МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История педагогики и образования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильБиология. Химия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план44_03_05_Педобразование_БХ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 72 45 72 45
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
канд. пед. наук. , доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор , Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
История педагогики и образования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение студентами мирового историко-педагогического процесса, закономерностей его развития в единстве теории и практики воспитания, образования и обучения у разных народов в конкретных исторических формах от древнейших времен до наших дней;
развитие историко-педагогического мышления будущих специалистов и формирование у них системы знаний для лучшего понимания проблем современного образования и возможных путей их разрешения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей
ОПК-4.1 Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
ОПК-4.2 Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни
ОПК-8Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний
ОПК-8.1 Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2 Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса
УК-5Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
УК-5.1 Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
УК-5.2 Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
УК-5.3 Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4 Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.УК-5.1: Знает основные подходы к изучению культурных явлений; многообразие культур и цивилизаций в их взаимодействии во временной ретроспективе, формы межкультурного взаимодействия; особенности и этапы развития духовной и материальной культуры народов мира
3.2.Уметь:
3.2.1.УК-5.2: Применяет знания особенностей межкультурного взаимодействия в практической деятельности; критически осмысливает и формирует собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни с учетом их культурно-исторической обусловленности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-8.1: Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний
ОПК-8.2: Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания основных закономерностей возрастного развития когнитивной и личностной сфер обучающихся, научно-обоснованных закономерностей организации образовательного процесса
ОПК-4.1: Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности
ОПК-4.2: Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде, способности к труду и жизни в условиях современного мира, культуры здорового и безопасного образа жизни
УК-5.3: Владеет нормами взаимодействия и толерантного поведения в условиях культурного, религиозного, этнического, социального многообразия современного общества
УК-5.4: Владеет приемами презентации результатов собственных теоретических изысканий в области межкультурного взаимодействия

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в историю педагогической мысли
1.1. История педагогики и образования как отрасль научного знания Лекции 6 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Зарождение организационных форм воспитания и обучения Сам. работа 6 7 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Просвещение и педагогическая мысль за рубежом
2.1. Зарождение воспитания, его становление как осознанного, целенаправленного процесса в условиях первобытнообщинного строя. Лекции 6 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Зарождение воспитания, его становление как осознанного, целенаправленного процесса в условиях первобытнообщинного строя. Практические 6 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Воспитание и обучение в Древней Греции и Риме Лекции 6 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Воспитание и обучение в Древней Греции и Риме Практические 6 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Воспитание и обучение в Древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока Сам. работа 6 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Школа и педагогическая мысль в эпоху Средневековья Лекции 6 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Школа и педагогическая мысль в эпоху Средневековья Практические 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации Лекции 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации Практические 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Педагогическая теория и практика начала Нового времени (XVII в.). Лекции 6 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Педагогическая теория и практика начала Нового времени (XVII в.). Практические 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Роль Я.А. Коменского в зарождении научной педагогики. Сам. работа 6 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.13. Педагогическая теория и практика в Европе XVIII–XIX вв Лекции 6 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.14. Педагогическая теория и практика в Европе XVIII–XIX вв Практические 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.15. Педагогические взгляды французских просветителей. Сам. работа 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.16. Образование и педагогическая мысль за рубежом в современный период Сам. работа 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Педагогическая мысль в россии
3.1. Воспитание у славян до принятия христианства. Лекции 6 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до ХVIII в Сам. работа 6 6 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Педагогика православия (XI – XVII вв.). Сам. работа 6 4 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Школа и педагогическая мысль в России XVIII века. Лекции 6 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Школа и педагогическая мысль в России XVIII века. Практические 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Педагогическая идеи и взгляды М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева Сам. работа 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Становление образовательной системы и общественно-педагогическое движение в России XIX века. Лекции 6 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Становление образовательной системы и общественно-педагогическое движение в России XIX века. Практические 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.9. К.Д. Ушинский - основоположник научной педагогики в России (1824- 1870). Сам. работа 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.10. Школа и педагогика в России конца XIX–начала XX вв. (до 1917 г.). Лекции 6 1 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.11. Школа и педагогика в России конца XIX–начала XX вв. (до 1917 г.). Практические 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.12. Партийно-государственная (советская) педагогика (1917-1990 гг.) Лекции 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.13. Партийно-государственная (советская) педагогика (1917-1990 гг.) Практические 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.14. Развитие школы и педагогики в Советский период Сам. работа 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.15. Образование и педагогическая мысль в России в конце XX в. Лекции 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.16. Образование и педагогическая мысль в России в конце XX в. Практические 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.17. Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и России. Сам. работа 6 2 УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, УК-5.4, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=9191

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-8: Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы – это:
а) средства воспитания;
б) метод воспитания;
в) прием воспитания;
г) цель воспитания.
Правильный ответ: г

2. Двусторонний характер обучения:
а) взаимовлияние семьи и школы;
б) взаимообусловленность самообразования и учения;
в) взаимоотношения ученика и класса;
г) взаимосвязь преподавания и учения.
Правильный ответ: г

3. Противоречие между выдвигаемыми ходом обучения практическими задачами и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся является:
а) педагогической проблемой;
б) движущей силой процесса обучения;
в) условием развития познавательной активности учащихся;
г) сущностью процесса обучения.
Правильный ответ: б

4. Дидактика – это раздел педагогики:
а) изучающий основы формирования личности в образовательном процессе;
б) рассматривающий вопросы обучения;
в) изучающий вопросы воспитания;
г) рассматривающий вопросы воспитания, обучения и развития ученика.
Правильный ответ: б

5. Метод обучения – это:
а) прием организации последовательных действий школьника, направленных на усвоение знаний;
б) средство взаимодействия учителя и ученика по усвоению содержания образования;
в) способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, обеспечивающий усвоение содержания образования;
г) механизм деятельности учителя по формированию у учащихся знаний, умений и навыков.
Правильный ответ: в

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Функция обучения, предполагающая формирование определенных взглядов, убеждений, нравственно-эстетических качеств личности – это …
Правильный ответ: воспитательная

2. Тип урока, посвященный, главным образом, работе над новым материалом – это …
Правильный ответ: усвоения новых знаний, умений

3. Источником формирования содержания образования выступает …
Правильный ответ: социальный опыт (или культура)

4. В основе деления уроков на типы лежит …
Правильный ответ: дидактическая цель

5. Требование: обеспечивать мотивацию, интерес школьников в усвоении учебного материала соответствует принципу …
Правильный ответ: сознательности и активности

6. Система научных знаний и связанные с ними практические умения, которыми необходимо овладеть обучающимся – это …
Правильный ответ: содержание образования

7. Внешняя сторона организации учебного процесса, связанная с количеством обучаемых, временем и местом обучения называется …
Правильный ответ: форма обучения

8. Форма обучения, требующая выхода учеников к месту расположения изучаемого объекта – это …
Правильный ответ: экскурсия

9. Целенаправленное создание условий для всестороннего развития личности школьника, реализации индивидуальности учащихся – это …
Правильный ответ: учебно-воспитательный процесс

10. Совокупность элементов урока, обеспечивающих его целостность и сохранение основных характеристик при различных вариантах сочетания – это …
Правильный ответ: структура урока

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Трудолюбие может быть сформировано у детей, если:
а) работа, которую необходимо выполнить детям, прописана в программных документах образовательного учреждения;
б) работа, которую необходимо выполнить, задается взрослым, который сам не желает трудиться и не участвует вместе с детьми в процессе выполнения трудового задания;
в) работа, которую необходимо выполнить, приносит детям увлеченность и перспективу «завтрашней радости»;
г) работа, которую необходимо выполнить, предъявляется исключительно в форме требования взрослого.
Правильный ответ: а

2. В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить:
а) осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
б) готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
в) заботу о благосостоянии многонационального народа Российской Федерации, поддержание межэтнического мира и согласия;
г) формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.
Правильный ответ: ав

3. Создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях это:
а) социальное воспитание;
б) диссоциальное воспитание;
в) коррекционное воспитание;
г) семейное воспитание.
Правильный ответ: в

4. Активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний – это:
а) нравственные чувства;
б) нравственное сознание;
в) нравственное мышление;
г) моральные нормы.
Правильный ответ: б

5. Раздел, занимающийся изучением моральных и нравственных принципов, особенностей поведения и общения людей, рассматривающий их в соответствии с религиозными догматами, заповедями, священными текстами, традициями, культурными нормами:
а) социология религии;
б) натурфилософия;
в) религиозная культура;
г) религиозная этика.
Правильный ответ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Педагогически организованный процесс формирования личности обучающихся на базе национальных ценностей, освоение учеником системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации – это …
Правильный ответ: духовно-нравственное воспитание

2. В общей системе духовно-нравственного воспитания личности прогрессивный педагог большое место отводил вопросам …
Правильный ответ: нравственного воспитания

3. Установки и ориентиры, выступающие в качестве идеала, эталона должного, которые определяют отношение человека к объектам действительности и регулируют его поведение и деятельность – это духовно-нравственные …
Правильный ответ: ценности

4. Педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности – это …
Правильный ответ: воспитательная работа

5. Принцип, характеризующий совместные усилия семьи, школы, общественности в процессе воспитания – это единства воспитательных …
Правильный ответ: требований

6. О духовно-нравственном воспитании в условиях семьи А.Н. Острогорский говорит в работе …
Правильный ответ: «Семейные отношения и их воспитательное значение»

7. К каким методам нравственного воспитания относятся упражнения и игры?
Правильный ответ: практическое методы

8. Система правил поведения индивида, основанных на значимых для личности ценностях – это …
Правильный ответ: нравственность

9. Как называется один из типов системного подхода, представляющий собой единство трудового, нравственного, физического и эстетического воспитания и обеспечивающий всесторонность развития, повышение эффективности воспитания, осуществление функции оптимизации воспитательного процесса?
Правильный ответ: комплексный подход к воспитанию

10. Методы педагогического воздействия, посредством которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с целями и задачами нравственного воспитания – это …
Правильный ответ: методы духовно-нравственного воспитания

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-5: Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Первые педагогические мысли встречаются в трудах:
а) Коперник, Ньютон;
б) Галилей, Дж. Бруно
в) Сократ, Платон, Аристотель;
г) Леонардо да Винчи.
Правильный ответ: в

2. Межличностные отношения в коллективе можно изучить:
а) тестированием;
б) наблюдением;
в) социометрией;
г) сочинением.
Правильный ответ: в

3. Кем была разработана теория и методика воспитания в коллективе:
а) В.А. Сухомлинский;
б) А.С. Макаренко;
в) П.П. Блонский;
г) Л.Н. Толстой.
Правильный ответ: б

4. Стадиями социализации принято считать:
а) начальную, основную, завершающую;
б) детство, отрочество, юность;
в) дотрудовую, трудовую, послетрудовую;
г) молодость, зрелость, старость.
Правильный ответ: в

5. Что значит формирование личности:
а) количественные изменения, происходящие в организме человека;
б) качественные изменения, происходящие в организме человека;
в) вхождение человека в социальную среду;
г) целенаправленное становление человека как социальной личности.
Правильный ответ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Сложный и многогранный процесс, отражающий контакт между 2 и более представителями различных культурных групп, феномен, в основе которого лежит общение и который может существенно повлиять на дальнейшее развитие событий между взаимодействующими сторонами и их представителями – это …
Правильный ответ: межкультурное взаимодействие

2. Какие существуют четыре основных подхода к изучению культуры?
Правильный ответ: антропологический, социологический, философский, семиотический

3. Название деятельности, которая направлена на установление отношений педагога с воспитанниками и их родителями, другими педагогами школы – это …
Правильны ответ: коммуникативная

4. Заключается в выделении той сферы бытия человека, которую можно назвать миром ценностей – это …
Правильный ответ: аксиологический (ценностный) подход

5. Совокупность всех материальных ценностей, созданных человечеством или отдельным народом – это …
Правильный ответ: материальная культура

6. Интегративное качества личности, характеризующееся мерой и способом творческой самореализации субъекта, направленной на формирование духовности – это …
Правильный ответ: духовная культура педагога

7. Социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям – это …
Правильный ответ: толерантность

8. Впервые понятие «межкультурная коммуникация» появилось в … году.
Правильный ответ: 1954

9. Придание личности культурной компетентности в отношении к установлениям общества, членом которого он является, освоение системы ценностей, этикета, знакомство с основами государственного устройства – это …
Правильный ответ: социализация

10. В обыденной культуре накопление и передача социального опыта осуществляется в форме …
Правильный ответ: традиции

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Торосян В. Г. История педагогики и образования: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 / под ред. З. И. Васильевой История педагогики и образования : учеб. пособие для высш. проф. образования Академия, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фроловская М.Н. Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в MOODL portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru);
Поисковая система «Google».

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.