МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Информационные технологии в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2023_9кл
Часов по учебному плану 110
в том числе:
аудиторные занятия 90
самостоятельная работа 20
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 17 21
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 8 8 16 16 24 24
Лабораторные 20 20 46 46 66 66
Сам. работа 6 6 14 10 20 16
Итого 34 34 76 72 110 106

Программу составил(и):
преподаватель, Саповатова Влада Юрьевна

Рецензент(ы):
преподаватель, высшая категория, Кочкин Андрей Сергеевич

Рабочая программа дисциплины
Информационные технологии в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер, специалист по налогообложению) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.03.2022 г. № 03
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.экон.наук Глубокова Людмила Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Использование информационных технологий для поиска, хранения информации, обработки и эксплуатации бухгалтерских информационных систем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ЕН

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы
ПК 4.6 Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации;
Назначение и состав, основные характеристики организационной и компьютерной техники;
Основные компоненты компьютерных сетей, принципы пакетной передачи данных, организацию межсетевого взаимодействия;
Назначение и принципы работы системного и прикладного ПО;
Технологию поиска информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
Принципы защиты информации от несанкционированного доступа;
Правовые аспекты использования информационных технологий и ПО;
Основные понятия автоматизированной обработки информации;
Направления автоматизации бухгалтерской деятельности;
Назначение, принципы организации и эксплуатации бухгалтерских информационных систем;
Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Использовать информационные ресурсы для поиска и хранения информации;
Обрабатывать текстовую и табличную информацию;
Использовать деловую графику и мультимедиа информацию;
Создавать презентации;
Применять антивирусные средства защиты информации;
Читать (интерпретировать) интерфейс специализированного ПО, находить контекстную помощь, работать с документацией;
Применять специализированное ПО для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации в соответствии с изучаемыми профессиональными модулями;
Пользоваться автоматизированными системами делопроизводства;
Применять методы и средства защиты бухгалтерской информации.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Информационные и коммуникационные технологии в автоматизированной обработке экономической информации
1.1. Понятие информационных и коммуникационных технологий, их классификация и роль в профессиональной деятельности Лекции 3 4 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.1, ПК 4.6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Информационные технологии в обработке экономической информации Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.1, ПК 4.6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. ПЗ №1. Обработка текстовой информации. Создание деловых документов в редакторе MS Word. Создание текстовых документов на основе шаблонов. Создание шаблонов и форм. Оформление текстовых документов, содержащих таблицы. Организационные диаграммы в документе MS Word. Создание комплексных документов в текстовом редакторе. Комплексное использование возможностей MS Word. Лабораторные 3 6 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.1, ПК 4.6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.4. ПЗ №2. Обработка табличной информации в MS Excel. Использование электронных таблиц для финансовых и экономических расчетов. Применение деловой графики для финансовых и экономических расчетов Лабораторные 3 3 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.1, ПК 4.6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.5. ПЗ №3. Разработка презентации в программе MS PowerPoint. Разработка презентации в prezi.com Лабораторные 3 1 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.1, ПК 4.6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.6. ПЗ №4. Организация поиска нормативных документов по реквизитам документа в СПС «Консультант Плюс». Организация полнотекстного поиска. Работа со списком. Поиск документов, работа со списком и текстом найденных документов. Справочная информация. Работа с папками в СПС "Гарант". Лабораторные 3 5 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 1.1, ПК 4.6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.7. Коммуникационные технологии в обработке экономической информации Лекции 3 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 4.6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.8. ПЗ №5. Осуществление документооборота в локальной сети, совместное использование сетевых устройств. Работа с электронной почтой. Поиск информации в глобальной сети Интернет. Лабораторные 3 5 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 4.6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.9. ПЗ №6. Изучение теоретических основ работы с автоматизированной системой делопроизводства «Lotus Notes» Лабораторные 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 4.6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.10. Методы и средства защиты экономической информации Лекции 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 4.6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.11. ПЗ №7. Настройка парольной аутентификации. Организация защиты бухгалтерских документов электронного офиса. Применение средств антивирусной защиты информации Лабораторные 4 2 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 4.6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.12. Специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки банковской информации Лабораторные 4 3 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 4.6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.13. Специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки банковской информации Сам. работа 3 6 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 4.6
Раздел 2. Информационные системы автоматизации бухгалтерского учета
2.1. Специализированное программное обеспечение для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации Лекции 4 6 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 4.6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Технология работы с программным обеспечением автоматизации бухгалтерского учета Лекции 4 4 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 4.6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. ПЗ №8. Работа с интерфейсом специализированного ПО 1С: Предприятие. Ввод сведений об организации в программе «1С: Бухгалтерия». Заполнение справочников в программе 1С: Бухгалтерия. Ввод начальных остатков по счетам Лабораторные 4 7 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 4.6 Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. ИТ нового поколения
3.1. Специализированное программное обеспечение нового поколения для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации Лекции 4 4 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 4.6
3.2. ПЗ №9. Работа с интерфейсом специализированного ПО 1С: Предприятие. Ввод сведений об организации в программе «1С: Бухгалтерия». Заполнение справочников в программе 1С: Бухгалтерия. Ввод начальных остатков по счетам Лабораторные 4 8 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 4.6
3.3. ПЗ №10. Работа с интерфейсом специализированного ПО 1С: Предприятие. Ввод сведений об организации в программе «1С: Бухгалтерия». Заполнение справочников в программе 1С: Бухгалтерия. Ввод начальных остатков по счетам Лабораторные 4 8 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 4.6
3.4. ПЗ №11. Работа с интерфейсом специализированного ПО 1С: Предприятие. Ввод сведений об организации в программе «1С: Бухгалтерия». Заполнение справочников в программе 1С: Бухгалтерия. Ввод начальных остатков по счетам Лабораторные 4 6 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 4.6
3.5. ПЗ №12. Работа с интерфейсом специализированного ПО 1С: Предприятие. Ввод сведений об организации в программе «1С: Бухгалтерия». Заполнение справочников в программе 1С: Бухгалтерия. Ввод начальных остатков по счетам Лабораторные 4 10 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 4.6
3.6. Специализированное программное обеспечение нового поколения для сбора, хранения и обработки бухгалтерской информации Сам. работа 4 10 ОК 01, ОК 02, ОК 03, ОК 04, ОК 09, ПК 4.6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Нетёсова О. Ю. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Б.Я. Советов Информационные технологии : учебник для СПО М.: Издательство Юрайт, 2019 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Д. В. Куприянов Информационное обеспечение профессиональной деятельности : учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 urait.ru
Л2.2 О.Ю. Нетёсова Информационные технологии в экономике: учебное пособие для СПО Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Информационные технологии в профессиональной деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
комплект мультимедиа (компьютер, проектор)
ПО MS Office (Word, Excel, PowerPoint, Access), Lotus Notes

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
410Н лаборатория информационно-ком-муникационных технологий; лаборатория информационных систем в профессиональной деятельности; лаборатория учебная бухгалтерия; лаборатория информатики; лаборатория систем электронного документооборота; лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория технических средств обучения - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины для подготовки к лекционным занятиям
Подготовка к лекционному занятию включает выполнение всех видов заданий, размещенных к каждой лекции на сетевом диске, т.е. задания выполняются еще до лекционного занятия по соответствующей теме. В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации от преподавателя. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к практическим занятиям изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на семинар.
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины для подготовки к практическим занятиям
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать практику; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления. Начиная подготовку к занятию, необходимо, прежде всего, указать студентам страницы в конспекте лекций, разделы учебников и учебных пособий, чтобы они получили общее представление о месте и значении темы в изучаемом курсе. Затем следует рекомендовать им поработать с дополнительной литературой, сделать записи по рекомендованным источникам. В процессе подготовки к занятиям рекомендуется взаимное обсуждение материала, во время которого закрепляются знания, а также приобретается практика в изложении и разъяснении полученных знаний, развивается речь. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю. Идя на консультацию, необходимо хорошо продумать вопросы, которые требуют разъяснения. В начале занятия студенты под руководством преподавателя более глубоко осмысливают теоретические положения по теме занятия, затем делают задание самостоятельно, заранее прояснив необходимые вопросы. Для систематизации основных положений по теме занятия рекомендуется составление конспектов. Обратить внимание на: -составление списка нормативных правовых актов и учебной и научной литературы по изучаемой теме. - Изучение и анализ выбранных источников. - Изучение и анализ судебной практики по данной теме, представленной в информационно-справочных правовых электронных системах «КонсультантПлюс», «Гарант» или других. - Выполнение предусмотренных программой заданий в соответствии с тематическим планом. - Выделение наиболее сложных и проблемных вопросов по изучаемой теме, получение разъяснений и рекомендаций по данным вопросам с преподавателями кафедры на их еженедельных консультациях. - Проведение самоконтроля путем ответов на вопросы текущего контроля знаний, решения представленных в учебно-методических материалах задач, тестов, написания рефератов по отдельным вопросам изучаемой темы.
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины для самостоятельной работы
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом вовремя, свободное от обязательных учебных занятий. Самостоятельная работа студента над усвоением учебного материала по «Информационным технологиям в профессиональной деятельности» может выполняться в учебных кабинетах, компьютерных классах, а также в домашних условиях. Учебный материал учебной дисциплины, предусмотренный рабочим учебным планом для усвоения студентом в процессе самостоятельной работы, выносится на итоговый контроль наряду с учебным материалом, который разрабатывался при проведении учебных занятий. Содержание самостоятельной работы студента определяется учебной программой дисциплины, методическими материалами, заданиями и указаниями преподавателя. Самостоятельная работа студентов осуществляется в аудиторной и внеаудиторной формах. Самостоятельная работа студентов в аудиторное время может включать: − конспектирование (составление тезисов) лекций; − выполнение контрольных работ;− решение задач;− работу со справочной и методической литературой; − участие в собеседованиях, дискуссиях, конференциях;− участие в тестировании и др. Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из:− повторение лекционного материала;− подготовки к (практическим занятиям);− изучения учебной и научной литературы;− решения задач, выданных на практических занятиях;− подготовки к контрольным работам, тестированию и т.д.
Методические рекомендации по подготовке к итоговой аттестации
Зачет проводится в традиционной форме. Билет состоит из 1 теоретического вопроса и 1 практического задания (одного из решаемых на практических занятиях). К итоговой аттестации допускаются студенты, освоившие на положительную оценку все обязательные виды запланированных учебных заданий. Студенты, выполнившие на положительную оценку все обязательные виды запланированных учебных заданий, могут автоматически получить зачёт.
При реализации учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекции-беседы.
При проведении практических занятий: работа в малых группах, разработка проектов.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в методе проектов.