МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология общения и переговоров

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.психол.н., доцент , Тихонова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
д. психол. н., профессор, Ральникова Ирина Александровна

Рабочая программа дисциплины
Психология общения и переговоров

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
доктор психол.наук. профессор Ральникова И.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой доктор психол.наук. профессор Ральникова И.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование у студентов коммуникативной компетентности для построения эффективной коммуникации в профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 способностью разрабатывать и использовать средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения и на отношения субъекта с реальным миром
ПК-16 способностью эффективно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности
ПК-18 способностью консультировать должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием и поддержанием в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологического климата
ПСК-1 подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные категории и понятия психологии общения и переговоров;
основные отечественные и зарубежные подходы и концепции в области психологии общения и ведения переговоров;
методы и специфику психодиагностики особенностей и эффективности общения и переговорного процесса;
современные методы и технологии делового и личного общения, организации и ведения переговорного процесса;
процессуальные и содержательные проблемы делового общения и переговоров в организациях;
критерии эффективности делового общения и переговорного процесса и требования к личности и подготовке психолога-ведущего переговоры;
этические аспекты профессиональной деятельности психолога-ведущего переговоры.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовывать психологическое пространство и взаимодействие в формате переговорного процесса, делового и личного общения;
организовывать деловое общение и переговорные мероприятия в соответствии с возрастом, полом и уровнем образования потенциальных участников процесса;
учитывать факторы, влияющие на успешность личного и делового общения, переговорного процесса;
применять различные психодиагностические, профилактические и коррекционно-развивающие техники в работе с группой.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.общей, профессиональной, информационной и психологической культурой общения и ведения переговорного процесса;
навыками организации, проведения и мониторинга эффективности общения и переговоров;
методами и приемами эффективного психологического взаимодействия с группой;
навыками построения и организации диагностических процедур в формате делового общения и переговорного процесса.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология общения и переговоров
1.1. Общение как предмет научного познания Лекции 9 2 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Общение как предмет научного познания Сам. работа 9 16 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Социальная перцепция. Интерактивная функция общения Лекции 9 2 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.4. Социальная перцепция. Интерактивная функция общения Сам. работа 9 16 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.5. Социальная перцепция. Интерактивная функция общения Практические 9 6 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.6. Психологические особенности общения.Роль и ролевые ожидания в общении Лекции 9 2 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.7. Психологические особенности общения.Роль и ролевые ожидания в общении Сам. работа 9 16 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.8. Психологические особенности общения.Роль и ролевые ожидания в общении Практические 9 6 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.9. Формы делового общения и их характеристики Лекции 9 2 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.10. Формы делового общения и их характеристики Сам. работа 9 14 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.11. Формы делового общения и их характеристики Практические 9 6 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.12. Конфликтное общение. Этичские формы общения Лекции 9 2 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.13. Конфликтное общение. Этичские формы общения Сам. работа 9 14 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.14. Конфликтное общение. Этичские формы общения Практические 9 4 ПК-10, ПК-16, ПК-18, ПСК-1 Л1.1, Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн- курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11298.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-10 Способность разрабатывать и использовать средства воздействия на межличностные и межгрупповые отношения субъекта с реальным миром.
Вопрос 1. Дайте определение понятию "общение".
1. сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной
деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания
другого человека.
2. психологическую компетентность в педагогической деятельности;
3. умение человека представлять себя на рынке труда.
Ответ: 1.
Вопрос 2. Назовите функции общения.
1. коммуникативная (передача, получение и обмен информацией);
2. интерактивная (взаимодействие);
3. перцептивная (восприятие и понимание или взаимопонимание);
4. умение адекватно эмоционально откликаться на психическое состояние другого человека и его поведение;
5. умение выбирать по отношению к каждому такую форму общения, которая отвечала бы его индивидуальным особенностям;
6. знание и умение следовать требованиям этикета как внешнего проявления внутреннего уважения к другим людям.
Ответ: 1-3.
Вопрос 3. Дайте определение понятию "коммуникация".
1. специфический обмен осмысленной информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации;
2. совокупность знаний, умений и навыков эффективного общения.
Ответ: 1.
Вопрос 4.Дайте определение понятию "компетентность".
1. это владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей в себя его личностное отношение к ней и предмету деятельности;
2. комплекс личностных характеристик, необходимый для функционирования в обществе, опыт в той или иной области.
Ответ: 1,2.
Вопрос 5. Дайте определение понятию "коммуникативная компетентность".
1. знание культурных норм, этикета и ограничений в деловом общении; владение разнообразными коммуникативными, интерактивными, перцептивными, презентационными умениями и навыками, вербальными и невербальными средствами общения; моделями, стратегиями, эффективным стилем и формами взаимодействия; техниками убеждающего и внушающего воздействия на партнеров, умение устанавливать обратную связь.
2. умение воспринимать и перерабатывать противоречивую и сложную информацию, находить достойный выход из трудной педагогической и жизненной ситуации.
Ответ: 1.
Вопрос 6. Назовите коммуникативные формы делового общения.
1. монологическая, где преобладают коммуникативные действия — высказывания личности как субъекта — организатора процесса слушания у других субъектов — участников общения (например, лекция, доклад, публичная речь);
2. диалогическая, в которой субъекты взаимодействуют и взаимноактивны (беседа, переговоры, консультация);
3. полилогической, организующей многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации (дискуссия, деловая игра и др.).
Ответ: 1-3.
Вопрос 7. Назовите типы межличностных отношений.
1. императивное;
2. манипулятивное;
3. диалогическое.
Ответ: 1-3.
Вопрос 8. Определите пнятие "межперсональное общение".
1. обычное общение людей, зависящее от индивидуальных особенностей каждого;
2. неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры.
Ответ: 1.
Вопрос 9. Раскройте информационную модель общения.
1. применяется для передачи и получения информации, ее анализа, интерпретации и комментирования;
2. позволяет сделать участников общения своими единомышленниками, выйти из той или иной ситуации с наибольшей продуктивностью;
3. управление эмоциями;
4. умение выйти из психологического кризиса;
5. освоение технологии педагогического общения и взаимодействия с людьми;
6. сознательное самоограничение.
Ответ: 1.
Вопрос 10. Раскройте экспрессивную модель общения.
1. сформировать у участников взаимодействия психоэмоциональный настрой, передать чувства, переживания, побудить к необходимому социальному действию, вовлечь в конкретные акци.
2. Умение образно и доступно излагать свои мысли.
3. Высокая общая культура и эрудиция.
4. Быстрота реакции и мышления.
5. Умение отстаивать и защищать свою точку зрения.
6. Умение пользоваться выразительными (невербальными) средствами.
7. Способность понимать психологию студента, его достоинства и недостатки.
8. Внимательность по отношению к людям. Доброжелательность и терпеливость.
9. Строгость в сочетании со справедливостью.
10. Психологическая устойчивость и находчивость в трудных ситуациях.
11. Аккуратный внешний вид.
Ответ: 1.
Вопрос 11. Раскройте суггестивную модель общения.
1. внушающая, модель общения, искусство внушать, а не рассказывать, широко используется в практике взаимодействия, например на деловых совещаниях, или в воспитательных беседах с людьми, нуждающимися в мотивационной коррекции.
2. Самовлюбленность.
3. Менторство.
4. Застенчивость.
5. Медленная реакция и консерватизм.
6. Стремление подавить студента.
7. Несобранность и лень.
8. Излишняя эмоциональность, взрывчатость.
9. Отсутствие педагогического мастерства.
Ответ: 1.
Вопрос 12. Дайте определения понятию "Рефлексия".
1. процесс поиска и установления умственных связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области (или в целом) с целью определения смыслов, отношений и характеризации образов действий (конструктивная функция рефлексивного механизма).
2. процесс налаживания, проверки и использования связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области (или в целом) при наличии определенных ориентиров в виде смыслов, отношений и образов действий (контрольная функция рефлексии).
Ответ: 1,2.
Вопрос 13. Назовите три формы рефлексии, различающиеся по объекту работы.
1. рефлексия образа действия;
2. рефлексия в области самосознания;
3. рефлексия профессиональной деятельности.
Ответ: 1-3.
Вопрос 14. Назовите факторы внушаемости.
1. неуверенность в себе;
2. тревожность, беспокойство;
3. робость, низкая самооценка;
4. чувство собственной неполноценности;
5. повышенная эмоциональность, впечатлительность;
6. слабое владение логическим анализом;
7. вера в авторитеты;
8. страх ответственности;
9. страх, что не будут любить.
Ответ: 1-7.
Вопрос 15. Назовите ситуативные факторы внушения.
1. некоторые психические состояния (сильное эмоциональное возбуждение, стресс, заболевания, утомление или, наоборот,
покой, расслабление);
2. низкий уровень компетентности, отсутствие реально существующей информации;
3. высокая степень значимости проблемы, вопроса, существа дела;
4. неопределенность, неясность ситуации, положения;
5. дефицит времени;
6. проявляемая эрудиция, интеллект.
Ответ: 1-5.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Раскройте ритуальную модель общения.
Ответ: закрепить и поддержать формальные отношения в деловой среде; обеспечить регуляцию социальной психики в больших
и малых группах людей; сохранить ритуальные традиции организации, связанные с ее корпоративной культурой и миссией, а также создать новые праздники и обряды (например, презентация новых образовательных услуг).
Вопрос 2. Назовити подстили делового стиля.
Ответ: законодательный, дипломатический, административно-канцелярский.
Вопрос 3. Назовите основные характеристики научного стиля.
Ответ:
Вопрос 4. В состав педагогических способностей И. А. Зимняя, Л. А. Григорович включают:
Ответ: дидактические, академические, перцептивные, речевые, коммуникативные, организаторские, авторитарные, прогностические и способность к распределению внимания.
Вопрос 5. В педагогических способностях выделяются группы:
Ответ:
1. отвлеченная обобщенность (считается; говорят; как замечено; нередко; зачастую; как правило; довольно часто; в большинстве случаев; наиболее часты; крайне; и т.п.);
2. логичность изложения информации в виде суждений и умозаключений, веских аргументаций;
3. абстрактная лексика (существуют; имеются; состоит; используются; употребляются; и пр.);
4. вместо местоимения «Я» чаще используется местоимение «Мы» (например: нам представляется; мы считаем; по нашему
мнению; как показывает наш опыт; по нашим наблюдениям; мы придерживаемся точки зрения; и т.п.);
5. безличные предложения (например: необходимо отметить; следует остановиться на рассмотрении; представляется возможным; можно сделать вывод; как свидетельствует практика; следует сказать; и т.п.);
6. сложноподчиненные предложения (придаточные условные с союзом «если, то» и придаточные времени с союзом «в то время
как»).
Вопрос 6. Назовите характеристиками публицистического стиля.
1. информативность сообщения, его документально-фактологическая точность, собирательность, официальность используемых материалов;
2. реальные жизненные явления и факты (проверенные, документальные источники); новизна фактов, в их основе реальные ситуации, события, вести с мест, рассказы очевидцев;
3 книжно-абстрактные средства (например, такие слова, как: «деятельность, обсуждение, исследование, понимание, доминирует, соотносить, процесс, понятие, система, востребованный, свидетельствует, предполагается, проводится, означает, требует, сказывается» и пр.);
4. приемы адресации, т. е. слова выступающего должны быть направлены к какому-то конкретному лицу (или группе). Это, в
свою очередь, предполагает обратную связь — вопросы и ответы («Я обращаюсь к вам, студенты!», «Вы, сидящие в этом
зале», «Ребята!»);
5. доступность информации для аудитории;
6. экспрессивность, повышенная эмоциональность, артистизм. Употребляемые в тексте речи факты, как правило, выступающим оцениваются, комментируются, интерпретируются; широко используются высказывания известных лиц, анекдоты и
исторические казусы (от лат. casus — сложный, запутанный случай), а также пословицы, афоризмы, художественные образы,
повторение слов, метафоры, сравнения, цитаты, иллюстрации;
7. лаконичность речи: для уменьшения текста используется так называемая дистилляция (от лат. distillatio — перегонка, разделение) — тщательное редактирование и сокращение, отбор всего лишнего, предельная стилистическая шлифовка мыслей;
8. юмор, остроты, ирония. В публичном выступлении они в принципе допустимы, в то же время безжалостная насмешка, злой
сарказм, некорректные высказывания в адрес конкретных лиц не всегда уместны, а порой даже действуют разрушительно (например, такое высказывание Бернарда Шоу в адрес докладчика, как: «Я бы очень хотел воспринимать вас всерьез, но это
было бы тяжким оскорблением для вашего интеллекта»).
Вопрос 7. Назовите психологические механизмы восприятия
Ответ: в межгрупповом, деловом общении — социальная стереотипизация на основе превосходства, привлекательности, отношения; в межличностном общении — идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция, каузальная атрибуция.
Вопрос 8. Раскройте разговорно-бытовой стиль речи.
Ответ: обслуживает сферу неформальных отношений,
которые бывают не только в быту, в семье, дружественном кругу,
но и в профессиональной среде.
Вопрос 9. Дайте определение понятию "коммуникативные способности".
Ответ: способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия. В психологической литературе выделяется несколько групп коммуникативных способностей:
Вопрос 10. Назовите группы коммуникативных способностей.
Ответ:
• Познание другогочеловеком. Эта группа способностей включает оценку человека как личности, отдельных черт личности, мотивов и намерений, оценку связи внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение «читать» позы, жесты, мимику, пантомимику.
• Познание самого себя. Предполагает оценку своих знаний, оценку своих способностей, оценку своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны и выглядит в глазах окружающих его людей.
• Умение правильно оценить ситуацию общения — это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные её признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
Вопрос 11. Раскройте коммуникативный стиль речи.
Ответ: совокупность привычных для человека способов и средств установления и поддержания контактов с окружающими в различных формах делового взаимодействия: деловых встречах, беседах и переговорах, в дискуссиях и спорах, при принятии коллективных решений или выработке концептуальных и стратегических
направлений развития организации, при преодолении конфликтов.
Вопрос 12. Дайте определение понятию "перцепция".
Ответ: процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения.
Вопрос 13. Дайте определение понятию "межличностная перцепция".
Ответ: процесс восприятия, познания и понимания друг друга. Навыки адекватной оценки собеседника проявляются в умении понимать настроение партнера по вербальному и невербальному поведению.
Вопрос 14. Определите понятие "социальный стереотип".
Ответ: это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной группы.
Вопрос 15. Определите понятие "проекция".
Ответ: неосознанное, непроизвольное приписывание другим своих собственных психологических, нравственных качеств и состояний, суждение о людях по аналогии с самим собой.
Вопрос 16. Раскройте эффект снисходительности.
Ответ: мы оцениваем другого человека чаще положительно, чем негативно, и используем по отношению к нему позитивные характеристики тогда, когда он по отношению к нам не конкурентоспособен или вызывает чувство жалости из-за неуверенности в себе, закомплексованности, ущербности.
Вопрос 17. Дайте определение понятию "эмпатия".
Ответ: эмоциональное сопереживание другому человеку, основанное на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, как он оценивает окружающий мир.
Вопрос 18. Дайте определение понятию "рефлексия".
Ответ: Рефлексия — это осознание человеком того, как он воспринимается партнерами по общению. В рефлексии представлены как минимум шесть человек: индивид, каков он есть на самом деле; индивид, каким он сам видит себя; индивид, каким он видится другому человеку, а также эти же три позиции со стороны другого.
Вопрос 19. Дайте определение понятию "Педагогическое общение".
Ответ: взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров.
Вопрос 20. Дайте определение понятию "Синдром эмоционального выгорания".
Ответ: синдром, возникающий на фоне хронического стресса без соответствующей психо-эмоциональной разрядки, ведущий к эмоционально-энергетическому истощению работающего человека.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-16 Способность эффективно взаимодействовать с сотрудниками правоохранительных органов, военными специалистами по вопросам организации психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности, в том числе в условиях террористических актов, массовых беспорядков, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, катастроф и боевой деятельности.
Вопрос 1. Назовите свойства личности, которые можно отнести к устойчивым дифектам общения.
1. тревожость;
2. ригидность;
3. умение человека представлять себя на рынке труда.
Ответ: 1,2.
Вопрос 2. Назовите виды тревожности.
1. невротическая;
2. психотическая;
3. перцептивная (восприятие и понимание или взаимопонимание);
4. умение адекватно эмоционально откликаться на психическое состояние другого человека и его поведение;
5. умение выбирать по отношению к каждому такую форму общения, которая отвечала бы его индивидуальным особенностям;
6. знание и умение следовать требованиям этикета как внешнего проявления внутреннего уважения к другим людям.
Ответ: 1, 2.
Вопрос 3. Дайте определение понятию "деструктивное общение".
1. формы и особенности межличностных контактов, которые отрицательно сказываются на собеседниках и осложняют процесс взаимопонимания;
2. совокупность знаний, умений и навыков эффективного общения.
Ответ: 1.
Вопрос 4. Дайте определение понятию "репрезентативная система".
1. система, посредством которой субъектом воспринимается, перерабатывается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира;
2. комплекс личностных характеристик, необходимый для функционирования в обществе, опыт в той или иной области.
Ответ: 1.
Вопрос 5. Назовите каналы восприятия.
1. визуальный;
2. аудиальный;
3. кинестетический;
4. дискретный.
Ответ: 1-4.
Вопрос 6. Дайте определение понятию "подстройка".
1. использование в своем поведении ключевых поведенческих сигналов других людей;
2. диалогическая, в которой субъекты взаимодействуют и взаимноактивны (беседа, переговоры, консультация);
3. полилогической, организующей многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации (дискуссия, деловая игра и др.).
Ответ: 1.
Вопрос 7. Определите понятие "калибровка".
1. «чтение» окружающих, расшифровка смысла движения глаз, мимики, ритма дыхания и других форм невербальных сигналов.;
2. манипулятивное;
3. диалогическое.
Ответ: 1.
Вопрос 8. Определите пнятие "имидж".
1. облик, образ, тип;
2. неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры.
Ответ: 1.
Вопрос 9. Раскройте характеристики имиджа личности.
1. внешний облик (привлекательность, уверенность в себе, адекватность внешнего облика ситуации, поведенческая направленность личности и др.);
2. внутреннее содержание личности (интеллект, ценностной потенциал, цели, внутренняя культура и др.);
3. психологический тип (склонность к общению и лидерству, направленность на власть, авторитет, на человеческие отношения, на результат, иерархия временных «Я» — личности).
Ответ: 1-3.
Вопрос 10. Назовите шаги формирования имиджа.
1. определение стартовых условий (цель, время, коммуникативный практикум);
2. овладение техниками установления контакта для формирования благоприятного первого впечатления;
3. сотворение внешности (одежда, макияж, невербальные сигналы);
4. отработка коммуникативной техники (речи, презентационных умений и навыков);
5. овладение эффективной поведенческой техникой (поведение при взаимодействии, поведение в конфликте);
6. совершенствование профессиональной и коммуникативной компетентности (способность к развитию);
7. изучение законов ортобиоза (здоровый образ жизни, рациональное питание, спорт и психогигиена);
8. психическое здоровье (умение противостоять стрессу, овладение техниками релаксации — уменьшения напряжения).
Ответ: 1-8.
Вопрос 11. Определите интерактивную функцию общения.
1. обеспечивает взаимодействие людей в организации, непосредственную организацию их совместной деятельности.
2. взаимная связь людей и воздействие друг на друга.
3. факт взаимных изменений как результат взаимовлияния.
Ответ: 1-3.
Вопрос 12. Дайте определения понятию "Рефлексия".
1. процесс поиска и установления умственных связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области (или в целом) с целью определения смыслов, отношений и характеризации образов действий (конструктивная функция рефлексивного механизма).
2. процесс налаживания, проверки и использования связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области (или в целом) при наличии определенных ориентиров в виде смыслов, отношений и образов действий (контрольная функция рефлексии).
Ответ: 1,2.
Вопрос 13. Назовите три формы рефлексии, различающиеся по объекту работы.
1. рефлексия образа действия;
2. рефлексия в области самосознания;
3. рефлексия профессиональной деятельности.
Ответ: 1-3.
Вопрос 14. Назовите уровни общения.
1. макроуровень;
2. мезауровень;
Ответ: 1,2.
Вопрос 15. Дайте определение понятия "Межличностные отношения".
1. субъективно переживаемые связи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний партнеров в ходе совместной деятельности;
2. низкий уровень компетентности, отсутствие реально существующей информации;
3. высокая степень значимости проблемы, вопроса, существа дела;
4. неопределенность, неясность ситуации, положения;
5. дефицит времени;
6. проявляемая эрудиция, интеллект.
Ответ: 1.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Назовите механизмы конструктивного взаимодействия.
Ответ: взаимопонимание, координация, согласование, партнерство.
Вопрос 2. Назовити роли межличностного взаимодействия.
Ответ: ведущие — так называемые «предпочитаемые» лица: «звезды», авторитетные, харизматичные, честолюбивые, лидеры мнений или чем-то иным привлекательные для окружающих; ведомые — все остальные, включая «непредпочитаемых», с которыми сотрудничают только вынужденно и, как правило, делают их ответственными за все промахи и неудачи.
Вопрос 3. Определите понятие "совместимость".
Ответ: оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность группы в данном составе работать бесконфликтно и согласованно, что создает условия для эффективной совместной деятельности.
Вопрос 4. Назовите уровни совместимости.
Ответ:
1. физиологический (сочетание особенностей уровня темперамента);
2. психофизиологический (динамические характеристики психофизиологических реакций, потребностей, биоритмов, связанные с основными психическими процессами: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание);
3. психологический (предполагает соответствие характеров, интересов, эмоций);
4. социально-психологический (связанный с согласованием социальных ролей, интересов, ценностей, культурного и общеобразовательного уровней развития человека).
Вопрос 5. Дайте определение понятию "сработанность".
Ответ: согласованность в работе между участниками совместной деятельности.
Вопрос 6. Определите понятие "Фасцинация".
Ответ: специально организованное вербальное воздействие на поведение участника групповой работы, с целью формирования доверия и повышения эффективности воздействия информации.
Вопрос 7. Назовите способы поведения по Э. Берну.
Ответ: Родитель, Взрослый, Ребенок.
Вопрос 8. Дайте определение понятию "Самооценка".
Ответ: Самооценка — это наша общая оценка своей компетентности и ценности. Самооценка бывает заниженная (уровень притязаний ниже уровня возможностей), завышенная (уровень притязаний выше уровня возможностей) и адекватная, когда уровень притязаний соответствует уровню возможностей. Обычно мы себя оцениваем на интерпретациях своих умений, практических действий, реального поведения, а также на анализе реакций других людей. В соответствии с нашим собственным восприятием себя мы формируем впечатление о себе.
Вопрос 9. Назовите способы регулирования деструктивного поведения.
Ответ: соперничество, избегание, компромисс, приспособление, сотрудничество.
Вопрос 10. Назовите формы партнерских отношений.
Ответ: субъект-субъектные, субъект-объектные, объект-субъектные.
Вопрос 11. Определите понятие "Стиль общения".
Ответ: индивидуальная (автократическая, демократическая или либеральная) стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия.
Вопрос 12. Дайте определение понятию "конкуренция".
Ответ: взаимодействие в группе, характеризующееся противостоянием, противоборством сторон для достижения собственных целей и интересов.
Вопрос 13. Дайте определение понятию "кооперация".
Ответ: форма групповой интеграции — это действия по объединению и согласованию общих усилий при реализации совместной деятельности в команде.
Вопрос 14. Укажте 2 стороны кооперативного взаимодействия.
Ответ: разделение процесса единой деятельности между партнерами; изменение участия каждого в соответствии с его целями и мотивами.
Вопрос 15. Определите понятие "Организационная культура".
Ответ: свод ключевых ценностей, норм, убеждений, предпочтений, которые понимаются и разделяются всеми членами группы.
Вопрос 16. Организационная культура включает....
Ответ:
1. я «неписаные правила» — корпоративный кодекс, миссия и политика;
2. в устойчивость и стабильность взаимодействия;
3. знание особенностей поведения людей и на этой основе сохранение их работоспособности и эмоциональной устойчивости;
4. уважение партнеров по взаимодействию, лояльность;
5. эффективные вербальные и невербальные контакты;
6. регуляцию социально-психологического климата и создание условий для совместимости и срабатываемости;
7. владение навыками социальной компетентности, развитие эмоционального интеллекта участников взаимодействия;
8. способность понимать и следовать нормам совместной деятельности;
9. владение и гибкое использование различных стилей и стратегий;
10. умение управлять групповыми и межличностными конфликтами;
11. адекватную самооценку участников и способность к сопереживанию;
12. способность каждого к саморазвитию и самообучению.
Вопрос 17. Дайте определение понятию "эмпатия".
Ответ: эмоциональное сопереживание другому человеку, основанное на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, как он оценивает окружающий мир.
Вопрос 18. Дайте определение понятию "рефлексия".
Ответ: Рефлексия — это осознание человеком того, как он воспринимается партнерами по общению. В рефлексии представлены как минимум шесть человек: индивид, каков он есть на самом деле; индивид, каким он сам видит себя; индивид, каким он видится другому человеку, а также эти же три позиции со стороны другого.
Вопрос 19. Дайте определение понятию "Коммуникация".
Ответ: процесс передачи осмысленной информации, ее эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации.
Вопрос 20. Дайте определение понятию "Синдром эмоционального выгорания".
Ответ: синдром, возникающий на фоне хронического стресса без соответствующей психо-эмоциональной разрядки, ведущий к эмоционально-энергетическому истощению работающего человека.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПК-18 Способность консультировать должностных лиц по психологическим проблемам, связанным с организацией служебной деятельности личного состава, формированием и поддержанием в служебных коллективах благоприятного психологического климата.
Вопрос 1. Назовите свойства личности, которые можно отнести к устойчивым дифектам общения.
1. тревожость;
2. ригидность;
3. умение человека представлять себя на рынке труда.
Ответ: 1,2.
Вопрос 2. Назовите виды тревожности.
1. невротическая;
2. психотическая;
3. перцептивная (восприятие и понимание или взаимопонимание);
4. умение адекватно эмоционально откликаться на психическое состояние другого человека и его поведение;
5. умение выбирать по отношению к каждому такую форму общения, которая отвечала бы его индивидуальным особенностям;
6. знание и умение следовать требованиям этикета как внешнего проявления внутреннего уважения к другим людям.
Ответ: 1, 2.
Вопрос 3. Дайте определение понятию "деструктивное общение".
1. формы и особенности межличностных контактов, которые отрицательно сказываются на собеседниках и осложняют процесс взаимопонимания;
2. совокупность знаний, умений и навыков эффективного общения.
Ответ: 1.
Вопрос 4. Дайте определение понятию "репрезентативная система".
1. система, посредством которой субъектом воспринимается, перерабатывается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира;
2. комплекс личностных характеристик, необходимый для функционирования в обществе, опыт в той или иной области.
Ответ: 1.
Вопрос 5. Назовите каналы восприятия.
1. визуальный;
2. аудиальный;
3. кинестетический;
4. дискретный.
Ответ: 1-4.
Вопрос 6. Дайте определение понятию "подстройка".
1. использование в своем поведении ключевых поведенческих сигналов других людей;
2. диалогическая, в которой субъекты взаимодействуют и взаимноактивны (беседа, переговоры, консультация);
3. полилогической, организующей многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации (дискуссия, деловая игра и др.).
Ответ: 1.
Вопрос 7. Определите понятие "калибровка".
1. «чтение» окружающих, расшифровка смысла движения глаз, мимики, ритма дыхания и других форм невербальных сигналов.;
2. манипулятивное;
3. диалогическое.
Ответ: 1.
Вопрос 8. Определите пнятие "имидж".
1. облик, образ, тип;
2. неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры.
Ответ: 1.
Вопрос 9. Раскройте характеристики имиджа личности.
1. внешний облик (привлекательность, уверенность в себе, адекватность внешнего облика ситуации, поведенческая направленность личности и др.);
2. внутреннее содержание личности (интеллект, ценностной потенциал, цели, внутренняя культура и др.);
3. психологический тип (склонность к общению и лидерству, направленность на власть, авторитет, на человеческие отношения, на результат, иерархия временных «Я» — личности).
Ответ: 1-3.
Вопрос 10. Назовите шаги формирования имиджа.
1. определение стартовых условий (цель, время, коммуникативный практикум);
2. овладение техниками установления контакта для формирования благоприятного первого впечатления;
3. сотворение внешности (одежда, макияж, невербальные сигналы);
4. отработка коммуникативной техники (речи, презентационных умений и навыков);
5. овладение эффективной поведенческой техникой (поведение при взаимодействии, поведение в конфликте);
6. совершенствование профессиональной и коммуникативной компетентности (способность к развитию);
7. изучение законов ортобиоза (здоровый образ жизни, рациональное питание, спорт и психогигиена);
8. психическое здоровье (умение противостоять стрессу, овладение техниками релаксации — уменьшения напряжения).
Ответ: 1-8.
Вопрос 11. Определите интерактивную функцию общения.
1. обеспечивает взаимодействие людей в организации, непосредственную организацию их совместной деятельности.
2. взаимная связь людей и воздействие друг на друга.
3. факт взаимных изменений как результат взаимовлияния.
Ответ: 1-3.
Вопрос 12. Дайте определения понятию "Рефлексия".
1. процесс поиска и установления умственных связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области (или в целом) с целью определения смыслов, отношений и характеризации образов действий (конструктивная функция рефлексивного механизма).
2. процесс налаживания, проверки и использования связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области (или в целом) при наличии определенных ориентиров в виде смыслов, отношений и образов действий (контрольная функция рефлексии).
Ответ: 1,2.
Вопрос 13. Назовите три формы рефлексии, различающиеся по объекту работы.
1. рефлексия образа действия;
2. рефлексия в области самосознания;
3. рефлексия профессиональной деятельности.
Ответ: 1-3.
Вопрос 14. Назовите уровни общения.
1. макроуровень;
2. мезауровень;
Ответ: 1,2.
Вопрос 15. Дайте определение понятия "Межличностные отношения".
1. субъективно переживаемые связи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний партнеров в ходе совместной деятельности;
2. низкий уровень компетентности, отсутствие реально существующей информации;
3. высокая степень значимости проблемы, вопроса, существа дела;
4. неопределенность, неясность ситуации, положения;
5. дефицит времени;
6. проявляемая эрудиция, интеллект.
Ответ: 1.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Назовите механизмы конструктивного взаимодействия.
Ответ: взаимопонимание, координация, согласование, партнерство.
Вопрос 2. Назовити роли межличностного взаимодействия.
Ответ: ведущие — так называемые «предпочитаемые» лица: «звезды», авторитетные, харизматичные, честолюбивые, лидеры мнений или чем-то иным привлекательные для окружающих; ведомые — все остальные, включая «непредпочитаемых», с которыми сотрудничают только вынужденно и, как правило, делают их ответственными за все промахи и неудачи.
Вопрос 3. Определите понятие "совместимость".
Ответ: оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность группы в данном составе работать бесконфликтно и согласованно, что создает условия для эффективной совместной деятельности.
Вопрос 4. Назовите уровни совместимости.
Ответ:
1. физиологический (сочетание особенностей уровня темперамента);
2. психофизиологический (динамические характеристики психофизиологических реакций, потребностей, биоритмов, связанные с основными психическими процессами: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание);
3. психологический (предполагает соответствие характеров, интересов, эмоций);
4. социально-психологический (связанный с согласованием социальных ролей, интересов, ценностей, культурного и общеобразовательного уровней развития человека).
Вопрос 5. Дайте определение понятию "сработанность".
Ответ: согласованность в работе между участниками совместной деятельности.
Вопрос 6. Определите понятие "Фасцинация".
Ответ: специально организованное вербальное воздействие на поведение участника групповой работы, с целью формирования доверия и повышения эффективности воздействия информации.
Вопрос 7. Назовите способы поведения по Э. Берну.
Ответ: Родитель, Взрослый, Ребенок.
Вопрос 8. Дайте определение понятию "Самооценка".
Ответ: Самооценка — это наша общая оценка своей компетентности и ценности. Самооценка бывает заниженная (уровень притязаний ниже уровня возможностей), завышенная (уровень притязаний выше уровня возможностей) и адекватная, когда уровень притязаний соответствует уровню возможностей. Обычно мы себя оцениваем на интерпретациях своих умений, практических действий, реального поведения, а также на анализе реакций других людей. В соответствии с нашим собственным восприятием себя мы формируем впечатление о себе.
Вопрос 9. Назовите способы регулирования деструктивного поведения.
Ответ: соперничество, избегание, компромисс, приспособление, сотрудничество.
Вопрос 10. Назовите формы партнерских отношений.
Ответ: субъект-субъектные, субъект-объектные, объект-субъектные.
Вопрос 11. Определите понятие "Стиль общения".
Ответ: индивидуальная (автократическая, демократическая или либеральная) стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия.
Вопрос 12. Дайте определение понятию "конкуренция".
Ответ: взаимодействие в группе, характеризующееся противостоянием, противоборством сторон для достижения собственных целей и интересов.
Вопрос 13. Дайте определение понятию "кооперация".
Ответ: форма групповой интеграции — это действия по объединению и согласованию общих усилий при реализации совместной деятельности в команде.
Вопрос 14. Укажте 2 стороны кооперативного взаимодействия.
Ответ: разделение процесса единой деятельности между партнерами; изменение участия каждого в соответствии с его целями и мотивами.
Вопрос 15. Определите понятие "Организационная культура".
Ответ: свод ключевых ценностей, норм, убеждений, предпочтений, которые понимаются и разделяются всеми членами группы.
Вопрос 16. Организационная культура включает....
Ответ:
1. я «неписаные правила» — корпоративный кодекс, миссия и политика;
2. в устойчивость и стабильность взаимодействия;
3. знание особенностей поведения людей и на этой основе сохранение их работоспособности и эмоциональной устойчивости;
4. уважение партнеров по взаимодействию, лояльность;
5. эффективные вербальные и невербальные контакты;
6. регуляцию социально-психологического климата и создание условий для совместимости и срабатываемости;
7. владение навыками социальной компетентности, развитие эмоционального интеллекта участников взаимодействия;
8. способность понимать и следовать нормам совместной деятельности;
9. владение и гибкое использование различных стилей и стратегий;
10. умение управлять групповыми и межличностными конфликтами;
11. адекватную самооценку участников и способность к сопереживанию;
12. способность каждого к саморазвитию и самообучению.
Вопрос 17. Дайте определение понятию "эмпатия".
Ответ: эмоциональное сопереживание другому человеку, основанное на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, как он оценивает окружающий мир.
Вопрос 18. Дайте определение понятию "рефлексия".
Ответ: Рефлексия — это осознание человеком того, как он воспринимается партнерами по общению. В рефлексии представлены как минимум шесть человек: индивид, каков он есть на самом деле; индивид, каким он сам видит себя; индивид, каким он видится другому человеку, а также эти же три позиции со стороны другого.
Вопрос 19. Дайте определение понятию "Коммуникация".
Ответ: процесс передачи осмысленной информации, ее эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации.
Вопрос 20. Дайте определение понятию "Синдром эмоционального выгорания".
Ответ: синдром, возникающий на фоне хронического стресса без соответствующей психо-эмоциональной разрядки, ведущий к эмоционально-энергетическому истощению работающего человека.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ПСК-1 Подготовка межведомственных команд по оказанию психологической помощи социальным группам и отдельным лицам.
Вопрос 1. Назовите свойства личности, которые можно отнести к устойчивым дифектам общения.
1. тревожость;
2. ригидность;
3. умение человека представлять себя на рынке труда.
Ответ: 1,2.
Вопрос 2. Назовите виды тревожности.
1. невротическая;
2. психотическая;
3. перцептивная (восприятие и понимание или взаимопонимание);
4. умение адекватно эмоционально откликаться на психическое состояние другого человека и его поведение;
5. умение выбирать по отношению к каждому такую форму общения, которая отвечала бы его индивидуальным особенностям;
6. знание и умение следовать требованиям этикета как внешнего проявления внутреннего уважения к другим людям.
Ответ: 1, 2.
Вопрос 3. Дайте определение понятию "деструктивное общение".
1. формы и особенности межличностных контактов, которые отрицательно сказываются на собеседниках и осложняют процесс взаимопонимания;
2. совокупность знаний, умений и навыков эффективного общения.
Ответ: 1.
Вопрос 4. Дайте определение понятию "репрезентативная система".
1. система, посредством которой субъектом воспринимается, перерабатывается и утилизируется информация, поступающая из внешнего мира;
2. комплекс личностных характеристик, необходимый для функционирования в обществе, опыт в той или иной области.
Ответ: 1.
Вопрос 5. Назовите каналы восприятия.
1. визуальный;
2. аудиальный;
3. кинестетический;
4. дискретный.
Ответ: 1-4.
Вопрос 6. Дайте определение понятию "подстройка".
1. использование в своем поведении ключевых поведенческих сигналов других людей;
2. диалогическая, в которой субъекты взаимодействуют и взаимноактивны (беседа, переговоры, консультация);
3. полилогической, организующей многостороннее общение, которое чаще всего носит характер своеобразной борьбы за овладение коммуникативной инициативой и связано со стремлением максимально эффективной ее реализации (дискуссия, деловая игра и др.).
Ответ: 1.
Вопрос 7. Определите понятие "калибровка".
1. «чтение» окружающих, расшифровка смысла движения глаз, мимики, ритма дыхания и других форм невербальных сигналов.;
2. манипулятивное;
3. диалогическое.
Ответ: 1.
Вопрос 8. Определите пнятие "имидж".
1. облик, образ, тип;
2. неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психологические барьеры.
Ответ: 1.
Вопрос 9. Раскройте характеристики имиджа личности.
1. внешний облик (привлекательность, уверенность в себе, адекватность внешнего облика ситуации, поведенческая направленность личности и др.);
2. внутреннее содержание личности (интеллект, ценностной потенциал, цели, внутренняя культура и др.);
3. психологический тип (склонность к общению и лидерству, направленность на власть, авторитет, на человеческие отношения, на результат, иерархия временных «Я» — личности).
Ответ: 1-3.
Вопрос 10. Назовите шаги формирования имиджа.
1. определение стартовых условий (цель, время, коммуникативный практикум);
2. овладение техниками установления контакта для формирования благоприятного первого впечатления;
3. сотворение внешности (одежда, макияж, невербальные сигналы);
4. отработка коммуникативной техники (речи, презентационных умений и навыков);
5. овладение эффективной поведенческой техникой (поведение при взаимодействии, поведение в конфликте);
6. совершенствование профессиональной и коммуникативной компетентности (способность к развитию);
7. изучение законов ортобиоза (здоровый образ жизни, рациональное питание, спорт и психогигиена);
8. психическое здоровье (умение противостоять стрессу, овладение техниками релаксации — уменьшения напряжения).
Ответ: 1-8.
Вопрос 11. Определите интерактивную функцию общения.
1. обеспечивает взаимодействие людей в организации, непосредственную организацию их совместной деятельности.
2. взаимная связь людей и воздействие друг на друга.
3. факт взаимных изменений как результат взаимовлияния.
Ответ: 1-3.
Вопрос 12. Дайте определения понятию "Рефлексия".
1. процесс поиска и установления умственных связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области (или в целом) с целью определения смыслов, отношений и характеризации образов действий (конструктивная функция рефлексивного механизма).
2. процесс налаживания, проверки и использования связей между существующей ситуацией и мировоззрением личности в данной области (или в целом) при наличии определенных ориентиров в виде смыслов, отношений и образов действий (контрольная функция рефлексии).
Ответ: 1,2.
Вопрос 13. Назовите три формы рефлексии, различающиеся по объекту работы.
1. рефлексия образа действия;
2. рефлексия в области самосознания;
3. рефлексия профессиональной деятельности.
Ответ: 1-3.
Вопрос 14. Назовите уровни общения.
1. макроуровень;
2. мезауровень;
Ответ: 1,2.
Вопрос 15. Дайте определение понятия "Межличностные отношения".
1. субъективно переживаемые связи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний партнеров в ходе совместной деятельности;
2. низкий уровень компетентности, отсутствие реально существующей информации;
3. высокая степень значимости проблемы, вопроса, существа дела;
4. неопределенность, неясность ситуации, положения;
5. дефицит времени;
6. проявляемая эрудиция, интеллект.
Ответ: 1.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Основание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50% заданий;
- "не зачтено" - не верно выполнено 50% заданий и более;
- "отлично" - верно выполнено 85% - 100% заданий;
- "хорошо" - верно выполнено 70% - 84% заданий;
- "удовлетворительно" -верно выполнено 51% - 69% заданий;
- "неудовлетворительно" -верно выполнено 50% и менее заданий.

Вопрос 1. Назовите механизмы конструктивного взаимодействия.
Ответ: взаимопонимание, координация, согласование, партнерство.
Вопрос 2. Назовити роли межличностного взаимодействия.
Ответ: ведущие — так называемые «предпочитаемые» лица: «звезды», авторитетные, харизматичные, честолюбивые, лидеры мнений или чем-то иным привлекательные для окружающих; ведомые — все остальные, включая «непредпочитаемых», с которыми сотрудничают только вынужденно и, как правило, делают их ответственными за все промахи и неудачи.
Вопрос 3. Определите понятие "совместимость".
Ответ: оптимальное сочетание свойств участников взаимодействия, возможность группы в данном составе работать бесконфликтно и согласованно, что создает условия для эффективной совместной деятельности.
Вопрос 4. Назовите уровни совместимости.
Ответ:
1. физиологический (сочетание особенностей уровня темперамента);
2. психофизиологический (динамические характеристики психофизиологических реакций, потребностей, биоритмов, связанные с основными психическими процессами: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание);
3. психологический (предполагает соответствие характеров, интересов, эмоций);
4. социально-психологический (связанный с согласованием социальных ролей, интересов, ценностей, культурного и общеобразовательного уровней развития человека).
Вопрос 5. Дайте определение понятию "сработанность".
Ответ: согласованность в работе между участниками совместной деятельности.
Вопрос 6. Определите понятие "Фасцинация".
Ответ: специально организованное вербальное воздействие на поведение участника групповой работы, с целью формирования доверия и повышения эффективности воздействия информации.
Вопрос 7. Назовите способы поведения по Э. Берну.
Ответ: Родитель, Взрослый, Ребенок.
Вопрос 8. Дайте определение понятию "Самооценка".
Ответ: Самооценка — это наша общая оценка своей компетентности и ценности. Самооценка бывает заниженная (уровень притязаний ниже уровня возможностей), завышенная (уровень притязаний выше уровня возможностей) и адекватная, когда уровень притязаний соответствует уровню возможностей. Обычно мы себя оцениваем на интерпретациях своих умений, практических действий, реального поведения, а также на анализе реакций других людей. В соответствии с нашим собственным восприятием себя мы формируем впечатление о себе.
Вопрос 9. Назовите способы регулирования деструктивного поведения.
Ответ: соперничество, избегание, компромисс, приспособление, сотрудничество.
Вопрос 10. Назовите формы партнерских отношений.
Ответ: субъект-субъектные, субъект-объектные, объект-субъектные.
Вопрос 11. Определите понятие "Стиль общения".
Ответ: индивидуальная (автократическая, демократическая или либеральная) стабильная форма коммуникативного поведения человека, проявляющаяся в любых условиях взаимодействия.
Вопрос 12. Дайте определение понятию "конкуренция".
Ответ: взаимодействие в группе, характеризующееся противостоянием, противоборством сторон для достижения собственных целей и интересов.
Вопрос 13. Дайте определение понятию "кооперация".
Ответ: форма групповой интеграции — это действия по объединению и согласованию общих усилий при реализации совместной деятельности в команде.
Вопрос 14. Укажте 2 стороны кооперативного взаимодействия.
Ответ: разделение процесса единой деятельности между партнерами; изменение участия каждого в соответствии с его целями и мотивами.
Вопрос 15. Определите понятие "Организационная культура".
Ответ: свод ключевых ценностей, норм, убеждений, предпочтений, которые понимаются и разделяются всеми членами группы.
Вопрос 16. Организационная культура включает....
Ответ:
1. я «неписаные правила» — корпоративный кодекс, миссия и политика;
2. в устойчивость и стабильность взаимодействия;
3. знание особенностей поведения людей и на этой основе сохранение их работоспособности и эмоциональной устойчивости;
4. уважение партнеров по взаимодействию, лояльность;
5. эффективные вербальные и невербальные контакты;
6. регуляцию социально-психологического климата и создание условий для совместимости и срабатываемости;
7. владение навыками социальной компетентности, развитие эмоционального интеллекта участников взаимодействия;
8. способность понимать и следовать нормам совместной деятельности;
9. владение и гибкое использование различных стилей и стратегий;
10. умение управлять групповыми и межличностными конфликтами;
11. адекватную самооценку участников и способность к сопереживанию;
12. способность каждого к саморазвитию и самообучению.
Вопрос 17. Дайте определение понятию "эмпатия".
Ответ: эмоциональное сопереживание другому человеку, основанное на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, как он оценивает окружающий мир.
Вопрос 18. Дайте определение понятию "рефлексия".
Ответ: Рефлексия — это осознание человеком того, как он воспринимается партнерами по общению. В рефлексии представлены как минимум шесть человек: индивид, каков он есть на самом деле; индивид, каким он сам видит себя; индивид, каким он видится другому человеку, а также эти же три позиции со стороны другого.
Вопрос 19. Дайте определение понятию "Коммуникация".
Ответ: процесс передачи осмысленной информации, ее эмоционального и интеллектуального содержания от отправителя к получателю, т. е. от человека, группы или организации другому человеку, группе или организации.
Вопрос 20. Дайте определение понятию "Синдром эмоционального выгорания".
Ответ: синдром, возникающий на фоне хронического стресса без соответствующей психо-эмоциональной разрядки, ведущий к эмоционально-энергетическому истощению работающего человека.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Отлично" (зачтено): ответ полный, развернутый.Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Хорошо" (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов.Студент хорошо владеет пройденным программным материалом, владеет основной литературой, суждения правильны.
"Удовлетворительно" (зачтено): ответ не полный. В терминологии имеются недостатки.Студент владеет программным материалом, но имеются недостатки.Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Общение как предмет научного познания.
2. Социальная перцепция.
3. Интерактивные функции общения.
4. Коммуникативная функция общения.
5. Психологические особенности общения.
6. Роль и ролевые ожидания в общении.
7. Формы делового общения и их характеристики.
8. Конфликтное общение.
9. Этические формы общения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Дайте определение понятию «общение». Какие формы и виды общения вы знаете?
2. В чем суть компетентностного подхода к обучению общению?
3. Чем различаются формальное и неформальное общение?
4. Назовите функции, которые проявляются в общении.
5. Раскройте содержание классификации функций общения по критерию цели.
6. Что, на ваш взгляд, исследует психология общения?
7. Каковы модели общения и их предназначение?
8. Выявите достоинства и недостатки разных моделей общения применительно к таким формам, как переговоры, презентации,
публичная лекция, пресс-конференция, торги, деловое совещание.
9. По какому принципу классифицируются традиционные стили общения?
10 В чем особенности научного стиля общения?
11. В чем особенности делового стиля общения?
12. Какова специфика публицистического стиля общения?
13. Назовите типы коммуникативных стилей личности и дайте их характеристики.
14. Выделите достоинства и недостатки применительно к каждому из стилей.
15. На каком из перечисленных уровней общения предпочитаете общаться вы?
16. Сформулируйте, в чем состоят особенности перцептивной функции общения
17. Какова роль первого впечатления в общении и что необходимо делать для формирования позитивного первого впечатлении?
18. Какие существуют механизмы взаимопонимания в общении?
19. Охарактеризуйте основные ошибки межличностного восприятия.
20. Что такое «эффект ореола» и «каузальная атрибуция»?
21. Что такое стереотипы общения? Какие стереотипы вы знаете?
22. Насколько велика роль стереотипизации в деловом общении?
23. Каким образом можно уменьшить влияние ошибок восприятия на общение?
24. Что такое межличностная аттракция и какова ее роль в общении?
25. Какие существуют эффекты межличностного восприятия и взаимопонимания?
26. В чем проявляются трудности и дефекты общения и как их преодолевать?
27. Какие сенсорные каналы влияют на эффективность взаимодействия?
28. Каковы ключи доступа в сенсорные каналы и виды подстройки?
29. Каков механизм формирования профессионального имиджа?
30. Что такое самопрезентация и самомаркетинг и каковы техники их осуществления?

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Проанализируйте информацию о том, как другие видят вас. Повторите упражнение по восприятию себя, но одновременно записывая, что думают о вас другие люди. Используйте следующие выражения: «Люди считают, что у меня есть навыки в...», «Люди считают, что у меня способности к...», «Люди считают, что я знаю о...», «Люди считают, что я компетентен в...».
Вспомните, кто говорил вам об этих талантах, способностях и характеристиках.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скибицкая И. Ю., Скибицкий Э. Г. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Ефимова Наталия Сергеевна Социальная психология: Учебное пособие ФОРУМ, 2018 znanium.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фатеева И. М. Культура речи и деловое общение: Учебники и учебные пособия для ВУЗов МИРБИС|Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Букина Е.Я., Климакова Е.В. Деловое общение: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2011 www.studentlibrary.ru
Л2.3 Нестерова А.А., Суслова Т.Ф. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПСИХОЛОГА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.asu.ru
Э3 Курс "Психология общения и переговоров" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно).
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Освоение данной дисциплины предполагает активную самостоятельную работу студентов, которая организована для оптимизации и закрепления теоретических знаний и практических умений студентов, формирования умений использовать нормативную, справочную документацию и специальную литературу, развития познавательных способностей и активности студентов. Самостоятельная работа студентов - это индивидуальная учебная деятельность студентов, осуществляемая под руководством, но без непосредственного участия преподавателя.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает в себя:
- углубленный анализ материалов лекций;
- работу с литературой для изучения тем, которые не разбираются на занятиях;
- выполнение самостоятельных работ, направленных на формирование практических навыков деловой коммуникации.
В начале семестра студенту необходимо ознакомиться с основным содержанием курса, перечнем литературы и учебно-методических материалов, графиком контроля, шкалой оценок и правилом вычисления рейтинга, возможностями повышения рейтинга.
При выполнении студентом индивидуальной работы предусмотрено посещение консультаций: 1) с целью снятия возможных затруднений; 2) с целью демонстрации максимального готового материала для возможной корректировки.
При подготовке к лекции рекомендуется:
1) просмотреть записи предшествующей лекции и восстановить в памяти ранее изученный материал;
2) полезно просмотреть и предстоящий материал будущей лекции;
3) если задана самостоятельная проработка отдельных фрагментов темы прошлой лекции, то ее надо выполнить не откладывая;
4) психологически настроиться на лекцию.
Цель практических занятий, проводимых по дисциплине, - углубление и закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения материала, а также совершенствование практических навыков по дисциплине.
Необходимо ознакомиться с заданием к практическому занятию; определить примерный объем работы по подготовке к ним; выделить вопросы, упражнения и задачи, ответы на которые или выполнение и решение без предварительной подготовки не представляются возможными; ознакомиться с перечнем рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.
При ответах на вопросы и выполнении заданий необходимо внимательно прочитать текст и попытаться дать аргументированное объяснение с обязательной ссылкой. Порядок ответов может быть различным: либо вначале делается вывод, а затем приводятся аргументы, либо дается развернутая аргументация принятого решения, на основании которой предлагается ответ. Возможны и несколько вариантов ответов.
При подготовке к занятиям обучаемые могут пользоваться техническими средствами обучения и дидактическими материалами (схемами и др.), которыми располагает учебное заведение. Эти же средства могут быть использованы и на занятиях для лучшего закрепления учебного материала или подтверждения правильности ответов на поставленные вопросы.
Занятия проводятся в форме свободной дискуссии при активном участии всех обучаемых. Поэтому магистранты имеют возможность дополнять выступающих, не соглашаться с ними, высказывать и отстаивать альтернативные точки зрения, поправлять выступающих, задавать им вопросы, предлагать для обсуждения новые проблемы, анализировать практику применения знаний по рассматриваемому вопросу. Дискуссия не ис-ключает стихийного возникновения полемики. Вопросы могут быть заданы и преподавателю.
Разрешается использовать на занятиях записи с ответами на вопросы, упражнения и задачи, выполненные во время подготовки к ним, тексты нормативных актов, литературные источники. Обсуждение каждого вопроса, упражнения, задачи (ситуации) обычно заканчивается кратким заключением преподавателя. По окончании занятия преподаватель подводит итоги дискуссии и высказывает свою точку зрения, отмечает как положительные, так и отрицательные моменты, проявившиеся в ходе занятия. Одновременно преподаватель дает студентам задание к следующему практическому занятию.
В случае пропусков студентом лекционных или практических занятий ему необходимо восстановить учебный материал самостоятельно с использованием учебно-методических пособий по курсу и пройти собеседование по пропущенным темам для контроля усвоения материала.
Для получения итоговой аттестации автоматически студент не должен иметь пропусков занятий без уважительных причин, успешно и в установленный срок проходить текущий контроль, выполнить контрольную работу, иметь семестровый рейтинг более 75 баллов. Если семестровый рейтинг студента менее 50 баллов, то к итоговой аттестации он не допускается.