МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Биобезопасность биотехнологических производств

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки19.04.01. Биотехнология
ПрофильПромышленная микробиология и биотехнологии
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz19_04_01_Биотехнология_ПроМиБио-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Лабораторные 6 6 6 6
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., Доцент, Иркитова А.Н.

Рецензент(ы):
Д.Б.Н., Зав. КАФ., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Биобезопасность биотехнологических производств

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 19.04.01 Биотехнология (приказ Минобрнауки России от 10.08.2021 г. № 737)

составлена на основании учебного плана:
Направление 19.04.01 Биотехнология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 03.10.8202 г. № 1
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Галина Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 03.10.8202 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Галина Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.цель курса - знакомство с законодательной базой, регулирующей отношения в области обеспечения биобезопасности, механизмы реализации требований об обеспечении безопасности среды обитания человека и санитарно-эпидемиологического
благополучия населения;рассмотрение нормативных дркументов, регламентирующих безопасность на биотехнологических производствах

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен планировать и выполнять проекты по разработке и получению готовой биотехнологической продукции
ПК-2.1 Знает требования, предъявляемые к проектной деятельности в биотехнологическом производстве
ПК-2.2 Умеет планировать проекты по разработке и получению готовой биотехнологической продукции
ПК-2.3 Владеет навыками выполнения проектов и представления полученных результатов
ПК-3Способен разрабатывать описание и методику проведения стандартных операционных процедур для обучения персонала
ПК-3.1 Знает принципы составления документа, описывающего оптимальный ход выполнения работ, последовательность и время выполнения операций для достижения требуемого уровня качества процесса, его результативности и эффективности
ПК-3.2 Умеет описывать стандартную операционную процедуру с целью обучения персонала для ее применения
ПК-3.3 Владеет методиками представления стандартной операционной процедуры для обучения персонала с использованием информационно- коммуникационных технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Термины и понятия биобезопасности.Роль биотехнологии в современном обществе. Значимость соблюдения правил безопасности на производственных объектах Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.2. Санитарно-бактериологическая оценка объектов окружающей среды: воздуха, воды, почвы Лабораторные 2 3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
1.3. Компоненты биобезопасности: правовой, человеческий, биологический, инженернотехнический. Сам. работа 2 26 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Законодательная и нормативно-правовая база для принципов биобезопасности в биотехнологии
2.1. Нормативная база для обеспечения биобезопасности биотехнологических производств (санитарные правила, федеральные законы, технические нальная программа химической и биологической безопасности Российской Федерации. Лабораторные 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Научно-методические основы создания и совершенствования штаммов-продуцентов для промышленности. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.3. Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности и возбудителями паразитарных болезней. Технический регламент. Сам. работа 2 26 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Принципы формирования законодательной базы, регулирующей отношения в области обеспечения биобезопасности.
3.1. Принципы совмещения и критерии оптимизации технологических процессов Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Механизмы генетической трансформации. Современные микробные факторы биологической опасности, связанные с биотехнологическими процессами. Сам. работа 2 20 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Механизмы реализации требований закона об обеспечении безопасности среды обитания человека.
4.1. Механизмы реализации требований закона об обеспечении безопасности среды обитания человека. Государственное регулирование в области обеспечения СЭ благополучия населения. Лекции 2 1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Методы и показатели, необходимые для санитарномикробиологической оценки биотехнологических производств. Лабораторные 2 2 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.3. Проблемы биобезопасности при промышленном использовании микроорганизмов. Основные положения стандарта биологической безопасности. Сам. работа 2 22 Л1.2, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Темы лабораторных работ:

1. Природные микробиоценозы. Экологические связи в микробиоценозах.
2. Экологические ниши микробов: микрофлора почвы; микрофлора воды; микрофлора воздуха.
3. Микробиоценоз пищевых продуктов.
4. Микрофлора бытовых и производственных объектов и ее роль в распространении инфекционных болезней.
5. Методы и показатели, необходимые для санитарномикробиологической оценки биотехнологических производств.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Темы рефератов:

1. Роль биотехнологии в современном обществе.
2. Значимость соблюдения правил безопасности на производственных объектах.
3. Законодательная и нормативно-правовая база для принципов биобезопасности в биотехнологии.
4. Суть ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
5. Принципы формирования законодательной базы, регулирующей отношения в области обеспечения биобезопасности.
6. Роль и место ФЗ № 52 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в построении системы биотехнологической безопасности.
7. Принципы совмещения и критерии оптимизации технологических процессов.
8. Механизмы реализации требований закона об обеспечении безопасности среды обитания человека.
9. Государственное регулирование в области обеспечения СЭ благополучия населения.
10. Положения Федерального закона N 52 "О санитарноэпидемиологическом благополучии населения" .
11. Положения ФЗ № 61 «Обращение ЛС».
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы для промежуточной аттестации:

1. Что означает термин «Промышленная безопасность опасных производственных объектов».
2. Основная цель промышленной безопасности.
3. Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" N 116 направлен на:
4. Управления промышленной безопасностью опасных производственных объектов это:
5. Ответственность за ликвидацию аварии на ОПО в соответствии с Федеральным законом 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" возложена на:
6. Опасный производственный объект это
7. К категории «Опасное вещество» относятся:
8. К категории опасных производственных объектов относятся объекты где:
9. Как устанавливается класс опасности опасных производственных объектов
10. Направление деятельности Федерального закона № 52 «О благополучии населения»
11. Санитарно - эпидемиологическое благополучие населения это:
12. Санитарно - эпидемиологическое заключение – это документ
13. Гигиенические нормы - это
14. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с биологическими, микробиологическими веществами и организмами, их токсинами, а так же условия работы в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных заболеваний устанавливаются -
15. Цель и значение проведения производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности
16. Какими механизмами обеспечивается Государственное регулирование в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения
17. Государственная регистрация химических, биологических веществ и изготовленных на их основах препаратов, продукции, потенциально опасных для человека проводится на основании
18. Ответственность за нарушение санитарного закона
19. Определение понятия «лекарственные средства» в трактовке ФЗ N 61 «Об обращении лекарственных средств»
20. Основной нормативный документ, определяющий показатели качества выпускаемых в РФ лекарственных субстанций и производимых из них препаратов это:
21. Государственный контроль обязателен при обращении всех лекарственных средств произведенных на территории РФ и ввезённых на неё и распространяется на:
22. Стандарт отрасли «Продукция медицинской промышленности. Технологические регламенты производства» является обязательным для организаций разрабатывающих и выпускающих лекарственные средства и определяет:
23. Принципы личной и общественной безопасности, исключение несанкционированной передачи и безучётного хранения патогенных биологических агентов регламентированы –
24. Патогенные биологические агенты это
25. Санитарные правила СП 1.2.036-95 «Порядок учета, хранения, передачи и транспортировки микроорганизмов I - IV групп патогенности» определяют:
26. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 99, регулирующий отношения между структурами исполнительной власти, федеральными органами исполнительной власти, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении лицензирования отдельных видов деятельности определяет:
27. Цели лицензирования в соответствии с определением Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 99,
28. Какие виды деятельности относятся к лицензируемым
29. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности в соответствии с определением Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" N 99 являются
30. Какие отношения регулируют СП Порядок выдачи СЭ заключения о возможности проведения работ с возбудителями инфекционных заболеваний человека I-IV групп патогенности, генно-инженерно-модифицированными микроорганизмами, ядами биологического происхождения и гельминтами
31. Сфера действия федерального закона N 86 "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности распространяется на
32. Основные принципы генно-инженерной деятельности
33. Требования к лицам, осуществляющим генно-инженерную деятельность в соответствии с федеральным законом N 86 "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности к занятию ГИД допускаются:
34. В соответствии с федеральным законом N 86 "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» обеспечить биологическую и защиту работников организаций, осуществляющих генно-инженерную деятельность, населения и окружающей среды обязаны:
35. Основные направления государственного регулирования в области
36. В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 839 "О государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а так-же продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей их" необходимо:
37. Область применения Санитарных правил раздела Эпидемиология – Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности СП 1.3.3118-13
38. Требования к персоналу, работающему с микроорганизмами I-II групп патогенности в соответствии с требованиями Санитарных правил «Безопасность работы с микроорганизмами I-II гр патогенности СП 1.3.3118-13»
39. Требования к помещениям для работы микроорганизмами I-II групп патогенности в соответствии с требованиями Санитарных правил «Безопасность работы с микроорганизмами I-II гр патогенности СП 1.3.3118-13»
40. Требования к подготовке и распределению воздуха в помещениях «заразной зоны» в соответствии с требованиями Санитарных правил «Безопасность работы с микроорганизмами I-II гр патогенности СП 1.3.3118-13»
41. Работы с патогенными биологическими агентами I-II гр и высоким риском образования аэрозоля рекомендуется проводить в боксах микробиологической безопасности, конструкция которых за счет направленности потоков воздуха и использования высокоэффективных воздушных фильтров типа НЕРА / ULPA защищает оператора и внешнюю среду. По принципам конструкции и степени защиты боксы подразделяются на боксы I, II или III класса. Эффективность работы бокса определяется:
42. Режимы обеззараживания объектов, заражённых патогенными микроорганизмами в соответствии с требованиями «Санитарных правил Безопасность работы с микроорганизмами I-II гр патогенности СП 1.3.3118-13»
43. Методы дезинфекции объектов, заражённых патогенными микроорганизмами в соответствии с требованиями Санитарных правил «Безопасность работы с микроорганизмами I-II гр патогенности СП 1.3.3118-13»
44. Защитная одежда, используемая при работе с патогенными микроорганизмами в соответствии с требованиями Санитарных правил «Безопасность работы с микроорганизмами I-II гр патогенности СП 1.3.3118-13» В зависимости от характера выполняемой работы, степени ее опасности для персонала, используют определённые типы защитной одежды.
45. Порядок действий по ликвидации аварий при работе с патогенными биологическими агентами в соответствии с требованиями Санитарных правил «Безопасность работы с микроорганизмами I-II гр патогенности СП 1.3.3118-13» На случай аварии, при которой создается реальная или потенциальная возможность выделения ПБА в воздух производственной зоны, среду обитания человека и заражения персонала, в подразделениях, где ведутся работы с ПБА, должно быть
46. Технологический регламент «О требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионноинфузионной терапии» №29 как механизм регулирования отношений и обеспечения соблюдения требований безопасности в этой сфере, которые устанавливают:
47. Что подразумевается под термином «карантинизация» в системе обеспечения безопасности донорской крови и продуктов её переработки
48. Результатом выполнения Технологического регламента «О требованиях безопасности крови, ее продуктов, кровезамещающих растворов и технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии» №29 обязательного для исполнения всеми юридическими лицами, участвующими в обращении донорской крови и её компонентов является:
49. Цели и Задачи развития Биотехнологии в соответствии с Комплексной программой развития биотехнологии в РФ на период до 2020 г N 1853п-П8, определившей в качестве основных направлений развития – биофармацевтику, биомедицину, биоэнергетику, а так же промышленную, сельскохозяйственную, пищевую, лесную, морскую и природоохранную биотехнологии.
50. К основным задачам Программы развития биотехнологии относятся:

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Пак, О. В. Трофимов, О. А. Величко Введение в биотехнологию: учебное пособие Тюмень : Тюменский государственный университет, 2018 biblioclub.ru
Л1.2 Н.С. Егоров, В.Д. Самуилов. Биотехнология.Кн.2. Современные методы создания промышленных штаммов микроорганизмов: Учеб. пособие для вузов М.: Высш. шк, 1988
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. В. Загоскина, Л. В. Назаренко Экологическая биотехнология: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
122Л лаборатория микробиологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; микроскоп монокулярный Микмед 1 – 6 шт.; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; иономер Анион – 7000; камера климатическая ICN750L Memmert; микроскоп Альтами – 2 шт.; микроскоп Бимам ЕСС-Р-11; бокс абактериальной воздушной среды 2 класса биологической безопасности БАВнп-01; шкаф для хранения абораторной посуды и реактивов – 1 шт.; набор реактивов и химической посуды для микробиологии и биотехнологии; раковина.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания по освоению дисциплины (модуля)
Студентам необходимо ознакомиться с содержанием рабочей программы, с целями и задачами дисциплины, ее связями с
другими дисциплинами образовательной программы, методическими разработками, имеющимся на кафедре.
1.1. Указания по подготовке к занятиям лекционного типа
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому студентам
рекомендуется перед очередной лекцией просмотреть по конспекту материал предыдущей. При затруднениях в
восприятии материала следует обращаться к основным литературным источникам, к лектору (по графику его
консультаций) или к преподавателю на занятиях семинарского типа.
1.2. Указания по подготовке к занятиям лабораторного типа:
Лабораторные занятия по дисциплине имеют следующую структуру:
- тема работы;
- цели проведения занятия по соответствующим темам;
- задания состоят из выполнения практических действий, контрольных вопросов, решения ситуационных
задач,формулирование выводов и рекомендаций с целью моделирования и прогнозирования последствий
профессиональной деятельности.
- домашнее задание, рекомендуемая литература.
1.3. Методические указания по выполнению самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на
более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По соновным темам учебной дисциплины студентам
предлагается перечень тестовых заданий для, ссылки на которые отправляются студентам по электронной почте, через
социальные сети.
1.6. Методические указания по работе с литературой
К каждой теме учебной дисциплины подобрана основная и дополнительная литература.
Основная литература - это учебники и учебные пособия.
Дополнительная литература - это монографии, различные справочники, интернет ресурсы.
В учебнике следует ознакомиться с оглавлением и научно-справочным аппаратом, прочитать аннотацию и предисловие.
Целесообразно ее пролистать, рассмотреть иллюстрации, таблицы, диаграммы, приложения. Такое поверхностное
ознакомление позволит узнать, какие главы следует читать внимательно, а какие прочитать быстро.
Студенту следует использовать следующие виды записей при работе с литературой:
Конспект - краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Целью является не переписывание
произведения, а выявление его логики, системы доказательств, основных выводов.
Цитата - точное воспроизведение текста. Заключается в кавычки. Точно указывается страница источника.
Тезисы - концентрированное изложение основных положений прочитанного материала.
Аннотация - очень краткое изложение содержания прочитанной работы.
Резюме - наиболее общие выводы и положения работы, ее концептуальные итоги и другие виды.