Закреплена за кафедрой | Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск) |
---|---|
Направление подготовки | 38.03.01. Экономика |
Профиль | Финансы и кредит |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБийск_z38_03_01_Экономика_ФиК-2020 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 4 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 149 | 149 | 149 | 149 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экономики и прикладной информатики (Бийск)
Протокол от 26.06.2023 г. № 4
Заведующий кафедрой
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "Разработка управленческих решений" являются изучение различных теоретических концепций и практических методик разработки управленческих решений, что обеспечит формирование современных компетенций, знаний и навыков, необходимых для эффективного управления социально-экономическими системами разного уровня. В ходе учебного процесса ставятся задачи: 1) владеть категориальным аппаратом теории разработки управленческих решений; 2) применять различные методологические подходы и концепции управления к разработке управленческих решений; 3) использовать современные качественные и количественные модели и методики разработки и принятия управленческих решений; 4) проводить диагностику, оценку и экспертизу эффективности управленческих решений; 5) применять положительный отечественный и зарубежный опыт разработки и принятия управленческих решений.Основной задачей изучения дисциплины является реализация требований, установленных в Государственном стандарте высшего профессионального образования к подготовке специалистов в области управления народным хозяйством. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов |
ПК-3 | способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - предмет и задачи управленческого процесса; - о практике организации процессов разработки управленческих решений на успешных предприятиях; - о новых управленческих достижениях в области теории и практики разработки управленческих решений в России и за рубежом. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - самостоятельно анализировать возникающие проблемные ситуации; - использовать теоретические аспекты разработки управленческих решений; - правильно разрабатывать алгоритмы по устранению хозяйственных проблем. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - лидерских качеств и харизму для разработки и реализации управленческих решений различного уровня сложности; - принятия управленческих решений; - обеспечения условий качества реализации управленческих решений. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические и методологические аспекты разработки управленческих решений | ||||||
1.1. | Решения в процессе управления; Функции решения в методологии и организации процесса управления | Лекции | 4 | 4 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 | |
1.2. | Контроль реализации управленчесих решений. Полномочия и ответственность; целевая ориентация управленческих решений; анализ альтернатив действий; анализ внешней среды и ее влияния на реализацию альтернатив | Практические | 4 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 | |
1.3. | Особенности разработки стратегических управленческих решений; условия неопределенности и риска; приемы разработки и выборов управленческих решений в условиях неопределенности и риска | Сам. работа | 4 | 63 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 | |
1.4. | Теоретические аспекты разработки управленческих решений;типология управленческих решений; условия и факторы качества управленческих решений | Сам. работа | 4 | 43 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 2. Методы разработки управленческих решений | ||||||
2.1. | Критерии эффективности в разработке управленческих решений; модели, методология и организация процесса разработки управленческого решения. Экспертные методы в разработке управленческих решений | Лекции | 4 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 | |
2.2. | Метод мозгового штурма | Практические | 4 | 6 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 | |
2.3. | Метод синектики;эффективность решений; контроль реализации управленческих решений; управленческие решения и ответственность. Метод Дельфи. Морфологический ящик. Матрица взаимодействий. Функционально-стоимостный анализ. | Сам. работа | 4 | 43 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 | |
2.4. | Экзамен | 4 | 9 | Л2.1, Л1.2, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См.приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Разработка управленческих решений.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Зуб А.Т. | Принятие управленческих решений: Учебник и практикум | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Бусов В.И. | Управленческие решения: Учебник | М : Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Филинов-Чернышев, Н. Б. | Разработка и принятие управленческих решений : учебник и практикум для вузов | М. Издательство Юрайт, 2017, 2018 | www.biblio-online.ru/book/B67EEE48-5249-427A-9FB4-E7895DAF9336. |
Л2.2 | Фирсова И.А., Мельник М.В. | Управленческие решения : Учебник для бакалавров | М : Издательство Юрайт, 2013 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 13. www.cofe.ru/Finance/ – Энциклопедия банковского дела и финансов | |||
Э2 | 14. www.dir.yahoo.com/Business_and_Economy – Бизнес-ресурсы | |||
Э3 | 15. www.directorinfo.ru – Журнал "Директор Инфо" | |||
Э4 | 16. www.dis.ru/fm/ – Журнал "Финансовый менеджмент" | |||
Э5 | 17. ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал "Экономика, социология, менеджмент" | |||
Э6 | 18. www.erp-online.ru – О ERP-системах | |||
Э7 | 19. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная служба | |||
Э8 | 20. www.fd.ru – Журнал "Финансовый директор" | |||
Э9 | 21. www.finam.ru – Финансовая информация | |||
Э10 | 22. www.finanaliz.ru – Финансовый анализ | |||
Э11 | 23. www.finansmag.ru – Журнал "Финанс." | |||
Э12 | 24. www.finansy.ru – Публикации по экономике и финансам | |||
Э13 | 25. www.finmarket.ru – Информационное агентство ФинМаркет | |||
Э14 | 26. www.finrisk.ru – Финансовые риски | |||
Э15 | 27. www.fira.ru – база данных по российским компаниям | |||
Э16 | 28. www.forexpf.ru – Финансовая информация для рынка FOREX | |||
Э17 | 29. www.fxclub.org – FOREX клуб | |||
Э18 | 30. www.glavbuh.net – Главбух | |||
Э19 | 31. www.ilovemoney.ru – сайт о личных финансах | |||
Э20 | 32. www.investo.ru – Клуб инвесторов | |||
Э21 | 33. www.k2kapital.com – Аналитическая информация о финансовых рынках | |||
Э22 | 34. www.klerk.ru – Сайт о бухгалтерском учете, менеджменте, налоговом праве, банках | |||
Э23 | 35. www.m3m.ru – Агентство финансовой информации | |||
Э24 | 36. www.mfd.ru – Финансовая информация | |||
Э25 | 37. www.mirfin.ru – Мир финансов | |||
Э26 | 38. www.micex.ru – Московская межбанковская валютная биржа | |||
Э27 | 39. www.minfin.ru – Министерство финансов РФ | |||
Э28 | 40. www.mosnalog.ru – Федеральная налоговая служба по г. Москве | |||
Э29 | 41. www.mse.ru – Московская фондовая биржа | |||
Э30 | 42. www.msfo-mag.ru – журнал "МСФО" | |||
Э31 | 43. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ | |||
Э32 | 12. www.cio-world.ru – Журнал " CIO " | |||
Э33 | 11. www.cfin.ru – Корпоративный менеджмент | |||
Э34 | 10. www.cbr.ru – Центральный банк России | |||
Э35 | 9. www.cbonds.ru – Рынок облигаций | |||
Э36 | 8. www.buhgalteria.ru – Информационно-аналитическое электронное издание "Бухгалтерия.ru" | |||
Э37 | 7. www.bdm.ru – Журнал "Банковское дело в Москве" | |||
Э38 | 6. www.bankir.ru – Сайт о банковской деятельности | |||
Э39 | 5. www.bankclub.ru – Сайт банковских аналитиков | |||
Э40 | 4. www.aton.ru/ru/index.asp – Инвестиционная компания АТОН | |||
Э41 | 3. www.appraiser.ru – Виртуальный клуб оценщиков | |||
Э42 | 2. www.akm.ru – Информационное агентство AK & M | |||
Э43 | 1. www.accountingreform.ru – Сайт о реформе бухгалтерского учета в России | |||
Э44 | Русскоязычные Интернет-ресурсы по экономике и менеджменту: | |||
Э45 | 11. Электронный ресурс. - Сайт Института экономики переходного периода. – Режим доступа: http://www.iet.ru | |||
Э46 | 10. Электронный ресурс. - Сайт Института экономического анализа. – Режим доступа: http://www.iea.ru | |||
Э47 | 9. Электронный ресурс. – Сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл-Р. – Режим доступа: http://www.transparency.org.ru | |||
Э48 | 8. Электронный ресурс. - Сайт Фонда ИНДЕМ. – Режим доступа: http://www.indem.ru | |||
Э49 | 7. Электронный ресурс. - Сайт Всемирного банка. – Режим доступа: http://www.worldbank.org | |||
Э50 | 6. Электронный ресурс. – Сайт Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. – Режим доступа: http://www.rosfinnadzor.ru/ | |||
Э51 | 5. Электронный ресурс. – Сайт Счетной палаты Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/ru/ | |||
Э52 | 4. Электронный ресурс. - Сайт Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.fas.gov.ru | |||
Э53 | 3. Электронный ресурс. - Сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.gks.ru | |||
Э54 | 2. Электронный ресурс. - Сайт Правительства Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.government.ru/# | |||
Э55 | Разработка управленческих решений | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows 7 Professional, № 60674416 от 17.07.2012; Microsoft Office Professional Plus 2010, № 60674416 от 17.07.2012. Microsoft Windows Vista OEM Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: ИТС ПРОФ ВУЗ (в рамках договора № 126-3 от 01.04.2015 г.) СПС КонсультантПлюс (http://www.consultant.ru/) СПС Гарант (http://www.garant.ru/) Профессиональные базы данных: 1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 105 (филиал в г. Бийске) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 207 (филиал в г. Бийске) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Вспомогательное лабораторное оборудование; переносные ноутбуки. |
№ 202 (филиал в г. Бийске) | кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; кафедра; проектор; экран; переносной ноутбук из аудитории № 207. |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ХОДЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ Работа на лекции - первый важный шаг к уяснению учебного материала, поэтому при изучении дисциплины следует обратить особое внимание на конспектирование лекционного материала. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваивать подаваемый лектором материал во многом зависит успех обучения. Умение слушать и адекватно реагировать на получаемую информацию важно и при работе по организации того или иного процесса, при проведении различного рода семинаров, собраний, конференций и т.д. В качестве методической рекомендации для улучшения процесса усвоения лекции может выступать план лекции. Основные его моменты заключаются в следующем. 1. Выделение основных положений. Нельзя запомнить абсолютно все, что говорит лектор, выступающий. Однако можно и нужно запомнить его основные мысли. Опытный лектор специально выделяет основные положения своей лекции и разъясняет их. Но часто это приходится делать самостоятельно самому слушателю. Для выделения основных положений в лекции необходимо обращать внимание на вводные фразы, используемые лектором для перехода к новым положениям (разделам) лекции. 2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время лекции преподавателя необходимо периодически анализировать и обобщать положения, раскрываемые в его лекции. Подходящим моментом для этого является заявление лектора (возможно, стандартной фразой, например, "далее", "итак", "таким образом", "следовательно" и т.д.) о том, что он переходит к другому вопросу. 3. Постоянная готовность слушать лекцию до конца. Когда известно, что предстоит выслушать длинную лекцию, возникает соблазн заранее решить, что ее слушать не стоит. Если так и происходит, то внимание обучающегося сознательно переключается на что-то другое, а сам учащийся старается убедить себя в том, что данная лекция действительно не заслуживает его внимания. В других случаях обучающийся некоторое время внимательно относится к прослушиванию лекционного материала, а затем, решив, что он не представляет для него особого интереса, отвлекается. В связи с этим предлагается следующая рекомендация — нельзя делать преждевременной оценки лекции, надо приучить себя внимательно выслушивать до конца любую лекцию, любое выступление Методика конспектирования учебного материала. Конспект — универсальная форма записи. Главное требование к конспекту — запись должна быть систематической, логически связной. Постоянная, всесторонняя работа над информацией в той или иной форме — ключ к успеху. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ. Практические занятия по данному курсу имеют существенное значение для усвоения и закрепления обучающимися изучаемого теоретического материала. Они предназначены (в том числе через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании обучающихся основные проблемы данной дисциплины и пути их решения. Задачи практических занятий: - становление и развитие познавательной мотивации; - умение использовать полученные знания в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности; - овладение понятийным аппаратом в области данной дисциплины; - овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения; - повторение и закрепление знаний; - контроль; - педагогическое общение. Приступая к подготовке темы практического занятия, обучающиеся должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами, а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет обучающимся наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к занятиям следует использовать учебники, учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы. Обучающиеся должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным понятиям каждого занятия. Отвечать на тот или иной вопрос рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ. В процессе освоения данного курса обучающиеся должны усвоить его категориальный аппарат. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью: - закрепления знаний обучающегося по изучаемой дисциплине; - углубления и расширения общекультурного уровня обучающегося; - формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу; - развития познавательных способностей обучающегося, а также его творческого потенциала; - формирования навыков научно-исследовательской работы. Для достижения указанных целей обучающийся должен решать следующие задачи: - изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам; - выполнять предлагаемые задания; - выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к практическим занятиям. Самостоятельная работа делится на аудиторную – во время которой обучающийся составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на практическом занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к занятиям. Основным заданием для внеаудиторной самостоятельной работы является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебной дисциплины. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания, обучающийся конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему на занятии и при подготовке к соответствующей формы аттестации. |