МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Физическая культура

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2022_9кл
Часов по учебному плану 160
в том числе:
аудиторные занятия 132
самостоятельная работа 28
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3, 4, 5
диф. зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 17 21 12 9
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 2 2 0 0 0 0 0 0 2 2
Практические 40 40 54 54 22 22 14 14 130 130
Сам. работа 8 8 8 8 8 8 4 4 28 28
Итого 50 50 62 62 30 30 18 18 160 160

Программу составил(и):
Препод., Тельминов А.А

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Физическая культура

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 28.06.2023 протокол № 1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцен Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование физической культуры личности будущего профессионала, востребованного на современном рынке труда;
развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья;
формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, в занятиях физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью;
овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, обогащение индивидуального опыта занятий специально-прикладными физическими упражнениями и базовыми видами спорта;
овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальных ориентаций;
приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, овладение навыками творческого сотрудничества в коллективных формах занятий физическими упражнениями.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 04 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях
ОК 08 Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знание основ физической культуры, здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте;
формирование устойчивого мотивационно-ценностного отношения к физкультурно-спортивной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умение использовать разнообразные формы и виды физкультурной деятельности для организации здорового образа жизни и активного отдыха, досуга для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общеразвивающие упражнения.
1.1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях физической культурой. Основы здорового образа жизни. Физическая культура в обеспечении здоровья. Тест. Лекции 3 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Правила составления комплекса общеразвивающих упражнений (ОРУ). Составление комплекса ОРУ Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой и функциональным состоянием организма. ОРУ. Профилактические комплексы. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Легкая атлетика.
2.1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях легкой атлетикой. Изучение техники скандинавской ходьбы. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
2.2. Совершенствование техники высокого и низкого старта. Челночный бег. Бег на короткие и средние дистанции. Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
2.3. Техника прыжков в длину с места. Техника кроссового бега (бег по пересеченной местности). Развитие физических качеств. Профилактические комплексы. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
2.4. Выполнение тестов спортивно-технической подготовленности. Профилактические комплексы. Сам. работа 3 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Баскетбол.
3.1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях баскетболом. Действующие правила игры в баскетбол. Основные технические приемы игры баскетбол. Развитие физических качеств. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
3.2. Техника передвижений, ведение мяча. Ловля и передача мяча на месте, в движении. Учебная игра. Развитие физических качеств. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
3.3. Техника бросков в кольцо. Броски из-под кольца, после ведения, штрафной бросок. Дистанционные броски. Учебная игра. Развитие физических качеств. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
3.4. Выполнение тестов спортивно-технической подготовленности. Профилактические комплексы Сам. работа 3 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Общая физическая подготовка.
4.1. Выполнение тестов по физической подготовленности. Промежуточная аттестация. Зачет. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Лыжная подготовка.
5.1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях лыжной подготовкой. Техника основных классических лыжных ходов. Практические 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.2. Совершенствование техники одновременного безшажного и одновременного одношажного ходов. Развитие физических качеств. Прохождение дистанции. Практические 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.3. Совершенствование техники одновременного и попеременного двушажного классического хода. Согласование движений рук, ног. Развитие физических качеств. Прохождение дистанции. Практические 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.4. Техника поворотов на месте, в движении. Совершенствование техники классических лыжных ходов. Развитие физических качеств. Прохождение дистанции. Практические 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.5. Техника спусков, подъёмов, торможения. Совершенствование техники классических лыжных ходов. Развитие физических качеств. Прохождение дистанции. Практические 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.6. Совершенствование техники классических лыжных ходов. Развитие физических качеств. Прохождение дистанции. Практические 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
5.7. Выполнение тестов спортивно-технической подготовленности. Профилактические комплексы. Сам. работа 3 1 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 6. Волейбол.
6.1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях волейболом. Действующие правила игры в волейбол. Основные технические приемы игры. Развитие физических качеств. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
6.2. Техника приемов, передач мяча над собой, в парах, техника перемещений. Подвижные игры с элементами волейбола. Учебная игра. Развитие физических качеств Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
6.3. Техника приемов, передач мяча. Техника нижней и верхней подачи. Учебная игра. Развитие физических качеств. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
6.4. Техника игры в нападении и защите. Учебная игра с заданием. Развитие физических качеств. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
6.5. Выполнение тестов спортивно-технической подготовленности. Профилактические комплексы. Сам. работа 3 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Общая физическая подготовка.
7.1. Выполнение тестов по физической подготовленности. Промежуточная аттестация. Зачет. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Легкая атлетика.
8.1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях физической культурой. Развитие физических качеств. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
8.2. Скандинавская ходьба. Важные элементы эффективной техники скандинавской ходьбы. Прохождение дистанции. Развитие физических качеств. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
8.3. Прыжок в длину с места. Бег на средние и длинные дистанции. Развитие физических качеств. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
8.4. Техника челночного бега. Техника кроссового бега (бег по пересеченной местности). Развитие физических качеств. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
8.5. Выполнение тестов спортивно-технической подготовленности. Профилактические комплексы. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
8.6. Выполнение комплекса ОФП. Профилактические комплексы Сам. работа 3 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Баскетбол.
9.1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях баскетболом. Жестикуляция, судейство в баскетболе. Развитие физических качеств. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
9.2. Техника нападения. Техника владения мячом. Учебная игра. Развитие физических качеств. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
9.3. Техника защиты. Техника отбора мяча и противодействие. Учебная игра с заданием. Развитие физических качеств. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
9.4. Дистанционные броски. Бросок после ведения. Учебная игра. Развитие физических качеств. Практические 3 1 Л1.1, Л2.1
9.5. Тактические действия в защите и нападении. Учебная игра с заданием. Развитие физических качеств. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
9.6. Выполнение тестов спортивно-технической подготовленности. Профилактические комплексы. Практические 3 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Общая физическая подготовка.
10.1. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями. Самоконтроль. Дневник самоконтроля. ОФП. Профилактические комплексы. Практические 4 28 Л1.1, Л2.1
10.2. Подготовка к сдаче тестов по физической подготовленности. Выполнение комплексов физических упражнений. Сам. работа 4 8 Л1.1, Л2.1
10.3. Подготовка к сдаче тестов по физической подготовленности. Выполнение комплексов физических упражнений. Практические 4 26 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Лыжная подготовка.
11.1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях лыжной подготовкой. Развитие физических качеств. Практические 5 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
11.2. Совершенствование техники классических лыжных ходов. Техника поворотов, спусков и подъемов. Обучение техники попеременного одношажного хода. Прохождение дистанции. Развитие физических качеств. Практические 5 6 Л1.1, Л2.2, Л2.1
11.3. Техника коньковых видов лыжных ходов. Прохождение дистанции. Развитие физических качеств. Практические 5 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
11.4. Выполнение тестов спортивно-технической подготовленности. Профилактические комплексы. Практические 5 4 Л1.1, Л2.2, Л2.1
11.5. Выполнение комплекса ОФП. Профилактические комплексы Сам. работа 4 0 Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 12. Волейбол.
12.1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях волейболом. Жестикуляция, судейство в волейболе. Развитие физических качеств. Практические 5 1 Л1.1, Л2.1
12.2. Техника приемов, передач мяча. Техника нижней и верхней подачи. Учебная игра. Развитие физических качеств. Практические 5 1 Л1.1, Л2.1
12.3. Выполнение комплекса ОФП. Профилактические комплексы. Сам. работа 5 8 Л1.1, Л2.1
Раздел 13. Общая физическая подготовка.
13.1. Общая физическая подготовка. Сам. работа 3 0 Л1.1, Л2.1
13.2. Выполнение тестов по физической подготовленности. Промежуточная аттестация. Зачет. Практические 6 1 Л1.1, Л2.1
Раздел 14. Легкая атлетика.
14.1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях физической культурой. Развитие физических качеств. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
14.2. Скандинавская ходьба. Прохождение дистанции. Развитие физических качеств. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
14.3. Техника кроссового бега (бег по пересеченной местности). Бег в гору и под гору. Развитие физических качеств. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
Раздел 15. Спортивные игры.
15.1. Инструктаж по технике безопасности на занятиях спортивными играми. Жестикуляция, судейство. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
15.2. Волейбол. Совершенствование техники и тактики в защите и нападении. Игровая подготовка. Учебная игра. Развитие физических качеств. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
15.3. Баскетбол. Совершенствование техники и тактики в защите и нападении. Игровая подготовка. Учебная игра. Развитие физических качеств. Практические 6 2 Л1.1, Л2.1
15.4. Выполнение комплекса ОФП. Профилактические комплексы. Сам. работа 6 4 Л1.1, Л2.1
Раздел 16. Общая физическая подготовка.
16.1. Профессионально-прикладная физическая подготовка. Физическая культура в профилактике различных профессиональных заболеваний человека. ОФП. Практические 6 1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении «ФОС_38.02.01_Физическая культура_2022_1__9 кл»
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении «ФОС_09.02.07_Физическая культура_2021_1_веб_11 кл»
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении «ФОС_09.02.07_Физическая культура_2021_1_веб_11 кл»
Приложения
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. Б. Муллер [и др.]. Физическая культура : учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. Н. Аллянов, И. А. Письменский. Физическая культура: учебник для среднего профессионального образования Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
Л2.2 Е. Ф. Жданкина, И. М. Добрынин ; под науч. ред. С. В. Новаковского Физическая культура. Лыжная подготовка : учебное пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Физическая культура portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Стадион Н Открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий Трибуны; футбольное поле, ворота, беговые дорожки с полосой препятствий, комплекс тренажеров, брусья, турники
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
401С кабинет огневой подготовки - стрелковый тир Стрелковый тренажер БОЕЦ 2.1: цельнометаллический антивандальный шкаф; сенсорный монитор 19”; встроенный ПК; контроль доступа к оружию; одновременное обучение от 1 до 6 человек; массогабаритные имитаторы оружия
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Содержание учебной дисциплины «Физическая культура» реализуется в виде практических занятий по видам спорта или современным двигательным комплексам и самостоятельной работы студентов.
В первом семестре обучающиеся проходят медицинский осмотр. По результатам медицинского обследования студентам присваивается физкультурная группа (основная, подготовительная, специальная медицинская). Обучающиеся, не прошедшие медицинского обследования с оформлением медицинского заключения о принадлежности к физкультурной группе, к практическим занятиям не допускаются.
На практических занятиях обучающимся необходимо соблюдать технику безопасности, выполнять все требования и методические указания преподавателя. Для повышения функциональной, физической и спортивно-технической подготовленности необходимо посещать каждое практическое занятие за исключением уважительной причины (болезнь студента, подтверждающаяся медицинской справкой) и выполнять рекомендации по самостоятельной работе.
Практические занятия для студентов специальной медицинской группы, в том числе и для студентов с ОВЗ и/или с инвалидностью осуществляется с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья и ограничений жизнедеятельности. Учитываются рекомендации и противопоказания для каждого студента. Использование средств физической культуры включает физические упражнения из различных видов спорта и современных оздоровительных методик и систем. Для их реализации используется индивидуально-дифференцированный подход.
Обучающиеся, освобожденные по состоянию здоровья от практических занятий физической культурой временно или на длительный период (семестр/учебный год), пишут и защищают рефераты в каждом учебном семестре.

Методические указания по подготовке и оформлению рефератов для студентов, освобожденных от практических занятий.
В реферате студент должен раскрыть содержание конкретной темы на основе изучения научных статей, учебников, учебных пособий и др.
План реферата должен составляться после выбора темы, изучения литературы. В него рекомендуется включать не более трех-четырех наиболее важных вопросов, раскрывающих содержание темы.
На индивидуальную работу студентов вынесены темы наиболее доступные для самостоятельной работы.

Требования к оформлению реферата.
В реферате студент должен раскрыть содержание конкретной темы на основе изучения монографий, учебников и учебных пособий, статических материалов и др.
План реферата должен составляться после выбора темы, изучения литературы. В него рекомендуется включать не более трех-четырех наиболее важных вопросов, раскрывающих содержание темы.
На индивидуальную работу студентов вынесены темы наиболее доступные для самостоятельной проработки. Формой отчета являются наличие текста реферата, оформленного соответственно правилам и защита реферата.
Структура реферата:
• Титульный лист
• Оглавление.
• Содержание реферата, соответственно оглавлению.
• Библиографический список.
• Приложение (если необходимо).

Требования к содержанию реферата.
Объем реферата должен составлять 15-20 печатных листов.
Компьютерная распечатка работы выглядит следующим образом:
Текст работы печатается в программе «Microsoft Word».
Шрифтом «Times New Roman».
Размер шрифта – 14.
Интервал 1,5.
Поля: верхнее 2 см, левое 3 см, нижнее 2 см, правое 1,5 см.
При наборе таблиц размер шрифта меняется на 12.
Текст выравнивается по ширине; название глав и заголовков – посередине.
Название глав и заголовков в тексте выделяются жирным шрифтом и должны соответствовать содержанию работы.
Все страницы текста, включая страницы с рисунками и таблицами, имеют хронологическую нумерацию.
Номера страницы печатается посредине сверху (или в правом верхнем углу).
Титульный лист (скачать) – начальный лист, который не нумеруется, но считается первой страницей.
Название министерства, учебного учреждения – все слова печатаются большими буквами, жирным шрифтом, по центру, размер шрифта 14, без сокращений.
Название кафедры, на которой выполнена работа, печатается по центру, с большой буквы, размер шрифта 14, без сокращений.
Название работы печатается по центру, с большой буквы, размер шрифта от 14 до 18.
В нижнем правом углу печатаются данные исполнителя работы и руководителя с указанием его должности, ученой степени и ученого звания (при наличии).
Внизу титульного листа – название города и год выполнения работы – печатается с большой буквы, размер шрифта 14, по центру.
Весь табличный материал – идет по тексту. Слово «Таблица» печатается в правом верхнем углу самого объекта, ниже по центру – название таблицы – шрифт 14 (ж), ниже сама таблица – шрифт в таблице 12, таблица выравнивается по центру страницы.
Графики, схемы, диаграммы и рисунки выносятся в ПРИЛОЖЕНИЕ без нумерации. Оно располагается после списка литературы и оформляется в книжном или альбомном формате. Слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» печатается в правом верхнем углу с порядковым номером, шрифт 14 (ж); название объекта – по середине, шрифт 14 (ж); в схемах, рисунках, диаграммах – шрифт зависит от объёма изображаемого объекта, но должен быть не менее 8 и не более 14.

Освоение дисциплины «Физическая культура» завершается дифференцированным зачетом.