МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организация деятельности служб приема гостей

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки43.03.03. Гостиничное дело
ПрофильУправление гостиничным комплексом
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планФлБел_z43_03_03_Гостиничное дело_УГК-2023
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 130
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 3

Распределение часов по курсам

Курс 3 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 8 6 8
Сам. работа 130 123 130 123
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 144 139 144 139

Программу составил(и):
преподаватель, Куликова А.А.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Организация деятельности служб приема гостей

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.03 Гостиничное дело (приказ Минобрнауки России от 08.06.2017 г. № 515)

составлена на основании учебного плана:
43.03.03 Гостиничное дело
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является приобретение студентами теоретических и практических навыков по организации и технологии приема и обслуживания гостей в гостиничном предприятии, ознакомление с требованиями основных нормативных документов, регламентирующих работу службы и регулирующих взаимосвязь между структурными подразделениями гостиницы занятых в процессе обслуживания.
Задачей данного курса является выявление закономерностей и тенденций развития современного гостиничного дела в сложных условиях кризиса с тем, чтобы научить студентов творчески использовать эти закономерности и тенденции для эффективного выполнения процессов продажи гостиничных и дополнительных услуг, вооружить студентов глубокими конкретными знаниями в области специфики гостиничной отрасли.
Достижение целей обучения по дисциплине предполагает:
- формирование основы знаний о системе гостеприимства
- формирование умений правильного применения основных понятий индустрии гостеприимства в практической работе и при изучении отраслей сферы туризма и гостеприимства.
Указанные знания необходимы будущим специалистам индустрии гостеприимства для успешного решения стоящих перед ними задач.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2 Способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющих ресурсов и ограничений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает методы формирования технологической новаций и программного обеспечения деятельности организаций сферы сервиса.
Знает методы и основные принципы организации деятельности предприятий рекреационного и санаторно-курортного комплекса, его структурных подразделений.
3.2.Уметь:
3.2.1.Определяет меры по внедрению технологических новаций в деятельность организаций сферы сервиса.
Умеет разрабатывать планы управления деятельностью предприятий санаторно-курортного комплекса, его структурных подразделений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Демонстрирует умение работать с основными с программными продуктами в профессиональной сфере.
Владеет навыками составления отчетов по деятельности предприятия санаторно-курортного комплекса и его структурных подразделений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Служба управления номерным фондом, роль в процессе предоставления гостиничной услуги, основные подразделения. Функции, роль в процессе предоставления гостиничной услуги.
1.1. Цели и задачи службы управления номерным фондом. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Составление схемы бронирования мест и номеров в гостинице.Значение службы приёма и размещение в сфере гостиничного сервиса. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
1.3. Цикл предоставления гостиничной услуги. Основные службы, участвующие на всех этапах потребления гостем услуги, их роль. Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
1.4. Анализ связи службы приёма и размещения с др. службами гостиницы. Составление схемы размещения туристов. Сам. работа 3 60 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Служба приема и размещения, работа службы, функции, должностные инструкции, структура службы, рабочие смены.
2.1. Тема 1. Организационная структура службы приема и размещения. Лекции 3 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Расчет оплаты за проживание. Изучение и анализ требований к обслуживающему персоналу гостиниц в конкретных ситуациях. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.3. Тема 2. Основные требования, предъявляемые к работникам службы. Три фактора выбора работника для гостинично-туристской отрасли: профессиональные данные, личные качества, мотивация. Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
2.4. Значение службы эксплуатации номерного фонда в гостиницах. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
2.5. Изучение и анализ работы менеджера службы эксплуатации номерного фонда в конкретных ситуациях. Сам. работа 3 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Служба бронирования. Служба маркетинга и продаж. Задачи, цели, стратегии, обязанности, функционал, методы, способы.
3.1. Тема 1. Организационная структура службы бронирования, службы маркетинга и продаж. Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
3.2. Изучение требований к состоянию номерного фонда. Изучение и анализ технического обслуживания номеров в конкретных ситуациях. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
3.3. Тема 2. Изучение спроса потребителей и методы его прогнозирования. Международный опыт привлечения клиентов в индустрии гостеприимства. Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
3.4. Составление схем организации хранения ценных вещей гостей и предоставление услуги мини-бара клиенту. Сам. работа 3 17 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Хозяйственная служба служба Hausekeeping. Организационная структура службы,должностные обязанности, метод расчета оптимального количества сотрудников службы.
4.1. Тема 1. Стандарты и технология содержания номерного фонда гостиницы. Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
4.2. Значение предприятий питания в гостиничном сервисе. Составление схемы питания туристов в гостинице. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
4.3. Тема 2. Подготовка номера к продаже и обслуживанию. Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
4.4. Организация обслуживания гостей на предприятии питания при гостиницах. Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
4.5. Обеспечение и организация пожарной безопасности в гостинице (на конкретном примере). Сам. работа 3 28 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Инженерно-техническая служба, служба безопасности. Функционал, организационные структуры служб, цели, задачи.
5.1. Тема 1. Инженерные коммуникации в гостинице: отопление, энергохозяйство, видеонаблюдение, пожарная сигнализация, электронные замки, водоснабжение, кондиционирование. Лекции 3 0 Л1.1, Л2.1
5.2. Организация досуга постояльцев в гостинице (на конкретном примере). Организация бизнес- мероприятия в гостинице. Практические 3 0 Л1.1, Л2.1
5.3. Организация спортивно-оздоровительных мероприятий в гостинице. Сам. работа 3 16 Л1.1, Л2.1
5.4. Зачет 3 0 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гаврилова С. В. , Томская А. Г. , Дмитриев А. В. Организация туристического и гостиничного бизнеса: Учебно-методический комплекс ( ЭБС «Университетская библиотека online») Евразийский открытый институт, 2011 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Сергеева Ю. С. Гостиничный бизнес. Конспект лекций: Учебное пособие ( ЭБС «Университетская библиотека online») Приор-издат, 2009 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=72787
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Гостиничный бизнес. Конспект лекций Учебное пособие. Сергеева Ю. С. Приор-издат 2009 Учебное пособие ( ЭБС «Университетская библиотека online») 143 с. biblioclub.ru
Э2 Организация туристического и гостиничного бизнеса Учебно-методический комплекс ( ЭБС «Университетская библиотека online») Гаврилова С. В. , Томская А. Г. , Дмитриев А. В. Евразийский открытый институт 2011 357 с. biblioclub.ru
Э3 Курс в Moodle "Организация и предоставление дополнительных гостиничных услуг" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Стандартно оборудованные лекционные аудитории, аудитории для проведения практических занятий.
В компьютерном классе должны быть установлены средства MS Office; Word, Excel, PowerPoint, Microsoft Windows
AcrobatReader.

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Гостиничный бизнес. Интернет портал о гостиницах, про гостиницы, про гостиничный бизнес https://hotelier.pro
2.Информационно-справочная система "Консультант Плюс" - http://www.consultant.ru/
3.Официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства экономического развития РФ - https://www.russiatourism.ru/
4.Российская Гостиничная Ассоциация (РГА) http://rha.ru/
5.Сообщество профессионалов гостиничного бизнеса. Гостиничный бизнес, управление гостиницей, новости гостиниц. http://www.frontdesk.ru/
6.Туризм и гостиничный бизнес. Ресторанный бизнес и гостиничный маркетинг http://prohotelia.com.
7.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
8.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
9.Университетская библиотека онлайн: ЭБС. http://www.biblioclub.ru/
10.Электронно-библиотечная система издательства «Лань» http://e.lanbook.com/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе обучения основными видами учебных занятий являются лекции и практические занятия.
В ходе лекций рассматриваются основные понятия тем, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы и подготовке к практическим занятиям. В ходе практических занятий углубляются и закрепляются знания студентов по ряду рассмотренных на лекциях вопросов.
Лекция выполняет очень важную функцию в обучении студентов, поскольку позволяет студентам видеть образец для устных выступлений. Кроме того, лекционные занятия не предполагают пассивное слушание. Для студентов важным моментом будет постоянная активность и постановка вопросов, в случае непонимания отдельных положений в лекции.
Важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские и практические занятия. Семинарские занятия помогают студентам глубже усвоить учебный материал, приобрести навыки творческой работы над документами и первоисточниками. Планы семинарских занятий, их тематика, рекомендуемая литература, цель и задачи ее изучения сообщаются преподавателем на вводных занятиях или в методических указаниях по данной дисциплине.
В ходе подготовки к семинарским занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар. Готовясь к докладу или реферативному сообщению, обращаться за методической помощью к преподавателю. Составить план-конспект своего выступления. Продумать примеры с целью обеспечения тесной связи изучаемой теории с реальной жизнью. Своевременное и качественное выполнение самостоятельной работы базируется на соблюдении настоящих рекомендаций и изучении рекомендованной литературы. Студент может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы при написании курсовых и дипломных работ.
Прежде чем приступить к изучению темы, необходимо прокомментировать основные вопросы плана семинара, что позволит студентам сориентироваться в основном материале к каждому из вопросов, не задерживаясь на второстепенном. Начиная подготовку к семинарскому занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам. Подготовка к семинарскому занятию условно включает 2 этапа: 1й - организационный; 2й - закрепление и углубление теоретико-практических знаний.
На первом этапе студент планирует свою самостоятельную работу, которая включает: уяснение задания на самостоятельную работу, подбор рекомендованной литературы, составление плана работы, в котором определяются основные пункты предстоящей подготовки. Составление плана дисциплинирует и повышает организованность в работе.
Второй этап включает непосредственную подготовку студента к занятию. Начинать надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по изучаемому материалу (вопросу). Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Записи имеют первостепенное значение для самостоятельной работы студентов. Они помогают понять построение изучаемого материала, выделить основные положения, проследить их логику и тем самым проникнуть в творческую лабораторию автора. Ведение записей способствует превращению чтения в активный процесс. Студент должен систематически вести записи, создавая свой индивидуальный фонд материалов для быстрого повторения прочитанного, для мобилизации накопленных знаний. Важно развивать у студентов умение сопоставлять источники, продумывать изучаемый материал. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения.
По всем видам работ (включая и работу с нормативно-технической документацией) студенты могут получить консультации у преподавателя: как пользоваться информативным материалом, правильно выбрать специальную литературу и выдержки из неё, оформить библиографический список, проводить исследования, собирать, обобщать и анализировать результаты исследований, составлять тезисы докладов (рефератов).
Для подготовки к занятиям, текущему контролю и промежуточной аттестации студенты всех форм обучения могут воспользоваться электронной библиотекой ВУЗа