б) отделённый вид управленческой деятельности, который определяет перспективу и будущее состояние организации
в) перспективу развития
г) состояние организации
д) интеграцию видов деятельности
Ответ б
4. Управленческие функции были впервые выделены в этой школе менеджмента:
а) школа научного управления
б) школа человеческих отношений и школа поведенческих наук
в) административная или классическая школа управления
г) школа науки управления или математическая школа управления
Ответ: в
5. Каким образом могут быть связаны между собой функциональные звенья в организационной структуре управления?
а) вертикальными связями
б) горизонтальными связями
в) функциональными связями
г) всеми перечисленными связями
Ответ: б
6. Функцией исполнительной власти является:
а) разработка государственного бюджета
б) разработка предвыборных программ
в) осуществление правосудия
Ответ: а
7. Государственное … — это практическая деятельность по реализации политики государства, обеспечению его интересов:
а) управление
б) страхование
в) дозирование
Ответ: а
8. По значимости программы могут иметь статус:
а) дополнительных
б) индивидуальных
в) региональных
Ответ: в
9. По значимости программы могут иметь статус:
а) федеральных
б) частных
в) основных
Ответ: а
10. По значимости программы могут иметь статус:
а) частных
б) президентских
в) индивидуальных
Ответ: б
11. Обосновывают направления государственной политики в конкретных отраслях, устанавливают порядок лицензирования деятельности по социальному обслуживанию, решают крупномасштабные и острые социальные проблемы:
а) Региональные органы
б) Федеральные органы
в) Отраслевые министерства
Ответ: б
12. Взаимоотношения проявляются в участии бизнеса в генеральном соглашении, заключаемом Правительством РФ, объединениями работодателей, профсоюзами, в диалоге с властью специальных организаций, создаваемых бизнес-сообществами:
а) Коллективные
б) Общественно значимые
в) Формализованные
Ответ: в
13. В … находятся важнейшие природные ресурсы, являющиеся базовыми для функционирования государственных предприятий:
а) частной собственности
б) государственной собственности
в) собственности субъектов РФ
Ответ: б
14. Основным видом доходов государственных бюджетов во многих странах являются:
а) налоги
б) доходы от приватизации
в) денежная эмиссия
Ответ: а
15. Наиболее полно эффективность национальной экономической модели оценивается на основе:
а) источников и масштабов государственного финансирования экономики
б) показателей роста экономического потенциала и благосостояния населения
в) степени открытости экономики
Ответ: б


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Английский философ М. Оукшотт писал: «_____________ становится особой ограниченной сферой деятельности по обеспечению и поддержанию общих норм поведения, которые рассматриваются не как предписания, навязывающие основные виды,деятельности, а как средства, предоставляющие людям возможность заниматься по своему усмотрению любой деятельностью». Ответ: управление
2. Какие в менеджменте как процессе выделяют функции управленческого труда? ОТвет: в менеджменте как процессе выделяют следующие важнейшие функции управленческого труда:1) планирование постановка целей и разработку путей их достижения; 2) организация — разделение и кооперация труда, в том числе создание организационных структур, делегирование полномочий, организация взаимодействий;3) мотивация, стимулирование — побуждение работников к эффективному достижению целей;4) контроль — проверка полученных результатов.
3. ___________________методы управления учитывают социальные и психологические статусы людей, которые определяют их формальные роли в структуре и процессах управления. Ответ: социально-психологические методы.
4. _______________________ _________________ — это целенаправленное, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему государственных органов, организаций и соответствующих
должностных лиц) на общественные процессы, сознание, поведение и деятельность людей.Ответ: государственное управление.
5. Понятие «______________________» можно определить как целенаправленное (сознательное, преднамеренное, продуманное, спланированное), организующее и регулирующее воздействие людей (и созданных ими институтов) на собственную, общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность в определенных целях и интересах. Ответ: управление.
6. Что такое методы управления? Ответ: это способы и приемы властно-управляющего воздействия на социум и его отдельные сегменты в процессе реализации полномочий государства по упорядочению общественных отношений.
7. Что представляет собой субъект управления? Ответ: это направляющая, ведущая сторона субординационного взаимодействия, детерминирующая процесс развития объекта в том направлении, которое обусловлено целями, характером и особенностями самого этого субъекта.
8. Охарактеризуйте формы управленческой деятельности. Ответ: формы управленческой деятельности - это внешние, постоянно и типизированно фиксируемые выражения (проявления) практической активности государственных органов по формированию и реализации управленческих целей и функций и обеспечению их собственной жизнедеятельности.
9. Какие компоненты включает управление изменениями? Ответ: управление изменениями включает три компонента - совокупность процессов и инструментов для управления изменениями; управленческая и лидерская компетентность на всех уровнях организации; стратегический потенциал, дающий организации возможность быть гибкой, готовой к изменениям.
10. Охарактеризуйте цели управления изменениями. Ответ: цели управления изменениями состоят в том, чтобы все проекты достигали своих целей, человеческий капитал использовался наилучшим образом, а организация имела конкурентные преимущества.
11. Что понимается под отраслевым управлением? Ответ: под межотраслевым (межведомственным или функциональным) управлением понимается исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, наделенными надведомственными полномочиями по отношению к организационно не подчиненным им управляемым объектам, в результате которой обеспечивается согласованность и единство действий этих объектов управления при решении общегосударственных или межотраслевых задач.
12. Охарактеризуйте социально-организационные функции государственного управления. Ответ: социально-организационные функции государственного управления направлены на все многообразие общественных процессов, происходящих во внутригосударственной жизни. В них заключен основной смысл управленческой деятельности государства, реализуется его предназначение по выполнению своих обязанностей перед обществом.
13. Охарактеризуйте внутриорганизационные функции государственного управления. Ответ: Внутриорганизационные функции государственного управления нацелены на организацию, упорядочение, активизацию деятельности всех структур государственного аппарата, придание ей определенности и динамизма.
14. Охарактеризуйте общие функции государственного управления. Ответ: общие функции государственного управления отражают сущностные моменты и присутствуют практически в любом управленческом
взаимодействии его субъектов и объектов. В теории управления в числе таких наиболее значимых функций выделяются следующие: организация, планирование, прогнозирование, мотивация, регулирование,
контроль.
15. Охарактеризуйте специфические функции государственного управления. Ответ: Специфические функции государственного управления находят свое воплощение в конкретных проявлениях всего многообразия возникающих на практике ситуаций, где необходимо действовать только от имени государства, реализуя его компетенцию. В их числе можно назвать функции правоприменения, проведения выборов и референдумов, государственный статистический учет (перепись населения), лицензирование видов деятельности, регулирование особых правовых режимов (президентского правления, чрезвычайного положения, свободных
экономических зон) и ряд других.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Охарактеризуйте подходы к пониманию политического управления: директивный, структурно-функциональный, коммуникативный. Проанализируйте структуру политического управления (субъект, объект, каналы, средства управления).
2. Охарактеризуйте типы и модели управления в политике.
3. Охарактеризуйте подходы к определению государственного управления. Выделите особенности государственного управления.
4. Охарактеризуйте концепции политического управления: рационального выбора, институциональный подход, системный анализ, бюрократическая политика.
5. Охарактеризуйте концепции политического управления: общественный выбор, модель человеческих отношений, общественный выбор, ситуационная модель и др.
6. Охарактеризуйте государственное управление: понятие, содержание. Охарактеризуйте современные направления в интерпретации государственного управления: коэволюционные, синергетические, технологические, социоцентрические подходы.
7. Охарактеризуйте классические теории государственного управления: административная, плюралистическая, корпоративная теории.
8. Охарактеризуйте новейшие теории государственного управления: теория нового государственного менеджмента, сетевая теория, концепция governance и good governance, теория электронного правительства.
9. Выделите и охарактеризуйте ценностные аспекты политического и государственного управления.
10. Охарактеризуйте основные подходы к оценке эффективности политического управления. Экономическая и социальная эффективность.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Выделите и охарактеризуйте этапы, технологии принятия решений в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.
2. Выделите и охарактеризуйте этапы, технологии принятия решений в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.
3. Охарактеризуйте процесс принятия решений на региональном уровне.
4. Выделите особенности социально-профессионального и политического состава нынешних созывов Государственной Думы и АКЗС, определите влияние на характер законотворческой деятельности.
5. Сравните административно-правового статус Администрации Президента РФ и Администрации/Аппарата Президента других государств (пример выбираете на свое усмотрение).
6. Охарактеризуйте роль Администрации Президента в процессе принятия решений.
7. Охарактеризуйте электронное правительство в РФ. Выделите этапы его развития.
8. Охарактеризуйте технологии лоббистской деятельности в политическом управлении РФ: основные формы и методы лоббирования, специфика воздействия на различных этапах процесса принятия политических решений.
9. Охарактеризуйте электоральные технологии в политическом управлении РФ.
10. Охарактеризуйте PR-технологии в политическом управлении РФ.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Меньшикова, Галина Александровна Основы государственного и муниципального управления. агенты и технологии принятия политических решений: Учебник и практикум/ Меньшикова Г.А. - под ред.-: М : Издательство Юрайт,, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Голубков, Евгений Петрович Методы принятия управленческих решений в 2 ч. часть 1: Учебник и практикум/ Голубков Е.П.- 3-е изд.- : М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сорина, Галина Вениаминовна Основы принятия решений: учеб. пособие для гуманит. вузов/ Г. В. Сорина: М. : Экономистъ, 2006 14 экземпляров
Л2.2 Юкаева, Валентина Семеновна Принятие управленческих решений: учебник/ В.С. Юкаева, Е.В. Зубарева, В.В. Чувикова: Москва : Дашков и К, 2016 e.lanbook.com
Л2.3 Мухаев, Рашид Тазитдинович Система государственного и муниципального управления в 2 т. том 1: Учебник/ Мухаев Р.Т.- 3-е изд.- : М : Издательство Юрайт,, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотека eLIBRARY.RU elibrary.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 ЭБС Юрайт www.biblioclub.ru
Э4 Государственная Дума Федерального Собрания РФ duma.gov.ru
Э5 Совет Федерации Федерального Собрания РФ council.gov.ru
Э6 Алтайское краевое Законодательное Собрание www.akzs.ru
Э7 Законодательное Собрание Красноярского края www.sobranie.info
Э8 Киреева О.С. Политическое управление portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия со студентами по курсу «Политическое управление» проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций студенту предлагается небольшой объем нормативного знания о теоретических подходах к политическому и государственному управлению. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Политическое управление» ориентированы на то, чтобы студенты имели возможность освоить в полном объеме нормативные учебные знания, предусмотренные требованиями ФГОС, а также реализовать свой творческий потенциал при обсуждении проблем курса.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться на практическом занятии и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия.
Студент должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на практическое занятие.
При подготовке к практическим занятиям и самостоятельной работе особое внимание нужно обратить на блок тем, посвященный рассмотрению политико-управленческих ппроцессов и технологий. При их изучении магистранты должны четко ответить на вопросы: «Каковы ценностные аспекты политического и государственного управления», что во многом позволит сформулировать цели профессиональной деятельности, а знание методов политического и государственного управления позволит выбрать оптимальные пути и методы их достижения. Отсюда также внимание необходимо обратить на уровни, методологические основы принятия политических решений, а также на структуру и организационно-информационное обеспечение процесса принятия решений в органах законодательной и исполнительной власти. Что в итоге позволит создать необходимую теоретическую основу для участия в организации управленческих процессов и разработке политико-управленческих решений в органах власти, в аппарате политических партий и т.п.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых студент может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическом занятии проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. В список предлагаемой к плану практического занятия дополнительно рекомендуемой литературы могут быть включены монографии и публикации в периодических изданиях, которые помогут студенту более глубоко и детально изучить рассматриваемые темы, подготовить интересный доклад.
Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется закреплению и углублению знаний студента в процессе самостоятельной работы. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста.
Самостоятельная работа студента (СРС) включает подготовку к практическим занятиям, освоение дополнительной литературы, деятельность по формированию профессиональных умений и навыков. Одним из видов СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на практическом занятии и при подготовке к экзамену.
В случае возникновения трудностей при выполнении самостоятельной работы, студент может обратиться к ведущему преподавателю в часы консультаций.
Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет ресурсы. Они содержат различные статистические, научные и методические материалы по различным аспектам политического и государственного управления, что позволяет облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов. Необходимо обратить внимание на сайты региональных органов власти, которые позволяют смоделировать процесс принятия политических решений в локальных кейсах.