МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы анализа бухгалтерской отчетности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2023_9кл
Часов по учебному плану 150
в том числе:
аудиторные занятия 122
самостоятельная работа 28
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 12 9
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24 48 48
Практические 36 36 38 38 74 74
Сам. работа 10 10 18 18 28 28
Итого 70 70 80 80 150 150

Программу составил(и):
преподаватель, Агаркова Т.А.

Рецензент(ы):
преподаватель, Тельминова А.Р.

Рабочая программа дисциплины
Основы анализа бухгалтерской отчетности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер, специалист по налогообложению) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение основного вида деятельности по квалификации специалиста среднего звена бухгалтер:
- Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности -
в рамках изучения междисциплинароного курса "Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности".

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, её платёжеспособности и доходности
ПК 4.5 Принимать участие в составлении бизнес-плана
ПК 4.6 Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков
ПК 4.7 Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах;
методы финансового анализа;
виды и приемы финансового анализа;
процедуры анализа бухгалтерского баланса:
порядок общей оценки структуры активов и источников их формирования по показателям баланса;
порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса;
процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса;
порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности;
состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации;
процедуры анализа показателей финансовой устойчивости;
процедуры анализа отчета о финансовых результатах;
принципы и методы общей оценки деловой активности организации, технологию расчета и анализа финансового цикла;
процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности;
процедуры анализа влияния факторов на прибыль;
основы финансового менеджмента, методические документы по финансовому анализу, методические документы по бюджетированию и управлению денежными потоками;
международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и Директивы Европейского Сообщества о консолидированной отчетности.
3.2.Уметь:
3.2.1.определять объем работ по финансовому анализу, потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах;
определять источники информации для проведения анализа финансового состояния экономического субъекта;
планировать программы и сроки проведения финансового анализа экономического субъекта и осуществлять контроль их соблюдения, определять состав и формат аналитических отчетов;
распределять объем работ по проведению финансового анализа между работниками (группами работников);
проверять качество аналитической информации, полученной в процессе проведения финансового анализа, и выполнять процедуры по ее обобщению;
формировать аналитические отчеты и представлять их заинтересованным пользователям;
координировать взаимодействие работников экономического субъекта в процессе проведения финансового анализа;
оценивать и анализировать финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта;
формировать обоснованные выводы по результатам информации, полученной в процессе проведения финансового анализа экономического субъекта;
разрабатывать финансовые программы развития экономического субъекта, инвестиционную, кредитную и валютную политику экономического субъекта;
применять результаты финансового анализа экономического субъекта для целей бюджетирования и управления денежными потоками;
составлять прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивать составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта;
вырабатывать сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики экономического субъекта, вносить соответствующие изменения в финансовые планы (сметы, бюджеты, бизнес-планы);
отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации;
определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период;
закрывать бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки;
устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов;
осваивать новые формы бухгалтерской отчетности;
адаптировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность Российской Федерации к Международным стандартам финансовой отчетности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.участии в счетной проверке бухгалтерской отчетности;
анализе информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;
применении налоговых льгот;
разработке учетной политики в целях налогообложения;
составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. МДК 04.02. Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности
1.1. Тема 2.1. Финансовый анализ, понятие и значение Лекции 5 6 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.2. 1.Нормативное регулирование финансового анализа; Источники финансового анализа Практические 5 12 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.3. Тема 2.2.Методы финансового анализа Лекции 5 8 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.4. 1.Проведение горизонтального анализа бухгалтерского баланса организации. 2. Проведение вертикального анализа бухгалтерского баланса. 3. Проведение трендового анализа бухгалтерского баланса. 4.Расчет финансовых коэффициентов. Практические 5 12 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.5. Тема 2.3.Анализ финансовых ресурсов Лекции 5 8 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.6. 1.Проведение анализа состава и структуры движения собственного капитала организации на основе бухгалтерской отчетности. 2. Проведение анализа состава и структуры движения заемного капитала организации на основе бухгалтерской отчетности. Практические 5 12 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.7. Тема 2.4. Анализ размещения финансовых ресурсов Лекции 5 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.8. Составить алгоритм "Процедуры анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности" и другие задания проблемно-поиской работы на выбор (См. Приложение) Сам. работа 5 10
1.9. 1.Проведение анализа состава и структуры движения вне оборотных средств организации на основе бухгалтерской отчетности. 2. Проведение анализа состава и структуры движения оборотных средств организации на основе бухгалтерской отчетности. Практические 6 8 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.10. Тема 2.5.Анализ деловой активности Лекции 6 4 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.11. 1.Расчет качественных показателей деловой активности организации. 2.Расчет количественных показателей деловой активности организации. 3. Проведение анализа показателей деловой активности организации. Практические 6 8 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.12. Тема 2.6. Анализ финансовых результатов Лекции 6 4 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.13. 1.Проведенеи анализа: - формирования прибыли организации -факторный анализ прибыли организации -рентабельности основных средств -рентабельности организации; 2.Проведение анализа отчета о прибылях и убытках организации. Практические 6 10 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.14. Тема 2.7. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности Лекции 6 12 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.15. 1.Проведение анализа финансовой устойчивости организации. 2. Проведение анализа ликвидности организации. 3. Проведение анализа платежеспособности организации. Проведение расчета коэффициента ликвидности организации. Практические 6 10 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.16. Тема 2.8. Динамика вероятности банкротства Лекции 6 4 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.17. 1.Проведение расчета коэффициентов несостоятельности организации. Практические 6 2 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
1.18. Составить алгоритм "Процедуры анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности" и другие задания проблемно-поиской работы на выбор (См. Приложение) Сам. работа 6 18 Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение
Приложения
Приложение 1.   ФОС МДК 04.02.docx
Приложение 2.   Лист визирования ПМ 04.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Дмитриева И.М. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Воронченко Т.В. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ред. от 18.07.2017 г. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ : Федеральный закон Собрание законодательства РФ.-2011.- № 50.- Ст. 7344., Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - http://www.consultant.ru
Л2.2 Глущенко А. В., Солодова С. В. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Пансков В.Г. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Н.А. Миславская, С.Н. Поленова. Бухгалтерский учет: учебник М.: Дашков и Ко, 2018 biblioclub.ru
Л2.5 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018): // Собрание законодательства РФ.- 1998.-№ 31.- Ст. 3824, www.consultant.ru
Л2.6 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) : Собрание законодательства РФ.- 2000.-№ 32.- Ст. 3340, www.consultant.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Правовая база данных "Консультант Плюс" www.consultant.ru
Э2 Правовая база "Гарант" www.garant.ru
Э3 Издательство "Бухгалтерский учет" www.buhgalt.ru
Э4 Издательский дом "Главбух" www.glavbukh.ru
Э5 Институт профессиональных бухгалтеров России www.ipbr.ru
Э6 Курс в Moodle "Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXP Sp3
LibreOffice
Microsoft Office 2010 Standard
Kaspersky Endpoint Security
1С: Предприятие 8 (включая 1С: Бухгалтерия). Комплект для обучения в высших и средних учебных заведениях


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 3 (филиал в г. Белокуриха) учебная лаборатория «Учебная бухгалтерия» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Автоматизированные рабочие места обучающихся, компьютеры - 15 единиц; рабочее место преподавателя; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; доска для мела; многофункциональное устройство; кассовые аппараты; сейф; детектор валют; счетчик банкнот; комплект учебно-методической документации; наглядные материалы.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 6 (филиал в г. Белокуриха) кабинет бухгалтерского учета, налогообложения и аудита – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; плакаты.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении междисциплинарного курса используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, правила, примеры) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала и др.
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях, при подготовке и выполнении курсовой работы осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении практических работ и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практической работе, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, нормативная база и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку практических работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, выполнить теоретические и практические задания и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах ФОС «Оценочные средства: рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки);
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС Оценочное средство «Практическая работа».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации – междисциплинарному экзамену - обучающимся в ФОСе по представлены:
- теоретические вопросы;
- практические задания.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- выполнить практические задания, проработать их теоретическое обоснование и алгоритм выполнения предложенных заданий.