МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра философии и политологии
Направление подготовки41.04.04. Политология
ПрофильУправление и PR в политике и бизнесе
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_04_Политология_УиPRвПиБ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.полит.н., доцент, Т.А. Асеева

Рецензент(ы):
д.полит.н., доцент, Я.Ю. Шашкова

Рабочая программа дисциплины
Социология управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 41.04.04 Политология (приказ Минобрнауки России от 13.07.2017 г. № 654)

составлена на основании учебного плана:
41.04.04 Политология
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра философии и политологии

Протокол от 01.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.ф.н., профессор Черданцева И.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Раскрыть содержание и структуру социологии управления, ознакомить студентов с методами социологического анализа управления, представить концепции управления, показать специфику социальных отношений в процессе управления, в том числе политического управления и администрирования, ознакомить студентов с ресурсными возможностями человеческого фактора в управлении.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать управленческие решения и организовывать управленческие процессы в органах власти и местного самоуправления, бизнес-структурах, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений
ПК-1.1 Знает особенности, виды, способы и методы разработки управленческих решений и организации управленческих процессов в политических и бизнес-структурах
ПК-1.2 Умеет разрабатывать варианты управленческих решений и планировать осуществление организационных и управленческих процессов в органах власти и местного самоуправления, бизнес-структурах, в аппаратах политических партий и общественно политических объединений
ПК-1.3 Владеет методиками разработки управленческих решений и организации управленческих процессов в органах власти и местного самоуправления, бизнес-структурах, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает особенности, виды, способы и методы разработки управленческих решений и организации управленческих процессов в политических и бизнес-структурах
3.2.Уметь:
3.2.1.
ПК-1.2: Умеет разрабатывать варианты управленческих решений и планировать осуществление организационных и управленческих процессов в органах власти и местного самоуправления, бизнес-структурах, в аппаратах политических партий и общественно политических объединений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Владеет методиками разработки управленческих решений и организации управленческих процессов в органах власти и местного самоуправления, бизнес-структурах, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Социология управления как наука.Управление, как социальное явление Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
1.2. Социология управления как отрасль социологического знания и ее предпосылки. Управление, как социальное явление Сам. работа 1 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
1.3. Роль управления в формировании социального порядка: история проблемы и современная парадигма Лекции 1 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Роль управления в формировании социального порядка: история проблемы и современная парадигма Сам. работа 1 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Теоретическая модель управляемой социальной системы и ее возможности в описании и прогнозирования явлений управления Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Теоретическая модель управляемой социальной системы и ее возможности в описании и прогнозирования явлений управления Сам. работа 1 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.7. Стили управления Лекции 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
1.8. Стили управления Сам. работа 1 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
1.9. Институциональная среда управляемой социальной системы Практические 1 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.10. Институциональная среда управляемой социальной системы Сам. работа 1 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.11. Модели социального управления и социальные методы принятия управленческих решений Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.12. Модели социального управления и социальные методы принятия управленческих решений Сам. работа 1 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.13. Организация как социальная система. Формы социальных организаций Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.14. Организация как социальная система. Формы социальных организаций Сам. работа 1 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.15. Нововведения в управляемых системах Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
1.16. Нововведения в управляемых системах Сам. работа 1 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1
1.17. Применение социологических знаний на техническом и менеджеральном уровнях управления Практические 1 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1
1.18. Применение социологических знаний на техническом и менеджеральном уровнях управления Сам. работа 1 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ"- https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6912
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен разрабатывать управленческие решения и организовывать управленческие процессы в органах власти и местного самоуправления, бизнес-структурах, в аппаратах политических партий и общественно-политических объединений.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. С помощью объективного аналитического процесса обосновывается решение?
а) эмоциональное
б) рациональное
в) эмоциональное
Ответ: б

Вопрос 2. Определение вариантов развития управленческой ситуации и выбор наиболее приемлемого, оптимального, исходя из ресурсов, времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию?
а) проектирование
б) предвидение
в) прогнозирование
Ответ: в.

Вопрос 3. На основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений при использовании метода?
а) номинальной групповой техники
б) синектики
в) матрицы идей
Ответ: в.
Вопрос 4. Метод, в основе которого лежит применение или угроза применения властных полномочий?
а) указание на образец поведения
б) организационное воздействие
в) принуждение
Ответ: в.
Вопрос 5. Набор действий, с помощью которых осуществляется управление процессом?
а) методика
б) операция
в) процедура +
Ответ: в.

Вопрос 6. Совокупность суждений и оценок, характеризующих состояние массового сознания, оказывающего влияние на содержание и характер разнообразных политических процессов
а) манипулирование
б) кумулятивность
в) общественное мнение
ОТВЕТ: в.
Вопрос 7. Что является объектов социологии управления?
а.Управленческие процессы, протекающие в обществе и его отдельных подсистемах, а также взаимосвязи и взаимозависимости между ними
б. Общество, социальные группы и отдельные индивиды
в. Социально-экономические, политические и правовые процессы, протекающие в обществе
ОТВЕТ: а.
Вопрос 8. Объект социологии управления не включает в себя:
а. Методы и механизмы достижения целей и задач
б. Информацию социального характера о процессах управления
в. Совершенствование и улучшение процессов управления
ОТВЕТ: в.
Вопрос 9. Социология управления является отраслью:
а. Социологии
б. Экономической теории
в. Культурологии
ОТВЕТ: а.
Вопрос 10. Макросоциологический подход в социологии управления предполагает:
а. Изучение отношений и управленческих процессов в масштабах локальных групп: регионов, коллективов, неформальных групп и т.д.
б. Изучение отношений и управленческих процессов на межгосударственном, государственном, этническом, межэтническом и т.п. уровнях
в.Изучение личности и ее потребностей, мотивации в управленческом процессе
ОТВЕТ: б.
Вопрос 11. Прогностическая функция социологии управления заключается в:
а.Моделировании возможных вариантов состояния систем и процессов
б. Рассмотрении управления как специфической трудовой деятельности
в. Определении возможных траекторий развития управления
ОТВЕТ: в.
Вопрос 12. Когда возникли первые представления о процессах управления?
а. В первобытном обществе
б. В Древнем Риме
в. В середине XIX века
ОТВЕТ: а.
Вопрос 13. Укажите элементы, выделяемые в организационной структуре управления:
а. Предмет и объект управления, мотивация
б. Уровни и звенья управления, вертикальные и горизонтальные связи
в. Ресурсы, уровни управления, предмет и объект управления
ОТВЕТ: б.
Вопрос 14. Кого из нижеперечисленных можно считать руководителем низового звена?
а. Главного бухгалтера
б. Ректора университета
в. Премьер-министра страны
ОТВЕТ: а.
Вопрос 15. Квалифицированные, а также не имеющие квалификации работники, которые непосредственно не реализуют цели организации – это:
а. Кадровый состав работников
б. Штатный список работников
в. Технический состав работников
ОТВЕТ: в.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
•«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
•«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Как называется передача руко­водителем части своих функций и полномочий руководителям более низкого уровня управления или лидерам в группах организации?
Ответ: делегирование.
2. Как называется целенаправленное и искусственно вызванное изменение в организации с целью повысить эффек­тивность ее деятельности?
Ответ: инновация.
3. Группа людей, объеди­ненных достижением общей цели, во многом пересекающейся с личными це­лями каждого- это__________
Ответ: команда.
4. Какая концепция признает необходимость капиталовложений в формирование, использование и развитие людских ресурсов, исходя из их экономической целесообразности, для привлечения более качественных в профессиональном плане работников, создания условий для творческого и профессионального развития каждого сотрудника.?
Ответ: концепция "человеческих ресурсов"
5. Назовите три группы методов воздействия на персонал организации.
Ответ: административные, экономические, психологические.
6. Какие две группы интересов сталкиваются в деятельности организации?
Ответ: организационные и личные.
7. Что воздействует на человека и способно вызвать в нем какую-либо реакцию.
Ответ: стимул.
8. Как называется Группа потребителей, выступающая для фирмы как цель маркетинговых действий.?
Ответ: целевая аудитория.
9. Как называется совокупность физических, соци­альных и экономических условий, кото­рые воздействуют прямо или косвенно на деятельность организации?
Ответ: внешняя среда.
10. Чем отличаются производственные конфликты от межличностных?
Ответ: причины конфликта чаще кроются не в особенностях личности, а в неправильных условиях или организации труда.
11. Передача руко­водителем части своих функций и полномочий руководителям более низкого уровня управления или лидерам в группах организации - это ___________.
Ответ: делегирование.
12. По каким каналам к руководителю поступают сведения о состоя­нии контролируемого параметра и передаются управленческие решения?
Ответ: по коммуникационным каналам.
13. Как называется группа людей, объеди­ненных достижением общей цели, во многом пересекающейся с личными це­лями каждого?
Ответ: команда.
14. Назовите три стиля руководства.
Ответ: авторитарный, демократический, либеральный.
15. От чего зависит стиль руководства?
Ответ: от личности руководителя, особенностей организации и специфики персонала.
16. Как называется сила, побуждаю­щая индивида к действию?
Ответ: мотивация.
17. Как называется процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации?
Ответ: управление.
18. Что может выступать объектом управления?
Ответ: люди, группы, отрасли.
19. Какую модель потребностей сформулировал А. Маслоу?
Ответ: пирамида Маслоу.
20. Что является ключевым в процессе обеспечения "входа" и "выхода" в системе Д. Истона?
Ответ: циркуляция информации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2-3 вопроса: как правило, 1-2 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Социология управления как самостоятельная отрасль научного знания. Объект, предмет и задачи социологии управления.

2. Исторический очерк развития управленческой мысли.

3. Структура управления: объекты и субъекты управления.

4. Организационная структура управления. Элементы организационной структуры управления: уровни, звенья и управленческие связи.

5. Функции управления.

5. Методы и принципы управления.

6. Управление как разновидность профессионального труда.

7. Место и роль коммуникации в системе управления.

8. Информационное обеспечение управленческой деятельности.

9. Организация как объект социологии управления. Особенности управленческой деятельности в организациях. Существенные признаки формальной и неформальной организаций.

10. Стратегическое управление и стратегическое планирование.

11. Управление конфликтами.

12. Руководство и лидерство в управленческой деятельности. Стиль лидерства в контексте управления.

13. Управленческое решение как центральный элемент управленческой деятельности.

14. Создание продуктивной рабочей среды - как важнейшая задача управления. Значение для становления продуктивной рабочей среды совместимости, сплоченности и сработанности сотрудников организации. Учет социально-психологических особенностей людей в формировании продуктивной рабочей среды.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:
1. Проанализируйте научное и практическое значение управляемости социальных про-цессов.
2. Охарактеризуйте понятие «управляемая социальная система»
3. Проанализируйте структуру управляемой социальной системы
4. Охарактеризуйте «жизненный цикл» управляемой социальной системы. Продемонстри-руйте его этапы
5. Выделите причины симптомов кризиса в жизненном цикле управляемой социальной системы.
6. Охарактеризуйте основные признаки социального института и его особенности.
7. Сравните специфику формальных и неформальных институтов
8. Сравните цели политических, экономических, социально-культурных институтов
9. Проанализируйте функции социальных институтов
10. Сравните явные и латентные функций социальных институтов
11. Сравните институциональный анализ и структурно-функциональный: возможности их применения
12. Дайте характеристику управленческой системе; коммуникации в ней.

13. Сравните социальный институт и государственной службы
14. Раскройте понятие «инновация», его содержание. Сравните инновации и традиции.
15. Приведите примеры и охарактеризуйте элементы, входящие в состав инновационного цикла
16. Продемонстрируйте логистическую модель инновации
17. Проанализируйте виды инноваций
18. Проанализируйте управленческие идеи Ф. Тейлора
19. Раскройте сущность «административной школы управления», основанной А. Файолем
20. Проанализируйте управленческие идеи школы « человеческих отношений»
21. Раскройте сущность понятия «человеческий фактор производства»
22. Охарактеризуйте социальные технологии государственной службы
23. Выделите типичные социальные проблемы государственной службы
24. Охарактеризуйте особенности группы как объекта управления
25. Выделите основные методы управления в группах различного типа.
26. Предложите комплекс управленческих мер управления исходя из характеристик конкретных организаций
27. Проанализируйте факторы, влияющие на стиль управления

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фененко Ю.В. Социология управления: учебник М.: Юнити-Дана // ЭБС "ONLINE", 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=436702
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Омельченко Н.А. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Галкина, Татьяна Петровна Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие М. : Финансы и статистика, 2001
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 научная электронная библиотека, содержащая рефераты и полные тексты научных статей и публикаций elibrary.ru
Э2 электронный каталог библиотеки АлтГУ www.lib.asu.ru
Э3 электронный каталог Российской государственной библиотеки www.rsl.ru
Э4 ЭБС Юрайт biblio-online.ru
Э5 ЭУМК "Социология политического управления" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);




6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Занятия с магистрантами по курсу проходят в форме лекций и практических занятий. Во время лекций будет представлена информация, формирующая представление об особенностях дисциплины, ее объекте и предмете. Рассмотрен вопрос о специфике управления как социального феномена. Предоставлен необходимый объем информации о теоретических подходах управленческой науки, включающих изучение всех основных управленческих концепций. Рассматривается
Система управления как совокупность социальных отношений; задачи, функции и структура управления. Рассматриваются основные методы управления и их классификация по функциональному признаку. Во время лекции рекомендуется составлять ее конспект, который должен быть дополнен во время практических занятий, а также самостоятельной работы и использован для подготовки к экзамену.
Практические занятия по курсу «Социология политического управления» ориентированы на то, чтобы магистранты имели возможность освоить в полном объеме учебные знания и сформировать навыки, предусмотренные требованиями ФГОС.
При подготовке к практическому занятию магистрант должен ознакомиться с планом занятия, в котором указано, какие вопросы и проблемы будут обсуждаться и какая литература рекомендуется по каждому из рассматриваемых вопросов. При подготовке к практическому занятию следует просмотреть конспекты лекций по теме и соответствующие разделы учебников, сделать выписки и конспекты из рекомендуемой литературы, составить планы ответов на вопросы практического занятия. Допускается привлечение дополнительной информации из источников не указанных в рабочей программе.
Магистрант должен быть готов ответить по каждому вопросу практического занятия, делать дополнения, принимать участие в обсуждении вопросов и проблем, вынесенных на занятие.
Список литературы, содержащийся в рабочей программе, носит справочный характер и дает студенту представление о публикациях по заявленным темам дисциплины. Предлагаемый список изданий включает в себя основную и дополнительную. Основная и дополнительная литература – необходимый минимум, в который включены базовые учебники и учебные пособия по курсу, из которых обучающийся может почерпнуть необходимый материал для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации. При этом необходимо учитывать, что разные авторы придерживаются разных подходов к существу рассматриваемых на практическом занятии проблем. Поэтому по возможности студент должен ознакомиться с точкой зрения различных авторов, их подходами и аргументацией. Данный подход способствует развитию навыков формирования собственной жизненной стратегии. Ряд тем курса направлены на углубленное изучение методологии управленческой науки, что должно способствовать формированию навыка глубокого анализа современных политических процессов. В рамках изучения темы "Институциональная среда управляемой социальной системы", необходимо особое внимание уделить процедуре институционального анализа в социологии управления, а так же факторам институциональной среды. Особое внимание следует уделить темам "Модели социального управления и социальные методы принятия управленческих решений", "Нововведения в управляемых системах" т.к. понимание данных вопросов может, во-первых, способствовать организации и планированию собственной профессиональной деятельности, формированию навыков принятия решений, в том числе в нестандартных ситуациях.
С целью более глубокого усвоения изучаемого курса, умения применять теоретические знания на практике, учебным планом предусмотрена самостоятельная работа студентов, которая предполагает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с рекомендованной литературой, выполнение практических заданий, подготовку к экзамену. Для полноценной самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать Интернет-ресурсы, которые позволяют облегчить проблему поиска источников и литературы. Это - электронные библиотеки, библиографические базы данных, базы журнальных статей, электронные версии журналов.