МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2023_9кл
Часов по учебному плану 54
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 8
индивидуальные консультации 2
контроль 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 8 8 8 8
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 6 6 6 6
Итого 54 54 54 54

Программу составил(и):
преподаватель, Харитонов М.С..

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер, специалист по налогообложению) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н.доцент Малюкова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• формирование у молодого поколения исторических ориентиров самоидентифи¬кации в современном мире, гражданской идентичности личности;
• формирование понимания истории как процесса эволюции общества, цивили¬зации и истории как науки;
• усвоение интегративной системы знаний об истории человечества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• развитие способности у обучающихся осмысливать важнейшие исторические события, процессы и явления;
• формирование у обучающихся системы базовых национальных ценностей на основе осмысления общественного развития, осознания уникальности каждой личности, раскрывающейся полностью только в обществе и через общество;
• воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к истории своего Отечества как единого многонационального государства, построенного на основе равенства всех народов России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• достигнуть личностных результатов в знаниях:
- сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувств ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважения к государственным символам (гербу, флагу, гимну);
- становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития исторической науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
3.2.Уметь:
3.2.1.• достигнуть метапредметных результатов в умениях:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках исторической информации, критически ее оценивать и интерпретировать;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
• достигнуть предметных результатов в умениях:
- сформированность представлений о современной исторической науке, ее специфике, методах исторического познания и роли в решении задач прогрессивного развития России в глобальном мире;
- владение комплексом знаний об истории России и человечества в целом, представлениями об общем и особенном в мировом историческом процессе;
- сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении;
- владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников;
- сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Введение Лекции 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 2. Тема 1. Древнейшая стадия истории человечества
2.1. Древнейшая стадия истории человечества Лекции 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
2.2. Семинар на тему: 1. Археологические памятники палеолита на территории России. 2. Неолитическая революция на территории современной России. Практические 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 3. Тема 2. Цивилизации Древнего мира
3.1. Цивилизации Древнего мира Лекции 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
3.2. Семинар на тему:1.Особенности цивилизаций Древнего мира — древневосточной и античной. 2. Великая греческая колонизация и ее последствия. 3. Великое переселение народов и падение Западной Римской империи. 4. Возникновение христианства. 5. Особенности христианского вероучения и церковной структуры. Практические 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 4. Тема 3. Цивилизация Запада и Востока в Средние века
4.1. Цивилизация Запада и Востока в Средние века Лекции 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
4.2. Семинар на тему: 1. Возникновение ислама. Основы мусульманского вероучения. 2. Принятие христианства славянскими народами. 3. Китайская культура и ее влияние на соседние народы. 4. Военная реформа Карла Мартела и ее значение. 5. Структура и сословия средневекового общества. 6. Повседневная жизнь горожан в Средние века. 7. Крестовые походы, их последствия. 8. Политический и культурный подъем в Чехии. Ян Гус. Гуситские войны и их последствия. 9. Культурное наследие европейского Средневековья. Практические 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 5. Тема 4. От Древней Руси к Российскому государству
5.1. От Древней Руси к Российскому государству Лекции 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
5.2. Семинар на тему: 1. Предпосылки и причины образования Древнерусского государства. 2. Крещение Руси: причины, основные события, значение. 3. Владимиро-Суздальское княжество. 4. Деревянное и каменное зодчество. 5. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию. 6. Куликовская битва, ее значение. 7. Образование единого Русского государства и его значение. Практические 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 6. Тема5. Россия в XVI-XVII веках: от великого княжества к царству
6.1. Россия в XVI-XVII веках: от великого княжества к царству Лекции 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
6.2. Семинар на тему: 1. Опричнина, споры о ее смысле. 2. Окончание Смуты и возрождение российской государственности. 3. Народные движения в XVII веке: причины, формы, участники. 4. Реформы патриарха Никона. Церковный раскол. 5. Культура России XVII века. Практические 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 7. Тема 6. Страны Запада и Востока в XVI-XVIII веках
7.1. Страны Запада и Востока в XVI-XVIII веках Лекции 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
7.2. Семинар на тему: 1. Зарождение ранних капиталистических отношений. 2. Политические, экономические и культурные последствия Великих географических открытий. 3. Высокое Возрождение в Италии. 4. Крестьянская война в Германии. 5. Общие черты и особенности абсолютизма в странах Европы. 6. Итоги, характер и значение Английской революции. 7. Сёгунат Токугавы в Японии. 8. Европейские колонизаторы в Индии. 9. Причины, ход, особенности, последствия Тридцатилетней войны. 10. Идеология Просвещения и значение ее распространения. 11. Война за независимость как первая буржуазная революция в США. 12. Якобинская диктатура. Практические 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 8. Тема 7. Россия в конце XVII-XVIII веков: от царства к империи
8.1. Россия в конце XVII-XVIII веков: от царства к империи Лекции 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
8.2. Семинар на тему: 1. Итоги и цена преобразований Петра Великого. 2. Восстание под предводительством Е. И. Пугачева и его значение. 3. Присоединение и освоение Крыма и Новороссии. 4. Историческая наука в России в ХУШ веке. Практические 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 9. Тема 8. Становление индустриальной цивилизации
9.1. Становление индустриальной цивилизации Лекции 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
9.2. Семинар на тему:1. Социальные последствия промышленной революции. Индустриальное общество. 2. Крымская (Восточная) война и ее последствия. 3. Гражданская война в США. Практические 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
9.3. ЗА 1 СЕМЕСТР (на выбор): 1.1. Подготовка сообщений эссе (темы см. Приложение); 1.2.• Подготовка рефератов, докладов индивидуального проекта с использованием информационных технологий (темы см. Приложение) Сам. работа 3 4 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 10. Тема 9. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока
10.1. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока Лекции 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
10.2. Семинар на тему: 1. Колониальный раздел Азии и Африки. 2. Революция Мэйдзи и ее последствия. Практические 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 11. Тема 10. Российская империя в XIX веке
11.1. Российская империя в XIX веке Лекции 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
11.2. Семинар на тему: 1. Отечественная война 1812 года. 2. Значение движения декабристов. 3. Начало промышленного переворота в России, его экономические и социальные последствия. 4. Создание А. И. Герценом теории русского социализма и его издательская деятель¬ность. 5. Героическая оборона Севастополя в 1854 —1855 годах и ее герои. 6. Значение отмены крепостного права в России. 7. Народническое движение. 8. Курс на модернизацию промышленности в России во второй половине XIX века. 9. Русско-турецкая война 1877—1878 годов. 10. Золотой век русской литературы. Практические 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 12. Тема 11. От Новой истории к Новейшей
12.1. От Новой истории к Новейшей Лекции 3 2 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
12.2. Семинар на тему: 1. Синьхайская революция в Китае. 2. Становление конституционной монархии и элементов гражданского общества. 3. Основное содержание и этапы реализации столыпинской аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России. 4. Русская философия: поиски общественного идеала. 5. Восточный фронт и его роль в Первой мировой войне. 6. Власть и российское общество на разных этапах Первой мировой войны. 7. Временное правительство и Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов в 1917 году. 8. II Всероссийский съезд Советов. Декреты о мире и о земле. 9. Россия в годы Гражданской войны. Практические 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 13. Тема 12. Между мировыми войнами
13.1. Между мировыми войнами Лекции 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
13.2. Семинар на тему: 1. Причины мирового экономического кризиса 1929 — 1933 годов. 2. Гражданская война в Испании. 3. Великая национальная революция 1925 —1927 годов в Китае. 4. Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии. 5. Формирование новых художественных направлений и школ в искусстве первой половины ХХ века. 6. Сущность нэпа. Достижения и противоречия нэпа, причины его свертывания. 7. Советская модель модернизации. 8. Стахановское движение. 9. «Культурная революция»: задачи и направления. Практические 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 14. Тема 13. Вторая мировая война. Великая Отечественная война
14.1. Вторая мировая война. Великая Отечественная война Лекции 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
14.2. 1. Военно-политические планы сторон накануне Второй мировой войны. Подготовка к войне. 2. Историческое значение Московской битвы. 3. Сталинградская битва и начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Движение Сопротивления в годы Второй мировой войны. Практические 3 2 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 15. Тема 14. Мир во второй половине XX- начале XXI века
15.1. Мир во второй половине XX- начале XXI века Лекции 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
15.2. 1. Создание ООН и ее деятельность. 2. Послевоенное восстановление стран Западной Европы. «План Маршалла». 3. Особый путь Югославии под руководством И.Б.Тито. 4. Основные проблемы освободившихся стран во второй половине ХХ века. 5. Успехи и проблемы развития социалистического Китая на современном этапе. 6. Кубинская революция. 7. Разрядка международной напряженности в 1970-е годы. 8. Глобализация и национальные культуры в конце ХХ — начале ХХI века. Практические 3 2 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 16. Тема 15. Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 годов
16.1. Апогей и кризис советской системы 1945 – 1991 годов Лекции 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
16.2. 1. Послевоенное советское общество, духовный подъем людей. 2. XX съезд КПСС и его значение. 3. Экономическая реформа 1965 года в СССР: задачи и результаты. 4. Политика гласности в СССР и ее последствия. 5. Успехи советской космонавтики. Практические 3 2 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 17. Тема 16. Российская Федерация на рубеже XX-XXI веков
17.1. Российская Федерация на рубеже XX-XXI веков Лекции 3 1 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
17.2. 1. Экономические реформы 1990-х годов в России: основные этапы и результаты. 2. Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией. Практические 3 2 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
17.3. ЗА 2 СЕМЕСТ (на выбор): 1.1. Подготовка сообщений эссе (темы см. Приложение); 1.2.• Подготовка рефератов, докладов индивидуального проекта с использованием информационных технологий (темы см. Приложение) Сам. работа 3 4 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2
17.4. Подготовка к экзамену Консультации 3 2 Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1, Л2.5, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по учебной дисциплине "История"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по учебной дисциплине "История"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по учебной дисциплине "История"
Приложения
Приложение 1.   ФОС БД.04 История.doc
Приложение 2.   ФОС БД.04 История.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кириллов В. В., Бравина М. А. ИСТОРИЯ РОССИИ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Федоров В.А., Федорова Н.А. ИСТОРИЯ РОССИИ 1861-1917 ГГ. (С КАРТАМИ): Учебник для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Под ред. Чуракова Д.О., Саркисяна С.А. ИСТОРИЯ РОССИИ: Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/435AEE87-F841-4EB7-A799-EDF03EA46F56.
Л2.3 ред. Хейфец В.Л. История новейшего времени : учебник и практикум для СПО Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.4 Павленко Н.И., Андреев И.Л., Федоров В.А. ИСТОРИЯ РОССИИ 1700-1861 ГГ. (С КАРТАМИ) 6-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Зуев М.Н., Лавренов С.Я. ИСТОРИЯ РОССИИ: Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История России и СССР: онлайн-видео intellect-video.com
Э2 Историк: общественно-политический журнал www.historicus.ru
Э3 История России от князей до Президента www.history.tom.ru
Э4 История государства statehistory.ru
Э5 Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова www.hist.msu.ru
Э6 Курс в Moodle "История" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXPSp3
Kaspersky Endpoint Security
MicrosoftOffice 2010 Standard

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивиду-альных консультаций, текущего контроля и про-межуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; наглядные материалы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала, результатов исследования по теме.
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.

2. Освоение учебного материала на практических занятиях осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении результатов самостоятельной работы и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия (семинара), подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить предложенные задания.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, подготовить сообщение, реферат, презентацию) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины, темы для исследовательской работы: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»; Оценочном средстве «Исследования по теме»
- практическим заданиям - приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Практическое задание»: вопросы и задания, тестовые задания и др.;

III. Для подготовки к промежуточной аттестации – зачету - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- теоретические вопросы;
- практические задания, в том числе в тестовой форме.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- выполнить практические задания, прорешать тесты.