Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск) |
---|---|
Направление подготовки | 09.02.03. специальность Программирование в компьютерных системах |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБийск_09_02_03_Программирование в компьютерных системах-2020_9кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 14 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 38 | 38 | 38 | 38 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 |
Сам. работа | 38 | 38 | 38 | 38 |
Итого | 110 | 110 | 110 | 110 |
1.1. | Целью изучения элементов компьютерной графики является формирование: • общих компетенций, включающих в себя способность: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 4. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 5. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 6. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности. • профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности: ПК 1.1 Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент. ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля. ПК 1.3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. ПК 1.4. Выполнять тестирование программных модулей. ПК 1.5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля. ПК 3.1. Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: ОП |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ПК 1.2 | Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля. |
ПК 1.3 | Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. |
ПК 1.4 | Выполнять тестирование программных модулей. |
ПК 1.5 | Осуществлять оптимизацию программного кода модуля. |
ПК 3.1 | Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения. |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | 1) функционирование глобальной сети Интернет; 2) процессы и архитектуру технологии «клиент-сервер»; 3) технологию создания гипертекстовых документов; 4) клиентские технологии web-программирования; 5) технологии создания web-приложений; 6) средства управления HTML – документами; 7) технологию PHP. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | 1) настраивать программное обеспечение для работы в сети Интернет; 2) применять языки гипертекстовой разметки к созданию web-документов; 3) создавать макет сайта; распределять информацию по разделам сайта; 4) разрабатывать навигацию; 5) оценивать и тестировать сайт; 6) создавать интерактивные web-приложения; 7) программировать на PHP. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ОБЗОР ТЕХНОЛОГИЙ WEB-ПРОГРАММИРОВАНИЯ. | ||||||
Раздел 2. Тема 1.1. Гипертекстовые документы, обзор технологий. | ||||||
2.1. | Введение в HTML. | Лекции | 8 | 2 | ПК 1.2, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | HTML-страницы. | Практические | 8 | 2 | ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Структура HTML-кода | Практические | 8 | 2 | ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
2.4. | Структура HTML-кода | Сам. работа | 8 | 2 | ПК 1.4, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
2.5. | Каскадные таблицы стилей CSS. | Лекции | 8 | 2 | ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
2.6. | Структура HTML-кода | Практические | 8 | 2 | ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
2.7. | Каскадные таблицы стилей CSS. | Сам. работа | 8 | 2 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
2.8. | Сценарии клиента: язык JavaScript. | Лекции | 8 | 4 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
2.9. | Ссылки и атрибуты ссылок | Практические | 8 | 2 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
2.10. | Сценарии клиента: язык JavaScript. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Тема 1.2. Языки программирования. | ||||||
3.1. | Включения на стороне сервера SSI. | Лекции | 8 | 4 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Изображения. | Практические | 8 | 2 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Списки. Маркированный список. | Практические | 8 | 2 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
3.4. | Включения на стороне сервера SSI. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
3.5. | Основные понятия и возможности PHP | Лекции | 8 | 2 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
3.6. | Обработка запросов с помощью PHP | Практические | 8 | 2 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
3.7. | Основные понятия и возможности PHP | Сам. работа | 8 | 4 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. ИНТЕРНЕТ-ПРОГРАММИРОВАНИЕ. | ||||||
Раздел 5. Язык программирования PHP. | ||||||
5.1. | Структурное построение приложений | Лекции | 8 | 4 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Структурное построение приложений | Практические | 8 | 4 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Структурное построение приложений | Сам. работа | 8 | 4 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
5.4. | Файлы в PHP | Лекции | 8 | 2 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
5.5. | Файлы в PHP | Практические | 8 | 2 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
5.6. | Файлы в PHP | Сам. работа | 8 | 2 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
5.7. | Базы данных и СУБД. Введение в SQL | Лекции | 8 | 2 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
5.8. | Базы данных и СУБД. Введение в SQL | Практические | 8 | 2 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Службы доступа к ресурсам. | ||||||
6.1. | Windows sockets (TSP). | Лекции | 8 | 4 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Windows sockets (TSP). | Сам. работа | 8 | 4 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Протокол UDP. | Лекции | 8 | 4 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
6.4. | Протокол UDP. | Сам. работа | 8 | 4 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
6.5. | Построение таблицы файлов, хранящихся на сервере. | Практические | 8 | 4 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Протоколы SMTP POP3 | ||||||
7.1. | Протокол SMTP (соединение, посылка письма). | Лекции | 8 | 4 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Получение информации о файлах. | Практические | 8 | 4 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
7.3. | Протокол SMTP (соединение, посылка письма). | Сам. работа | 8 | 4 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
7.4. | Протокол POP3 (получение списка писем, статистики) | Лекции | 8 | 4 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
7.5. | Скачивание файлов с сервера архивом (php). | Практические | 8 | 2 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
7.6. | Протокол POP3 (получение списка писем, статистики) | Сам. работа | 8 | 4 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
7.7. | Протоколы SMTP POP3 | Практические | 8 | 2 | ПК 3.1, ПК 1.5, ПК 1.4, ПК 1.3, ПК 1.2, ОК 6, ОК 5, ОК 4, ОК 3, ОК 2, ОК 1 | Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
фос интернет программирование.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е. Г. Сысолетин, С. Д. Ростунцев. | Разработка интернет-приложений : учебное пособие для СПО: СПО | Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Тузовский, А. Ф. | Проектирование и разработка web-приложений: учебное пособие | Юрайт, 2022 | urait.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | portal.edu.asu.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Windows Vista лицензия OEM; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012; Apache, http://www.apache.org/licenses/LICENSE-2.0; NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.html; PHP, http://php.net/license/3_01.txtMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) СПС Гарант (http://www.garant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 3. Банк видео-демонстраций по дисциплине «Программирование» № 2015620754 от 15.05.2015 |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
№ 103 (филиал в г. Бийске) | кабинет стандартизации и сертификации – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207. |
№ 105 (филиал в г. Бийске) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 207 (филиал в г. Бийске) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки. |
№ 201 (филиал в г. Бийске) | лаборатория технологии разработки баз данных – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; компьютеры; доска магнитно-маркерная; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207. |
При изучении дисциплины используются следующие виды учебных занятий по дисциплине: 1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем. В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Конспекты лекций также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем 2. Практические работы предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания. в каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку. П ри подготовке практическим занятиям следует: использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала; изучить лекционный материал по данной теме; разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия; уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. Практические работы также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем 3. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать: конспектирование (составление тезисов) лекций; выполнение контрольных работ, коллоквиума; решение задач; работу со справочной и методической литературой; защиту выполненных работ; участие в тестировании и др. Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из: повторение лекционного материала; подготовки к лабораторным занятиям; изучения учебной и научной литературы; решения задач, выданных на практических занятиях; подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.; подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя. Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем. 4. Дифференцированный зачет по дисциплине К зачету допускаются студенты, которые выполнили все предусмотренные задания, контрольные и самостоятельные работы, коллоквиум и итоговый тест. Зачет проводится устно по билетам. Билет содержит один теоретический и один практический вопрос. Баллы, полученные за зачет, фиксируются в общем рейтинге и являются способом повышения текущей оценки, накопленной по результатам семестра (итог =рейтинг_семестра*0,7+ диф.зачет*0,3). Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и материалами лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами. При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно: внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно прочитать рекомендованную литературу; составить краткие конспекты ответов (планы ответов). Общие рекомендации по работе с литературой. Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы. Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения. В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет. Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы. Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции. Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна. Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания. Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь: сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей; обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное; фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы; готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада; работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом; пользоваться реферативными и справочными материалами; контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия; обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам. пользоваться лингвистической или контекстуальной догадкой, словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.); использовать при говорении и письме перифраз, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»; повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса; обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.); использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений). |