МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Разработка управленческих решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Направление подготовки38.03.01. Экономика
ПрофильФинансы и кредит
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планФлБийск_z38_03_01_Экономика_ФиК-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 149
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 149 149 149 149
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Н.П. Подольная

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Разработка управленческих решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.01 ЭКОНОМИКА (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.11.2015 г. № 1327)

составлена на основании учебного плана:
38.03.01 ЭКОНОМИКА
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)

Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Разработка управленческих решений" являются изучение различных теоретических концепций и практических методик разработки управленческих решений, что обеспечит формирование современных компетенций, знаний и навыков, необходимых для эффективного управления социально-экономическими системами разного уровня.
В ходе учебного процесса ставятся задачи:
1) владеть категориальным аппаратом теории разработки управленческих решений;
2) применять различные методологические подходы и концепции управления к разработке управленческих решений;
3) использовать современные качественные и количественные модели и методики разработки и принятия управленческих решений;
4) проводить диагностику, оценку и экспертизу эффективности управленческих решений;
5) применять положительный отечественный и зарубежный опыт разработки и принятия управленческих решений.Основной задачей изучения дисциплины является реализация требований, установленных в Государственном стандарте высшего профессионального образования к подготовке специалистов в области управления народным хозяйством.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
ПК-3 способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- предмет и задачи управленческого процесса;
- о практике организации процессов разработки управленческих решений на успешных предприятиях;
- о новых управленческих достижениях в области теории и практики разработки управленческих решений в России и за рубежом.

3.2.Уметь:
3.2.1.- самостоятельно анализировать возникающие проблемные ситуации;
- использовать теоретические аспекты разработки управленческих решений;
- правильно разрабатывать алгоритмы по устранению хозяйственных проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- лидерских качеств и харизму для разработки и реализации управленческих решений различного уровня сложности;
- принятия управленческих решений;
- обеспечения условий качества реализации управленческих решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические и методологические аспекты разработки управленческих решений
1.1. Решения в процессе управления; Функции решения в методологии и организации процесса управления Лекции 4 4 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.2. Контроль реализации управленчесих решений. Полномочия и ответственность; целевая ориентация управленческих решений; анализ альтернатив действий; анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив Практические 4 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.3. Особенности разработки стратегических управленческих решений; условия неопределенности и риска; приемы разработки и выборов управленческих решений в условиях неопределенности и риска Сам. работа 4 63 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
1.4. Теоретические аспекты разработки управленческих решений;типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений Сам. работа 4 43 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Методы разработки управленческих решений
2.1. Критерии эффективности в разработке управленческих решений; модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения. Экспертные методы в разработке управленческих решений Лекции 4 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.2. Метод мозгового штурма Практические 4 6 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.3. Метод синектики;эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность. Метод Дельфи. Морфологический ящик. Матрица взаимодействий. Функционально-стоимостный анализ. Сам. работа 4 43 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1
2.4. Экзамен 4 9 Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Зуб А.Т. Принятие управленческих решений: Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Бусов В.И. Управленческие решения: Учебник М : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филинов-Чернышев, Н. Б. Разработка и принятие управленческих решений : учебник и практикум для вузов М. Издательство Юрайт, 2017, 2018 www.biblio-online.ru/book/B67EEE48-5249-427A-9FB4-E7895DAF9336.
Л2.2 Фирсова И.А., Мельник М.В. Управленческие решения : Учебник для бакалавров М : Издательство Юрайт, 2013 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 13. www.cofe.ru/Finance/ – Энциклопедия банковского дела и финансов
Э2 14. www.dir.yahoo.com/Business_and_Economy – Бизнес-ресурсы
Э3 15. www.directorinfo.ru – Журнал "Директор Инфо"
Э4 16. www.dis.ru/fm/ – Журнал "Финансовый менеджмент"
Э5 17. ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент"
Э6 18. www.erp-online.ru – О ERP-системах
Э7 19. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба
Э8 20. www.fd.ru – Журнал "Финансовый директор"
Э9 21. www.finam.ru – Финансовая информация
Э10 22. www.finanaliz.ru – Финансовый анализ
Э11 23. www.finansmag.ru – Журнал "Финанс."
Э12 24. www.finansy.ru – Публикации по экономике и финансам
Э13 25. www.finmarket.ru – Информационное агентство ФинМаркет
Э14 26. www.finrisk.ru – Финансовые риски
Э15 27. www.fira.ru – база данных по российским компаниям
Э16 28. www.forexpf.ru – Финансовая информация для рынка FOREX
Э17 29. www.fxclub.org – FOREX клуб
Э18 30. www.glavbuh.net – Главбух
Э19 31. www.ilovemoney.ru – сайт о личных финансах
Э20 32. www.investo.ru – Клуб инвесторов
Э21 33. www.k2kapital.com – Аналитическая информация о финансовых рынках
Э22 34. www.klerk.ru – Сайт о бухгалтерском учете, менеджменте, налоговом праве, банках
Э23 35. www.m3m.ru – Агентство финансовой информации
Э24 36. www.mfd.ru – Финансовая информация
Э25 37. www.mirfin.ru – Мир финансов
Э26 38. www.micex.ru – Московская межбанковская валютная биржа
Э27 39. www.minfin.ru – Министерство финансов РФ
Э28 40. www.mosnalog.ru – Федеральная налоговая служба по г. Москве
Э29 41. www.mse.ru – Московская фондовая биржа
Э30 42. www.msfo-mag.ru – журнал "МСФО"
Э31 43. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ
Э32 12. www.cio-world.ru – Журнал " CIO "
Э33 11. www.cfin.ru – Корпоративный менеджмент
Э34 10. www.cbr.ru – Центральный банк России
Э35 9. www.cbonds.ru – Рынок облигаций
Э36 8. www.buhgalteria.ru – Информационно-аналитическое электронное издание "Бухгалтерия.ru"
Э37 7. www.bdm.ru – Журнал "Банковское дело в Москве"
Э38 6. www.bankir.ru – Сайт о банковской деятельности
Э39 5. www.bankclub.ru – Сайт банковских аналитиков
Э40 4. www.aton.ru/ru/index.asp – Инвестиционная компания АТОН
Э41 3. www.appraiser.ru – Виртуальный клуб оценщиков
Э42 2. www.akm.ru – Информационное агентство AK & M
Э43 1. www.accountingreform.ru – Сайт о реформе бухгалтерского учета в России
Э44 Русскоязычные Интернет-ресурсы по экономике и менеджменту:
Э45 11. Электронный ресурс. - Сайт Института экономики переходного периода. – Режим доступа: http://www.iet.ru
Э46 10. Электронный ресурс. - Сайт Института экономического анализа. – Режим доступа: http://www.iea.ru
Э47 9. Электронный ресурс. – Сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл-Р. – Режим доступа: http://www.transparency.org.ru
Э48 8. Электронный ресурс. - Сайт Фонда ИНДЕМ. – Режим доступа: http://www.indem.ru
Э49 7. Электронный ресурс. - Сайт Всемирного банка. – Режим доступа: http://www.worldbank.org
Э50 6. Электронный ресурс. – Сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. – Режим доступа: http://www.rosfinnadzor.ru/
Э51 5. Электронный ресурс. – Сайт Счетной палаты Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/ru/
Э52 4. Электронный ресурс. - Сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.fas.gov.ru
Э53 3. Электронный ресурс. - Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.gks.ru
Э54 2. Электронный ресурс. - Сайт Правительства Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.government.ru/#
Э55 Разработка управленческих решений portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012;
Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012.
Microsoft Windows Vista OEM

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.)
СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/)
СПС Гарант (http://www.garant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 105 (филиал в г. Бийске) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 207 (филиал в г. Бийске) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки.
№ 202 (филиал в г. Бийске) кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д.
В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем.
1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю.
Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу.
3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление
Методика конспектирования учебного материала.
Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения.
Задачи практических занятий:
- становление и развитие познавательной мотивации;
- умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности;
- овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины;
- овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения;
- повторение и закрепление знаний;
- контроль;
- педагогическое общение.
Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.
Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия.
Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине;
- углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося;
- формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;
- развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала;
- формирования навыков научно-исследовательской работы.
Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи:
- изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;
- выполнять предлагаемые задания;
- выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям.
Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям.
Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации.