МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы бухгалтерского учета

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2022_9кл
Часов по учебному плану 76
в том числе:
аудиторные занятия 58
самостоятельная работа 10
индивидуальные консультации 2
контроль 6
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 10 10 10 10
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 6 6 6 6
Итого 76 76 76 76

Программу составил(и):
преподаватель, Тельминова А.Р.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы бухгалтерского учета

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование представлений об основных принципах как теоретической основы правил, приемов бухгалтерского учета - идентифицировать, оценивать, классифицировать и систематизировать объекты бухгалтерского наблюдения; применения принципов обобщения учетной информации;
- формирование представлений о месте бухгалтерского учета в системе управления предприятия, применении нормативного законодательства РФ в области хозяйственного учета, разработке решений по управлению хозяйственной деятельностью организаций в условиях рыночной экономики;
- формирование у студентов навыка классификации объектов бухгалтерского учета; применения основных методов ведения бухгалтерского учета в организациях (документация, инвентаризация, бухгалтерский баланс, счета, двойная запись, оценка, калькуляция, отчетность); расчета основных финансовых показателей, характеризующих деятельность организаций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 09 Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках
ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• нормативное регулирование бухгалтерского учета и отчетности
• национальную систему нормативного регулирования;
• международные стандарты финансовой отчетности;
• понятие бухгалтерского учета;
• сущность и значение бухгалтерского учета;
• историю бухгалтерского учета
• основные требования к ведению бухгалтерского учета;
• предмет, метод и принципы бухгалтерского учета;
• план счетов бухгалтерского учета
• формы бухгалтерского учета
3.2.Уметь:
3.2.1.• применять нормативное регулирование бухгалтерского учета;
• ориентироваться на международные стандарты финансовой отчетности
• соблюдать требования к бухгалтерскому учету;
• следовать методам и принципам бухгалтерского учета
• использовать формы и счета бухгалтерского учета

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Тема 1. Сущность и функции бухгалтерского учета
1.1. Виды хозяйственного учета их требования и измерители Бухгалтерский учет, его объекты, требования и основные задачи Классификация активов и источников организации Лекции 3 6 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.2
1.2. Виды хозяйственного учета Классификация активов на предприятии Классификация источников на предприятии Группировка хозяйственных средств на предприятии по составу и источникам образования Практические 3 1 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 2. Тема 2. Предмет и метод бухгалтерского учета
2.1. Процедуры и методы бухгалтерского учета Лекции 3 4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.2
2.2. Определение методов бухгалтерского учета Практические 3 1 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 3. Тема 3. Бухгалтерский баланс
3.1. Балансовый метод отражения информации и виды балансов Типы изменений баланса под влиянием хозяйственных операций Лекции 3 6 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.2
3.2. Баланс и его структура на начало Влияние бухгалтерских проводок типа А+А- на изменения в бухгалтерском балансе Влияние бухгалтерских проводок типа П-П+- на изменения в бухгалтерском балансе Влияние бухгалтерских проводок типа А+П+- на изменения в бухгалтерском балансе Влияние бухгалтерских проводок типа А-П- на изменения в бухгалтерском балансе Практические 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 4. Тема 4. Система счетов бухгалтерского учета и двойная запись
4.1. Счета бухгалтерского учета и двойная запись на счетах Классификация счетов бухгалтерского учета План счетов бухгалтерского учета Лекции 3 6 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.2
4.2. Методика составления журнала хозяйственных операций Методика открытия учебных таблиц активных счетов Методика открытия учебных таблиц пассивных счетов Оформление оборотно – сальдовой ведомости по активным и пассивным счетам Синтетический учет на активных счетах Аналитический учет на активных и пассивных счетах Оборотные ведомости по аналитическим счетам Ведомости аналитического учета к синтетическим счетам Практические 3 16 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 5. Тема 5. Принципы учета хозяйственных процессов
5.1. Учет процесса снабжения и реализации Лекции 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.2
5.2. Методика оценки себестоимости реализованных ТМЦ Практические 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 6. Тема 6. Документация хозяйственных операций
6.1. Значение реквизитов первичных документов Документальное оформление инвентаризации Практические 3 4 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.2
Раздел 7. Тема 7. Технология обработки учетной информации и отчетность
7.1. Оформление операций в журналах ордерах Способы исправления ошибок в учетных регистрах Оформление оборотно-сальдовой шахматной ведомости Оформление формы № 1 «Бухгалтерский баланс» Практические 3 8 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.2
7.2. Составить бухгалтерскую справку по исправлению ошибок в форме журнала-ордера или выполнить на выбор другие задания проблемно-поисковой работы (См. Приложение) Сам. работа 3 10 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.2
7.3. Подготовка к экзамену Консультации 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.4, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Основы бухгалтерского учета".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Основы бухгалтерского учета".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Основы бухгалтерского учета".
Приложения
Приложение 2.   Контроль (1).docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Воронченко Т.В. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л1.2 Алисенов А.С. БУХГАЛТЕРСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2023 https://urait.ru/bcode/531171
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дмитриева И.М. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
Л2.2 Шадрина Г.В., Егорова Л.И. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 biblio-online.ru
Л2.3 Глущенко А. В., Солодова С. В. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Дмитриева И.М. - отв. ред. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АНАЛИЗ. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Проданова Н.А., Лизяева В.В., Зацаринная Е.И., Кротова Е.А. ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ МАЛОГО БИЗНЕСА. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Периодическое издание "Эксперт" www.expert.ru
Э2 Издательство "Бухгалтерский учет www.buhgalt.ru
Э3 Издательский дом "Главбух" www.glavbukh.ru
Э4 Институт профессиональных бухгалтеров России www.ipbr.org
Э5 Институт профессиональных аудиторов России www.globals.ru
Э6 Курс в Moodle "Основы бухгалтерского учета" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXP Sp3
LibreOffice
Microsoft Office 2010 Standard
Kaspersky Endpoint Security
1С: Предприятие 8 (включая 1С: Бухгалтерия). Комплект для обучения в высших и средних учебных заведениях


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 3 (филиал в г. Белокуриха) учебная лаборатория «Учебная бухгалтерия» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Автоматизированные рабочие места обучающихся, компьютеры - 15 единиц; рабочее место преподавателя; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; доска для мела; многофункциональное устройство; кассовые аппараты; сейф; детектор валют; счетчик банкнот; комплект учебно-методической документации; наглядные материалы.
№ 6 (филиал в г. Белокуриха) кабинет бухгалтерского учета, налогообложения и аудита – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; плакаты.
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Основы бухгалтерского учета» используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, правила, примеры) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (сообщение, презентация) и др.
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении письменных, практических заданий и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, провести исследование по теме проблемно-поисковой работы и подготовить сообщение, доклад, презентацию, работа у доски и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах ФОС «Оценочные средства: рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки);
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС Оценочное средство «Практическое задание».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации – экзамену - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- теоретические вопросы;
- практические задания.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- выполнить практические задания, прорешать задачи, проработать их теоретическое обоснование и алгоритм выполнения.