Закреплена за кафедрой | Кафедра социальной психологии и педагогического образования |
---|---|
Направление подготовки | 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) |
Профиль | История. Право |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z44_03_05_Педобразование_ИП-2021 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 6 | 6 | 6 | 6 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
Сам. работа | 90 | 90 | 90 | 90 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования
Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна
1.1. | освоение студентами мирового историко-педагогического процесса, закономерностей его развития в единстве теории и практики воспитания, образования и обучения у разных народов в конкретных исторических формах от древнейших времен до наших дней; развитие историко-педагогического мышления будущих специалистов и формирование у них системы знаний для лучшего понимания проблем современного образования и возможных путей их разрешения. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05 |
ОПК-4 | Способен осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе базовых национальных ценностей |
ОПК-4.1 | Демонстрирует знание духовно-нравственных ценностей личности и модели нравственного поведения в профессиональной деятельности |
ОПК-4.2 | Демонстрирует способность к формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей |
ОПК-8 | Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний |
ОПК-8.1 | Применяет методы анализа педагогической ситуации, профессиональной рефлексии на основе специальных научных знаний, в том числе в предметной области |
ОПК-8.2 | Проектирует и осуществляет учебно-воспитательный процесс с опорой на знания предметной области, психолого-педагогические знания и научно обоснованные закономерности организации образовательного процесса |
УК-5 | Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
УК-5.1 | Анализирует социокультурные различия социальных групп, опираясь на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории, социокультурных традиций мира, основных философских, религиозных и этических учений |
УК-5.2 | Демонстрирует уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям Отечества |
УК-5.3 | Конструктивно взаимодействует с людьми с учетом их социокультурных особенностей в целях успешного выполнения профессиональных задач и социальной интеграции |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | феноменологию, ключевые понятия, теоретические положения и прикладное значение основных подходов к изучению истории педагогики и образования как междисциплинарной области знания; тенденции развития всемирного историко-педагогического процесса, методы изучения педагогических феноменов прошлого; важнейшие факты теории и практики воспитания с древнейших времен до наших дней. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | видеть причинно-следственные связи между педагогическими явлениями прошлого и современной политикой в сфере образования; ориентироваться в многообразии ретроспективных моделей образования и воспитания с целью выявления их демократической и гуманистической направленности; ориентироваться в разнообразии историко-педагогических ценностей, выделять среди них наиболее значимые и перспективные с учетом принципов историзма и культуросообразности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | системой знаний об истории становления и развития сферы образования, о сущности, содержании и структуре образовательных процессов; навыками работы со специальной историко-педагогической литературой и первоисточниками; навыками использовать элементы историко-педагогического опыта в своей образовательной деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в историю педагогической мысли | ||||||
1.1. | История педагогики и образования как отрасль научного знания | Лекции | 3 | 1 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Зарождение организационных форм воспитания и обучения | Сам. работа | 3 | 10 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Просвещение и педагогическая мысль за рубежом | ||||||
2.1. | Зарождение воспитания, его становление как осознанного, целенаправленного процесса в условиях первобытнообщинного строя. | Сам. работа | 3 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Воспитание и обучение в Древней Греции и Риме | Сам. работа | 3 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Воспитание и обучение в Древнейших государствах Ближнего и Дальнего Востока | Сам. работа | 3 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.4. | Школа и педагогическая мысль в эпоху Средневековья | Сам. работа | 3 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.5. | Школа и педагогическая мысль в эпоху Средневековья | Практические | 3 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.6. | Школа и педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации | Сам. работа | 3 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.7. | Педагогическая теория и практика начала Нового времени (XVII в.). | Лекции | 3 | 1 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.8. | Педагогическая теория и практика начала Нового времени (XVII в.). | Практические | 3 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.9. | Роль Я.А. Коменского в зарождении научной педагогики. | Сам. работа | 3 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.10. | Педагогическая теория и практика в Европе XVIII–XIX вв | Лекции | 3 | 1 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.11. | Педагогическая теория и практика в Европе XVIII–XIX вв | Практические | 3 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.12. | Педагогические взгляды французских просветителей. | Сам. работа | 3 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.13. | Образование и педагогическая мысль за рубежом в современный период | Сам. работа | 3 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Педагогическая мысль в россии | ||||||
3.1. | Воспитание у славян до принятия христианства. | Лекции | 3 | 1 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве до ХVIII в | Сам. работа | 3 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Педагогика православия (XI – XVII вв.). | Сам. работа | 3 | 4 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.4. | Школа и педагогическая мысль в России XVIII века. | Лекции | 3 | 1 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.5. | Школа и педагогическая мысль в России XVIII века. | Сам. работа | 3 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.6. | Педагогическая идеи и взгляды М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, А.Н.Радищева | Сам. работа | 3 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.7. | Становление образовательной системы и общественно-педагогическое движение в России XIX века. | Сам. работа | 3 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.8. | К.Д. Ушинский - основоположник научной педагогики в России (1824- 1870). | Сам. работа | 3 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.9. | Школа и педагогика в России конца XIX–начала XX вв. (до 1917 г.). | Сам. работа | 3 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.10. | Партийно-государственная (советская) педагогика (1917-1990 гг.) | Сам. работа | 3 | 6 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.11. | Развитие школы и педагогики в Советский период | Сам. работа | 3 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.12. | Образование и педагогическая мысль в России в конце XX в. | Лекции | 3 | 1 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.13. | Образование и педагогическая мысль в России в конце XX в. | Практические | 3 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.14. | Ведущие тенденции современного развития образовательного процесса в мире и России. | Сам. работа | 3 | 2 | УК-5.1, УК-5.2, УК-5.3, ОПК-4.1, ОПК-4.2, ОПК-8.1, ОПК-8.2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Фонд оценочных средств приведен в Приложении рабочей программы дисциплины (файл прилагается). |
Приложения |
Приложение 1.
44.03.05 педобр.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Торосян В. Г. | История педагогики и образования: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | / под ред. З. И. Васильевой | История педагогики и образования : учеб. пособие для высш. проф. образования | Академия, 2011 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Фроловская М.Н. | Гуманитарное основание профессиональной культуры педагога: монография | Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Электронно-библиотечная система издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | Электронно-библиотечная система "Юрайт" | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | Курс в MOODL | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html 7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319 Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru); Поисковая система «Google». |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя. Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя: - углубленный анализ материалов лекций; - работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях; - выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации. В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга. При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки. При подготовке к лекции рекомендуется: 1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал; 2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции; 3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая; 4) психологически настроиться на лекцию. Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине. Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов. При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов. При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы. Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю. Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию. В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала. Для получения итоговой аттестации (зачета) автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается. |