МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в геополитику

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра всеобщей истории и международных отношений
Направление подготовки41.03.05. Международные отношения
ПрофильМеждународные отношения и внешняя политика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_03_05_Международные отношения_МОиВП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Аршинцева Ольга Алексеевна

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Курныкин Олег Юрьевич

Рабочая программа дисциплины
Введение в геополитику

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 41.03.05 Международные отношения (приказ Минобрнауки России от 15.06.2017 г. № 555)

составлена на основании учебного плана:
41.03.05 Международные отношения
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.и.н., доцент Усольцев С.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра всеобщей истории и международных отношений

Протокол от 26.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой к.и.н., доцент Усольцев С.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.-сформировать представления о предмете, теоретико-методологических особенностях, основных категориях и понятиях геополитики как дисциплины в рамках современной теории международных отношений;
- на основе сопоставления постулатов традиционных зарубежных и отечественных геополитических школ и современных геополитических концепций сформировать навыки современного международного анализа;
-изучить роцесс становления и эволюции современных политической (Вестфальской) и международной систем, исследовать их нынешнее состояние;
-на основе многофакторного анализа охарактеризовать геополитическое положение современной России, систему национальных интересов, целей и основных направлений внешней политики, а также элементы стратегии безоасности РФ;
-изучить основные элементы(акторов) глобальной системы и региональных подсистем международных отношений, сформировать редставления о сложившемся балансе сил на каждом из указанных уровней миросистемы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-1Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
УК-1.1 Знает основные теоретико-методологические положения системного подхода как научной и философской категории.
УК-1.2 Осуществляет поиск информации для решения поставленной задачи по различным типам запросов
УК-1.3 Сопоставляет разные источники информации с целью выявления их противоречий и поиска достоверных суждений.
УК-1.4 Анализирует информацию и предлагает возможные варианты решения поставленной задачи, оценивая их достоинства и недостатки
УК-2Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач.
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем.
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.этапы эволюции и современное состояние геополитики, которые опираются на элементарные сведения о международных отношениях XX в., мировые процессы и тенденции современности;
логику глобальных процессов и развития всемирной политической системы международных отношений в их исторической, экономической и правовой обусловленности
3.2.Уметь:
3.2.1.профессионально грамотно анализировать и пояснять позиции Российской Федерации по основным международным проблемам
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основами и базовыми навыками прикладного анализа международных ситуаций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы геополитики
1.1. Лекция - эвристическая беседа "Предмет, методы, основные категории" Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
1.2. Подготовка к лекции "Геополитика и геополитический реализм" Сам. работа 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
1.3. Лекция - дискуссия "Геополитика и политический реализм" Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 2. Традиционные геополитические школы и их эволюция во второй половине XX в.
2.1. Немецкая школа геополитики Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.2. Подготовка к лекции "англо-американская школа геополитики" Сам. работа 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.3. Англо-американская школа геополитики Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.4. Подготовка к лекции "Тихая революция" в геополитике Сам. работа 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
2.5. "Тихая революция" в геополитике Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 3. Трансформация международной системы и формирование нового миропорядка на рубеже XX-XXI вв.
3.1. Лекция-диалог "Постбиполярный миропорядок и геополитические представления" Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.2. Подготовка к лекции "Баланс сил и другие структуры мировой политики" Сам. работа 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.3. Лекция-дискуссия "Баланс сил и другие структуры мировой политики" Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
3.4. Баланс сил и другие структуры мировой политики Практические 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
Раздел 4. Основы современного миропорядка
4.1. Лекция-"мозговая атака" "Современные проблемы международной безопасности" Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.2. Подготовка к лекции "Глобализация и мировая политика" Сам. работа 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.3. Лекция-визуализация "Глобализация и мировая политика" Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
4.4. Глобализация и мировая политика Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. Россия в современной мировой политике
5.1. Лекция-дискуссия "Особенности геополитического положения РФ" Лекции 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.2. Особенности геополитического положения РФ Практические 1 2 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.3. Подготовка к лекции "Основные направления внешней политики РФ" Сам. работа 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.4. Лекция-визуализация "Основные направления внешней политики РФ" Лекции 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.5. Основные направления внешней политики РФ Практические 1 4 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3
5.6. Подготовка к зачету-коллоквиуму в форме "мозговой атаки" по теме "Нужна ли геополитика для анализа современных международных процессов?" Сам. работа 1 52 Л2.2, Л2.1, Л1.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6425&notifyeditingon=1

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1 Способен осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
Примеры вопросов закрытого типа
1. Выберите из определения природы государства геополитическую характеристику.
А. Орудие защиты классовых интересов
Б. Пространственно-географический организм
В. Политическое средство регулирования экономики
Ответ: Б

2. Выберите геополитическое определение планетарного даулизма

А. Борьба между капитализмом и коммунизмом

Б. Противостояние сухопутной и морской сил
В. Противостояние агрессивного блока и системы коллективной безопасности
Ответ: Б

3. Кто ввел в оборот термин «геополитика»?
А. Р. Челлен
Б. Ф. Ратцель
В. Г. Киссинджер
Ответ: А

4. Чем объясняется анархия в международных отношениях?

А. Отсутствием централизованного источника власти
Б. Неспособностью государств договориться между собой
В. Слабостью международных организаций
Ответ: А

5. Как Ф. Ратцель сформулировал главный закон развития государства?

А. Расширение пространства
Б. Соблюдение существующих границ
В. Централизация политической власти
Ответ: А

6. Кто является автором Концепции подвижности границ?

А. Ф. Ратцель
Б. Н. Спайкмен
В. К. Хаусхофер
Ответ: В

7. Какой вид ресурсов А. Мэхэн не включил в формулу «морской силы»?

А. Военно-морской флот
Б. Экономический потенциал государства
В. Торговый флот
Г. Морские базы
Ответ: Б

8. Какое понятие ввел в оборот Х. Маккиндер?

А. Хартленд
Б. Римленд
В. Внутренний полумесяц
Г. Мировой остров
Ответ: Г

9. Как Н. Спайкмен характеризовал территорию государства?

А. Базу для ведения войны
Б. Стратегическую позицию в период между войнами
В. Главный источник экономического роста
Ответ: А, Б
10. Верно ли утверждение, что пространство остается основным ресурсом влияния государства на международной арене?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б
11. Верно ли утверждение, что традиционная геополитика была идеологией территориальной экспансии?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А
12. Что отличает традиционную геополитику от других концепций в теории международных отношений?
А. Системный подход
Б. Географический детерминизм
В. Конструктивизм
Ответ: Б
13. Верно ли утверждение, что традиционная школа геополитики рассматривала войну как универсальный способ достижения внешнеполитических целей государства?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А
14. Выберите основной предмет исследования немецкой школы геополитики.
А. Военный потенциал
Б. Пространство и границы
В. Морское могущество
Ответ: Б
15. Какой исследователь сформулировал концепцию «мягкой силы»?
А. Г. Моргентау
Б. Дж. Най
В. М. Каплан
Ответ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
• «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий

Примеры вопросов открытого типа
1. Дайте наиболее универсальное определение государства.
Ответ: Государство – универсальный политический союз, обладающий легитимным правом на насилие.
2. Перечислите неотъемлемые атрибуты государства, необходимые для выполнения его функций.
Ответ: Территория, границы, суверенитет.
3. Назовите основную категорию политического реализма.
Ответ: Интерес в терминах власти.
4. Дайте определение международным отношениям.
Ответ: Это система отношений между различными государствами и народами. Составляющими мировое сообщество и сотрудничающими в разных сферах жизни общества.
5. Назовите варианты баланса сил.
Ответ: Многополярный, биполярный, однополярный.
6. Охарактеризуйте конфликт в варианте игры с нулевой суммой.
Ответ: Это конфликт, в котором победа одной стороны означает поражение другой.
7. Приведите пример негосударственного актора мировой политики..
Ответ: Неправительственные организации.
8. Когда и с какой целью была создана Организация Объединенных Наций?
Ответ: ООН была создана в 1945 г. для обеспечения международной безопасности и предотвращения мировой войны.
9. Назовите ресурсы «жесткой» силы в соответствии с концепцией Дж. Ная.
Ответ: Ресурсы «жесткой силы» по Наю – военно-стратегические и экономические.
9. Назовите ресурсы «мягкой» силы в соответствии с концепцией Дж. Ная.
Ответ: Массовая культура, политическая идеология и ценности, эффективная дипломатия.
10. Что является источником внутреннего суверенитета государства ?
Ответ: Источником внутреннего суверенитета является народ.
11. Что является источником внешнего суверенитета государства?
Ответ: Источником внешнего суверенитета является признание его другими государствами.
12. Какой характер носит территория (пространство)государства?
Ответ: Территория государства является политическим пространство.
13. Что такое планетарный дуализм?
Ответ: Планетарный дуализм – это двойственный характер планетарного пространства- мировой океан и мировая суша.
14. Как геополитика определяет природу государства?
Ответ: Геополитика рассматривает государство как пространственно-географический организм.
15. В каких сферах разворачивалось противостояние (конфронтация) в период «холодной войны»?
Ответ: «Холодная война» – это конфронтация в военной, экономической, политико-идеологической сферах.
16. Почему ядерный конфликт не может происходить в варианте игры с «нулевой суммой»?
Ответ: В ядерном конфликте не будет победителей и побежденных.
17. На каких классических «табу» основана доктрина ядерной безопасности?
Ответ: Доктрина ядерной безопасности основана на запрете применять, совершенствовать и распространять ядерное оружие.
18. Какие виды пространства принято считать традиционными?
Ответ: Традиционные виды пространства – сухопутное и морское пространства.
19. Сформулируете основной принцип Вестфальской политической модели.
Ответ: Основной принцип Вестфаля – формальное равенство суверенитетов государств.
20. Что является основным национально-государственным интересом?
Ответ: основной национальный интерес – обеспечение безопасности государства.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

Оценка сформированности компетенции УК-2. Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
Примеры вопросов закрытого типа
1. Верно ли утверждение, что в политической сфере действуют универсальные законы природы?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б.
2. Какой из перечисленных элементов не входит в постановочную часть исследовании?
А Актуальность проблемы
Б. Выводы
В. Цель исследования
Г. Задачи следования
Ответ: Б.
3. В какой части исследования содержится обзор информационной базы?
А. Введение
Б. Заключение
В. Основная часть
Ответ: А
4. Какой элемент алгоритм исследования внешней политики необходим в выводах?
А. Характер внешней политики
Б. Эффективность внешней политики
В. Цели внешней политик
Г. Направления внешней политики
Ответ: Б
5. К какой области гуманитарных знаний относятся исследования международных отношений?
А. Философия
Б. Социология
В. Политические науки
Г. История
Ответ: В
6. Верно ли утверждение, что государство является универсальным актором международных отношений?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А
7. Как называется совокупность цели, задач исследования и положений, выносимых на защиту?
А. Парадигма
Б. Методология
В. Научная гипотеза
Ответ: В
8. Верно ли утверждение, что единственным результатом исследования международных отношений является прогнозирование?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: Б
9. Верно ли утверждение, что закономерности в международных отношениях носят объективный характер?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А
10. Какой новый вид источников информации по международным проблемам появился в последние десятилетия?
А. Дневники и мемуары политиков
Б. Электронные ресурсы
В. Периодика
Г. Документы внешней политики
Ответ: Б
11. Какие из перечисленных внешнеполитических ресурсов государства геополитика не рассматривает?
А. Информационные
Б. Военно-стратегические
В. Пространственно-географические
Ответ: А
12. Какие задачи решаются в ходе анализа внешней политики государства?
А. Выявить цели внешней политики
Б. Выявить ресурсы влияния государства
В. Сравнить региональные подсистемы международных отношений
Г. Оценить эффективность внешней политики
Ответ: А, Б, Г
13. Верно ли утверждение, что для геополитического анализа необходимо учитывать местоположение государства7
А. Верно
Б. Неверно
Ответ: А
14. Как называется представление научных результатов в печати?
А. Процесс принятия внешнеполитических решений
Б. Презентация
В. Доклад
Г. Публикация
15. Верно ли утверждение, что в международно-политическом анализе невозможно учесть все факторы?
А. Верно
Б. Неверно
Ответ А

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
• «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85–100% заданий;
• «хорошо» – верно выполнено 70–84% заданий;
• «удовлетворительно» – верно выполнено 51–69% заданий;
«неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий

Примеры вопросов открытого типа
1. Дайте определение политики.
Ответ: Политика – сфера общественных отношений, в которой формируются и распределяются властные ресурсы.
2. В чем состоит разница между целью и задачами внешней политики?
Ответ: цель определяет долгосрочное, стратегическое направление, а задачи – тактические и конкретные направления внешней политики.
3. В каких официальных документах государства формулируются цели и задачи внешней политики?
Ответ: Цели и задачи представлены в Концепции внешней политик, Концепции национальной безопасности, Военной доктрине государства.
4. Какие цели реализует государство на международной арене?
Ответ: Государство обеспечивает национальную безопасность, формирует благоприятные внешние условия для развития нации, повышает престиж страны на международной арене.
5. Какой вид ресурсов влияния государства на международной арене школа политического реализма считает основным?
Ответ: Реалисты считают основными ресурсами влияния государства на международной арене силовые инструменты.
6. В чем сходство между геополитикой и политическим реализмом в определении основного актора международных отношений?
Ответ: Геополитика и политический реализм считают основным актором государство.
7. В чем состоит разница между ядерным конфликтом и традиционной (конвенциональной) войной?
Ответ: В отличие от традиционной войны в ядерном конфликте не межет быть победителей и побежденных.
8. То такое пространственно-географический детерминизм ?
Ответ: Пространственно-географический детерминизм – это жесткая зависимость действий государства на международной арене от его географического положения и особенностей его пространства.
9. Приведите примеры межправительственных организаций.
Ответ: ООН, НАТО, ОДКБ, ШОС.
10. Охарактеризуйте состояние «холодной войны».
Ответ: «Холодная война» - это состояние конфронтации между двумя глобальными центрами силы, Западным и Восточным блоками.
11. Чем конфликт интересов на «жестких условиях» отличается от конфликта интересов на «мягких условиях»?
Ответ: В первом случает победа одной стороны означает поражение другой, во втором – итогом конфликта является компромисс между его участниками.
12. Почему международные отношения носят преимущественно политический характер?
Ответ: Политический характер международных отношений связан с тем, что их основными акторами являются государства
13. Сформулируйте основу международных действий (внешней политики)государства.
Ответ: Основой внешнеполитических действий государства являются национальные интересы.
14. Какого актора международных отношений характеризуют следующие атрибуты: наличие территории, наличие населения, проживающего на данной территории, легитимное управление населением, официальное признание другими акторами?
Ответ: Суверенное государство-нация.
15. Почему представители реалистской школы считают, что международные отношений носят конфликтный характер?
Ответ: С точки зрения реалистов, конфликт присущ отношениям между государствами с силу столкновения их интересов.
16. Какая новая сферы обеспечения безопасности государства сформировалась в последние десятилетия?
Ответ: Сфера информационной безопасности.
17. Как называется заключение экспертов, которое содержит предполагаемые сценарии развития международной ситуации?
Ответ: Такая экспертиза называется прогнозом.
18. Какие уровни безопасности исследуют эксперты-международники?
Ответ: Современные исследователи изучают национальную, региональную, международную и глобальную безопасность.
19. Являются ли пространственно-географические ресурсы основными для влияния современного государства на международной арене?
Ответ: Пространственно-географические ресурсы не являются основными для государства в связи с достижениями информационно-технологической революции.
20. Какой математический метод с использованием цифровых технологий получил распространение в анализе процесса принятия внешнеполитических решений в кризисных условиях?
Ответ: Компьютерное моделирование.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВОПРОСОВ ОТКРЫТОГО ТИПА
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ, в сущности, неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу.
Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету

1. Что такое геополитика? Причины популярности геополитических идей в современной России.
2. Основные понятия геополитического словаря: государство, национальные интересы, территория, суверенитет, безопасность.
3. Политическая география Ф. Ратцеля.
4. Концепция морского могущества А. Мэхэна.
5. Планетарный дуализм и «географическая ось истории» в концепции Х. Маккиндера.
6. Пространство и геостратегия в теории К. Хаусхофера.
7. К. Хаусхофер о географическом и геополитическом понимании границ.
8. Геополитическая концепция Н. Спайкмена. Новый атлантизм.
9. Основные постулаты традиционной геополитики и новые международные реалии середины ХХ в.: пространство и ядерный фактор.
10. Основные направления эволюции геополитики в условиях биполярной системы 50-80-х гг. ХХ в.
11. Влияние глобальных изменений в международной системе рубежа 80-90-х гг. на геополитику.
12. Альтернативные концепции анализа международных процессов 90-х гг.: глобализации и «размягчения» суверенитета, «демократической империи».
13. Альтернатива геополитике: современные течения в отечественной теории международных отношений и концепция мировой политики.
14. Современный миропорядок: параметры, основные акторы, глобальный и региональные балансы сил.
15. Основные направления внешней политики РФ на современном этапе.
16. Роль российско-американских отношений в современной международной системе.
17. Китай и Центральная Азия в российской внешней политике на современном этапе.
18. Проблемы обеспечения безопасности во внешней политике России на рубеже ХХ-ХХI вв.
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гаджиев К.С. ГЕОПОЛИТИКА 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Василенко И.А. ГЕОПОЛИТИКА СОВРЕМЕННОГО МИРА 4-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Виноградова С.М. - Отв. ред. ГЕОПОЛИТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пыж В.В. ГЕОПОЛИТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Лукьянович Н.В. ГЕОПОЛИТИКА 2-е изд. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Министерство иностранных дел Российской Федерации www.mid.ru
Э2 Журнал "Foreign Policy" www.foreignpolicy.com
Э3 Учебная дисциплина «Введение в геополитику» в образовательной среде MOODLE Алтайского государственного университета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса следует начать с ознакомления с рабочей программой дисциплины, чтобы выяснить ее общий объем в часах, соотношение лекций, практических занятий и самостоятельной работы, а также понять логику и систему распределения материала между тематическими разделами курса. При этом следует учесть рекомендации и пояснения преподавателя по структуре курса и соотношении аудиторной и самостоятельной работы студента на начальном этапе изучения дисциплины (как правило, на первом занятии).
Для успешного освоения материала дисциплины необходимо обратить особое внимание на ее профессиональный словарь - перечень основных категорий, понятий и терминов (глоссарий), которые используют специалисты в указанной области. Поощряется самостоятельный поиск определений через доступные и популярные источники и электронные ресурсы (Википедия и др.), что само по себе является эффективным способом расширения профессиональной эрудиции. Следует иметь в виду, что точные научные определения содержатся в учебной (учебниках и учебных пособиях) и научной (монографиях) литературе, рекомендованной в программе дисциплины. Она представляет минимальный требуемый перечень опубликованных источников информации, который студент должен освоить в процессе изучения дисциплины.
Поскольку лекционный раздел курса носит, как правило, авторский (оригинальный) характер, то для активного усвоения лекционного материала и понимания позиции преподавателя рекомендуется записывать по ходу лекции ее наиболее важные положения и тезисы, как правило, сформулированные в соответствии с планом лекции. Эти записи будут полезны при подготовке к практическим занятиям и промежуточной аттестации (зачету).
В ходе подготовки к практическим занятиям необходимо обратить внимание на их тематический план и формы проведения: (а) традиционные развернутые ответы на вопросы плана, (б) ответы-сообщения в виде презентаций, (в) дискуссии по теме в формате «круглого стола» и др. Исходя из этого, нужно заранее спланировать свое участие – индивидуальное, в составе малой группы и т.п. При этом следует учитывать специфику каждой из этих форм проведения занятий и внимательно отнестись к пояснениям преподавателя по их поводу.
Основная информация по теме содержится в списке литературы, который обязательно приводится в плане практического (семинарского) занятия и может содержать значительно больше наименований по сравнению с перечнем учебников и пособий ко всему курсу в целом. В процессе освоения фактического материала необходимо критически оценивать его источники, а для этого учиться сравнивать их и на основе критического анализа формировать собственную позицию. Руководствуясь общими рекомендациями преподавателя по работе с научной литературой и источниками, уместно обратиться к нему за индивидуальной консультацией по поводу дополнительных источников информации и формы ее подачи, особенно в случае подготовки презентации по теме. Любое выступление на занятии – развернутый ответ, сообщение, презентация – должны отвечать следующим универсальным требованиям к форме и содержанию:
релевантность (точное соответствие теме);
фокус на наиболее важных моментах;
понимание аудитории;
драйв/энтузиазм докладчика - умение держать внимание аудитории;
доступность, ясность излагаемого материала;
живое изложение, умение заинтересовать;
убедительность выступления;
культура речи, четкость дикции, темп изложения;
логическая завершённость выступления;
соблюдение регламента выступления;
текст презентации легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами;
логическая последовательность информации на слайдах;
общее впечатление от просмотра презентации;
знание источников и основной литературы по теме;
уровень владения проблемой (правильность ответа);
уровень аргументации при ответе на вопросы (логичность);
полнота ответа;
владение профессиональным языком.
Значительный объем самостоятельной работы студента приходится на подготовку к промежуточной аттестации – зачету, программа которого представлена в специальном перечне теоретических вопросов и практических заданий. Исходя из этого списка, следует самостоятельно определить степень освоения материала по каждой теме, повторить либо самостоятельно изучить, используя рекомендованную литературу и записи лекций, темы, которые были недостаточно освоены в течение семестра. Универсальным и эффективным методом подготовки является составление краткого плана-конспекта по теме/вопросу – легкого для запоминания и воспроизведения на зачете/экзамене систематизированного варианта ответа.