МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Кассир

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2022_9кл
Часов по учебному плану 68
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 12
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 12 12 12 12
Итого 68 68 68 68

Программу составил(и):
преподаватель, Лимонина Л.Ю.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Кассир

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины МДК.05.01 «Кассир» является формирование у обучающихся теоретических знаний и развитие практических навыков в деятельности кассира.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: МДК.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ПК 1.1 Обрабатывать первичные бухгалтерские документы
ПК 1.3 Проводить учёт денежных средств, оформлять денежные и кассовые документы
ПК 2.2 Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации активов в местах их хранения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Постановления, распоряжения, приказы, руководящие, нормативные и другие материалы вышестоящих органов относительно ведения кассовых операций;
Типовые формы кассовой и банковской документации;
Порядок приема, учета, выдачи хранения денежных средств и ценных бумаг.
3.2.Уметь:
3.2.1.Принимать и оформлять первичные документы по кассовым операциям;
Составлять кассовую отчетность;
Проверять кассовые документы формально, арифметически и по существу;
Проводить сверку фактического наличия денежных сумм и ценных бу-маг с остатком, указанным в документах;
Осуществлять передачу в соответствии с установленным порядком де-нежных средств сотрудникам, осуществляющим инкассацию;
Составлять описи пришедших в негодность денежных купюр и переда-вать их в банковские учреждения с целью обмена на новые;
Принимать все необходимые меры для обеспечения сохранности вве-ренных ему финансовых средств предотвращения их порчи и хищения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Оформления документов и получения на основании утвержденного порядка денежных средств и ценных бумаг в банковских и других и других кредитно - финансовых учреждениях и выплаты сотрудникам организации заработной платы, премии, оплаты командировочных и других расходов;
Заполнения приходно- расходной кассовой документации;
Определения размера остатков кассовой наличности;
Оформления кассовой книги, составления другой кассовой отчетности;
Эксплуатации современной электронно – вычислительной и кон-трольно – кассовой техники;
Организации труда на рабочем месте.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ведение операций с наличными денежными средствами
1.1. Тема 1.1 Правила организации наличного денежного обращения в РФ Лекции 4 2 ПК 2.2 Л2.1, Л2.2
1.2. Тема 1.1 Правила организации наличного денежного обращения в РФ Практические 4 4 ПК 2.2 Л2.1, Л2.2
1.3. Тема 1.1 Правила организации наличного денежного обращения в РФ Сам. работа 4 4 ПК 2.2 Л2.1
1.4. Тема 1.2 Порядок и методика составления первичных документов по оформлению наличного де-нежного обращения и движения денежных средств Лекции 4 4 ПК 2.2, ПК 1.3, ПК 1.1 Л2.1, Л2.2
1.5. Тема 1.2 Порядок и методика составления первичных документов по оформлению наличного де-нежного обращения и движения денежных средств Практические 4 6 ПК 2.2, ПК 1.3, ПК 1.1 Л2.1, Л2.2
1.6. Тема 1.3 Организация работы с неплатежными, сомнительными и имеющими признаки подделки денежными знаками Лекции 4 2 ПК 2.2, ПК 1.3, ПК 1.1 Л2.1, Л2.2
1.7. Тема 1.3 Организация работы с неплатежными, сомнительными и имеющими признаки подделки денежными знаками Практические 4 4 ПК 2.2, ПК 1.3, ПК 1.1 Л2.1, Л2.2
1.8. Тема 1.3 Организация работы с неплатежными, сомнительными и имеющими признаки подделки денежными знаками Сам. работа 4 4 ПК 2.2 Л2.1
1.9. Тема 1.4 Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы. Ответственность за нарушение кассовой дисциплины Лекции 4 4 ПК 2.2, ПК 1.3 Л2.1, Л2.2
1.10. Тема 1.4 Ревизия ценностей и проверка организации кассовой работы. Ответственность за нарушение кассовой дисциплины Практические 4 4 ПК 2.2, ПК 1.3 Л2.1, Л2.2
1.11. Тема 1.5 Порядок оформления кассовой книги, составления кас-совой отчетности и передача кас-совых средств инкассатору Лекции 4 4 ПК 2.2, ПК 1.3, ПК 1.1 Л2.1, Л2.2
1.12. Тема 1.5 Порядок оформления кассовой книги, составления кас-совой отчетности и передача кас-совых средств инкассатору Практические 4 4 ПК 2.2, ПК 1.3, ПК 1.1 Л2.1, Л2.2
1.13. Тема 1.6 Применение контрольно-кассовой техники (ККТ) при учете кассовых операций Лекции 4 4 ПК 2.2, ПК 1.3 Л2.1, Л2.2
1.14. Тема 1.6 Применение контрольно-кассовой техники (ККТ) при учете кассовых операций Практические 4 6 ПК 2.2, ПК 1.3 Л2.1, Л2.2
1.15. Тема 1.6 Применение контрольно-кассовой техники (ККТ) при учете кассовых операций Сам. работа 4 4 ПК 2.2, ПК 1.3, ПК 1.1, ОК 02, ОК 01 Л2.1, Л2.2
1.16. Тема 1.7 Учет кассовых операций с применением бухгалтерских программ Лекции 4 2 ПК 2.2, ПК 1.3, ПК 1.1 Л2.1, Л2.2
1.17. Тема 1.7 Учет кассовых операций с применением бухгалтерских программ Практические 4 6 ПК 2.2, ПК 1.3, ПК 1.1 Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении "ФОС_Кассир_2021"
Приложения
Приложение 1.   Контроль (1).docx
Приложение 2.   ФОС_Кассир_2023.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Алисенов А. С. Бухгалтерский финансовый учет: Учебник М.: Юрайт.-, , 2018. urait.ru
Л2.2 Дмитриева И.М. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle "МДК. 05.01 Кассир" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel,
- MS PowerPoint,
7-Zip,
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.
410Н лаборатория информационно-ком-муникационных технологий; лаборатория информационных систем в профессиональной деятельности; лаборатория учебная бухгалтерия; лаборатория информатики; лаборатория систем электронного документооборота; лаборатория информатики и информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория информационных технологий в профессиональной деятельности; лаборатория технических средств обучения - учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Автоматизированные рабочие места на 10 обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя (ноутбук); компьютеры (марка: HP) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и электронную информационно-образовательную среду АлтГУ; маркерная доска - 1 ед.; тематические плакаты.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Планирование и организация времени, необходимого для изучения дисциплины.
Важным условием успешного освоения междисциплинарного курса «Кассир» является создание системы правильной организации труда, позволяющей распределить учебную нагрузку равномерно в соответствии с графиком образовательного процесса. Большую помощь в этом может оказать составление плана работы на семестр, месяц, неделю, день. Его наличие позволит подчинить свободное время целям учебы, что позволит сделать обучение более эффективным. Наличие самоконтроля, является необходимым условием успешной учебы. Все задания к практическим занятиям, а также задания, вынесенные на самостоятельную работу, рекомендуется выполнять непосредственно после соответствующей темы лекционного курса, что способствует лучшему усвоению материала, позволяет своевременно выявить и устранить «пробелы» в знаниях.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспектирование лекций – сложный вид аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студент должен начать с ознакомления с планом практического занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. В процессе подготовки к практическим занятиям, студентам необходимо обратить особое внимание на самостоятельное изучение рекомендованной литературы. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
- внимательно прочитать рекомендованную литературу;
- составить краткие конспекты ответов (планы ответов).