МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные образовательные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
ПрофильПраво и Экономика
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz44_03_05_Педобразование_ПиЭ-2023
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 94
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Лабораторные 4 4 4 4
Сам. работа 94 94 94 94
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.п.н., доцент, Зацепина О.В.

Рецензент(ы):
д.п.н., профессор, Морозова О.П.

Рабочая программа дисциплины
Современные образовательные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 г. № 125)

составлена на основании учебного плана:
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ральникова Ирина Александровна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ральникова Ирина Александровна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка студентов к реализации инновационных образовательных технологий в педагогическом процессе общеобразовательной школы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.07

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.1 Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-3.2 Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3 Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
ОПК-5Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении
ОПК-5.1 Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе с ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
ОПК-5.2 Осуществляет контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности
ОПК-5.3 Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса
ОПК-6Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями
ОПК-6.1 Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии(в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся
ОПК-6.2 Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляцииповедения и деятельности обучающихся
ПК-4Способен организовывать образовательный процесс с использованием современных образовательных технологий, в том числе дистанционных
ПК-4.1 Разрабатывает образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями
ПК-4.2 Формирует средства контроля качества учебно-воспитательного процесса
ПК-4.3 Разрабатывает план коррекции образовательного процесса в соответствии с результатами диагностических и мониторинговых мероприятий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-3.1: Проектирует диагностируемые цели (требования к результатам) совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов
ОПК-5.1: Осуществляет выбор содержания, методов, приемов организации контроля и оценки, в том числе с ИКТ, в соответствии с установленными требованиями к образовательным результатам обучающихся
ОПК-5.2: Осуществляет контроль и оценку образовательных результатов на основе принципов объективности и достоверности
ОПК-6.1: Осуществляет отбор и применяет психолого-педагогические технологии(в том числе инклюзивные) с учетом различного контингента обучающихся
ПК-4.2: Формирует средства контроля качества учебно-воспитательного процесса
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-3.2: Использует педагогически обоснованные содержание, формы, методы и приемы организации совместной и индивидуальной учебной и воспитательной деятельности обучающихся
ОПК-3.3: Управляет учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, оказывает помощь и поддержку в организации деятельности ученических органов самоуправления
ОПК-5.3: Выявляет и корректирует трудности в обучении, разрабатывает предложения по совершенствованию образовательного процесса
ОПК-6.2: Применяет специальные технологии и методы, позволяющие проводить коррекционно-развивающую работу, формировать систему регуляции поведения и деятельности обучающихся
ПК-4.1: Разрабатывает образовательные программы различных уровней в соответствии с современными методиками и технологиями
ПК-4.3: Разрабатывает план коррекции образовательного процесса в соответствии с результатами диагностических и мониторинговых мероприятий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Педагогические технологии в современном образовании
1.1. Педагогические инновационные процессы Лекции 4 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Проблемы технологий в учебном процессе Лабораторные 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Производственные и социальные технологии в современном мире Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Реформирование традиционной системы обучения Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Современные образовательные технологии Лекции 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.6. Классификация педагогических технологий Лабораторные 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Технология как комплексное средство интенсификации познавательной деятельности Сам. работа 4 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Личностно-ориентированные технологии обучения
2.1. Личностно ориентированное обучение в современном образовании Лекции 4 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Технология разработки модульного пакета Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Технология учебного проектирования Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Методика разработки учебных и социальных проектов Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Личностно-ориентированная диагностика Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Личностно ориентированные профессиональные тренинги Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Технология адаптивного обучения Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Деятельностно-ориентированные технологии обучения
3.1. Технология контекстного обучения Лекции 4 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Обучающие модели в технологии контекстного обучения Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Информационные технологии в образовании Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Имитационная технология обучения Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.5. Технология разработки и проведения учебно-деловых игр Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.6. Проектирование ТРКМ для работы с политическими терминами и учебными текстами Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.7. Технология концентрированного обучения Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.8. Интегральная технология обучения Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.9. Методика разработка рекомендаций по интегрированию смежных курсов Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.10. Технология контроля качества результатов обучения Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.11. Технология управления качеством профессионального образования Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Технология визуализации учебной информации
4.1. Теоретические основы технологии визуализации Лекции 4 1 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Классификация визуальной наглядности Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Схемно-знаковые модели представления знаний Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.4. Методика построения опорного конспекта Сам. работа 4 6 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.5. Идея опоры в опыте педагогов-новаторов Сам. работа 4 4 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.6. Фреймовое представление знаний Сам. работа 4 2 ПК-4.1, ПК-4.2, ПК-4.3, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=3082

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-3: Способен организовывать совместную и индивидуальную учебную и воспитательную деятельность обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. По количеству учащихся и по особенностям взаимодействия учителя и учащихся выделяются формы организации обучения: индивидуальная, групповая и:
а) фронтальная;
б) бригадная;
в) индивидуально-групповая;
г) классно-урочная.
Правильный ответ: а

2. Отметьте особенности индивидуальной формы организации учебной деятельности:
а) минимальные временные затраты на организацию учебной деятельности;
б) ориентация на «среднего ученика»;
в) развитие умений совместной деятельности;
г) развитие межличностных отношений.
Правильный ответ: аб

3. Способ разрешения конфликтов, характеризующийся признанием права детей на собственное мнение, называется:
а) сотрудничеством;
б) принуждением;
в) уклонением;
г) сглаживанием.
Правильный ответ: а

4. Содержание учебного предмета, планируемых результатов обучения и тематическое планирование представлено в:
а) примерных основных образовательных программах;
б) обновленных ФГОС;
в) примерных рабочих программах;
г) универсальном кодификаторе.
Правильный ответ: в

5. К методам педагогического стимулирования и коррекции поведения и деятельности относятся:
а) наказание;
б) создание воспитывающих ситуаций;
в) поощрение;
г) соревнование.
Правильный ответ: авг

6. То, чем руководствуется педагог при организации воспитательной работы:
а) советами более опытных коллег;
б) советами родителей;
б) интересами школьников;
г) принципами воспитания.
Правильный ответ: г

7. Воспитание индивидуальности ребенка включает в себя развитие:
а) творческой активности;
б) эгоизма;
в) эгоцентризма;
г) гедонизма.
Правильный ответ: а

8. К условиям выбора системообразующего вида деятельности воспитательной системы относятся:
а) индивидуальные особенности педагога;
б) обеспечение целостности всех видов деятельности;
в) учет этнических характеристик среды;
г) соответствие главной цели и задачам системы.
Правильный ответ: бг

9. Принцип связи воспитания с жизнью предполагает:
а) формирование общеучебных умений;
б) соединение воспитания и дополнительного образования;
в) соединение воспитания с практической деятельностью;
г) учет индивидуальных особенностей воспитанников.
Правильный ответ: в

10. Заключительный этап создания плана воспитательной работы классного руководителя характеризуется:
а) закреплением ответственных за организацию мероприятий;
б) подведением итогов работы;
в) распределением поручений активу и отдельным воспитанникам;
г) обсуждением на классном собрании.
Правильный ответ: авг

11. Как называется поведение, которое не согласуется с социальными и моральными нормами, не соответствует ожиданиям группы или всего общества:
а) деликвентное;
б) трудное;
в) девиантное;
г) отрицательное.
Правильный ответ: в

12. К особенностям классно-урочной формы организации обучения относятся:
а) наличие такой единицы занятий, как урок;
б) взаимное обучение;
в) распределение учащихся в классы по возрастам;
г) постоянный состав учащихся.
Правильный ответ: авг

13. Один из компонентов процесса обучения, направленный на управление учебно-познавательной деятельностью обучаемых, называется:
а) преподаванием;
б) воспитательной работой;
в) образованием;
г) научением.
Правильный ответ: а

14. Основаниями для внутренней дифференциации обучения являются:
а) материальная обеспеченность школы;
б) способности учащихся;
в) психологические особенности детей;
г) интересы детей.
Правильный ответ: бвг

15. Формы организации обучения классифицируются по основаниям:
а) количество учащихся;
б) совокупность технологий обучения;
в) особенность учебного материала;
г) место проведения занятий.
Правильный ответ: аг

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Система психолого-педагогического воздействия на конкретного учащегося, организованная с учетом его индивидуальных потребностей и возможностей, с целью полноценного и всестороннего развития – это …
Правильный ответ: индивидуальная воспитательная работа

2. В зависимости от количества охватываемых процессом воспитания детей выделяют такие формы воспитания, как групповая и …
Правильный ответ: индивидуальная

3. Формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, мировоззрения личности, называется …
Правильный ответ: умственным воспитанием

4. Обучение, в котором во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования – это …
Правильный ответ: личностно-ориентированное обучение

5. Что является движущей силой процесса воспитания?
Правильный ответ: диалектическое противоречие

6. Достоинство классно-урочной системы является …
Правильный ответ: экономичность

7. Форма самостоятельной работы учащихся, организуемой учителем с целью закрепления и углубления знаний, полученных на уроке – это …
Правильный ответ: домашняя работа

8. Главный компонент классно-урочной системы, форма организации обучения, который позволяет проводить учебные занятия педагога с группой постоянного состава, учащимися одного уровня подготовки и возраста по заранее составленному расписанию – это …
Правильный ответ: урок

9. Контролируемая интеллектуальная дискуссия, которая проходит по определённым правилам и на заданную в виде утверждения тему – это …
Правильный ответ: дебаты

10. Педагог должен проектировать методы обучения, ориентируясь, в первую очередь, на …
Правильный ответ: особенности познавательной сферы своих учеников

11. Деятельность педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, успешным продвижением в обучении, жизненным и профессиональным самоопределением – это …
Правильный ответ: педагогическая поддержка

12. Объективные противоречия между потребностями воспитанника и возможностями их удовлетворения являются …
Правильный ответ: движущими силами воспитания

13. Моделями развития отношений между личностью и коллективом являются …
Правильный ответ: альтруизм, конформизм, нонконформизм

14. Целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом – это …
Правильный ответ: ситуация успеха

15. Деятельность, направленная на формирование и развитие личности человека через обучение, воспитание и развитие социальных навыков – это …
Правильный ответ: общественно-педагогическая деятельность

16. Деятельность, которая удовлетворяет возрастные и индивидуальные особенности ребят, их сегодняшние интересы – это …
Правильный ответ: досуговая деятельность

17. Один из видов педагогических технологий, при котором один участник учит другого (одного) участника – это технология …
Правильный ответ: парного обучения

18. Форма организации обучения, при которой педагог выделяет в группы обучающихся по каким-то признакам и организует их работу в таких группах между собой, так и с педагогом – это …
Правильный ответ: групповая форма

19. Группа общедидактических методов обучения, в процессе применения которых учитель посредством слова, обращенного к учащимся, объясняет, закрепляет, активизирует в речи учебный материал – это …
Правильный ответ: словесные методы обучения

20. Способы целенаправленной совместной деятельности учителя и учащихся, нацеленные на решение образовательных задач наглядными средствами – это …
Правильный ответ: наглядные методы обучения

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-5: Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Такой контроль по форме проведения является комплекснообобщающим:
а) фронтальный;
б) персональный;
в) тематически-обобщающий;
г) рубежный.
Правильный ответ: а

2. Позволяет сопоставить свои результаты с результатами других, а также определить свое место уже в ходе диагностики – это:
а) экзамен;
б) аттестация;
в) тестирование;
г) зачет.
Правильный ответ: в

3. Система проверочной деятельности, направленная на оценку результатов обучения:
а) педагогическая деятельность;
б) педагогическая система;
в) педагогический процесс;
г) педагогический контроль.
Правильный ответ: г

4. К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся:
а) устные, письменные проверки;
б) словесные методы;
в) наглядные методы;
г) определённые поощрения в формировании мотивации.
Правильный ответ: б

5. Методом контроля не является:
а) абстрагирование;
б) наблюдение;
в) опрос;
г) зачет.
Правильный ответ: а

6. Функция контроля, которая обеспечивает систематизацию знаний учащихся, коррекцию результатов их учебной деятельности:
а) образовательная;
б) развивающая;
в) стимуляционная;
г) диагностическая.
Правильный ответ: а

7. Функция контроля, что обеспечивает формирование самостоятельности и критичности мышления ученика:
а) образовательная;
б) развивающая;
в) оценочная;
г) диагностическая.
Правильный ответ: б

8. Функция контроля, которая заключается в побуждении учащихся к систематическому труду, получение лучших результатов в учебе:
а) образовательная;
б) развивающая;
в) воспитательная;
г) стимуляционная.
Правильный ответ: г

9. Функция контроля, заключающаяся в определении уровня и качества знаний учащихся, в выявлении пробелов в знаниях и их причин:
а) образовательная;
б) диагностическая;
в) воспитательная;
г) развивающая.
Правильный ответ: б

10. Функция контроля, заключающаяся в определении путей повышения эффективности работы учителя и познавательной деятельности учащихся:
а) образовательная;
б) оценочная;
в) прогностическая;
г) развивающая.
Правильный ответ: в

11. Основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников образовательного учреждения является:
а) образовательная программа;
б) учебный план;
в) государственный образовательный стандарт;
г) закон «Об образовании».
Правильный ответ: в

12. Выявление, измерение и оценивание знаний и умений учащихся – это:
а) оценка;
б) контроль;
в) проверка;
г) учет.
Правильный ответ: б

13. Функция контроля, которая предполагает корректировку работы учащихся и собственной деятельности учителя:
а) образовательная;
б) диагностическая;
в) управленческая;
г) развивающая.
Правильный ответ: в

14. Функция контроля, которая предполагает сопоставление выявленного уровня знаний, умений и навыков требованиям учебной программы:
а) образовательная;
б) развивающая;
в) диагностическая;
г) оценочная.
Правильный ответ: г

15. Целью дидактического диагностирования является:
а) анализ протекания учебного процесса;
б) анализ производительности учебного процесса;
в) проверка знаний и умений учащихся;
г) выявление, оценивание и анализ результатов учебного процесса.
Правильный ответ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта – это …
Правильный ответ: образовательный процесс

2. Результат обучения, включающий как наличный запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения (умение учиться) – это …
Правильный ответ: обученность

3. Методы оценки эффективности учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя – это методы …
Правильный ответ: системы

4. Комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (администрации, воспитателей, специалистов, а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей – это …
Правильный ответ: информационно-коммуникационные технологии в образовании

5. Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов – это …
Правильный ответ: обучение

6. Обеспечивает объективность и достоверность оценки образовательных результатов обучающихся – это …
Правильный ответ: педагог

7. Заключается в определении конкретных затруднений, которые возникают у школьников в процессе обучения, установлении причин этих затруднений и оказании им необходимой помощи, что будет содействовать предупреждению их низкой успеваемости или неуспеваемости – это диагностическая …
Правильный ответ: функция

8. Систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, это оценка результатов обучения на уроке – это …
Правильный ответ: текущий контроль

9. Осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения – это …
Правильный ответ: периодический контроль

10. Проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения – это …
Правильный ответ: итоговый контроль

11. Система ценностных отношений обучающихся, сформированных в образовательном процессе – это …
Правильный ответ: личностные результаты

12. Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов – это …
Правильный ответ: метапредметные результаты

13. Принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются …
Правильный ответ: объективность, систематичность, наглядность

14. Предполагает выполнение письменных заданий (упражнений, контрольных работ, сочинений, отчетов и т.д.) – это …
Правильный ответ: письменный контроль

15. Набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися – это …
Правильный ответ: дидактический тест

16. Общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе – это …
Правильный ответ: диагностика

17. Совокупность заданий, сориентированных на определение (измерение) уровня (степени) усвоения определенных частей содержания обучения – это …
Правильный ответ: тест обученности

18. Беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, географической и технологической карты, чертежа, схемы, сообщение об опыте и пр. – это методы …
Правильный ответ: устного контроля

19. Работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий – это …
Правильный ответ: самостоятельная работа

20. Используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и до конца изученной теме программы – это …
Правильный ответ: контрольная работа

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-6: Способен использовать психолого-педагогические технологии в профессиональной деятельности, необходимые для индивидуализации обучения, развития, воспитания, в том числе обучающихся с особыми образовательными потребностями

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Движущие силы развития личности – это:
а) деятельность (активная);
б) противоречия (внешние и внутренние);
в) самосознание, саморазвитие;
г) учение, труд, общение.
Правильный ответ: б

2. Метод, предполагающий организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся, путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного, творческого решения:
а) проблемное изложение;
б) частично поисковый метод;
в) исследовательский метод;
г) метод проекта.
Правильный ответ: в

3. Метод, который предполагает создание проблемной ситуации: генерирование идей, оценку и выбор лучших идей:
а) проблемное изложение;
б) частично поисковый метод;
в) метод мозгового штурма;
г) метод проекта.
Правильный ответ: в

4. К достоинствам проблемного обучения относится:
а) развитие мышления учащихся;
б) большие затраты времени;
в) слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся;
г) учет индивидуальных особенностей учащихся.
Правильный ответ: а

5. В основе проектной технологии лежит идея:
а) Л.В. Занкова;
б) Д. Дьюи;
в) В.Ф. Шаталова;
г) Т.И. Шамовой.
Правильный ответ: б

6. Алгоритм процесса достижения планируемых результатов обучения и воспитания называется педагогической(-им):
а) системой;
б) процессом;
в) концепцией;
г) технологией.
Правильный ответ: г

7. Что из нижеперечисленного относится к методам педагогической коррекции?
а) самообучение;
б) анализ психолого-педагогической литературы;
в) самоконтроль;
г) педагогические этюды.
Правильный ответ: бг

8. Определите требование личностного подхода:
а) учет индивидуальных особенностей воспитанников;
б) учет возрастных особенностей в воспитании;
в) учет возрастных, индивидуальных особенностей воспитанников в формировании личности, ее жизненных планов и ценностных ориентаций;
г) участие воспитанников в совместном обсуждении программы воспитания.
Правильный ответ: в

9. Что из нижеперечисленного относится к методам психокоррекции?
а) интроспекция;
б) педагогическая импровизация;
в) эмоциональное погружение;
г) самоограничение.
Правильный ответ: ав

10. Подход, требующий целенаправленной активности личности, как условия ее развития:
а) этический;
б) деятельностный;
в) полисубъектный;
г) системный.
Правильный ответ: б

11. Компонентами педагогического процесса являются:
а) цель, содержание, формы, средства, методы и приемы, результат;
б) опыт педагога, его знания, личное воздействие;
в) формирование отдельных качеств личности;
г) мотивы, потребности, стимулы.
Правильный ответ: а

12. Принцип дидактики, требующий учета в обучении личностного и умственного потенциала ученика:
а) субъектности;
б) стимулирования к активности;
в) общественной направленности;
г) учета индивидуальных и половозрастных особенностей;
Правильный ответ: г

13. Правило: «Работая со всем классом, помнить о каждом ученике» относится к принципу:
а) систематически и последовательности;
б) сознательности и активности;
в) учета индивидуальных особенностей детей;
г) прочности и основательности.
Правильный ответ: в

14. Метод обучения, опирающийся на ролевую организацию учебной деятельности:
а) соревнование;
б) деловая игра;
в) ситуация успеха;
г) познавательная игра.
Правильный ответ: б

15. Проблемно-поисковый метод обучения:
а) работа с учебником;
б) взаимопроверка;
в) написание сочинения;
г) ученический проект.
Правильный ответ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Технология обучения, основанная на построении индивидуальной учебной траектории для обучающегося с учетом его текущих знаний, способностей, мотивации и других характеристик – это …
Правильный ответ: адаптивное обучение

2. Преднамеренные контакты, общение педагога с ребенком, целью которых являются изменения в поведении, деятельности и отношениях ребенка – это …
Правильный ответ: педагогическое взаимодействие

3. Особая наука, которая изучает развитие и закономерности обучения и воспитания детей, имеющих физические или психические отклонения в развитии, называется …
Правильный ответ: специальная педагогика (дефектология)

4. Технология организации воспитательных взаимоотношений, состоящая в целеустремленном отборе и применении внешних факторов развития участников – это …
Правильный ответ: педагогический процесс

5. Кем понятие «зона ближайшего развития» было введено в психологический лексикон?
Правильный ответ: Л.С. Выготский

6. Учитель регламентирует учебный процесс, нагрузку, выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности в соответствии с принципом …
Правильный ответ: учета возрастных особенностей

7. Диагностические, коррекционно-развивающие и психотерапевтические процедуры, объектом которых является психическая реальность конкретной личности, а предметом – изменения тех или иных граней этой психической реальности, влияющих на поведение человека – это …
Правильный ответ: психотехнологии

8. Обучение, при котором главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми; при котором учитываются и используются закономерности развития, уровень и особенности индивидуума – это технология …
Правильный ответ: развивающего обучения

9. Перечислите факторы, оказывающие влияние на выбор оптимальных методов обучения:
Правильный ответ: цели и задачи обучения; содержание и методы определенной науки и темы; принципы обучения и позиция педагога; учебные возможности учеников; время; внешние условия; возможности учителей

10. Что лежит в основе деления уроков на типы?
Правильный ответ: дидактическая цель

11. Какие бывают мотивы по видам деятельности?
Правильный ответ: познавательные; социальные; утилитарные; коммуникативные; самореализации

12. Определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач (примером является технология развивающего обучения) – это …
Правильный ответ: психолого-педагогические технологии

13. Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни – это …
Правильный ответ: здоровьесберегающая технология

14. Способ раскрытия внутренних сил человека, позволяющих повысить самооценку, выплеснуть негативные мысли и чувства – это …
Правильный ответ: арт-терапия

15. Педагогическая технология, использующая специальные программные и технические средства для доступа к различным информационным источникам (электронным, печатным, инструментальным, людским) и инструментам совместной деятельности, направленные на получение конкретного результата – это …
Правильный ответ: информационно-коммуникативная технология

16. Способы обучения и развития детей, ориентированные на исправление различных дефектов их развития и создание условий продуктивного обучения, полноценного усвоения образовательной программы – это …
Правильный ответ: коррекционные технологии

17. Специальная методика организации учебно-воспитательного процесса, нацеленная на развитие личности ребенка с учетом ее индивидуальных особенностей развития, при которой педагог подбирает стиль и методы обучения, которые отвечают познавательным способностям, возможностям и интересам ребенка – это …
Правильный ответ: личностно-ориентированная технология обучения

18. Современные педагогические технологии должны быть результативными, оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения – в этом суть принципа …
Правильный ответ: эффективности

19. Кем было введено понятие «педагогическая технология» в отечественную педагогику?
Правильный ответ: В.П. Беспалько

20. Комплексный метод обучения, в котором учащиеся сначала смотрят на процесс принятия решений – это …
Правильный ответ: имитационная игра

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4: Способен организовывать образовательный процесс с использованием современных образовательных технологий, в том числе дистанционных

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Для запуска инновационного процесса оптимизации требуются:
а) значительные инвестиции;
б) полная перестройка педагогической системы;
в) желание, инициатива, понимание «узких мест» педагогической системы, видение перспектив улучшения;
г) согласие учителей и родителей.
Правильный ответ: в

2. Основой обучения критическому мышлению являются три фазы:
а) обучение, воспитание, развитие;
б) преподавание, учение, деятельность;
в) вызова, осмысления, размышления;
г) определение, активизация, закрепление.
Правильный ответ: в

3. Что означает «Синквейн»?
а) концептуальная таблица;
б) пятистрочный стих;
в) пучок, связка;
г) мозговой штурм.
Правильный ответ: б

4. Из приведённых вариантов укажите методы обучения критическому мышлению:
а) словесные, наглядные, практические, лабораторные, проблемно-поисковые, компьютерные;
б) продвинутая лекция, инсерт, синквейн, кластер, мозговой штурм, концептуальная таблица, Т-схема, обучение сообща;
в) лекция, демонстрация кино, лабораторный метод, компьютерный, репродуктивный, мозговой штурм, обучение сообща;
г) убеждение, внушение, метод примера, создание проблемной ситуации, дискуссия, дебаты.
Правильный ответ: б

5. Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет:
а) цели образовательного процесса;
б) методы образовательного процесса;
в) способы образовательного процесса;
г) аспекты образовательного процесса.
Правильный ответ: а

6. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования учителем предполагает выполнение следующих трудовых действий:
а) реализацию индивидуальной программы развития;
б) корректировку учебной деятельности с учетом неравномерности развития детей в силу различия условий дошкольного воспитания;
в) применение специальных языковых программ, программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения;
г) использование совместно с учащимися иноязычных источников информации.
Правильный ответ: авг

7. Права учащихся образовательного учреждения определяются:
а) общим собранием родителей;
б) типовым положением об образовательном учреждении;
в) уставом образовательного учреждения;
г) общим собранием учеников.
Правильный ответ: в

8. Контроль – это:
а) проверка успеваемости учащихся;
б) определение эффективности методов, форм и средств обучения;
в) компонент учебного процесса;
г) выявление, измерение и оценивание знаний учащихся, выявления прогалов в знаниях с целью внесения необходимых корректив в процесс обучения.
Правильный ответ: г

9. Виды контроля по месту применения в учебном процессе и дидактической целью:
а) предыдущий;
б) периодический;
в) самоконтроль;
г) тематический.
Правильный ответ: г

10. Вид контроля, цель которого установить систему и структуру знаний учащихся: а) предыдущий;
б) периодический;
в) итоговый;
г) тематический.
Правильный ответ: в

11. Вид контроля, основная цель которого установить, насколько успешно ученики овладевают системой знаний:
а) предыдущий;
б) текущий;
в) периодический;
г) итоговый.
Правильный ответ: в

12. Сущность педагогической технологии рассматривается в рамках категории:
а) средство;
б) предмет;
в) объект;
г) метод.
Правильный ответ: г

13. Предметом педагогической технологии является:
а) изменение методов и приемов обучения;
б) изменение организационных форм обучения;
в) изменение обучающегося (воспитанника) в направлении его прогрессивного развития;
г) изменение содержания обучения.
Правильный ответ: в

14. Ученые, определившие принципы построения педагогической технологии:
а) А.Н. Леонтьев;
б) Л.В. Занков;
в) М. Кларк;
г) Н.Ф. Талызина.
Правильный ответ: вг

15. Какой метод является важной составляющей технологии, основанной на ТРИЗ?
а) метод синектики;
б) поисковый метод;
в) метод стимулирования;
г) игровые методы.
Правильный ответ: а

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников – это …
Правильный ответ: электронное обучение

2. Образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников – это …
Правильный ответ: дистанционные образовательные технологии

3. Процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам – это …
Правильный ответ: образовательная технология

4. Педагогические технологии по ведущему фактору развития подразделяются на биогенные, социогенные и …
Правильный ответ: психогенные

5. Коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш – это …
Правильный ответ: дидактическая игра

6. Позволяет сопоставить свои результаты с результатами других, а также определить свое место уже в ходе диагностики – это …
Правильный ответ: тестирование

7. Длительное слежение за какими-либо объектами и явлениями педагогической действительности – это …
Правильный ответ: педагогический мониторинг

8. Что играет особую роль в ходе реализации педагогической технологии, основанной на ТРИЗ?
Правильный ответ: игры

9. Совокупность объединенных в одну цепочку программно-технических средств, производственных процессов и методов, которые обеспечивают сбор, хранение, обработку, анализы и распространение информации для того, чтобы максимально снизить трудоемкость процессов использования информационных ресурсов, при этом повышая их оперативность и надежность – это …
Правильный ответ: информационно-коммуникационные технологии

10. Методы и приемы, ориентированные на формирование навыков мыслительной работы (планирование, прогнозирование, самооценка, саморегуляция), требующихся для реализации жизнедеятельности любого индивида – это …
Правильный ответ: технология развития критического мышления

11. Интерактивная технология обучения, направленная на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной ситуации в контексте профессиональной деятельности, представленной в виде кейса – это …
Правильный ответ: кейс-технология

12. Динамичная, вариативная и интегративная и вместе с тем диалоговая, полицентрическая, рефлексивная форма организации обучения, осуществляемая в совместной диалоговой деятельности педагога-мастера с обучающимися, которая характеризуется погружением в творческий процесс и направленностью на творческое самообразование, саморазвитие личности каждого участника деятельности – это …
Правильный ответ: технология творческих мастерских

13. Педагогическая технология, при которой обучающиеся работают с учебной программой, составленной из модулей – это …
Правильный ответ: модульное обучение

14. Четко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями, прения между двумя сторонами по актуальным темам – это …
Правильный ответ: дебаты

15. Применение активных методов обучения, что ставит ее в ряд актуальных в условиях реализации ФГОС нового поколения, основанных на компетентностно-деятельностном подходе – это …
Правильный ответ: технология модерации

16. Целенаправленная деятельность, с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования – это …
Правильный ответ: технология проектной деятельности

17. Какие выделяют виды контроля знаний учащихся?
Правильный ответ: предварительный, текущий, тематический, итоговый

18. Система оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых измерениях, отражает успеваемость обучающихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику – это …
Правильный ответ: рейтинговая система

19. Вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением – это …
Правильный ответ: игровая технология

20. Импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру – это …
Правильный ответ: нестандартный урок

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
• «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
• «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
• «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
• «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета. Обучающиеся, выполнившие в срок задания текущего контроля и набравшие не менее 60 баллов, получают зачет автоматически.
Для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости, организуется зачет в форме письменного опроса по всему изученному курсу.
Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в Контрольных вопросах и заданиях для проведения текущей аттестации по дисциплины, а также заданий текущего контроля в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации - 3.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Рыбцова Л.Л. - под общ. ред. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Б.Р. Мандель Инновационные процессы в образовании и педагогическая инноватика : учебное пособие для обучающихся в магистратуре : учебное пособие для обучающихся в магистратуре М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2017. URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=455509
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Попова С. Ю., Пронина Е. В. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. КЕЙС-СТАДИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 Электронно-библиотечная система "Юрайт" www.biblio-online.ru
Э4 Курс в MOODLE "Инновационные образовательные технологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Open Office – Условия использования по ссылке http://www.openoffice.org/license.html
7-Zip – Условия использования по ссылке http://www.7-zip.org/license.txt
AcrobatReader – Условия использования по ссылке http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US- 20140618_1200.pdf
Microsoft® Windows Professional 7 Russian Upgrade Academic OPEN I License No Level (версия 7) – Номер лицензии 60357319Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru
Сайт Георгия Хазагероваhttp://www.hazager.ru/communicativistika.html
Свободная энциклопедия Википедия – http://www.ru.wikipedia.org

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для оптимальной организации студентами изучения данной дисциплины рекомендуется посещение контактных занятий и активное участие в их работе.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не исключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники.
Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
При подготовке к промежуточной аттестации и выполнении письменных работ и следует придерживаться методических указаний, представленных в УМК по дисциплине.
При выполнении практических заданий необходимо опираться на теоретический материал лекций, учебных изданий по теме, В ответ включать анализ имеющегося практического опыта преподавателей профессионального обучения или своего собственного опыта преподавания профильных дисциплин. Задания выполняются в письменной форме, в форме мультимедийной презентации либо с использованием другой формы иллюстрации содержания задания (конспект, модель, схема, план и т.д.).