МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оценка эффективности бизнеса

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки21.02.05. специальность Земельно-имущественные отношения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_21_02_05_Земельно имущественные отношения-2022_11кл
Часов по учебному плану 110
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 40
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 36 36 36 36
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 40 40 40 40
Итого 110 110 110 110

Программу составил(и):
преподаватель , Уткина Людмила Вассильевна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Оценка эффективности бизнеса

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 г. № 486)

составлена на основании учебного плана:
Направление 21.02.05 ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование теоретических знаний и получение практических навыков проведения оценки эффективности бизнеса .

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 2 Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ОК 3 Организовывать свою собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 5 Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 9 Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные традиции.
ПК 1.3 Готовить предложения по определению экономической эффективности использования имеющегося недвижимого имущества.
ПК 4.1 Осуществлять сбор и обработку необходимой и достаточной информации об объекте оценки и аналогичных объектах.
ПК 4.5 Классифицировать здания и сооружения в соответствии с принятой типологией.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- получить целостное представление о фирме ( предприятии) как основном субъекте предпринимательской деятельности, ее целях, функциях, структуре и ресурсах
-понимать природу экономического поведения фирмы в различных временных горизонтах на основе общих закономерностей и принципах рынка.
3.2.Уметь:
3.2.1.- получить практические навыки постановки целей, задач и организации бизнеса и самостоятельному принятию эффективных решений;
- готовить предложения по определению экономической эффективности имеющегося недвижимого имущества;
- планировать предпринимательскую деятельность и отчитываться за нее.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы бизнеса
1.1. Понятие, цели и организация оценки бизнеса. Регулирование оценочной деятельности Лекции 4 4 ПК 4.5, ПК 4.1, ПК 1.3, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Регулирование оценочной деятельности Практические 4 2 ПК 4.5, ПК 4.1, ПК 1.3, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Применение доходного подхода к оценке бизнеса Сам. работа 4 5 ПК 4.5, ПК 4.1, ПК 1.3, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теоретические аспекты понятия эффективность
2.1. Теоретические аспекты понятия эффективность Лекции 4 4 ПК 4.5, ПК 4.1, ПК 1.3, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
2.2. Затратный подход к оценке эффективности бизнеса. Практические 4 2 ПК 4.5, ПК 4.1, ПК 1.3, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Особенности оценки бизнеса для конкретных целей Сам. работа 4 6 ПК 4.5, ПК 4.1, ПК 1.3, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Показатели эффективности использования материальных и трудовых ресурсов
3.1. Показатели эффективности использования материальныхресурсов Лекции 4 8 ПК 4.5, ПК 4.1, ПК 1.3, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
3.2. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов Практические 4 8 ПК 4.5, ПК 4.1, ПК 1.3, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
3.3. Классикация показателей эффективности использования материальных и трудовых ресурсов Сам. работа 4 6 ПК 4.5, ПК 4.1, ПК 1.3, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Роль затрат в определении эффективности бизнеса
4.1. Роль затрат в определении эффективности бизнеса Лекции 4 6 ПК 4.5, ПК 4.1, ПК 1.3, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
4.2. Роль затрат в определении эффективности бизнеса Практические 4 8 ПК 4.5, ПК 4.1, ПК 1.3, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
4.3. Итоговое заключение об оценке бизнеса Сам. работа 4 6 ПК 4.5, ПК 4.1, ПК 1.3, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Обобщающие показатели эффективности функционирования предприятия
5.1. Обобщающие показатели эффективности функционирования предприятия Лекции 4 7 ПК 4.5, ПК 4.1, ПК 1.3, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
5.2. Анализ и оценка предприятий малого бизнеса Практические 4 8 ПК 4.5, ПК 4.1, ПК 1.3, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
5.3. Общая характеристика эффективности как таковой. Сам. работа 4 6 ПК 4.5, ПК 4.1, ПК 1.3, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Оценка эффективности инвестиционной деятельности
6.1. Инвестиционная деятельность Лекции 4 7 ПК 4.5, ПК 4.1, ПК 1.3, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
6.2. Роль инвестиционной составляющей в бизнесе Практические 4 6 ПК 4.5, ПК 4.1, ПК 1.3, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1
6.3. Перспективный план инвестиционного проекта Сам. работа 4 11 ПК 4.5, ПК 4.1, ПК 1.3, ОК 9, ОК 6, ОК 5, ОК 3, ОК 2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие бизнеса и предпринимательства.
2. Предпринимательство как экономическая деятельность, направленная на получение прибыли
3. Формы предпринимательства
4. Виды деятельности предприятия
5. Классификация предприятий по формам собственности
6. Малый бизнес и источники его финансирования
7. Понятие и порядок создания предприятия.
8. Классификация предприятий по характеру деятельности, по размерам и принадлежности капитала
9. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность.
10. Факторы, влияющие на эффективность предприятия
11. Формирование и эффективность использования уставного капитала
12. Определение эффекта и эффективности производства.
13. Народнохозяйственная, приростная, ожидаемая и фактическая эффективность.
14. Абсолютный и относительный эффект.
15. Технические и экономические аспекты эффективности.
16. Социальная эффективность
17. Относительные показатели эффективности деятельности предприятия.
18. Эффективность авансированных ресурсов и эффективность потребленных ресурсов.
19. Показатели эффективности использования основных средств.
20. Показатели интенсивного и экстенсивного использования оборудования.
21. Пути повышения эффективности использования основных средств.
22. Показатели оборачиваемости оборотных средств.
23. Пути повышения эффективности использования оборотных средств
24. Показатели производительности труда: выработка, трудоемкость.
25. Методика анализа эффективности использования трудовых ресурсов
26. Факторы и резервы роста производительности труда.
27. Классификация затрат, входящих в себестоимость.
28. Смета и калькуляция затрат.
29. Виды себестоимости
30. Оценка безубыточного объема производства различными методами.
31. Факторы и пути снижения себестоимости.
32. Функции и роль прибыли в рыночной в экономике.
33. Распределение и использование прибыли на предприятии.
34. Рентабельность – показатель эффективности работы предприятия.
35. Пути повышения прибыли и рентабельности.
36. Инвестиции, их экономическая сущность и виды.
37. Характеристика финансовых и реальных инвестиций.
38. Понятие инвестиционного проекта, его виды и жизненный цикл.
39. Разработка концепции инвестиционного проекта
40. Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта
41. Основные принципы оценки инвестиционной привлекательности проектов.
42. .Критерии и основные аспекты эффективности инвестиционных проектов.
43. Оценка финансовой состоятельности инвестиционных проектов.
44. .Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кулагина Н. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. : Практикум : учебное пособие для СПО Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/A0148182-B1AD-4B49-BA07-FF7961C25006
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Шадрина Г. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MicrMicrosoft Windows Vista OEMosoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012)Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 202 (филиал в г. Бийске) кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Оценка эффективности бизнеса» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать все практические занятия.. Итоговая аттестация проводится в форме дифференциального зачета.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
 внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
 внимательно прочитать рекомендованную литературу;
 составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
 порешать основные типовые задачи.