МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Компьютерные сети

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки09.02.07. Информационные системы и программирование
Администратор баз данных
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_09_02_07_Информационные системы и программирование-2021_9кл
Часов по учебному плану 48
в том числе:
аудиторные занятия 48
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 11
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 18 18 18 18
Итого 48 48 48 48

Программу составил(и):
преподаватель первой категории, Шалтагачева А.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Компьютерные сети

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ (приказ Минобрнауки России от 09.12.2016 г. № 1547)

составлена на основании учебного плана:
09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Профиль получаемого профессионального образования: технологический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование умений и практического опыта в части освоения вида профессиональной деятельности "Проектирование и построение компьютерных сетей"

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 7.1. Выявлять технические проблемы, возникающие в процессе эксплуатации баз данных и серверов.
ПК 7.2. Осуществлять администрирование отдельных компонент серверов.
ПК 7.3. Формировать требования к конфигурации локальных компьютерных сетей и серверного оборудования, необходимые для работы баз данных и серверов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные положения теории сетевых коммуникаций
Основные принципы построения концептуальной, логической модели сети
Современные инструментальные средства разработки схем локальных вычислительных систем
Методы описания схем коммуникационных сетей
Методы организации локальной вычислительной сети
Способы контроля доступа к контролируемым узлам вычислительной сети и управления привилегиями
Основные методы и средства защиты контролируемых узлов вычислительной сети
Модели и топологии вычислительных сетей
3.2.Уметь:
3.2.1.Работать с современными Case-средствами проектирования локальных вычислительных сетей
Разворачивать локальную вычислительную сеть в пределах здания
Обеспечивать безопасность ключевых узлов сети
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Работы с проводными линиями связи
Использования средств аудита локальной вычислительной сети
Использования стандартных методов защиты ключевых узлов локальной вычислительной сети

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Компьютерные сети.
1.1. Компьютерные сети. Назначение, виды, структура. Лекции 5 2 ОК 09., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л1.2
1.2. Адресация в компьютерных сетях. Лекции 5 2 ОК 09., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л1.2
1.3. Практическая работа 1. Практические 5 4 ОК 09., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л1.2
1.4. Коммуникационное оборудование для ЛВС. Лекции 5 4 ОК 09., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л1.2
1.5. Практическая работа 2. Практические 5 4 ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л1.2
1.6. Проектирование компьютерных сетей. Лекции 5 6 ОК 09., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л1.2
1.7. Практическая работа 3. Практические 5 4 ОК 09., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л1.2
1.8. Построение компьютерных сетей. Лекции 5 4 ОК 09., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Информационные системы.
2.1. Серверные операционные системы. Лекции 5 6 ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1., ОК 09., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л1.2
2.2. Практическая работа 1. Практические 5 2 ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1., ОК 09., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л1.2
2.3. Сетевые операционные системы. Лекции 5 2 ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л1.2
2.4. Практическая работа 2. Практические 5 2 ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л1.2
2.5. Построение информационно среды организации. Лекции 5 4 ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л1.2
2.6. Практическая работа 3. Практические 5 2 ПК 7.3., ПК 7.2., ПК 7.1., ОК 09., ОК 05., ОК 04., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Информационные системы.
2. Комуникационные системы.
3. Коммуникационные сети.
4. Компьютерные сети.
5. Топология вычислительных сетей.
6. Адресация.
7. Разделение сети на подсети.
8. Укрупнение сети.
9. Построение схем ЛВС.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
закреплено в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
закреплено в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС Комп.сети.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дибров М.В. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ. МАРШРУТИЗАЦИЯ В IP-СЕТЯХ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л1.2 Дибров М.В. КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ. МАРШРУТИЗАЦИЯ В IP-СЕТЯХ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2021 https://urait.ru/bcode/471910
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Windows Vista лицензия OEM;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012;
Open Office, http://www.openoffice.org/license.html;
NetEmul, http://netemul.sourceforge.net/help/en/intro.html;
Apache, http://www.apache.org/licenses/LICENSE-2.0;
NETBEANS, https://netbeans.org/about/legal/index.htmlMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Банк видео-демонстраций по дисциплине «Программирование» № 2015620754 от 15.05.2015

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 204 (филиал в г. Бийске) полигон вычислительной техники – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; компьютеры; доска меловая; кафедра; стенд.
№ 103 (филиал в г. Бийске) кабинет стандартизации и сертификации – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебных занятий по дисциплине:
1. Лекции, на которых рассматриваются основные теоретические вопросы данной дисциплины. Материалы лекций можно изучить, обратившись к списку основной и дополнительной литературы. Посещаемость лекций входит в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
В ходе лекционных занятий обязательно конспектирование учебного материала. При этом стоит обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д.
Конспекты лекций также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем
2. Практические работы предполагают выполнение предложенных заданий письменно или в электронном виде, в зависимости от типа задания. в каждом задании указывается форма его выполнения и способ предоставления на оценку.
П ри подготовке практическим занятиям следует:
 использовать рекомендованные преподавателями учебники и учебные пособия - для закрепления теоретического материала;
 изучить лекционный материал по данной теме;
 разобрать, совместно с другими студентами, обсудить вопросы по теме занятия;
 уточнить особенности оформления заданий и предоставления их на оценку, если представленных на образовательном портале комментариев недостаточно.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам.
В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
Практические работы также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем
3. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала может выполняться в библиотеке, учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях.
Учебный материал самостоятельной работы выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах.
Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать:
 конспектирование (составление тезисов) лекций;
 выполнение контрольных работ, коллоквиума;
 решение задач;
 работу со справочной и методической литературой;
 защиту выполненных работ;
 участие в тестировании и др.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:
 повторение лекционного материала;
 подготовки к лабораторным занятиям;
 изучения учебной и научной литературы;
 решения задач, выданных на практических занятиях;
 подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.;
 подготовки рефератов, эссе и иных индивидуальных письменных работ по заданию преподавателя.
Самостоятельная работа студентов также входят в балльную оценку по дисциплине и контролируется преподавателем.
4. Дифференцированный зачет по дисциплине
К зачету допускаются студенты, которые выполнили все предусмотренные задания, контрольные и самостоятельные работы, коллоквиум и итоговый тест. Зачет проводится устно по билетам. Билет содержит один теоретический и один практический вопрос. Баллы, полученные за зачет, фиксируются в общем рейтинге и являются способом повышения текущей оценки, накопленной по результатам семестра (итог =рейтинг_семестра*0,7+ диф.зачет*0,3).
Для подготовки к зачету следует воспользоваться рекомендованным преподавателем учебником, слайд-конспектом лекций, глоссарием, своими конспектами лекций и материалами лабораторных занятий, выполненными самостоятельными работами.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
 внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
 внимательно прочитать рекомендованную литературу;
 составить краткие конспекты ответов (планы ответов).
Общие рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Далее рекомендуется перейти к анализу монографий и статей, рассматривающих отдельные аспекты проблем, изучаемых в рамках курса, а также официальных материалов и неопубликованных документов (научно-исследовательские работы, диссертации), в которых могут содержаться основные вопросы изучаемой проблемы.
Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.
В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.
Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.
Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу. Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции – это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.
Если в литературе встречаются разные точки зрения по тому или иному вопросу из-за сложности прошедших событий и правовых явлений, нельзя их отвергать, не разобравшись. При наличии расхождений между авторами необходимо найти рациональное зерно у каждого из них, что позволит глубже усвоить предмет изучения и более критично оценивать изучаемые вопросы. Знакомясь с особыми позициями авторов, нужно определять их схожие суждения, аргументы, выводы, а затем сравнивать их между собой и применять из них ту, которая более убедительна.
Следующим этапом работы с литературными источниками является создание конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Можно делать записи на отдельных листах, которые потом легко систематизировать по отдельным темам изучаемого курса. Другой способ – это ведение тематических тетрадей-конспектов по одной какой-либо теме. Большие специальные работы монографического характера целесообразно конспектировать в отдельных тетрадях. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы). Впоследствии эта информации может быть использована при написании текста реферата или другого задания.
Таким образом, при работе с источниками и литературой важно уметь:
 сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
 обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное и прочитанное;
 фиксировать основное содержание сообщений; формулировать, устно и письменно, основную идею сообщения; составлять план, формулировать тезисы;
 готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада;
 работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
 пользоваться реферативными и справочными материалами;
 контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать свои действия;
 обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам.
 пользоваться лингвистической или контекстуальной догадкой, словарями различного характера, различного рода подсказками, опорами в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информация и др.);
 использовать при говорении и письме перифраз, синонимичные средства, слова-описания общих понятий, разъяснения, примеры, толкования, «словотворчество»;
 повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;
 обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.);
 использовать мимику, жесты (вообще и в тех случаях, когда языковых средств не хватает для выражения тех или иных коммуникативных намерений).