МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Бухгалтерский учет

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.02.06. Финансы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_38_02_06_Финансы-2021_9кл
Часов по учебному плану 78
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 34 34 34 34
Практические 38 38 38 38
Сам. работа 6 6 6 6
Итого 78 78 78 78

Программу составил(и):
Препод., Уткина Людмила Васильевна

Рецензент(ы):
Канд.экон.наук, Доцент, Подольная Наталья Павловна

Рабочая программа дисциплины
Бухгалтерский учет

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.06 ФИНАНСЫ (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 65)

составлена на основании учебного плана:
38.02.06 ФИНАНСЫ Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Осознанное понимание обучающимися сущности бухгалтерского учета, объектов бухгалтерского наблюдения, знание процессов создания и развития системы бухгалтерского учета и понимание особенностей учета различных экономических операций.
Задачи:
- ключевые понятия, основные принципы, приемы бухгалтерского учета;
- методологию ведения бухгалтерского учета имущества организации, ее обязательств, собственного и заемного капитала;
- принципы документирования хозяйственных операций;
- систему сбора и обобщения информации, необходимой для составления бухгалтерской отчет-ности;
- использование данных бухгалтерского учета при анализе финансово-хозяйственной деятельно-сти организации и для целей оперативного управления экономикой организации.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках;
ПК 2.1. Определять налоговую базу, суммы налогов, сборов, страховых взносов, сроки их уплаты и сроки представления налоговых деклараций и расчетов;
ПК 4.3. Участвовать в ревизии финансово-хозяйственной деятельности объекта финансового контроля;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о направлениях реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности;
- о месте финансового учета в системе управления хозяйствующим субъектом;
- о взаимосвязи бухгалтерского финансового, управленческого и налогового учета в процессе подготовки информации как внутренних, так и внешних пользователей;
-об основных концепциях бухгалтерской (финансовой) отчетности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- выявлять значение бухгалтерского учета в условиях рынка, его основные концепции и этапы развития;
- использовать приемы и элементы метода бухгалтерского учета;
- проводить организацию бухгалтерского учета на предприятии;
- определять содержание хозяйственных операций;
- составлять бухгалтерские проводки, оборотные ведомости и баланс предприятия;
- заполнять первичные, сводные документы и учетные регистры;
- применять метод двойной записи;
- осуществлять практический учет всех видов средств предприятия и его источников;
- заполнять бухгалтерскую отчетность.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- организации и ведения бухгалтерского учета капитала, резервов, займов, ресурсов, доходов и расходов и исчислению показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий - экономических субъектов предпринимательской деятельности, на основе действующего законодательства, учетной политики предприятия и международных стандартов бухгалтерской отчетности;
- оформления первичных документов, ведению учетных регистров применительно к действующим формам учета;
- определения финансовых результатов;
- составления финансовой отчетности и расчету показателей, ее формирующих;
- обоснования альтернативных решений на основе данных управленческого учета.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория бухгалтерского учета
1.1. Понятие о хозяйственном учете как одной из важнейших функций управленческой деятельности. История развития бухгалтерского учета. Лекции 4 10 ПК 4.3., ПК 2.1., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Сущность и виды бухгалтерского учета. Предмет и метод бухгалтерского учета. Объекты бухгалтерского учета. Лекции 4 10 ПК 4.3., ПК 2.1., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Объекты бухгалтерского учета: имущество, обязательства, расходы и доходы, хозяйственные процессы. Классификация активов организации по видам, по местам эксплуатации, по времени использования, по источникам образования. Метод бухгалтерского учета и его элементы. Практические 4 10 ПК 4.3., ПК 2.1., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Документы: понятие, назначение и классификация. Основные направления совершенствования документации. Требования, предъявляемые к заполнению документов. Организация документооборота. Инвентаризация и инвентарь: понятие, цели, виды, порядок проведения и документального оформления результатов. Практические 4 10 ПК 4.3., ПК 2.1., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Бухгалтерский баланс. Счета и двойная запись. Взаимосвязь счетов бухгалтерского учета и бухгалтерского баланса. Понятие о бухгалтерском балансе, балансовый метод отражения информации. Строение бухгалтерского баланса. Виды балансов. Изменения в балансе под влиянием хозяйственных операций. Порядок составления и представления баланса. Сам. работа 4 3 ПК 4.3., ПК 2.1., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Бухгалтерский финансовый учет
2.1. Учет денежных средств. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации. Первичные документы по учету движения денежных средств в кассе. Лекции 4 4 ПК 4.3., ПК 2.1., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Порядок ведения учета денежных средств в кассе. Безналичные расчеты и порядок открытия расчетных счетов в банке. Формы безналичных расчетов. Первичные документы по учету движения денежных средств на расчетном счете. Порядок ведения операций на расчетном счете. Лекции 4 10 ПК 4.3., ПК 2.1., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Учет расчетов с контрагентами (дебиторами, кредиторами, персоналом).Понятие текущих и долгосрочных обязательств. Понятие дебиторской задолженности и кредиторской задолженности. Формы расчетов: платежными поручениями, требованиями-поручениями, аккредитивная, чеками. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, в том числе с применением векселей. Учет расчетов с подотчетными лицами. Учет расчетов по претензиям. Учет расчетов с персоналом по прохарактера. Практические 4 2 ПК 4.3., ПК 2.1., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Формы и системы оплаты труда. Документальное оформление и учет ис-пользования рабочего времени. Виды унифицированных форм первичной документации по учету заработной платы. Состав фонда заработной платы и выплат социального характера. Состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг. Порядок начисления заработной платы при различных формах оплаты труда. Начисление оплаты непроработанного вре Практические 4 6 ПК 4.3., ПК 2.1., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Учет материально-производственных запасов.Понятие, классификация и оценка производственных запасов. Нормативные акты, регулирующие учет материальных оборотных активов. Состав затрат, определяющих стоимость материальных запасов. Заготовительно-складские расходы, их состав и порядок распределения. Методы оценки материальных оборотных средств в текущем учете и балансе. Практические 4 10 ПК 4.3., ПК 2.1., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Бухгалтерская отчетность организации Состав и содержание бухгалтерской отчетности. Подготовительный этап составления бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский баланс, его структура, оценка статей и порядок составления. Отчет о прибылях и убытках, структура и порядок составления. Содержание отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств. Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Сам. работа 4 3 ПК 2.1., ОК 10., ОК 02., ОК 01. Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н. А. Проданова, Е. И. Зацаринная, Е. А. Кротова, В. В. Лизяева ; под редакцией Н. А. Продановой. — 2-е изд., перераб. и доп Бухгалтерский учет на предприятиях малого бизнеса : Учебное пособие для вузов Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Лупикова Е.В БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА: учебное пособие Юрайт, 2018 https://urait.ru/bcode/414644
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Агеева О.А., Шахматова Л.С. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 В.В.Чувикова Бухгалтерский учет и анализ: учебник для бакалавров Дашков и К, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронная библиотечная система e.lanbook.com
Э2 Консультант плюс (правовая поддержка) www.consultant.ru
Э3 Информационно-правовой портал garant.ru
Э4 Университетская библиотека онлайн www.biblioclub.ru
Э5 Бухгалтерский учет portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM
Microsoft SQL Server Standard 2014 SNGL OLP, № 2448-44/15 от 22.12.2015 г.;
1C: Предприятие 8, № 126-3 от 01.04.2015 г.;
Microsoft Server Enterprise 2008, № 44028027 от 30.05.08 г.

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 201 (филиал в г. Бийске) лаборатория технологии разработки баз данных – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; компьютеры; доска магнитно-маркерная; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 208 (филиал в г. Бийске) кабинет бухгалтерского учета, налогообложения и аудита – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска меловая; кафедра.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.