МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Хоровое пение и практическая работа с хором

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра искусств
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильМузыка и Изобразительное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость12 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_МиИЗО-2023
Часов по учебному плану 432
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 288
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 7, 8, 9, 10

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) 4 (8) 5 (9) 5 (10) Итого
Недель 12,5 15 8,5 12
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 36 36 36 36 36 36 36 36 144 144
Сам. работа 36 36 108 108 72 72 72 72 288 288
Итого 72 72 144 144 108 108 108 108 432 432

Программу составил(и):
Преп., Юдина М.С.

Рецензент(ы):
к.иск., Доцент, Михайлова О.С.

Рабочая программа дисциплины
Хоровое пение и практическая работа с хором

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.иск., доцент Черняева И. В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра искусств

Протокол от 26.05.2023 г. № 6
Заведующий кафедрой к.иск., доцент Черняева И. В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обучение основам хорового искусства, хормейстерская подготовка студентов к работе в общеобразовательной школе на уроке музыки и во внеурочное время (хоровое, ансамблевое и массовое пение)

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.08

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения музыки и изобразительного искусства
ПК-1.1 Знает сущность, структуру, функции, движущие силы обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования
ПК-1.2 Умеет ставить цели, проектировать содержание, оптимально отбирать методы обучения, формы и средства обучения музыке и изобразительному искусству
ПК-1.3 Владеет технологиями обучения музыке и изобразительному искусству в образовательных организациях основного общего, среднего общего образования
ПК-3Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства
ПК-3.1 Знает принципы реализации развивающей функции процесса обучения музыке и изобразительному искусству
ПК-3.2 Умеет разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию, основные положения музыкальной психологии и педагогики
основы психологии музыкального восприятия
основные принципы менеджмента в области музыкального искусства и музыкального образования
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике знания из области музыкальной психологии и педагогики в профессиональной деятельности
читать с листа музыкальные произведения разных жанров и форм
применять знания по организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования психолого-педагогических знаний в творческой деятельности
необходимым арсеналом средств для достижения высоких результатов собственной музыкальной деятельности
навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных и современных формах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы хорового мастерства
1.1. Элементы хорового пения Практические 7 36 ПК-1.1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные навыки практической работы с хором Сам. работа 7 36 ПК-3.1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Основы исполнительской техники Практические 8 36 ПК-1.1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Работа над музыкальной программой Сам. работа 8 108 ПК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Основы хорового мастерства Практические 9 36 ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Навыки концертно-хоровой работы Практические 10 36 ПК-1.1 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.7. Формирование умений хормейстера Сам. работа 9 72 ПК-1.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.8. Практическая работа с хором Сам. работа 10 72 ПК-3.1, ПК-3.2 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» -
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11455
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен осуществлять целенаправленную воспитательную деятельность в процессе изучения музыки и изобразительного искусства
ПК-3: Способен осуществлять развивающую деятельность в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Смешанный хор состоит из:
а) женских голосов
б) детских голосов
в) женских и детских голосов
Правильный ответ: в.

2. Для образования правильно организованного смешанного хора требуется:
а) не менее 12 человек
б) 10 человек
в) 50 человек
Правильный ответ: а.

3. Ауфтакт это:
а) перерыв в звучании музыкального произведения в целом или какой-либо его части или отдельного голоса
б) дирижёрский жест, предшествующий начальной доле звучания.
в) пение без инструментального сопровождения.
Правильный ответ: б.

4.Самый верхний регистр мужского голоса
а) обертон
б) фальцет
в) профундо
Правильный ответ: б.

5. Хоровое исполнение без инструментального сопровождения
а) а капелла
б) григорианское пение
в) хорал
Правильный ответ: а.

6.Руководитель хора в русской православной церкви:
а) хормейстер
б) пресвитер
в) регент
Правильный ответ: в.

7.Наиболее подвижная и выразительная часть дирижёрского аппарата:
а) кисть
б) пальцы
в) запястье
Правильный ответ: а.

8. Специфическое хоровое дыхание при котором певцы возобновляют его
его не одновременно, а как бы по очереди:
а) цепное дыхание
б) цезуровка
в) разновременный выдох
Правильный ответ: а.

9.Пение с названием нот:
а) сольфеджирование
б) сомбрирование
в) нотация
Правильный ответ: а.

10.Вокальная группа из десяти участников:
а) квинтет
б) октет
в) децимет
Правильный ответ: в.

11. Ясное, разборчивое произнесение словесного текста в пении:
а) орфоэпия
б) дикция
в) интонирование
Правильный ответ: б.

12. Связное, напевное звуковедение в хоре:
а) detache
б) non legato
в) legato
Правильный ответ: в.

13.Упражнения для разогрева голосового аппарата, голосовых связок:
а) сольфеджио
б) распевка
в) вокализ
Правильный ответ: б.

14. В каком возрасте происходит ломка голоса у мальчиков?
а) в 13-15 лет
б) после 20 лет
в) до 10 лет
Правильный ответ: а.

15. Самый высокий женский голос:
а) сопрано
б) меццо- сопрано
в) колоратурное сопрано
Правильный ответ: в.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Дайте определение понятию «воспитательная деятельность».
Правильный ответ: Воспитательная деятельность - система действий педагога, направленная на создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора возможностей свободного творческого самовыражения.

2. Какое содержание имеет понятие эстетическое воспитание детей?
Правильный ответ: Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

3. Что необходимо формировать у обучающихся в процессе эстетического воспитания?
Правильный ответ: Необходимо привить им понимание прекрасного в действительности, наслаждение эстетическим творчеством человека.

4. Какие задачи в формировании личности ставит перед искусством процесс эстетического воспитания?
Правильный ответ: Восприятие образов в искусстве должно органично сочетаться с впечатлениями и наблюдениями в действительности. Уже старшие дошкольники способны выразить своё суждение о произведении в целом; в их высказываниях появляются сравнения изображенного или прослушанного с увиденным в жизни.

5. Что понимается под базисом личностной культуры человека?
Правильный ответ: Это сочетание духовного, умственного физического начала в человеке.

6. Что является основой в процессе воспитания чувства прекрасного?
Правильный ответ: Основой в процессе воспитания чувства прекрасного можно считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, кино, театр и другие виды художественного творчества.

7. Какое место на уроках музыки занимает военная тема и в каких формах?
Правильный ответ: Эта тема чрезвычайно многогранна и важна в воспитании учащихся. Здесь применим целый арсенал средств воспитания. Это слушание и исполнение песен Великой Отечественной войны, чтение учебных текстов, посвящённых песням Великой Отечественной войны, обсуждение в классе, ответы на вопросы: какие чувства вызывают песни Великой Победы, почему? Как музыка, песни помогали советскому народу одержать победу в этой войне.

8. Какие основополагающие труды по вопросам эстетического воспитания школьников необходимы для изучения студентами?
Правильный ответ: На то, что период детства благоприятен для общения с искусством, указывали Н.А Ветлугина, Т.С Комарова, С.Д Левин, В.С.Мухина, Е.А Панько.

9. Какова роль повседневной жизни ребенка в воспитании эстетического чувства?
Правильный ответ: В воспитании детей и юношества эстетика повседневной жизни играет важную роль. Окружение человека, обстановка, убранство помещений, одежда –повседневно и ежечасно влияют на эстетический вкус. Поэтому воспитание у детей общей культуры: соблюдение гигиены, аккуратность, вежливость и деликатность, внимательность и предупредительность-является важной стороной эстетического воспитания.

10. Как усваиваются в процессе занятий с детьми основные эстетические категории?
Правильный ответ: Знание и умелое применение основных эстетических категорий-прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического формируют в значительной мере у обучающих эмоционально-эстетические оценки, воспитание художественного вкуса и личности в целом.

11. Как в целом необходимо понимать роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества?
Правильный ответ: Это безусловно связь искусства с всемирной историей и историей Отечества, осознание его роли в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений.

12. Насколько необходимо знание эстетики как науки для педагога ведущего уроки искусства в школе?
Правильный ответ: знание и понимание эстетики позволяет педагогу придать работе необходимую всесторонность.

13. Имеют ли значение психологические науки в построении уроков искусства?
Правильный ответ: Знание психологии для педагога первостепенны, поскольку он в своей работе сталкивается с воспитанниками 5-6 возрастов, которые имеют кардинальные возрастные отличия.

14. Нужно ли педагогу разделять эстетическое и художественное воспитание?
Правильный ответ: Эстетическое и художественное образование неразрывны, поскольку в этом едином подходе воспитывается личность глубокого морального, художественного и гражданского содержания.

15. Что является целью духовно–нравственного развития учащихся на уроках по искусству?
Правильный ответ: Этой целью является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

16. Какие основные задачи духовно-нравственного развития учащихся необходимо решать в области формирования их личностной культуры?
Правильный ответ: Формирование у школьников мотивации универсальной нравственной компетенции-«становиться лучше», активности в учебно-игровой и творческой деятельности, направленной понимание в них нравственного смысла учения.

17. Что является одной из главных задач в воспитании школьников средствами искусства?
Правильный ответ: Здесь главной задачей выступает воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

18. Какова основная цель программы по музыке в школе?
Правильный ответ: Это воспитание музыкальной культуры как части общей духовной культуры обучающихся, в том числе и художественной культуры.

19. Назовите основные виды деятельности в овладении искусством в учебном процессе?
Правильный ответ: Диалог с учителем о значении красоты и вдохновения в жизни человека, слушание музыки и концентрация на её восприятии, двигательная импровизация под музыку, разучивание, и исполнение песен.

20. Каким образом необходимо расширять кругозор учащихся на уроках искусства?
Правильный ответ: В этом направлении важно воспитание у обучающихся любознательности, интереса к музыкальной и художественной истории России, её регионов, этнических групп, малой родины, а также музыкальной и художественной культуры других стран, культур, времён и народов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении зачета в 7, 8, 9, 10 семестре.
Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля (в соответствии с технологической картой) и набравшие не менее 50 баллов, получают допуск к зачету.
Промежуточная аттестация проводится в форме исполнения концертной программы, состоящей из хоровых произведений.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Осуществляются по следующим показателям:
• Раскрытие замысла исполняемых произведений
• Артистизм, выразительность выступления
• Владение музыкально-исполнительской техникой
• Ответы на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
5 «отлично» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении и полностью раскрывает замысел исполняемого произведения
• Выступление студента носит выразительный, яркий характер
• Студент отлично владеет техникой исполнения, демонстрируя виртуозную игру на специальном инструменте
• Студент отлично ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
4 «хорошо» (зачтено)
Критерии
• Студент использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, но полного раскрытия замысла исполняемого произведения не происходит
• Выступление прозвучало не в полной мере выразительно и ярко
• Студент владеет техникой исполнения на недостаточно высоком уровне, но при этом демонстрирует качественную игру на специальном инструменте
• Студент хорошо ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
3 «удовлетворительно» (зачтено)
• Студент слабо использует оригинальные исполнительские приемы при выступлении, полного раскрытия замысла исполняемого произведения нет
• Выступление студента прозвучало не в полной мере выразительно и недостаточно ярко
• Студент в целом, владеет техникой исполнения, демонстрируя игру на специальном инструменте на среднем уровне
• Студент, в целом, ответил на вопросы комиссии по исполняемым произведениям
2 «неудовлетворительно» (не зачтено)
• Студент не раскрывает замысла исполняемого произведения
• Выступление студента прозвучало не выразительно и не ярко
• Студент владеет техникой исполнения на низком уровне
• Студент не смог ответить на вопросы комиссии по исполняемым произведениям.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учебное пособие ВЛАДОС, 2018 www.studentlibrary.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Чабан С. Н. Хороведение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Орловский государственный институт искусств и культуры, 2011 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л.С. Горохова, В.Т. Старицына Методика анализа хорового произведения: учебное пособие ИД САФУ, 2015 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Международная библиотека музыкальных партитур imslp.org
Э2 Нотный архив России www.notarhiv.ru
Э3 Общероссийская медиатека «Нотный архив Бориса Тараканова» notes.tarakanov.net
Э4 Дисциплина "Дирижирование" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
2. Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
3. Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
4. 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
5. AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
6. ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
7. LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
8. Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
9. Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
10. Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
11. Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
12. Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Многопрофильный образовательный ресурс «Консультант студента»: http://www.studentlibrary.ru
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
Вопросы образования: сайт журнала: http://vo.hse.ru/
Использование социальных сервисов в образовании: http://bobrdobr.ru/search.html? keywords=использование+социальных+сервисов

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Актовый зал Д концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного выполнения практических заданий, необходимо определить содержание и форму произведения, проанализировать мелодию, гармонию, фактуру, инструментовку, составить дирижерскую экспозицию исполняемого произведения. Большое внимание следует уделить непосредственной работе с нотным текстом. Постепенное усложнение технических приемов находится в прямой зависимости от исполнительских задач, возникающих в каждом последующем семестре. Рекомендуется детально изучить произведение. Это способствует развитию памяти и концентрирует все внимание хормейстера на более полном творческом общении с исполнителями. Для изучения основ управления творческим коллективом необходимо привлечь знания из области музыкальной педагогики и психологии. Для успешной организации и планирования концертной деятельности творческого коллектива необходимы как теоретические знания, так и практические навыки работы с коллективом.