Закреплена за кафедрой | Кафедра отечественной истории |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.04. Археология |
Профиль | Археология Центральной Азии |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_04_Археология_АЦА-2023 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (2) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 12 | 12 | 12 | 12 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра отечественной истории
Протокол от 30.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Демчик Евгения Валентиновна
1.1. | рассмотреть современные тенденции развития новых информационных (цифровых) технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры обучающихся, сформировать представление об информационно- компьютерных (цифровых) технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02 |
УК-1 | Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий |
УК-1.1 | Знает методы и основные принципы критического анализа и оценки проблемных ситуаций на основе системного подхода |
УК-1.2 | Анализирует проблемную ситуацию как систему, выявляя ее составляющие и связи внутри; осуществляет поиск вариантов решения поставленной проблемной ситуации; определяет стратегию достижения поставленной цели |
УК-1.3 | Применяет навыки критического анализа проблемных ситуаций на основе системного подхода и определяет стратегию действий для достижения поставленной цели |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – основные тенденции применения цифровых технологии в современной науке и образовании; – основные направления использования цифровых технологий в исторических исследованиях и образовании; – особенности и основные подходы использования цифровых технологий в своей будущей профессиональной деятельности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – квалифицированно пользоваться современной литературой, содержащей опыт применения информационных технологий в исторических исследованиях и образовании; – выделять, извлекать и использовать из информационных источников необходимую информацию для решения поставленных задач; – использовать полученную информацию в области документоведения и архивоведении, в том числе в проектной деятельности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – навыками использования современных информационных систем в своей профессиональной области; – навыками создания проектов в области электронного документооборота и архивов. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Цифровые технологии в профессиональной деятельности | ||||||
1.1. | Информатика, математика, цифровая трансформация общества. Основные понятия и термины | Лекции | 2 | 4 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
1.2. | Информационные технологии и наука о данных | Лекции | 2 | 4 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
1.3. | Информационные системы и базы данных | Лекции | 2 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
1.4. | Цифровые технологии в историческом образовании | Лекции | 2 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
1.5. | Описательная статистика: вариационные ряды | Практические | 2 | 4 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
1.6. | Динамические ряды | Практические | 2 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
1.7. | Работа в программе Excel | Практические | 2 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
1.8. | Интернет-технологии | Практические | 2 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
1.9. | Цифровая гуманитаристика | Практические | 2 | 4 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
1.10. | Цифровая публичная история | Практические | 2 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
1.11. | Визуальный анализ | Практические | 2 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
1.12. | Презентация результатов научных исследования | Практические | 2 | 2 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
1.13. | Работа с источниками и литературой | Сам. работа | 2 | 49 | УК-1.1, УК-1.2, УК-1.3 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8881 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-1: Способен осуществлять критический анализ проблемных ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию действий ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Термин «Data Science» обозначает: а) науку о данных б) статистический анализ данных в) научные данные г) большие данные Ответ: а 2. Термин «Big Data» обозначает: а) гуманитарные данные б) большие данные в) естественнонаучные данные г) метаданные Ответ: б 3. Какого формата данных из приведенных ниже не существует? а) числовой формат б) буквенный формат в) графический формат г) тестовый формат Ответ: б 4. Какая из приведенных ниже операций с данными включает меры, направленные на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных? а) защита данных б) сортировка данных в) фильтрация данных г) формализация данных Ответ: а 5. С какими научно-техническими достижениями связана третья информационная революция? а) изобретение компьютера, появление персональных компьютеров и сети Интернет б) изобретение письменности и возможность передачи знаний на носителях в) изобретение книгопечатания, сделавшего возможным размножение информации и массовое обучение г) изобретение электричества и создание возможностей быстрой передачи информации на расстояние Ответ: г 6. Информационный взрыв – это: а) массовая оцифровка информации на бумажных носителях б) лавинообразное нарастание массы разнообразной информации в современном обществе в) всеобщее распространение грамотности г) широкой распространение мессенджеров и социальных сетей Ответ: б 7. В каком году был создан первый интернет-браузер (Mosaic), появление которого назвали «вторым рождением Интернета»? а) в 1957 г. б) в 1984 г. в) в 1993 г. г) в 2000 г. Ответ: в 8. Какой браузер является наиболее востребованным в современном интернете? а) Google Chrome б) Safari в) Mozilla Firefox г) Opera Ответ: а 9. Годом рождения российского интернета считается: а) 1984 г. б) 1990 г. в) 1994 г. г) 2010 г. Ответ: б 10. Разделение объектов на классы в соответствии с определенными правилами называется: а) типологией б) иерархией в) классификацией г) детализацией Ответ: в 11. Представление данных в некоторой визуальной форме, позволяющей человеку погрузиться в данные и работать с их визуальным представлением называется: а) кластер-анализом б) факторным анализом в) типологией г) визуальным анализом Ответ: г 12. Одним из наиболее популярных средств хранения, обработки и визуализации данных являются электронные таблицы: а) Microsoft Excel б) Microsoft Word в) Google Chrome г) Keynote Ответ: а 13. Одной из наиболее популярных программ подготовки и просмотра презентаций является: а) MapInfo б) Microsoft PowerPoint в) Safari г) Pages Ответ: б 14. Массовые персональные компьютеры появились: а) в 1960–е гг. б) в 1970–е гг. в) в 1980–е гг. г) в 1990–е гг. Ответ: в 15. Для виртуальной реконструкции объектов историко-культурного наследия используется метод: а) анализа баз данных б) 3D–моделирования в) информационного поиска г) web–программирования Ответ: б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Наука о способах получения, хранения и переработки информации называется ____________. Ответ: информатика 2. Процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных, состоящие из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах, называются информационными ________________. Ответ: технологиями 3. Совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации, называется информационными _________________. Ответ: ресурсами 4. Совокупность структурированных взаимосвязанных данных, предназначенная для обеспечения информационных запросов в определенной предметной области, называется _________ данных Ответ: базой 5. Семантически наполненная совокупность данных, характеризующих тот или иной объект в базе данных, называется ___________. Ответ: записью 6. Модель базы данных, представляющая все данные в виде таблиц, в строках которых располагаются записи, а в столбцах – признаки данных, снабженные именами, называется __________________ моделью. Ответ: реляционной 7. Взаимосвязанная совокупность информационных ресурсов, средств, методов и персонала, обеспечивающих динамическую информационную модель определенной предметной области для удовлетворения информационных потребностей пользователей, называется _____________________ системой. Ответ: информационной 8. Наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов, называется ___________________. Ответ: математика 9. Раздел математики, посвященный математическим методам систематизации, обработки и использования статистических данных для научных и практических выводов, называется ________________ статистикой. Ответ: математической 10. Статистическая взаимосвязь двух или более случайных величин называется _______________. Ответ: корреляцией 11. Степень зависимости одного признака от другого определяется с помощью коэффициента ______________. Ответ: корреляции 12. Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданным для их изучения, называется ____________________. Ответ: моделированием 13. Система математических соотношений, описывающих изучаемый процесс или явление, называется ___________________ моделью. Ответ: математической 14. Базовой информационной технологией для использования в гуманитарных исследованиях является технология _______ данных. Ответ: баз 15. Всемирная система объединённых компьютерных сетей, построенная на использовании протокола IP и маршрутизации пакетов данных, получила название _____________. Ответ: Интернет 16. Свойство информационно-поисковых систем, характеризующее адекватность полученных ответов на запрос, называется ____________________. Ответ: релевантность 17. Программное обеспечение, которое разработано для решения конкретных задач пользователя называется _______________ программным обеспечением. Ответ: прикладным 18. Компьютерная программа, позволяющая проводить вычисления с данными, представленными в виде двумерных массивов, имитирующих бумажные таблицы, называется электронными _____________. Ответ: таблицами. 19. Наука и технологии создания искусственных систем, способных решать интеллектуальные задачи, получили название искусственный _______________. Ответ: интеллект 20. Направление искусственного интеллекта, цель которого – смоделировать аналитические механизмы, осуществляемые человеческим мозгом, – носит название ________________. Ответ: нейросеть КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрены. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Диков А.В. | Интернет и Веб 2.0: Учебное пособие | М.: Директ-Медиа // ЭБС "ONLINE", 2012 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Сайт исторического факультета Алтайского государственного университета | hist.asu.ru | ||
Э2 | Интернет-портал по истории Алтая | new.hist.asu.ru | ||
Э3 | Электронная библиотека по истории Алтая | new.hist.asu.ru | ||
Э4 | Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова | www.hist.msu.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle "Цифровые технологии в профессиональной деятельности историка" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com) Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/). Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). Базы данных, разработанные преподавателями АлтГУ: БД «Населенные пункты Алтайского края»; БД «Население Тобольска в 1897 г.»; БД «Население Барнаула второй половины XVIII – начала XX вв. по материалам метрических книг»; БД «Профессии и занятия населения Российской империи конца XIX – начала XX веков (по материалам всероссийской переписи населения 1897 года»); БД «Историческое профессиоведение (российский вариант международной классификации исторических профессий)»; БД «Населенные места Алтайской губернии в 1924 г.». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
311М | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная – 1 единица; компьютеры – 13 единиц: марка ASUS Intet Pentiumu - 1 единица; марка ACT - 1 единица; марка Арситек - 1 единица; марка in win – 1 единица; марка АСТ POWER, модель Р-511 – 1 единица; марка Aquarius модель Pro P30 946 – 3 единицы; марка КламаС Офис модель Intel Core i3-2100 – 1 единица; марка Aquaruius модель Elt E50 S54 – 2 единицы; марка АСТ POWER – 1 единица; марка Intel Core2 Duo – 1 единица; мониторы: марка Philips модель 190S6 – 2 единицы; марка Acer модель AL1917 – 4 единицы; марка Samsung 2ms – 1 единица, Samsung 943n - 1 единица, марка Acer модель V233h – 2 единицы; марка Sony – 1 единица; марка Samsung модель SyncMaster 943 – 2 единицы; сканер: EPSON GT 20000 B11B195021 – 1 единица; сканер: HP Scanjet automatic document feeder C771A – 1 единица; сканер: HP Scanjet 2400 – 2 единицы; сканер: HP Scanjet G4010 – 1 единица; лазерный ксерокс: Xerox Phaser 4500n – 1 единица; телевизор ЖК Samsung 46" LE46B530P7W; учебно-наглядные пособия и литература |
Цель учебной дисциплины – рассмотреть современные тенденции развития новых информационных (цифровых) технологий, основные пути их применения в науке и образовании, повысить уровень информационного образования и информационной культуры обучающихся, сформировать представление об информационно-компьютерных (цифровых) технологиях как о неотъемлемой и полноправной составной части исследовательской и образовательной деятельности. Курс «Информационные технологии в научном исследовании и профессиональной деятельности» предполагает изучение аспирантами одного из направлений основного содержания своей будущей профессиональной деятельности, ее особенностей и основных подходов. На основе изучения курса осуществляется формирование компетенций. Значительная часть программы посвящена особенностям современного информационного общества. Здесь следует обратить внимание на значение информации в современном мире и на определение и содержание понятия «информационное общество». Важным моментом является также понимание соотношения понятий «информационное общество» и «цифровое общество». Особое внимание следует уделить особенностям использования цифровых информационных технологий в гуманитарной области, прежде всего в исторических исследованиях и образовании. Речь здесь идет о повышении уровня информационной культуры гуманитариев, позволяющей осмыслить соответствующие проблемы и уметь работать в одном коллективе с представителями компьютерных наук и математики. Важным моментом является изучение соотношения исторической информатики и сравнительно нового направления, связанного с цифровым представлением исторических источников и ресурсов – Digital History. Необходимо понять, что эти два направления не отрицают, а дополняют друг друга. Подготовка к экзамену включает в себя овладение базовыми знаниями для понимания роли и значения современных технологий для гуманитарной научно-образовательной сферы. |