МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы экономической теории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки21.02.05. специальность Земельно-имущественные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_21_02_05_Земельно имущественные отношения-2022_11кл
Часов по учебному плану 91
в том числе:
аудиторные занятия 60
самостоятельная работа 31
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 26 26 26 26
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 31 31 31 31
Итого 91 91 91 91

Программу составил(и):
преподаватель, Уткина Людмила Васильевна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы экономической теории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 486)

составлена на основании учебного плана:
Направление 21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование научного экономического мировоззрения; овладение методологией и инструментарием исследования экономических явлений и процессов; приобретение умений анализировать экономическую жизнь общества, функционирование рынков, деятельность и поведение хозяйствующих субъектов; формирование компетенций, необходимых в профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3 Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ПК 1.1 Составлять земельный баланс района.
ПК 1.2 Подготавливать документацию, необходимую для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий.
ПК 1.3 Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.
ПК 1.4 Участвовать в проектировании и анализе социально-экономического развития территории.
ПК 1.5 Осуществлять мониторинг земель территории.
ПК 2.1 Выполнять комплекс кадастровых процедур.
ПК 2.2 Определять кадастровую стоимость земель.
ПК 2.3 Выполнять кадастровую съемку.
ПК 2.4 Осуществлять кадастровый и технический учет объектов недвижимости.
ПК 2.5 Формировать кадастровое дело.
ПК 3.1 Выполнять работы по картографо-геодезическому обеспечению территорий, создавать графические материалы.
ПК 3.2 Использовать государственные геодезические сети и иные сети для производства картографо-геодезических работ.
ПК 3.3 Использовать в практической деятельности геоинформационные системы.
ПК 3.4 Определять координаты границ земельных участков и вычислять их площади.
ПК 3.5 Выполнять поверку и юстировку геодезических приборов и инструментов.
ПК 4.1 Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.
ПК 4.2 Производить расчеты по оценке объекта оценки на основе применимых подходов и методов оценки.
ПК 4.3 Обобщать результаты, полученные подходами, и давать обоснованное заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки.
ПК 4.4 Рассчитывать сметную стоимость зданий и сооружений в соответствии с действующими нормативами и применяемыми методиками.
ПК 4.5 Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией.
ПК 4.6 Оформлять оценочную документацию в соответствии с требованиями нормативных актов, регулирующих правоотношения в этой области.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- генезис экономической науки ,предмет, метод , функции и инструменты экономической теории ;
- ресурсы и факторы производства, типы и фазы производства, роль экономических потребностей в активации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
- рыночные механизмы спроса и предложения в рыночной экономике, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;
- роль и функции государства, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;
- задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики и методы государственного регулирования доходов;
- закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства;
3.2.Уметь:
3.2.1.оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;
анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;
распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
разбираться в основных принципах ценообразования;
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономическая:теория, предмет и метод
1.1. Основы экономической теории Лекции 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.2. Цель и задачи экономической теории Практические 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
1.3. История становления экономической теории Сам. работа 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Сущность экономики
2.1. Понятие экономики Лекции 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.2
2.2. Классификация экономики Практические 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
2.3. Виды экономических взаимоотношений Сам. работа 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Основы теории рыночной экономики
3.1. Рыночная экономика Лекции 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
3.2. Рынок и его компоненты Практические 1 4 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.2
3.3. Выды рынков Сам. работа 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Рыночная конкуренция, монополия
4.1. Экономический процесс Лекции 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
4.2. Монополизация в экономике Практические 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.2
4.3. Антимонопольные механизмы Сам. работа 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Собственность и формы предпринимательской деятельности
5.1. Предпринимательская деятельность Лекции 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.2
5.2. Нормативно-правовая основа предпринимательства Практические 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
5.3. Современные подходы к ведению предпринимательства Сам. работа 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Теория спроса и предложения
6.1. Теория потребительского поведения Лекции 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.2. Рыночные механизмы Практические 1 4 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
6.3. Ресурсы и факторы Сам. работа 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 7. Издержки, доход и прибыль фирмы
7.1. Экономика предприятий различных форм собственности Лекции 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.2. Факторы прибыльности фирмы Практические 1 4 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
7.3. Издержки, доход и прибыль фирмы Сам. работа 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 8. Ценообразование на факторы производства и распределение доходов в рыночной экономике
8.1. Процесс ценообразования Лекции 1 4 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
8.2. Распределение доходов в экономике Практические 1 4 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
8.3. Ценообразование на факторы производства и распределение доходов в рыночной экономике Сам. работа 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 9. Результаты функционирования национальной экономики
9.1. Общая характеристика национальной экономики Лекции 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
9.2. Процесс взаимодействия национальных экономик Практические 1 4 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
9.3. Глобализация экономики Сам. работа 1 3 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 10. Финансовая система и фискальная политика
10.1. Особенности формирования финансовой системы как таковой Лекции 1 4 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
10.2. Фискальная политика Практические 1 4 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
10.3. Финансовая система и фискальная политика Сам. работа 1 3 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 11. Актуальные проблемы мировой экономики
11.1. Актуальные проблемы мировой экономики Лекции 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
11.2. Актуальные проблемы мировой экономики Практические 1 2 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
11.3. Актуальные проблемы мировой экономики Сам. работа 1 9 ПК 4.6, ПК 4.5, ПК 4.4, ПК 4.3, ПК 4.2, ПК 4.1, ПК 3.5, ПК 3.4, ПК 3.3, ПК 3.2, ПК 3.1, ПК 2.5, ПК 2.4, ПК 2.3, ПК 2.2, ПК 2.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ПК 1.1, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л1.1, Л2.1, Л1.2
Раздел 12. Экзамен

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Предмет и метод экономической теории
2. Товарное хозяйство. Товар и его свойства
3. Экономические системы и проблемы координации хозяйственной деятельности.
4. Экономический кругооборот и экономические системы.
5. Права собственности «как правила игры» в хозяйственных системах.
6. Эволюция основных направлений экономической теории
7. Микроэкономика в системе экономических отношений.
8. Предпринимательская деятельность и поведение фирмы на рынке.
9. Теории фирмы. Типы фирм, цели фирм..
10. Конкуренция и рыночные структуры.
11. Причины возникновения монополий. Виды монополий..
12. Потребности, блага, экономические ресурсы.
13. .Предмет и метод микроэкономики как науки, ее функции.
14. Проблема выбора в экономике. Эффективность использования экономических ресурсов.
15. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
16. Потребительский выбор и максимизация благосостояния потребителя
17. Спрос. Кривая спроса. Закон спроса Эффект замещения и эффект дохода.
18. Предложение. Кривая предложения. Закон предложения. Величина изменения предложения.
19. Механизм установления рыночного равновесия.
20. Эластичность спроса и эластичность предложения. Влияние фактора времени на эластичность
21. Классификация издержек производства.
22. Анализ издержек на краткосрочном и долгосрочном периодах.
23. Общий, средний и предельный доход. Виды прибыли..
24. Производственная функция и ее свойства. Изокванта.
25. Предельная норма технологического замещения. Общий, средний и предельный продукт.
26. Эффект масштаба производства. Производственная функция Кобба-Дугласа.
27. Труд как фактор производства. Ценообразование на труд.
28. Рынок капитала и процентный доход.
29. Рынок земли. Экономическая рента.
30. Распределение доходов. Показатели дифференциации доходов
31. Особенности предмета и метода макроэкономики как науки
32. Основные макроэкономические показатели:, способы расчета и измерения
33. Совокупный спрос, его характер, кривая и эффекты
34. Совокупное предложение, его характер, кривая и состав
35. Основные макроэкономические модели общего равновесия
36. Деньги, их сущность и функции в макроэкономике
37. Денежные агрегаты макроэкономики
38. Модели кредитно-денежного рынка
39. Стадии макроэкономического цикла. Причины циклических колебаний
40. Инфляция, ее характер, сущность, виды, причины и последствия
41. Занятость и безработица, сущность, виды и причины безработицы
42. Влияние безработицы на объем реального ВВП. Закон Оукена.
43. Инфляция и безработица, кривая Филлипса, естественная безработица
44. Типы и факторы экономического роста
45. Сущность и функции государства в макроэкономике
46. Государственный бюджет в системе финансов государства
47. Сущность и виды налогов, кривая Лаффера
48. Теории международной торговли
49. Глобализация международной экономики, ее проблемы и решения
50. Место России в международной экономике
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов по «макроэкономике»

1. Проблемы наиболее точной оценки благосостояния нации.
2. совокупного спроса и совокупного предложения и полная занятость ресурсов.
3. Деформация экономического равновесия в современной России и пути его восстановления.
4. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения и полная занятость ресурсов.
5. .Механизм достижения равновесного объема производства.
6. Модели мультипликатора.
7. Основные принципы политики государства в области занятости.
8. Экономическая свобода и характер функционирования рабочей силы в условиях рынка
9. Влияние зарплаты на совокупный спрос и предложение рабочей силы.
10. Проблемы определения допустимого уровня безработицы в экономике?
11. .Роль денег в современной экономике
12. Типы денежных систем и их эволюция.
13. Денежные реформы в России.
14. Денежное предложение, спрос на деньги и денежный рынок.
15. Проблема равновесия и неравновесия на денежном рынке.
16. Современное состояние денежной системы России.
17. Банки и их роль в экономике.
18. Фондовый рынок и биржи.
19. Основные концепции денежно-кредитной политики.
20. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на производство.
21. Особенности современной денежно-кредитной политики России.
22. Последствия для экономики денежно-кредитной и фискальной политики.
23. Материальная основа циклов.
24. Продолжительность циклов волны Кондратьева.
25. Современная теория циклов.
26. Антициклические мероприятия государств рыночной экономики.
27. Цели и задачи антиинфляционной политики.
28. Инфляция как многофакторный процесс.
29. .Бюджет и бюджетная политика.
30. Финансовое регулирование экономики.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 С. Ф. Серегина Макроэкономика: учебник для СПО М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4C20795B-0F2C-48A1-A377-C8A680D8C459
Л1.2 Родина Г. А., Тарасова С. В. ; Под ред. Родиной Г.А., Тарасовой С.В. ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ. МИКРОЭКОНОМИКА. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 С. Ф. Серегина Макроэкономика. Сборник задач и упражнений : учебное пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/93B3B431-590F-4D87-A701-D49AE5845970
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012)
Microsoft Windows Vista OEMMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 202 (филиал в г. Бийске) кабинет экономики организации – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; стенд; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Основы экономической теории» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
 внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
 внимательно прочитать рекомендованную литературу;
 составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
 порешать основные типовые задачи.