МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование процесса творческого развития детей и подростков

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМузыка и Изобразительное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_МиИЗО-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (10) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.иск., доцент, Михайлова Олеся Сергеевна

Рецензент(ы):
к.иск., доцент, Черняева Ирина Валерьевна

Рабочая программа дисциплины
Проектирование процесса творческого развития детей и подростков

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Черняева Ирина Валерьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой Черняева Ирина Валерьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование у обучающихся базовых научно-теоретических знаний, связанных с психолого-педагогическими основами творческого развития детей и подростков, а также практических навыков, необходимых будущим учителям в работе по организации творческой деятельности в образовательных организациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения музыки и изобразительного искусства
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения музыке и изобразительному искусству
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения музыке и изобразительному искусству
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие вопросы специфики развития творческой деятельности в школе
1.1. Теоретические аспекты творческой деятельности в школе. Понятия: творчество, творчество в образовании, одаренность, творческая деятельность, творчество в искусстве. Лекции 10 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. Виды творчества и направления его исследования. Креативность, интеллектуальное творчество. Лекции 10 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.3. Возрастные особенности творчества. Лекции 10 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.4. Психофизиологические особенности детского возраста как предпосылки творчества. Лекции 10 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.5. Роль творческой деятельности в воспитании детей. Виды и функции творчества. Особенности детского творчества. Лекции 10 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.6. Психология детского художественного творчества. Лекции 10 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.7. Изучение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 10 20 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Специфика проектирования процесса творческого развития
2.1. Образовательные технологии и их возможности в развитии творческого потенциала учащихся Лекции 10 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. Развитие творчества на основе интегративных технологий Практические 10 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. Технологии проектного обучения в развитии творчества учащихся Практические 10 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.4. Игровые технологии и творчество Практические 10 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.5. Артпедагогика как способ развития творчества учащихся Практические 10 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.6. Разработка проекта по развитию творческой деятельности школьников Практические 10 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.7. Изучение основной и дополнительной литературы. Разработка проектов. Сам. работа 10 52 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2 Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» -
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11456

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения музыки и изобразительного искусства
ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1) Нужно ли преподавателю музыки знать и применять основы изобразительного и хореографического искусства?
а. музыкальная программа и так очень насыщена и на названные виды искусства не достаёт времени.
б. обращение к этим видам искусства в значительной мере расширяют общий интеллект учащихся и содействуют в более полной мере формированию их эстетических потребностей.
в. преподавателю не стоит обращаться к видам искусства которыми он не владеет.
Правильный ответ: б

2) В каких направлениях следует организовывать социокультурную деятельностью учащихся?
а. организация социокультурной деятельности в виде проведения музыкальных праздников, конкурсов, театрализованных действий в значительной мере содействует всестороннему эстетическому, нравственному и художественному воспитанию учащихся, содействуют более широкому интересу родителей, педагогов и руководителей к занятиям и результатам обучения искусству школьников.
б. школьники очень перегружена и им вполне достаточно уроков музыки.
в. преподавателям и так трудно укладываться в отведенные часы и
поэтому такой размах не нужен.
Правильный ответ: а

3)Вопрос: С какого возраста необходимо воспитывать чувство патриотизма у детей?
а. Подобная задача может решаться у детей более старшего возраста.
б. Это воспитание проходит в семье и в общении
в. Воспитание патриотизма определяется уже в образовательном стандарте дошкольного образования и определяет организацию целостного образовательного процесса на основе детских видов деятельности по обеспечению развития ребёнка в разных направлениях.
Правильный ответ: в

4) Какие виды музыкальных коллективов необходимо знать и
слушать на уроках учащимся?
а. Эстрадные группы современного направления.
б. Ансамбли, оркестры, хоры
в. Необходимо разумное использование произведений различных
направлений в том числе оперы, симфонии, оперетты, эстрады,
мюзикла, джаза
Правильный ответ: в

5) Вопрос: Кто из русских композиторов написал цикл «Времена года»? а. Лядов
б. Чайковский
в. Рахманинов
Правильный ответ: б

6)Какие инструменты считаются транспонирующими?
а. гитара
б. саксофон
в. рояль
Правильный ответ: б

7) Вопрос: Можно ли в процессе музыкальных занятий научить
учащихся восприятию многообразия жизни?
а. Это является одной из важнейших задач музыкального
воспитания, где анализируя музыкальные и художественные
произведения учащиеся осознают эти произведения и умеют
кратко описать свои художественные впечатления.
б.Уроков искусства слишком мало и выполнить эту задачу
невозможно.
в. Нет.Такой подход больше искусствоведческий, чем учебно-
творческий.
Правильный ответ: а

8) Вопрос: Как называется коллектив, состоящий из пяти музыкантов?
а. квартет
б. квинтет
в. октет
Правильный ответ: б

9) Вопрос: Какое различие есть между экологией природы и экологией культуры?
а. Различия между ними нет, поскольку они вместе несут охранительные функции. б. Вопросы экологии решаются на других уроках в. Это различие принципиально и существенно, поскольку до известных пределов утраты в природе восстановимы, а в культуре если разрушить все богатства, оставленные нам предками восстановить невозможно. Это во всех видах искусства, и в том числе и в музыке.
Правильный ответ: в.

10)Вопрос: Кто автор книги «Прекрасное пробуждает доброе»?
а.Мариэтта Шагинян
б.Д.Б. Кабалевский
в. Шалва Амонашвили
Правильный ответ: б.

11) Вопрос: Кто автор книги «Письма о добром и прекрасном»?
а. Г.В. Свиридов
б. Э.Б Абдуллин
в. Д.С Лихачёв
Правильный ответ: в

12)Вопрос: Кто автор опер: «Садко», «Псковитянка», «Царская невеста»?
а. М. А Балакирев
б. Н.А.Римский Корсаков
в. Н.Г. Рубинштейн
Правильный ответ: б

13) Вопрос: Из каких инструментов состоит струнная группа симфонического оркестра?
а. Гусли
б. Балалайки,домры,контрабасы
в. скрипки, альты, виолончели и контрабасы
Правильный ответ: в

14) Вопрос: Какое место в построении музыкальных занятий занимает игровая деятельность учащихся?
а. Это уже архаика и учащиеся это не воспринимают
б. Она хороша в детских садах и не далее
в. Мир человеческих игр-источник ,обогащающий смыслы культуры: игровое поведение является средством формирования и глубокой социализации личности детей.
Правильный ответ: в

15) Вопрос: Как коррелируются в занятиях музыкой трудовое и эстетическое воспитание
а. Трудовое и нравственно-эстетическое образование и воспитание не имеют ничего общего
б. Труд имеет большое значение в развитии способностей ребёнка. В процесс труда и общения с другими членами учебного коллектива происходит развитие чувств ,глубокий процесс социализации личности.
в. Для одного урока искусства в школе решать столь разнохарактерные задачи не представляется возможным.
Правильный ответ: б

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение понятию «воспитательная деятельность».
Правильный ответ: Воспитательная деятельность - система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения.

2. Какое содержание имеет понятие эстетическое воспитание детей?
Правильный ответ: Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

3. Что необходимо формировать у обучающихся в процессе эстетического воспитания?
Правильный ответ: Необходимо привить им понимание прекрасного в действительности, наслаждение эстетическим творчеством человека.

4. Какие задачи в формировании личности ставит перед искусством процесс эстетического воспитания?
Правильный ответ: Восприятие образов в искусстве должно органично сочетаться с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Уже старшие дошкольники способны выразить своё суждение о произведении в целом; в их высказываниях появляются сравнения изображенного или прослушанного с увиденным в жизни.

5. Что понимается под базисом личностной культуры человека?
Правильный ответ: Это сочетание духовного, умственного физического начала в человеке.

6. Что является основой в процессе воспитания чувства прекрасного?
Правильный ответ: Основой в процессе воспитания чувства прекрасного можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, кино, театр и другие виды художественного творчества.

7. Какое место на уроках музыки занимает военная тема и в каких формах?
Правильный ответ: Эта тема чрезвычайно многогранна и важна в воспитании учащихся. Здесь применим целый арсенал средств воспитания. Это слушание и исполнение песен Великой Отечественной войны, чтение учебных текстов, посвящённых песням Великой Отечественной войны, обсуждение в классе, ответы на вопросы: какие чувства вызывают песни Великой Победы, почему? Как музыка, песни помогали советскому народу одержать победу в этой войне.

8. Какие основополагающие труды по вопросам эстетического воспитания школьников необходимы для изучения студентами?
Правильный ответ: На то, что период детства благоприятен для общения с искусством, указывали Н.А Ветлугина, Т.С Комарова, С.Д Левин, В.С.Мухина, Е.А Панько.

9. Какова роль повседневной жизни ребенка в воспитании эстетического чувства?
Правильный ответ: В воспитании детей и юношества эстетика повседневной жизни играет важную роль. Окружение человека, обстановка, убранство помещений, одежда –повседневно и ежечасно влияют на эстетический вкус. Поэтому воспитание у детей общей культуры: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость и деликатность, внимательность и предупредительность-является важной стороной эстетического воспитания.

10. Как усваиваются в процессе занятий с детьми основные эстетические категории?
Правильный ответ: Знание и умелое применение основных эстетических категорий-прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического формируют в значительной мере у обучающих эмоционально-эстетические оценки, воспитание художественного вкуса и личности в целом.

11. Как в целом необходимо понимать роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества?
Правильный ответ: Это безусловно связь искусства с всемирной историей и историей Отечества, осознание его роли в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений.

12. Насколько необходимо знание эстетики как науки для педагога ведущего уроки искусства в школе?
Правильный ответ: знание и понимание эстетики позволяет педагогу придать работе необходимую всесторонность.

13. Имеют ли значение психологические науки в построении уроков искусства?
Правильный ответ: Знание психологии для педагога первостепенны, поскольку он в своей работе сталкивается с воспитанниками 5-6 возрастов, которые имеют кардинальные возрастные отличия.

14. Нужно ли педагогу разделять эстетическое и художественное воспитание?
Правильный ответ: Эстетическое и художественное образование неразрывны, поскольку в этом едином подходе воспитывается личность глубокого морального, художественного и гражданского содержания.

15. Что является целью духовно–нравственного развития учащихся на уроках по искусству?
Правильный ответ: Этой целью является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

16. Какие основные задачи духовно-нравственного развития учащихся необходимо решать в области формирования их личностной культуры?
Правильный ответ: Формирование у школьников мотивации универсальной нравственной компетенции-«становиться лучше», активности в учебно-игровой и творческой деятельности, направленной понимание в них нравственного смысла учения.

17. Что является одной из главных задач в воспитании школьников средствами искусства?
Правильный ответ: Здесь главной задачей выступает воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

18. Какова основная цель программы по музыке в школе?
Правильный ответ: Это воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся, в том числе и художественной культуры.

19. Назовите основные виды деятельности в овладении искусством в учебном процессе?
Правильный ответ: Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека, слушание музыки и концентрация на её восприятии, двигательная импровизация под музыку, разучивание, и исполнение песен.

20. Каким образом необходимо расширять кругозор учащихся на уроках искусства?
Правильный ответ: В этом направлении важно воспитание у обучающихся любознательности, интереса к музыкальной и художественной истории России, её регионов, этнических групп, малой родины, а также музыкальной и художественной культуры других стран, культур, времён и народов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце 10 семестра зачета.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету.
Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Контрольно-измерительный материал для зачета формируется из практических заданий, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Осуществляются по следующим показателям:
• Полнота и правильность выполнения задания;
• Правильность и/или аргументированность изложения (последовательность действий);
• Самостоятельность выполнения задания.
Оценивание выполнения практических заданий:
5 «отлично» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно; в логических рассуждениях и обосновании действий (предлагаемого решения) нет пробелов и ошибок; в ходе выполнения задания не допущено логических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
4 «хорошо» (зачтено)
• Задание выполнено полностью самостоятельно, но обоснование действий (предлагаемого решения) недостаточное (за исключением заданий, в которых умение обосновывать свои действия является предметом оценки); допущена одна существенная ошибка или две-три несущественных ошибки.
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Задание выполнено самостоятельно не менее чем наполовину и демонстрирует минимально достаточное владение обязательными знаниями и умениями, связанными с содержанием задания; студент не может обосновать (объяснить) свои действия; допущено несколько существенных ошибок или более трех несущественных ошибок.
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Задание практически не выполнено; допущены существенные ошибки, свидетельствующие, что студент не владеет знаниями и умениями, необходимыми для выполнения задания.






6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Петрушин В.И. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. Учебное пособие: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бухарова И. С. ДИАГНОСТИКА И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Комарова Т. С., Савенков А. И. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО ДЕТЕЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Вопросы образования: сайт журнала: vo.hse.ru
Э2 Российское образование: федеральный портал www.edu.ru
Э3 Библиотека федерального портала Российское образование http://www.edu.ru/index. php?page_id=242
Э4 Педагогическая библиотека www.pedlib.ru
Э5 Курс на портале "Цифровой университет АлтГУ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
117Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; пианино; дирижерская подставка; дирижерский пюпитр
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1.1. Приступая к изучению дисциплины, студенту необходимо внимательно ознакомиться с тематическим планом занятий, списком рекомендованной литературы. Следует уяснить последовательность выполнения индивидуальных учебных заданий. Самостоятельная работа студента предполагает работу с научной и учебной литературой, умение создавать тексты. Уровень и глубина усвоения дисциплины зависят от активной и систематической работы на лекциях, изучения рекомендованной литературы, выполнения контрольных письменных заданий.
При изучении дисциплины студенты выполняют следующие задания:
- изучают рекомендованную литературу;
- выполняют задания, предусмотренные для самостоятельной работы.
Основными видами аудиторной работы студентов являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций преподаватель излагает и разъясняет основные, наиболее сложные понятия темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, дает рекомендации на практическое занятие и указания на самостоятельную работу.

Практические занятия завершают изучение наиболее важных тем учебной дисциплины. Они служат для закрепления изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов, сообщений, приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, аргументации и защиты выдвигаемых положений, а также для контроля преподавателем степени подготовленности студентов по изучаемой дисциплине.
Практическое занятие предполагает свободный обмен мнениями по избранной тематике. Он начинается со вступительного слова преподавателя, формулирующего цель занятия и характеризующего его основную проблематику. Затем, как правило, заслушиваются сообщения студентов. Обсуждение сообщения совмещается с рассмотрением намеченных вопросов. Сообщения, предполагающие анализ публикаций по отдельным вопросам практического занятия, заслушиваются обычно в середине занятия. Поощряется выдвижение и обсуждение альтернативных мнений. В заключительном слове преподаватель подводит итоги обсуждения и объявляет оценки выступавшим студентам. В целях контроля подготовленности студентов и привития им навыков краткого письменного изложения своих мыслей преподаватель в ходе практического занятия может осуществлять текущий контроль знаний в виде тестовых заданий.
Примерная схема подготовки студента к практическому занятию:
1. Ознакомиться с вопросами и заданиями.
2. Проработать конспект соответствующей лекции, разделы учебников и учебных пособий, чтобы получить общее представление о месте и значении темы семинара в изучаемой дисциплине.
3. Ознакомиться с дополнительной литературой по теме (кроме рекомендованных преподавателем, студент может привлекать и другие источники и материалы для подготовки к семинарскому занятию, подходящие для раскрытия вопросов).
4. Подготовить ответы на вопросы плана практического занятия (иметь конспект).
5. Выполнить задания к практическому занятию.
6. Проработать тестовые задания и задачи (если они имеются).
7. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
На практическом занятии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем вопросам плана, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Этого можно добиться при хорошем владении материалом. Недопустимо простое чтение конспекта. Выступающий должен проявить свое собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказать свое личное мнение, обосновать его с помощью прочитанных теоретических работ, фактов и наблюдений из собственной жизни и т. д. Необходимо внимательно слушать выступающего, подмечать интересное в его выступлении, улавливать возможные недочеты и фактические ошибки и исправлять их в ходе семинара. При этом обратить внимание на то, что еще не было сказано, или поддержать и развить интересную мысль, высказанную предыдущим оратором.
При подготовке к практическому занятию студенты имеют возможность воспользоваться консультациями преподавателя. Кроме указанных тем студенты вправе, по согласованию с преподавателем, избирать и другие интересующие их темы.

1.2. Методические рекомендации по созданию презентации
Алгоритм создания презентации:
1 этап – определение цели презентации
2 этап – подробное раскрытие информации,
3 этап − основные тезисы, выводы.
Следует использовать не более 10-15 слайдов. При этом:
- первый слайд – титульный. Предназначен для размещения названия презентации, имени докладчика и его контактной информации;
- на втором слайде необходимо разместить содержание презентации, а также краткое описание основных вопросов;
- оставшиеся слайды имеют информативный характер.
Обычно подача информации осуществляется по плану: тезис – аргументация – вывод.
Требования к оформлению и представлению презентации:
1. Читабельность (видимость из самых дальних уголков помещения и с различных устройств), текст должен быть набран 24-30-ым шрифтом.
2. Тщательно структурированная информация.
3. Наличие коротких и лаконичных заголовков, маркированных и нумерованных списков.
4. Каждому положению (идее) надо отвести отдельный абзац.
5. Главную идею надо выложить в первой строке абзаца.
6. Использовать табличные формы представления информации (диаграммы, схемы) для иллюстрации важнейших фактов, что даст возможность подать материал компактно и наглядно.
7. Графика должна органично дополнять текст.
8. Выступление с презентацией длится не более 10 минут;

1.3. Методические рекомендации по подготовке доклада на практическом занятии
Алгоритм создания доклада:
1 этап – определение темы доклада
2 этап – определение цели доклада
3 этап − подробное раскрытие информации
4 этап − формулирование основных тезисов и выводов.