Закреплена за кафедрой | Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха) |
---|---|
Направление подготовки | 38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг) |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 0 ЗЕТ |
Учебный план | ФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2022_9кл |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (5) | 3 (6) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 12 | 9 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 24 | 24 | 24 | 24 | 48 | 48 |
Практические | 36 | 36 | 38 | 38 | 74 | 74 |
Сам. работа | 10 | 10 | 18 | 18 | 28 | 28 |
Итого | 70 | 70 | 80 | 80 | 150 | 150 |
1.1. | освоение основного вида деятельности по квалификации специалиста среднего звена бухгалтер: - Составление и использование бухгалтерской (финансовой) отчетности - в рамках изучения междисциплинароного курса "Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности". |
---|
Цикл (раздел) ООП: МДК.04 |
ОК 01 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 02 | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 09 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках |
ПК 4.4 | Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, её платёжеспособности и доходности |
ПК 4.5 | Принимать участие в составлении бизнес-плана |
ПК 4.6 | Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков |
ПК 4.7 | Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | порядок регистрации и перерегистрации организации в налоговых органах, внебюджетных фондах и статистических органах; методы финансового анализа; виды и приемы финансового анализа; процедуры анализа бухгалтерского баланса: порядок общей оценки структуры активов и источников их формирования по показателям баланса; порядок определения результатов общей оценки структуры активов и их источников по показателям баланса; процедуры анализа ликвидности бухгалтерского баланса; порядок расчета финансовых коэффициентов для оценки платежеспособности; состав критериев оценки несостоятельности (банкротства) организации; процедуры анализа показателей финансовой устойчивости; процедуры анализа отчета о финансовых результатах; принципы и методы общей оценки деловой активности организации, технологию расчета и анализа финансового цикла; процедуры анализа уровня и динамики финансовых результатов по показателям отчетности; процедуры анализа влияния факторов на прибыль; основы финансового менеджмента, методические документы по финансовому анализу, методические документы по бюджетированию и управлению денежными потоками; международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и Директивы Европейского Сообщества о консолидированной отчетности. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | определять объем работ по финансовому анализу, потребность в трудовых, финансовых и материально-технических ресурсах; определять источники информации для проведения анализа финансового состояния экономического субъекта; планировать программы и сроки проведения финансового анализа экономического субъекта и осуществлять контроль их соблюдения, определять состав и формат аналитических отчетов; распределять объем работ по проведению финансового анализа между работниками (группами работников); проверять качество аналитической информации, полученной в процессе проведения финансового анализа, и выполнять процедуры по ее обобщению; формировать аналитические отчеты и представлять их заинтересованным пользователям; координировать взаимодействие работников экономического субъекта в процессе проведения финансового анализа; оценивать и анализировать финансовый потенциал, ликвидность и платежеспособность, финансовую устойчивость, прибыльность и рентабельность, инвестиционную привлекательность экономического субъекта; формировать обоснованные выводы по результатам информации, полученной в процессе проведения финансового анализа экономического субъекта; разрабатывать финансовые программы развития экономического субъекта, инвестиционную, кредитную и валютную политику экономического субъекта; применять результаты финансового анализа экономического субъекта для целей бюджетирования и управления денежными потоками; составлять прогнозные сметы и бюджеты, платежные календари, кассовые планы, обеспечивать составление финансовой части бизнес-планов, расчетов по привлечению кредитов и займов, проспектов эмиссий ценных бумаг экономического субъекта; вырабатывать сбалансированные решения по корректировке стратегии и тактики в области финансовой политики экономического субъекта, вносить соответствующие изменения в финансовые планы (сметы, бюджеты, бизнес-планы); отражать нарастающим итогом на счетах бухгалтерского учета имущественное и финансовое положение организации; определять результаты хозяйственной деятельности за отчетный период; закрывать бухгалтерские регистры и заполнять формы бухгалтерской отчетности в установленные законодательством сроки; устанавливать идентичность показателей бухгалтерских отчетов; осваивать новые формы бухгалтерской отчетности; адаптировать бухгалтерскую (финансовую) отчетность Российской Федерации к Международным стандартам финансовой отчетности. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | участии в счетной проверке бухгалтерской отчетности; анализе информации о финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности; применении налоговых льгот; разработке учетной политики в целях налогообложения; составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. МДК 04.02. Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности | ||||||
1.1. | Тема 2.1. Финансовый анализ, понятие и значение | Лекции | 5 | 6 | Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
1.2. | 1.Нормативное регулирование финансового анализа; Источники финансового анализа | Практические | 5 | 12 | Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
1.3. | Тема 2.2.Методы финансового анализа | Лекции | 5 | 8 | Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
1.4. | 1.Проведение горизонтального анализа бухгалтерского баланса организации. 2. Проведение вертикального анализа бухгалтерского баланса. 3. Проведение трендового анализа бухгалтерского баланса. 4.Расчет финансовых коэффициентов. | Практические | 5 | 12 | Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
1.5. | Тема 2.3.Анализ финансовых ресурсов | Лекции | 5 | 8 | Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
1.6. | 1.Проведение анализа состава и структуры движения собственного капитала организации на основе бухгалтерской отчетности. 2. Проведение анализа состава и структуры движения заемного капитала организации на основе бухгалтерской отчетности. | Практические | 5 | 12 | Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
1.7. | Тема 2.4. Анализ размещения финансовых ресурсов | Лекции | 5 | 2 | Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
1.8. | Составить алгоритм "Процедуры анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности" и другие задания проблемно-поиской работы на выбор (См. Приложение) | Сам. работа | 5 | 10 | ||
1.9. | 1.Проведение анализа состава и структуры движения вне оборотных средств организации на основе бухгалтерской отчетности. 2. Проведение анализа состава и структуры движения оборотных средств организации на основе бухгалтерской отчетности. | Практические | 6 | 8 | Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
1.10. | Тема 2.5.Анализ деловой активности | Лекции | 6 | 4 | Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
1.11. | 1.Расчет качественных показателей деловой активности организации. 2.Расчет количественных показателей деловой активности организации. 3. Проведение анализа показателей деловой активности организации. | Практические | 6 | 8 | Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
1.12. | Тема 2.6. Анализ финансовых результатов | Лекции | 6 | 4 | Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
1.13. | 1.Проведенеи анализа: - формирования прибыли организации -факторный анализ прибыли организации -рентабельности основных средств -рентабельности организации; 2.Проведение анализа отчета о прибылях и убытках организации. | Практические | 6 | 10 | Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
1.14. | Тема 2.7. Анализ финансовой устойчивости и платежеспособности | Лекции | 6 | 12 | Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
1.15. | 1.Проведение анализа финансовой устойчивости организации. 2. Проведение анализа ликвидности организации. 3. Проведение анализа платежеспособности организации. Проведение расчета коэффициента ликвидности организации. | Практические | 6 | 10 | Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
1.16. | Тема 2.8. Динамика вероятности банкротства | Лекции | 6 | 4 | Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
1.17. | 1.Проведение расчета коэффициентов несостоятельности организации. | Практические | 6 | 2 | Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 | |
1.18. | Составить алгоритм "Процедуры анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности" и другие задания проблемно-поиской работы на выбор (См. Приложение) | Сам. работа | 6 | 18 | Л2.1, Л2.5, Л2.6, Л2.4, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС МДК 04.02.docx
Приложение 2.
Лист визирования ПМ 04.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Дмитриева И.М. | БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2020 | urait.ru |
Л1.2 | Воронченко Т.В. | ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2020 | urait.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | ред. от 18.07.2017 г. | О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ : Федеральный закон | Собрание законодательства РФ.-2011.- № 50.- Ст. 7344., | Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - http://www.consultant.ru |
Л2.2 | Глущенко А. В., Солодова С. В. | БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Пансков В.Г. | НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.4 | Н.А. Миславская, С.Н. Поленова. | Бухгалтерский учет: учебник | М.: Дашков и Ко, 2018 | biblioclub.ru |
Л2.5 | Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018): | // Собрание законодательства РФ.- 1998.-№ 31.- Ст. 3824, | www.consultant.ru | |
Л2.6 | Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) : | Собрание законодательства РФ.- 2000.-№ 32.- Ст. 3340, | www.consultant.ru | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Правовая база данных "Консультант Плюс" | www.consultant.ru | ||
Э2 | Правовая база "Гарант" | www.garant.ru | ||
Э3 | Издательство "Бухгалтерский учет" | www.buhgalt.ru | ||
Э4 | Издательский дом "Главбух" | www.glavbukh.ru | ||
Э5 | Институт профессиональных бухгалтеров России | www.ipbr.ru | ||
Э6 | Курс в Moodle "Основы анализа бухгалтерской (финансовой) отчетности" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
WindowsXP Sp3 LibreOffice Microsoft Office 2010 Standard Kaspersky Endpoint Security 1С: Предприятие 8 (включая 1С: Бухгалтерия). Комплект для обучения в высших и средних учебных заведениях Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система; Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система; Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных; Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных; СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
№ 3 (филиал в г. Белокуриха) | учебная лаборатория «Учебная бухгалтерия» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Автоматизированные рабочие места обучающихся, компьютеры - 15 единиц; рабочее место преподавателя; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; доска для мела; многофункциональное устройство; кассовые аппараты; сейф; детектор валют; счетчик банкнот; комплект учебно-методической документации; наглядные материалы. |
№ 6 (филиал в г. Белокуриха) | кабинет бухгалтерского учета, налогообложения и аудита – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; плакаты. |
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) | учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. | Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03. |
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для самостоятельной работы обучающихся. | Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду. |
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. | Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки. |
При изучении междисциплинарного курса используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа. I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности. 1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, правила, примеры) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала и др. Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется: - вести конспектирование учебного материала на лекциях; - обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации; - структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку; - использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи); - желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор; - задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций; - работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации. 2. Освоение учебного материала на практических занятиях, при подготовке и выполнении курсовой работы осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении практических работ и др. Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо: - на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практической работе, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки; - на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, нормативная база и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания. 3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку практических работ и др. Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, выполнить теоретические и практические задания и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем. II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по - теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах ФОС «Оценочные средства: рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки); - практическим заданиям: приведены в разделе ФОС Оценочное средство «Практическая работа». III. Для подготовки к промежуточной аттестации – междисциплинарному экзамену - обучающимся в ФОСе по представлены: - теоретические вопросы; - практические задания. При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно: - ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов); - выполнить практические задания, проработать их теоретическое обоснование и алгоритм выполнения предложенных заданий. |