МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2022_9кл
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 148
самостоятельная работа 20
индивидуальные консультации 4
контроль 8
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 17 21 12 9
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 14 14 10 10 16 16 18 18 58 58
Практические 22 22 14 14 30 30 24 24 90 90
Сам. работа 6 6 4 4 8 8 2 2 20 20
Консультации 0 0 2 2 0 0 2 2 4 4
Часы на контроль 0 0 2 2 0 0 6 6 8 8
Итого 42 42 32 32 54 54 52 52 180 180

Программу составил(и):
Препод., Шипунова Т.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Математика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математики;
Развитие логического, алгоритмического и математического мышления;
Применение полученных знаний при решении различных профессиональных задач;
Формирование и развитие умения находить информацию из различных источников, анализировать, систематизировать и синтезировать ее;
Создание положительной мотивации к обучению, самообучению и саморазвитию;
Расширение представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
Использование полученных знаний и умений в будущей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ЕН

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные понятия линейной алгебры и аналитической геометрии;
основные понятия и методы математического анализа;
виды задач линейного программирования и алгоритм их моделирования;
информационные технологии и сервисы, позволяющие решать учебные задачи разделов курса;
информационные технологии, позволяющие эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами
3.2.Уметь:
3.2.1.решать системы линейных уравнений;
производить действия над векторами, составлять уравнения прямых и определять их взаимное расположение;
вычислять пределы функций;
дифференцировать и интегрировать функции;
составлять типовые модели и решать задачи линейного программирования;
использовать Google-сервисы для эффективной работы;
использовать сквозные цифровые технологии;
использовать инструменты MS Excel для решения типовых задач разделов курса.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Элементы линейной алгебры
1.1. Понятие матрицы. Операции над матрицами Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.2. Понятие матрицы. Операции над матрицами Практические 3 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.3. Определитель матрицы. Свойства определителей Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.4. Определитель матрицы. Свойства определителей Практические 3 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.5. Обратная матрица. Ранг матрицы Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.6. Обратная матрица. Ранг матрицы Практические 3 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.7. Системы линейных уравнений (СЛУ). Методы решения СЛУ Лекции 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.8. Метод Гаусса решения СЛУ Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.9. Экономико-математические методы. Матричные модели Лекции 4 3 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.10. Методы решения СЛУ Практические 4 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.11. Решения матричных уравнений Практические 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.12. Контрольная работа по разделу Практические 5 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
1.13. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 3 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Основы линейного программирования
2.1. Векторы на плоскости и в пространстве Лекции 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.2. Векторы на плоскости и в пространстве Практические 5 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.3. Прямая на плоскости Лекции 4 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.4. Прямая на плоскости Практические 5 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.5. Комплексные числа и действия над ними Лекции 4 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.6. Комплексные числа и действия над ними Практические 5 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.7. Экономико-математическое моделирование. Задача линейного программирования Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.8. Построение линейных моделей Практические 5 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.9. Графический метод решения задачи ЛП Лекции 5 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.10. Графический метод решения задачи ЛП Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.11. Контрольная работа по разделу Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.12. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
2.13. Консультации 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 3. Основы математического анализа
3.1. Понятие функции. Основные понятия и свойства Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.2. Понятие функции. Основные понятия и свойства Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.3. Преобразовани графиков функций Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.4. Предел функции в точке и на бесконечности. Замечательные пределы Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.5. Вычисление пределов. Основные неопределенности Замечательные пределы Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.6. Замечательные пределы Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.7. Непрерывность функции Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.8. Непрерывность функции Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
3.9. Контрольная работа по разделу Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 4. Дифференциальное исчисление функции
4.1. Понятие производной функции. Правила дифференцирования Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.2. Понятие производной функции. Правила дифференцирования Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.3. Производные высших порядков. Производной сложной и обратной функции Лекции 6 6 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.4. Производные высших порядков. Производной сложной и обратной функции Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.5. Геометрический смысл производной. Уравнение касательной Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.6. Исследование явной функции на экстремум. Правило Лопиталя Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.7. Исследование явной функции на экстремум Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.8. Правило Лопиталя Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.9. Частные производные и дифференциалы высших порядков ФНП Лекции 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.10. Частные производные и дифференциалы высших порядков ФНП Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.11. Исследование ФНП на экстремум Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.12. Исследование ФНП на экстремум Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.13. Контрольная работа по разделу Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
4.14. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 5 8 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 5. Интегральное исчисление функции
5.1. Первообразная функции. Неопределенный интеграл и его свойства Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.2. Первообразная функции. Неопределенный интеграл и его свойства Практические 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.3. Методы вычисления неопределенного интеграла Лекции 6 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.4. Методы вычисления неопределенного интеграла Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.5. Определенный интеграл и его свойства Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.6. Определенный интеграл и его свойства Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.7. Методы вычисления определенного интеграла Лекции 3 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.8. Методы вычисления определенного интеграла Практические 6 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.9. Приложения определенного интеграла Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.10. Замена переменной и интегрирование по частям в определенном интеграле. Приложения определенного интеграла Практические 6 0 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.11. Несобственный интеграл и его свойства Лекции 5 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.12. Несобственный интеграл и его свойства Практические 6 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
5.13. Контрольная работа по разделу Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
Раздел 6. Обыкновенные дифференциальные уравнения
6.1. Дифференциальные уравнения (ДУ). Основные понятия и свойства Лекции 4 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.2. ДУ с разделяющимися переменными Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.3. ДУ с разделяющимися переменными Практические 4 4 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.4. Однородные ДУ Лекции 5 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.5. Однородные ДУ Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.6. Контрольная работа по разделу Практические 3 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.7. Подготовка к контрольной работе Сам. работа 6 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2
6.8. Подготовка к сдаче экзамена Консультации 4 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в Приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в Приложении
Приложения
Приложение 1.   Контроль_БУ.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Хрипунова М.Б. - Отв. ред., Цыганок И.И. - Отв. ред. ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Шевалдина, О. Я. Математика в экономике : Учебное псобие для СПО Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хрипунова М.Б ВЫСШАЯ МАТЕМАТИКА. Учебник и практикум для СПО : Учебник и практикум для СПО Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Математика-2 (ЭБУ, Байкин А.А., Линевич Л.А.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel,
- MS PowerPoint,
7-Zip,
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
203Н кабинет математики; кабинет математических дисциплин; кабинет статистики; кабинет математики и информатики; кабинет информационных систем в профессиональной деятельности – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 54 посадочных места; рабочее место преподавателя; маркерная доска – 1 ед.; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; интерактивная доска (марка: Smart) – 1 ед.; проектор (марка: Smart) – 1 ед..; калькуляторы; чертежные принадлежности; модели геометрических тел; раздаточный дидактический материал; учебно-методические издания; таблицы.
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:лекция–визуализация (презентация),лекция-беседа, проблемная лекция и лекция с запланированными ошибками.
При проведении практических занятий:ситуационные методы (решение ситуационных задач, требующих комплексного применения полученных знаний), работа в малых группах.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в выполнении индивидуальных заданий.
Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения дисциплины «Математика» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Рекомендации по работе с литературой.
Работу с литературой целесообразно начать с изучения общих работ по теме, а также учебников и учебных пособий. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели. Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Важно научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений.
При работе с источниками и литературой важно уметь:
• сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
• обобщать и оценивать полученную информацию;
• фиксировать основное содержание, формулировать, устно и письменно, основную идею, составлять план, выделять основные формулы, уметь выводить их на основе полученных знаний;
• работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом;
• пользоваться справочными материалами;
• обращаться за помощью, дополнительными разъяснениями к преподавателю, другим студентам;
• повторять или перефразировать реплику собеседника в подтверждении понимания его высказывания или вопроса;
• обратиться за помощью к собеседнику (уточнить вопрос, переспросить и др.).
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать коллоквиумы, контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
• внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
• внимательно прочитать рекомендованную литературу;
• составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
• порешать основные типовые задачи.