МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Интернет программирование. Программирование web-сайтов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки09.02.03. специальность Программирование в компьютерных системах
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_09_02_03_Программирование в компьютерных системах-2020_9кл
Часов по учебному плану 110
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 38
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 38 38 38 38
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 38 38 38 38
Итого 110 110 110 110

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Интернет программирование. Программирование web-сайтов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ (приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 г. № 804)

составлена на основании учебного плана:
09.02.03 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ Профиль получаемого профессионального образования: технический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.т.н. директор Н.В. Гавриловская


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью изучения элементов компьютерной графики является формирование:
• общих компетенций, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 4. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 5. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 6. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
• профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1.1 Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.
ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.
ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей.
ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.
ПК 3.1. Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.2 Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.
ПК 1.3 Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
ПК 1.4 Выполнять тестирование программных модулей.
ПК 1.5 Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.
ПК 3.1 Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.1) функционирование глобальной сети Интернет;
2) процессы и архитектуру технологии «клиент-сервер»;
3) технологию создания гипертекстовых документов;
4) клиентские технологии web-программирования;
5) технологии создания web-приложений;
6) средства управления HTML – документами;
7) технологию PHP.
3.2.Уметь:
3.2.1.1) настраивать программное обеспечение для работы в сети Интернет;
2) применять языки гипертекстовой разметки к созданию web-документов;
3) создавать макет сайта; распределять информацию по разделам сайта;
4) разрабатывать навигацию;
5) оценивать и тестировать сайт;
6) создавать интерактивные web-приложения;
7) программировать на PHP.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОБЗОР ТЕХНОЛОГИЙ WEB-ПРОГРАММИРОВАНИЯ.
Раздел 2. Тема 1.1. Гипертекстовые документы, обзор технологий.
2.1. Введение в HTML. Лекции 8 2 ПК 1.2, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.2. HTML-страницы. Практические 8 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.3. Структура HTML-кода Практические 8 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.4. Структура HTML-кода Сам. работа 8 2 ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.5. Каскадные таблицы стилей CSS. Лекции 8 2 ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.6. Структура HTML-кода Практические 8 2 ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.7. Каскадные таблицы стилей CSS. Сам. работа 8 2 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.8. Сценарии клиента: язык JavaScript. Лекции 8 4 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.9. Ссылки и атрибуты ссылок Практические 8 2 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
2.10. Сценарии клиента: язык JavaScript. Сам. работа 8 4 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Тема 1.2. Языки программирования.
3.1. Включения на стороне сервера SSI. Лекции 8 4 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.2. Изображения. Практические 8 2 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.3. Списки. Маркированный список. Практические 8 2 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.4. Включения на стороне сервера SSI. Сам. работа 8 4 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.5. Основные понятия и возможности PHP Лекции 8 2 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.6. Обработка запросов с помощью PHP Практические 8 2 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
3.7. Основные понятия и возможности PHP Сам. работа 8 4 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. ИНТЕРНЕТ-ПРОГРАММИРОВАНИЕ.
Раздел 5. Язык программирования PHP.
5.1. Структурное построение приложений Лекции 8 4 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
5.2. Структурное построение приложений Практические 8 4 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
5.3. Структурное построение приложений Сам. работа 8 4 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
5.4. Файлы в PHP Лекции 8 2 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
5.5. Файлы в PHP Практические 8 2 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
5.6. Файлы в PHP Сам. работа 8 2 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
5.7. Базы данных и СУБД. Введение в SQL Лекции 8 2 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
5.8. Базы данных и СУБД. Введение в SQL Практические 8 2 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Службы доступа к ресурсам.
6.1. Windows sockets (TSP). Лекции 8 4 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
6.2. Windows sockets (TSP). Сам. работа 8 4 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
6.3. Протокол UDP. Лекции 8 4 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
6.4. Протокол UDP. Сам. работа 8 4 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
6.5. Построение таблицы файлов, хранящихся на сервере. Практические 8 4 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Протоколы SMTP POP3
7.1. Протокол SMTP (соединение, посылка письма). Лекции 8 4 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
7.2. Получение информации о файлах. Практические 8 4 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
7.3. Протокол SMTP (соединение, посылка письма). Сам. работа 8 4 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
7.4. Протокол POP3 (получение списка писем, статистики) Лекции 8 4 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
7.5. Скачивание файлов с сервера архивом (php). Практические 8 2 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
7.6. Протокол POP3 (получение списка писем, статистики) Сам. работа 8 4 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1
7.7. Протоколы SMTP POP3 Практические 8 2 ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. Г. Сысолетин, С. Д. Ростунцев. Разработка интернет-приложений : учебное пособие для СПО: СПО Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тузовский, А. Ф. Проектирование и разработка web-приложений: учебное пособие Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Windows Vista лицензия OEM;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012;
Apache, http://www.apache.org/licenses/LICENSE-2.0;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html;
PHP, http://php.net/license/3_01.txtMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Банк видео-демонстраций по дисциплине «Программирование» № 2015620754 от 15.05.2015

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
№ 103 (филиал в г. Бийске) кабинет стандартизации и сертификации – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 201 (филиал в г. Бийске) лаборатория технологии разработки баз данных – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; компьютеры; доска магнитно-маркерная; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебных занятий по дисциплине:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д.
Конспекты лекций также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем
2. Практические работы предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания. в каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку.
П ри подготовке практическим занятиям следует:
 использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
 изучить лекционный материал по данной теме;
 разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;
 уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Практические работы также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем
3. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
 конспектирование (составление тезисов) лекций;
 выполнение контрольных работ, коллоквиума;
 решение задач;
 работу со справочной и методической литературой;
 защиту выполненных работ;
 участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
 повторение лекционного материала;
 подготовки к лабораторным занятиям;
 изучения учебной и научной литературы;
 решения задач, выданных на практических занятиях;
 подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
 подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя.
Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
4. Дифференцированный зачет по дисциплине
К зачету допускаются студенты, которые выполнили все предусмотренные задания, контрольные и самостоятельные работы, коллоквиум и итоговый тест. Зачет проводится устно по билетам. Билет содержит один теоретический и один практический вопрос. Баллы, полученные за зачет, фиксируются в общем рейтинге и являются способом повышения текущей оценки, накопленной по результатам семестра (итог =рейтинг_семестра*0,7+ диф.зачет*0,3).
Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и материалами лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
 внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
 внимательно прочитать рекомендованную литературу;
 составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
Общие рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
 сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
 обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
 фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
 готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
 работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
 пользоваться реферативными и справочными материалами;
 контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
 обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
 пользоваться лингвистической или контекстуальной догадкой, словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.);
 использовать при говорении и письме перифраз, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»;
 повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;
 обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.);
 использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений).