МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Статистика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2023_9кл
Часов по учебному плану 40
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 8
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 8 8 8 8
Итого 40 40 40 40

Программу составил(и):
преподаватель, Агаркова Т.А.

Рецензент(ы):
Преподаватель, Тельминова А.Р.

Рабочая программа дисциплины
Статистика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер, специалист по налогообложению) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Преподавание дисциплины «Статистика» преследует цель освоения компетенций
статистического исследования как системы, действующей в Российской Федерации, направленной на
- формирование у студентов умений обработки и обобщения социологической информации в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- предмет, метод и задачи статистики;
- общие основы статистической науки;
- принципы организации государственной статистики;
- основные способы сбора, обработки, анализа и наглядного представления информации;
- основные виды и формы статистической отчетности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- проводить первичную обработку и контроль материалов наблюдения;
- выполнять расчёты статистических показателей и формулировать основные выводы;
- осуществлять комплексный анализ изучаемых социально-экономических явлений и процессов, в том числе с использованием средств вычислительной техники;
- владеть методикой расчета статистических показателей, характеризующих социально-экономические явления.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Тема 1. Введение в статистику Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Тема 2. Статистическое наблюдение Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.3. 1. Статистическое наблюдение: Разработка программы статистического наблюдение. Составление анкет, опросных листов Практические 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.4. Тема 3. Сводка и группировка статистических данных Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.5. 1. Сводка и группировка статистических данных: Проведение сводки статистических данных. Группировка и перегруппировка данных. Практические 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.6. Тема 4. Способы наглядного представления статистических данных Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.7. Способы наглядного представления статистических данных: 1. Построение статистических таблиц. Работа в электронных таблицах. Построение статистических графиков и диаграмм Практические 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.8. Тема 5. Статистические показатели Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.9. Статистические показатели: 1. Определение среднего уровня изучаемого явления и анализ полученных результатов. Оценка степени вариации изучаемого признака. Статистические показатели: 2. Анализ структуры вариационных рядов распределения. Графическое изображение полученных результатов. Практические 3 1 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.10. Тема 6. Ряды динамики в статистике Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.11. Ряды динамики в статистике: 1. Расчет показателей изменения уровней рядов динамики. 2. Анализ динамики изучаемых явлений, основной тенденции (тренда) в рядах динамики. Способы формирования выборочной совокупности Практические 3 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.12. Тема 7. Индексы в статистике Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.13. Индексы в статистике: 1. Расчет общих и агрегатных индексов 2. Расчет индексов структурных сдвигов Факторный анализ на основе индексного метода. Практические 3 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.14. Тема 8. Выборочное наблюдение в статистике Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.15. Выборочное наблюдение в статистике: 1. Расчеты малой выборки в бесповторном и повторном отборе 2. Расчет средней и предельной ошибки выборки. Корректировка выборки Практические 3 4 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.16. Тема 9. Статистическое изучение связи между явлениями Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.17. Статистическое изучение связи между явлениями: 1. Построение и анализ однофакторных моделей регрессии. Построение и анализ многофакторных моделей регрессии. Корреляционный анализ. Парная регрессия. Множественная регрессия. Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2
1.18. Подготовить доклад (презентацию) "Классификация индексов в статистике" и др. темы, задания проблемно-поисковой работы на выбор (См. Приложение) Сам. работа 3 8 Л2.1, Л1.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Статистика".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Статистика".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Статистика".
Приложения
Приложение 1.   ФОС ОП.02 Статистика.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Елисеева И.И. - отв. ред. СТАТИСТИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 И. И. Елисеева Статистика : учебник и практикум для СПО: учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 Ефимова М.Р. - Отв. ред. СТАТИСТИКА. ПРАКТИКУМ 4-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Черткова Е.А. СТАТИСТИКА. АВТОМАТИЗАЦИЯ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "Статистика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXPSp3
Kaspersky Endpoint Security
MicrosoftOffice 2010 Standard



Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 4 (филиал в г. Белокуриха) кабинет математики – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; стенд.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, контрольная работа, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, формул, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (сообщение, доклад, презентация и т.д.).
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях, при подготовке и выполнении контрольной работы, осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении практических заданий.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (формулы, определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
Для успешного освоения учебного материала контрольной работы, подготовки к ней – необходимо:
- ознакомиться с заданиями контрольной работы в ФОСе по дисциплине, отработать навыки выполнения контрольных заданий и их теоретического обоснования.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, провести проблемно-поисковую работу: исследование по заданной теме и подготовить сообщение, доклад, презентацию и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.

II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»;
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Практическое задание»;
- контрольной работе: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Контрольная работа».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены: вопросы для собеседования (по результатам выполнения контрольной работы);
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- отработать алгоритм выполнения контрольных заданий.