Закреплена за кафедрой | Кафедра искусств |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | Музыка и Изобразительное искусство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 44_03_05_Педобразование_МиИЗО-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 5 (10) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 72 | 72 | 72 | 72 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра искусств
Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева Ирина Валерьевна
1.1. | Формирование у обучающихся базовых научно-теоретических знаний, связанных с психолого-педагогическими основами творческого развития детей и подростков, а также практических навыков, необходимых будущим учителям в работе по организации творческой деятельности в образовательных организациях. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.08 |
ПК-1 | Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения музыки и изобразительного искусства |
ПК-1.1 | Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования |
ПК-1.2 | Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения музыке и изобразительному искусству |
ПК-1.3 | Владеет технологиями обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования |
ПК-3 | Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства |
ПК-3.1 | Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения музыке и изобразительному искусству |
ПК-3.2 | Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Общие вопросы специфики развития творческой деятельности в школе | ||||||
1.1. | Теоретические аспекты творческой деятельности в школе. Понятия: творчество, творчество в образовании, одаренность, творческая деятельность, творчество в искусстве. | Лекции | 10 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.2. | Виды творчества и направления его исследования. Креативность, интеллектуальное творчество. | Лекции | 10 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.3. | Возрастные особенности творчества. | Лекции | 10 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.4. | Психофизиологические особенности детского возраста как предпосылки творчества. | Лекции | 10 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.5. | Роль творческой деятельности в воспитании детей. Виды и функции творчества. Особенности детского творчества. | Лекции | 10 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.6. | Психология детского художественного творчества. | Лекции | 10 | 2 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
1.7. | Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 10 | 20 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
Раздел 2. Специфика проектирования процесса творческого развития | ||||||
2.1. | Образовательные технологии и их возможности в развитии творческого потенциала учащихся | Лекции | 10 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.2. | Развитие творчества на основе интегративных технологий | Практические | 10 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.3. | Технологии проектного обучения в развитии творчества учащихся | Практические | 10 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.4. | Игровые технологии и творчество | Практические | 10 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.5. | Артпедагогика как способ развития творчества учащихся | Практические | 10 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.6. | Разработка проекта по развитию творческой деятельности школьников | Практические | 10 | 4 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
2.7. | Изучение основной и дополнительной литературы. Разработка проектов. | Сам. работа | 10 | 52 | ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 | Л2.1, Л3.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11456 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения музыки и изобразительного искусства ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1) Нужно ли преподавателю музыки знать и применять основы изобразительного и хореографического искусства? а. музыкальная программа и так очень насыщена и на названные виды искусства не достаёт времени. б. обращение к этим видам искусства в значительной мере расширяют общий интеллект учащихся и содействуют в более полной мере формированию их эстетических потребностей. в. преподавателю не стоит обращаться к видам искусства которыми он не владеет. Правильный ответ: б 2) В каких направлениях следует организовывать социокультурную деятельностью учащихся? а. организация социокультурной деятельности в виде проведения музыкальных праздников, конкурсов, театрализованных действий в значительной мере содействует всестороннему эстетическому, нравственному и художественному воспитанию учащихся, содействуют более широкому интересу родителей, педагогов и руководителей к занятиям и результатам обучения искусству школьников. б. школьники очень перегружена и им вполне достаточно уроков музыки. в. преподавателям и так трудно укладываться в отведенные часы и поэтому такой размах не нужен. Правильный ответ: а 3)Вопрос: С какого возраста необходимо воспитывать чувство патриотизма у детей? а. Подобная задача может решаться у детей более старшего возраста. б. Это воспитание проходит в семье и в общении в. Воспитание патриотизма определяется уже в образовательном стандарте дошкольного образования и определяет организацию целостного образовательного процесса на основе детских видов деятельности по обеспечению развития ребёнка в разных направлениях. Правильный ответ: в 4) Какие виды музыкальных коллективов необходимо знать и слушать на уроках учащимся? а. Эстрадные группы современного направления. б. Ансамбли, оркестры, хоры в. Необходимо разумное использование произведений различных направлений в том числе оперы, симфонии, оперетты, эстрады, мюзикла, джаза Правильный ответ: в 5) Вопрос: Кто из русских композиторов написал цикл «Времена года»? а. Лядов б. Чайковский в. Рахманинов Правильный ответ: б 6)Какие инструменты считаются транспонирующими? а. гитара б. саксофон в. рояль Правильный ответ: б 7) Вопрос: Можно ли в процессе музыкальных занятий научить учащихся восприятию многообразия жизни? а. Это является одной из важнейших задач музыкального воспитания, где анализируя музыкальные и художественные произведения учащиеся осознают эти произведения и умеют кратко описать свои художественные впечатления. б.Уроков искусства слишком мало и выполнить эту задачу невозможно. в. Нет.Такой подход больше искусствоведческий, чем учебно- творческий. Правильный ответ: а 8) Вопрос: Как называется коллектив, состоящий из пяти музыкантов? а. квартет б. квинтет в. октет Правильный ответ: б 9) Вопрос: Какое различие есть между экологией природы и экологией культуры? а. Различия между ними нет, поскольку они вместе несут охранительные функции. б. Вопросы экологии решаются на других уроках в. Это различие принципиально и существенно, поскольку до известных пределов утраты в природе восстановимы, а в культуре если разрушить все богатства, оставленные нам предками восстановить невозможно. Это во всех видах искусства, и в том числе и в музыке. Правильный ответ: в. 10)Вопрос: Кто автор книги «Прекрасное пробуждает доброе»? а.Мариэтта Шагинян б.Д.Б. Кабалевский в. Шалва Амонашвили Правильный ответ: б. 11) Вопрос: Кто автор книги «Письма о добром и прекрасном»? а. Г.В. Свиридов б. Э.Б Абдуллин в. Д.С Лихачёв Правильный ответ: в 12)Вопрос: Кто автор опер: «Садко», «Псковитянка», «Царская невеста»? а. М. А Балакирев б. Н.А.Римский Корсаков в. Н.Г. Рубинштейн Правильный ответ: б 13) Вопрос: Из каких инструментов состоит струнная группа симфонического оркестра? а. Гусли б. Балалайки,домры,контрабасы в. скрипки, альты, виолончели и контрабасы Правильный ответ: в 14) Вопрос: Какое место в построении музыкальных занятий занимает игровая деятельность учащихся? а. Это уже архаика и учащиеся это не воспринимают б. Она хороша в детских садах и не далее в. Мир человеческих игр-источник ,обогащающий смыслы культуры: игровое поведение является средством формирования и глубокой социализации личности детей. Правильный ответ: в 15) Вопрос: Как коррелируются в занятиях музыкой трудовое и эстетическое воспитание а. Трудовое и нравственно-эстетическое образование и воспитание не имеют ничего общего б. Труд имеет большое значение в развитии способностей ребёнка. В процесс труда и общения с другими членами учебного коллектива происходит развитие чувств ,глубокий процесс социализации личности. в. Для одного урока искусства в школе решать столь разнохарактерные задачи не представляется возможным. Правильный ответ: б ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Дайте определение понятию «воспитательная деятельность». Правильный ответ: Воспитательная деятельность - система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения. 2. Какое содержание имеет понятие эстетическое воспитание детей? Правильный ответ: Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. 3. Что необходимо формировать у обучающихся в процессе эстетического воспитания? Правильный ответ: Необходимо привить им понимание прекрасного в действительности, наслаждение эстетическим творчеством человека. 4. Какие задачи в формировании личности ставит перед искусством процесс эстетического воспитания? Правильный ответ: Восприятие образов в искусстве должно органично сочетаться с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Уже старшие дошкольники способны выразить своё суждение о произведении в целом; в их высказываниях появляются сравнения изображенного или прослушанного с увиденным в жизни. 5. Что понимается под базисом личностной культуры человека? Правильный ответ: Это сочетание духовного, умственного физического начала в человеке. 6. Что является основой в процессе воспитания чувства прекрасного? Правильный ответ: Основой в процессе воспитания чувства прекрасного можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, кино, театр и другие виды художественного творчества. 7. Какое место на уроках музыки занимает военная тема и в каких формах? Правильный ответ: Эта тема чрезвычайно многогранна и важна в воспитании учащихся. Здесь применим целый арсенал средств воспитания. Это слушание и исполнение песен Великой Отечественной войны, чтение учебных текстов, посвящённых песням Великой Отечественной войны, обсуждение в классе, ответы на вопросы: какие чувства вызывают песни Великой Победы, почему? Как музыка, песни помогали советскому народу одержать победу в этой войне. 8. Какие основополагающие труды по вопросам эстетического воспитания школьников необходимы для изучения студентами? Правильный ответ: На то, что период детства благоприятен для общения с искусством, указывали Н.А Ветлугина, Т.С Комарова, С.Д Левин, В.С.Мухина, Е.А Панько. 9. Какова роль повседневной жизни ребенка в воспитании эстетического чувства? Правильный ответ: В воспитании детей и юношества эстетика повседневной жизни играет важную роль. Окружение человека, обстановка, убранство помещений, одежда –повседневно и ежечасно влияют на эстетический вкус. Поэтому воспитание у детей общей культуры: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость и деликатность, внимательность и предупредительность-является важной стороной эстетического воспитания. 10. Как усваиваются в процессе занятий с детьми основные эстетические категории? Правильный ответ: Знание и умелое применение основных эстетических категорий-прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического формируют в значительной мере у обучающих эмоционально-эстетические оценки, воспитание художественного вкуса и личности в целом. 11. Как в целом необходимо понимать роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества? Правильный ответ: Это безусловно связь искусства с всемирной историей и историей Отечества, осознание его роли в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений. 12. Насколько необходимо знание эстетики как науки для педагога ведущего уроки искусства в школе? Правильный ответ: знание и понимание эстетики позволяет педагогу придать работе необходимую всесторонность. 13. Имеют ли значение психологические науки в построении уроков искусства? Правильный ответ: Знание психологии для педагога первостепенны, поскольку он в своей работе сталкивается с воспитанниками 5-6 возрастов, которые имеют кардинальные возрастные отличия. 14. Нужно ли педагогу разделять эстетическое и художественное воспитание? Правильный ответ: Эстетическое и художественное образование неразрывны, поскольку в этом едином подходе воспитывается личность глубокого морального, художественного и гражданского содержания. 15. Что является целью духовно–нравственного развития учащихся на уроках по искусству? Правильный ответ: Этой целью является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения. 16. Какие основные задачи духовно-нравственного развития учащихся необходимо решать в области формирования их личностной культуры? Правильный ответ: Формирование у школьников мотивации универсальной нравственной компетенции-«становиться лучше», активности в учебно-игровой и творческой деятельности, направленной понимание в них нравственного смысла учения. 17. Что является одной из главных задач в воспитании школьников средствами искусства? Правильный ответ: Здесь главной задачей выступает воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. 18. Какова основная цель программы по музыке в школе? Правильный ответ: Это воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся, в том числе и художественной культуры. 19. Назовите основные виды деятельности в овладении искусством в учебном процессе? Правильный ответ: Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека, слушание музыки и концентрация на её восприятии, двигательная импровизация под музыку, разучивание, и исполнение песен. 20. Каким образом необходимо расширять кругозор учащихся на уроках искусства? Правильный ответ: В этом направлении важно воспитание у обучающихся любознательности, интереса к музыкальной и художественной истории России, её регионов, этнических групп, малой родины, а также музыкальной и художественной культуры других стран, культур, времён и народов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. • «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. • «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. • «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. • «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 10 семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Контрольно-измерительный материал для зачета формируется из практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ Осуществляются по следующим показателям: • Полнота и правильность выполнения задания; • Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий); • Самостоятельность выполнения задания. Оценивание выполнения практических заданий: 5 «отлично» (зачтено) • Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала). 4 «хорошо» (зачтено) • Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки. 3 «удовлетворительно» (зачтено) • Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок. 2 «неудовлетворительно» (не зачтено) • Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Петрушин В.И. | РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. Учебное пособие: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Бухарова И. С. | ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Комарова Т. С., Савенков А. И. | ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Вопросы образования: сайт журнала: | vo.hse.ru | ||
Э2 | Российское образование: федеральный портал | www.edu.ru | ||
Э3 | Библиотека федерального портала Российское образование | http://www.edu.ru/index. php?page_id=242 | ||
Э4 | Педагогическая библиотека | www.pedlib.ru | ||
Э5 | Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); 2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); 3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); 5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); 6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); 7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); 8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); 9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); 10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); 11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); 12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/ Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
117Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; пианино; дирижерская подставка; дирижерский пюпитр |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное) |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий. При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания: - изучают рекомендованную литературу; - выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы. Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия. В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу. Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине. Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий. Примерная схема подготовки студента к практическому занятию: 1. Ознакомиться с вопросами и заданиями. 2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине. 3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов). 4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект). 5. Выполнить задания к практическому занятию. 6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются). 7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю. На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором. При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы. 1.2. Методические рекомендации по созданию презентации Алгоритм создания презентации: 1 этап – определение цели презентации 2 этап – подробное раскрытие информации, 3 этап − основные тезисы, выводы. Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом: - первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации; - на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов; - оставшиеся слайды имеют информативный характер. Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод. Требования к оформлению и представлению презентации: 1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом. 2. Тщательно структурированная информация. 3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков. 4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац. 5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца. 6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно. 7. Графика должна органично дополнять текст. 8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут; 1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии Алгоритм создания доклада: 1 этап – определение темы доклада 2 этап – определение цели доклада 3 этап − подробное раскрытие информации 4 этап − формулирование основных тезисов и выводов. |