МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы бухгалтерского учета

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2023_9кл
Часов по учебному плану 76
в том числе:
аудиторные занятия 58
самостоятельная работа 10
индивидуальные консультации 2
контроль 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 10 10 10 10
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 6 6 6 6
Итого 76 76 76 76

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы бухгалтерского учета

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер, специалист по налогообложению) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения дисциплины - заключается в формировании у студентов теоретических и практических основ бухгалтерского учета: его место в системе управления экономикой организации; изучение основополагающих принципов, понятий, терминов и методов, используемых в организации бухгалтерского учета хозяйствующих субъектов; получение знаний в области методики бухгалтерского учета, его регулирования.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОП

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности;
Национальную систему нормативного регулирования;
Международные стандарты финансовой отчетности;
Понятие бухгалтерского учета;
Сущность и значение бухгалтерского учета;
Историю бухгалтерского учета;
Основные требования к ведению бухгалтерского учета;
План счетов бухгалтерского учета;
Формы бухгалтерского учета.

- предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;
3.2.Уметь:
3.2.1.Применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;
Ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности;
Соблюдать требования к бухгалтерскому учету;
Следовать методам и принципам бухгалтерского учета;
Использовать формы и счета бухгалтерского учета.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Бухгалтерский учет, его объекты и задачи
1.1. 1.1 Хозяйственный учет, его сущность и значение 1.2 Объекты, основные задачи и требования к бухгалтерскому учету 1.3 Нормативное регулирование бухгалтерского учета 1.4 Предмет и метод бухгалтерского учета Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. История возникновения и развития бухгалтерского учета. Применение нормативного регулирования бухгалтерского учета. Классификация нормативных документов в соответствии с принятой системой нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. Классификация хозяйственных средств по составу и размещению. Классификация хозяйственных средств по источникам их образования и целевому назначению. Практические 3 6 ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК 1.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Бухгалтерский баланс
2.1. 2.1 Балансовый метод отражения информации 2.2 Типы хозяйственных операций и их влияние на бухгалтерский баланс Лекции 3 4 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Составить баланс на основе данных об остатках хозяйственных средств и их источниках. Отражение в балансе изменений под влиянием хозяйственных операций. Практические 3 6 ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК 1.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Выполнение домашних заданий по теме 2. Значение бухгалтерского баланса при принятии управленческих решений. Сам. работа 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК 1.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Счета и двойная запись
3.1. 3.1 Счета бухгалтерского учета 3.2 Двойная запись операций на счетах 3.3 План счетов бухгалтерского учета Лекции 3 6 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Открытие синтетических и аналитических счетов. Составление бухгалтерских проводок по хозяйственным операциям. Запись хозяйственных операций на счета бухгалтерского учета. Подсчет оборотов и остатков по аналитическим и синтетическим счетам. Составление оборотных ведомостей по аналитическим и синтетическим счетам. Сверка записей аналитического и синтетического учета. Практические 3 6 ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК 1.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Выполнение домашних заданий по теме 3. Взаимосвязь между счетами и балансом. Хронологическая и систематическая форма записи. Классификация счетов бухгалтерского учета по экономическому содержанию. Классификация счетов бухгалтерского учета по назначению и структуре. Сам. работа 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК 1.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Принципы учета основных хозяйственных процессов
4.1. 4.1 Учет процесса снабжения 4.2 Учет процесса производства 4.3 Учет процесса реализации Лекции 3 4 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Оформление бухгалтерскими записями процесса снабжения и отражение его на бухгалтерских счетах. Оформление бухгалтерскими записями процесса производства и отражение его на бухгалтерских счетах. Оформление бухгалтерскими записями процесса продажи и отражение его на бухгалтерских счетах. Практические 3 6 ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК 1.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Выполнение домашних заданий по теме 4. Понятие покупной стоимости. Понятие транспортно-заготовительных расходов, их учет и распределение. Виды производств. Понятие прямых затрат и их учет. Понятие косвенных затрат, их учет и распределение. Понятие коммерческих расходов, полной себестоимости проданной продукции. Сам. работа 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК 1.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Документация и инвентаризация
5.1. 5.1 Бухгалтерские документы 5.2 Инвентаризация ценностей Лекции 3 4 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Составление и оформление бухгалтерских документов. Составление документов по результатам инвентаризации. Практические 3 6 ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК 1.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Реквизиты документов. Унификация и стандартизация документов. Организация документооборота, порядок и сроки хранения документов. Сам. работа 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК 1.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Технология обработки учетной информации
6.1. 6.1 Учетные регистры 6.2 Исправление ошибок в учетных записях 6.3 Формы бухгалтерского учета 6.4 Бухгалтерская отчетность организации Лекции 3 4 ОК 01, ОК 02, ОК 09 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Исправления ошибочных записей в учетных регистрах. Заполнение регистров журнально-ордерной формы учета. Составление бухгалтерского баланса в реальной форме. Практические 3 4 ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК 1.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Выполнение домашних заданий по теме 6. Роль учетных регистров в бухгалтерском учете. Автоматизированная форма бухгалтерского учета. Требования предъявляемые к бухгалтерской отчетности. Пользователи бухгалтерской отчетности. Сам. работа 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09, ПК 1.1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.4. Консультации 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 09
6.5. Экзамен 3 0 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении "ФОС_ Основы бухгалтерского учета _2022"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении "ФОС_ Основы бухгалтерского учета ИС_2021"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении "ФОС_ Основы бухгалтерского учета ИС_2021"
Закреплено в приложении "Контроль"
Приложения
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шадрина Г.В., Егорова Л.И. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
Л1.2 Воронченко Т.В. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриева И.М. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Основы бухгалтерского учета portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel,
- MS PowerPoint,
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
315Н кабинет теории бухгалтерского учета; кабинет бухгалтерского учета; кабинет бухгалтерского учета, налогообложения и аудита; кабинет экономики и бухгалтерского учета – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 34 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: Epson) – 1 ед.; экран (марка: ScreenMedia) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины «Основы бухгалтерского учета» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция–визуализация (презентация),лекция-беседа.
При проведении практических занятий:ситуационные методы (кейс-технологии, анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач), дискуссия.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных и групповых творческих заданий

Для допуска к экзамену по дисциплине "Основы бухгалтерского учета" необходимо:
- посещение всех лекционных и практических занятий
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал;
- не менее шести ответов на вопросы семинарских занятий;
- выполнение индивидуальных заданий и решение ситуационных задач в соответствии с вариантом, указанным преподавателем.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.

При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине необходимо:
- внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
- определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
- изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Вопросы по подготовке к практическому занятию, решению задач и написанию рефератов преподаватель сообщает не менее чем за одну неделю.
Написание реферата предполагается в случае наличия пропусков лекций и семинарских занятий, либо неудовлетворительной оценки за коллоквиум. Тема реферата выбирается в соответствии с темами пропущенных занятий. Объем реферата – 20-25 страниц машинописного текста. Реферат сдается преподавателю на проверку не позднее зачетной недели.
При подготовке к контрольной работе обучающийся должен хорошо изучить тему контрольной работы, путем прочтения лекционного материала, соответствующих разделов учебника, учебного пособия, рекомендованных преподавателем. Затем постараться разобраться новыми и непонятными терминами, выучить определения финансовых понятий, законов, а также формулы используемые при решении задач.
Контрольная работа должна демонтировать:
- умение правильно и лаконично излагать ответы на поставленные вопросы;
- владение понятийным и терминологическим аппаратом;
- умение рассчитывать финансовые показатели.
Контрольная работа оценивается по балльной оценке.
Рекомендации для студентов при выполнении самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по изучении дисциплины «Бухгалтерский учет» предполагает:
 работу с учебной, нормативной и справочной литературой;
 составление конспектов по темам;
 решение задач выданных на практических занятиях;
 подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
 выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины;
 подготовка и написание рефератов, сообщений;
 выполнение заданий по курсовой работе.
Рекомендации по работе с литературой
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
1 Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
2 Чтение текста
3 Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать коллоквиумы, контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
• внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
• внимательно прочитать рекомендованную литературу;
• составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
• порешать основные типовые задачи.