МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социально-политическая система Российской Федерации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений
Направление подготовки41.03.02. Регионоведение России
ПрофильНациональная политика и международное сотрудничество
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_02_Регионоведение России_НПиМС-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, А.В. Шарапов

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, В.А. Должиков

Рабочая программа дисциплины
Социально-политическая система Российской Федерации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.02 Регионоведение России (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 554)

составлена на основании учебного плана:
41.03.02 Регионоведение России
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор П.К. Дашковский


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра регионоведения России, национальных и государственно-конфессиональных отношений

Протокол от 28.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор П.К. Дашковский


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Социально-политическая система Российской Федерации" является изучение главных компонентов политической системы современной России, изучение основных социальных процессов в современной России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности
ОПК-6.1 Ориентируется в организационной структуре системы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления
ОПК-6.2 Имеет стратегическое видение, представлять миссию и долгосрочные цели органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения в сфере регионального развития
ОПК-6.3 Выполняет базовые функции сотрудников младшего звена
ОПК-6.4 Работает с корпоративной системой документооборота, в том числе электронного, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях, предприятиях учреждениях, занимающихся вопросами развития регионов России
ПК-1Способность работать с информацией для подготовки аналитических материалов, ответов для органов государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления
ПК-1.1 Самостоятельно вырабатывает управленческие решения на уровне местных, региональных и республиканских органов власти
ПК-1.2 Умеет обрабатывать информацию, необходимую для принятия решений по вопросам самоуправления в регионах России
ПК-1.3 Готовит справочную информацию по запросам органов государственного и муниципального управления
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-6.1. Ориентируется в организационной структуре системы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
ПК-1.1. Самостоятельно вырабатывает управленческие решения на уровне местных, региональных и республиканских органов власти
ПК-1.2. Умеет обрабатывать информацию, необходимую для принятия решений по вопросам самоуправления в регионах России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-6.2. Имеет стратегическое видение, представлять миссию и долгосрочные цели органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации, предприятия, учреждения в сфере регионального развития;
ОПК-6.3. Выполняет базовые функции сотрудников младшего звена
ОПК-6.4. Работает с корпоративной системой документооборота, в том числе электронного, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, организациях, предприятиях учреждениях, занимающихся вопросами развития регионов России
ПК-1.3 Готовит справочную информацию по запросам органов государственного и муниципального управления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Формы и концепции государственного устройства
1.1. Базисные функции государства. Формы государственного устройства. Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1
1.2. Формирование политической системы в современной России Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1
1.3. Формирование политической системы в современной России Сам. работа 4 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Гражданское общество в России
2.1. Особенности гражданского общества в России Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1
2.2. Политические партии и движения современной России.Средства массовой информации в политическом процессе современной России Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1
2.3. Политические партии и движения современной России.Средства массовой информации в политическом процессе современной России Сам. работа 4 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Форма правления в России
3.1. Особенности республиканской формы правления в России Лекции 4 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1
3.2. Избирательный процесс в России Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1
3.3. Избирательный процесс в России Сам. работа 4 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Сущность и виды государственной политики в современной России
4.1. Единая государственная политика РФ в социально сфере . Реформирование экономики. Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1
4.2. Политика и экономика в современной России: особенности взаимодействия Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1
4.3. Политика и экономика в современной России: особенности взаимодействия Сам. работа 4 12 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Механизмы разработки государственной политики в Российской Федерации
5.1. Определение и выбор государственных приоритетов. Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1
5.2. Этно-религиозная политика в России Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1
5.3. Этно-религиозная политика в России Сам. работа 4 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Идеологии и элиты в России
6.1. Политические элиты в России Лекции 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1
6.2. Политические идеологии в современной России Практические 4 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1
6.3. Политические идеологии в современной России Сам. работа 4 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2, ОПК-6.3, ОПК-6.4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценка сформированности компетенции

ОПК-6: Способен участвовать в организационно-управленческой деятельности и исполнять управленческие решения по профилю деятельности

Примеры заданий закрытого типа

Что из ниже перечисленного относится к не обязательному признаку государства?
1 территориальная организация населения
2 деление населения на классы
3 суверенитет государственной власти
4 издание законов и правил, обязательных для всего населения
Ответ: 2

Что является признаком любого государства?
1 разделение властей
2 федеративное устройство
3 отделение публичной власти от общества
4 верховенство закона
Ответ: 3

Что такое власть?
1 признание народом и политическими силами правомерности, законности политической власти, её инструментов, механизмов деятельности и способов её избрания;
2 совокупность политических институтов и организаций, соответствующих идей и взглядов, политических отношений и правовых норм;
3 способность человека или определённой группы людей управлять деятельностью и поведением других людей, достигая таким путём поставленных целей
Ответ: 3

Многообразие и свободная конкуренция в борьбе за власть политических идей, взглядов и программ называется:
1 политический плюрализм
2 политический нигилизм
3 политический режим
4 политический компромисс
Ответ: 1

Отрасль права, которая регулирует основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина в России?
1 гражданское право
2 конституционное право
3 административное право
4 международное право
Ответ: 2

Политическая элита - это:
1 группа людей, которая выделяется особой значимостью, наибольшим влиянием на политическую жизнь общества
2группа людей, которая не принимает участия в принятии политических решений, связанных с деятельностью государственной власти
3 группа людей, осуществляющая действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты её деятельности
Ответ: 1

Что из нижеперечисленного служит проявлением гражданского общества?
1 введение государством ограничений на рост цен на энергоносители
2 обязательность страхования банковских вкладов граждан
3 создание общественных организаций, защищающих права потребителей
Ответ: 3

Какую роль в гражданском обществе играет местное самоуправление?
1 активную
2 вспомогательную
3 второстепенную
4 не играет никакой роли
Ответ: 1

Гражданское общество – это:
1 совокупность граждан данной страны
2 общество, следующее гражданским обязанностям с целью поддержания единого политического строя
3 совокупность отношений и институтов, реализующих свободную жизнедеятельность людей в различных сферах
Ответ: 3

Что из перечисленного является элементом гражданского общества?
1 парламентский комитет
2 общество защиты прав потребителей
3 межрайонный суд
4 вооруженные силы
Ответ: 2

Что входит в структуру гражданского общества?
1 исполнительная власть
2 законодательная власть
3 судебная власть
4 политические партии
Ответ: 4

Проявление равнодушного отношения населения к политической жизни, уклонение от участия в ней, в т. ч. от участия в голосовании на выборах:
1 плюрализм
2 абсентеизм
3 волюнтаризм
4 консерватизм
Ответ: 2

Признание обществом правомерности существующей государственной власти, методов и механизмов её деятельности, а также способов её становления:
1 легитимность
2 легальность
3 правомерность
Ответ: 1

Группа единомышленников, способ смены правящих элит через волеизлияние населения, инструмент легитимации и стабилизации власти.:
1 общественная организация
2 партия
3 общественно-политическое движение
Ответ: 2

Способ смены правящих элит через волеизлияние населения, инструмент легитимации и стабилизации власти:
1 назначение
2 выборы
3 передача власти по наследству
Ответ: 2

Примеры заданий открытого типа

1. Какие функции выполняет политическая партия? Ответ: политическая партия выполняет следующие функции - борьба за власть в государстве и влияние на политику государства; участие в осуществлении власти; участие в формировании власти; формирование общественного мнения; выражение интересов социальных групп; политическое воспитание; подготовка кадров политиков.
2. ______________________________ - это равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Ответ: абсентеизм.
3. __________________________________-это совокупность отношений и институтов, реализующих свободную жизнедеятельность людей в различных сферах. Ответ: гражданское общество.
4. __________________________________- один из основных видов государственной власти, представленный системой органов, имеющих и реализующих право на принятие законов. Ответ: законодательная власть.
5. ___________________________________-один из основных видов государственной власти, обеспечивающих реализацию принятых законодательной властью законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории страны. Ответ: исполнительная власть.
6. __________________________________- должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства, обеспечивающее единство, устойчивость государственной власти, олицетворяющее государство во внутренней и внешней политике. Ответ: глава государства.
7. ___________________________________- нижняя палата Федерального Собрания РФ. Ответ: Государственная Дума.
8. ___________________________________- вид государства, в котором господствует право и верховенство закона. Ответ: правовое государство.
9. ___________________________________- выборный представитель; лицо, избранное в законодательный, представительный орган государства или местного самоуправления. Ответ: депутат.
10. __________________________________-действие субъектов политики по достижению политических целей, характеризуемое целостным единством составляющих его элементов (цели, объекта, субъекта, средств). Ответ: политическая деятельность.
11. __________________________________-процедура, применяемая для привлечения к ответственности или отстранения от должности представителя высшей государственной власти (процедура выдвижения обвинения против президента). Ответ: импичмент.
12. _________________________________- группа людей, осуществляющая действия, посредством которых рядовые члены любой политической системы влияют или пытаются влиять на результаты её деятельности. Ответ: политическая элита.
13. _________________________________- верхняя палата Федерального Собрания РФ. Ответ: Совет Федерации.
14. Охарактеризуйте форму территориального устройства России. Ответ: в России федеративное устройство.
15. Охарактеризуйте форму государственного правления в РФ. Ответ: в России смешанная республика.

ПК-1: Способность работать с информацией для подготовки аналитических материалов, ответов для органов государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления

Примеры заданий закрытого типа

В 1-ой статье Конституции РФ говорится, что Россия:
1 является демократическим правовым государством
2 гарантирует право на частную собственность каждому гражданину
3 гарантирует обеспечение договорных и иных отношений
Ответ: 1

В соответствии с законом местный референдум может быть назначен:
1 представительным органом местного самоуправления
2 губернатором области
3 Государственной Думой РФ
Ответ: 1

В Российской Федерации существует:
1 беспартийная система
2 однопартийная система
3 многопартийная система
Ответ: 3

На какой срок избирается Центральная избирательная комиссия РФ?
1 - 4 года
2 - 3 года
3 - 5 лет
4 - 6 лет
Ответ: 3

Сколько членов в центральной избирательной комиссии РФ?
1 - 20 членов
2 - 30 членов
3 - 15 членов
4 - 10 членов
Ответ: 3

Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, достигший...
1 -30 лет
2 -35 лет
3 -40 лет
4 - 45 лет
Ответ 1

Президент Российской Федерации избирается сроком
1 на 4 года
2 на 5 лет
3 на 6 лет
4 на 7 лет
Ответ: 3

Выборы Государственной Думы назначает...
1 Президент
2 Премьер-министр
3 Председатель Государственной Думы
4 Глава Совета Федерации
Ответ: 1

Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший...
1 - 25 лет
2 - 30 лет
3 - 35 лет
4 - 40 лет
Ответ: 2

Государственная Дума избирается сроком..
1 - на 4 года
2 - на 5 лет
3 - на 6 лет
4 - на 7 лет
Ответ: 2

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший...
1 - 18 лет
2 - 20 лет
3 - 21 года
4 - 25 лет
Ответ: 3

Государственная Дума собирается на первое заседание...
1 на 20 день после избрания
2 на 30 день после избрания
3 на 35 день после избрания
Ответ: 2

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет
1 Президент РФ
2 Правительство РФ
3 Государственная Дума РФ
4 Совет Федерации
Ответ: 2

Решение об отставке Правительства РФ принимает
1 Президент РФ
2 Председатель ГД РФ
3 Заместитель председателя Правительства РФ
Ответ: 1

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие
1 - 18 лет
2 - 20 лет
3 - 25 лет
4 - 30 лет
Ответ: 3

Примеры заданий открытого типа

1. Охарактеризуйте партийную систему в России в настоящее время. Ответ: в России в настоящее время многопартийная система.
2. Кто может назначить местный референдум в РФ? Ответ: местный референдум может быть назначен представительным органом местного самоуправления.
3. ______________________________- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Ответ: ЦИК РФ.
4. ______________________________- форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Ответ: местное самоуправление в РФ.
5. ______________________________- несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного настоящим Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Ответ: муниципальный округ.
6. Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах,_________________________________________, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Ответ: муниципальных выборах.
7. В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется _________________ субъекта Российской Федерации. Ответ: совет муниципальных образований.
8. ______________________________- это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий и органах местного самоуправления. Ответ: политическая партия.
9. Охарактеризуйте цели политической партии в РФ. Ответ: основными целями политической партии являются - формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан; выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и органов государственной власти; выдвижение кандидатов (списков кандидатов) на выборах.
10. ___________________________ вправе осуществлять свою деятельность на всей территории Российской Федерации. Ответ: политическая партия.
11. На каких принципах основывается деятельность политических партий РФ? Ответ: деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.
12. Допускается ли в РФ создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности? Ответ: в РФ не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности.
13. __________________________Российской Федерации вправе приостанавливать свое членство в политической партии на срок осуществления своих полномочий. Ответ: президент.
14. Могут ли в России изменяться границы между субъектами? Ответ: границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия.
15. Российская Федерация является правопреемником ________________ на своей территории. Ответ: СССР.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Письменные работы не предусмотренны
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Вопросы теоретического характера

Понятие политического процесса. Структура политического процесса.
Типология политических процессов.
Этапы становления современного российского государства.
Конституционные основы принципа разделения властей.
Особенности принятия конституции. Конституционная комиссия и конституционное совещание. Референдум 1993 г.: его итоги.
Последствия и смена власти (1992–1994 гг.).
Теория гражданского общества и проблема становления его в России.
Условия возникновения и перспективы функционирования гражданского общества в России.
Выборы в Государственную Думу 1993, 1995 гг.: сравнительный анализ.
Президентские выборы 1996, 2000, 2004 гг.: общее и особенное.
Выборы в Государственную Думу в 1999-2003 гг.
Федерализм: теория вопроса и практика реализации в России и в мире.

Вопросы практико-ориентированного характера

Экономические, политические и социальные последствия распада СССР для России.
Формирование современного российского федерализма.
Особенности политического процесса в России.
Конституционные основы деятельности Президента РФ.
Конституционные основы деятельности Федерального Собрания РФ.
Конституционные основы деятельности Правительства РФ.
Особенности взаимодействия различных ветвей власти в Российской Федерации.
Современные тенденции в развитии территориального устройства России. Политика «укрупнения» регионов.
Муниципальная реформа в современной России: основные изменения.
Органы государственной власти субъектов федерации.
Общественно-политические движения: их роль в современном процессе России.
Особенности партийной системы в современной России.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баранов Н. А. Современная российская политика : учебник для академического бакалавриата / Н. А. Баранов, Б. А. Исаев. — 2-е изд., испр. и доп. : М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9A05C1F5-987A-4D9D-BB20-E1FC2EB84C7A.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриев В.В., Дымченко Л.Д. ПОЛИТОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и специалитета: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Президент России kremlin.ru
Э2 Государственная Дума www.duma.gov.ru
Э3 Курс в Moodle "Социально-политическая система Российской Федерации" на едином образовательном портале Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Лекционные занятия
Порядок проведения лекционного занятия. Каждая лекция носит законченный характер. Лекция включать следующие этапы:
1. формулировку темы лекции;
2. указание основных изучаемых разделов или вопросов и предполагаемых затрат времени на их изложение;
3. изложение вводной части;
4. изложение основной части лекции;
5. краткие выводы по каждому из вопросов;
6. заключение;
7. рекомендации литературных источников по излагаемым вопросам.
Содержание лекции должно соответствовать основным дидактическим принципам, которые обеспечивают соответствие излагаемого материала научно-методическим основам педагогической деятельности. Основными из них являются целостность, научность, доступность, систематичность и наглядность.
Эффективность лекции усиливается с помощью технических средств (меловая и маркерная доски) с помощью которой можно более детально объяснить события, термины, схематично начертить графики, таблицы с данными.
Применяются вводная и программные лекции. Для качественного осуществления лекционного занятия применяются психолого-педагогические средства активизации внимания и интереса – проблемный ввод в лекцию; вопросно-ответный ход рассуждения; рассмотрение проблемных ситуаций в лекции. Лекции проходят в повествовательном стиле.
Самостоятельная работа студента
Самостоятельная работа студентов по заявленной тематике включают в себя:
- изучение и систематизацию официальных государственных документов-законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем "Консультант-плюс", "Гарант", компьютерной сети "Интернет";
- изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;
Осуществляется внеаудиторная подготовка к самостоятельной работе. Данная форма осуществляется индивидуально.
Практические занятия проводятся в форме устного опроса студентов по вопросам занятий и моделирования практической ситуации.
В ходе подготовки к практическому занятию студент просматривает материалы лекции, а затем изучает учебную литературу. Следует знать, что освещение того или иного вопроса в литературе часто является личным мнением автора, построенного на анализе различных источников, поэтому следует не ограничиваться одним учебником или монографией, а рассмотреть как можно больше материала по интересуемой теме. Обязательным условием подготовки к практическому занятию является изучение нормативной базы. Для этого следует обратиться к любой правовой системе сети Интернет.