МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Налоги и налогообложение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2022_9кл
Часов по учебному плану 46
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 6
индивидуальные консультации 2
контроль 2
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 6 6 6 6
Консультации 2 2 2 2
Часы на контроль 2 2 2 2
Итого 46 46 46 46

Программу составил(и):
преподаватель, Агаркова Т.А.

Рецензент(ы):
преподаватель, Тельминова А.Р.

Рабочая программа дисциплины
Налоги и налогообложение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 28.06.2023 протокол № 1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.03.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.тех.н., доцент Поляков Е.Б.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- формирование навыков ориентации в действующем налоговом законодательстве, нормативных актах, регулирующих отношения организации и государства в области налогообложения, Налогового кодекса Российской Федерации;
- формирование системы знаний об экономической сущности налогов, принципов построения и элементов налоговых систем, видов налогов в Российской Федерации и порядок их расчетов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ПК 3.1 Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней
ПК 3.2 Оформлять платёжные документы для перечисления налогов и сборов в бюджет, контролировать их прохождение по расчётно-кассовым банковским операциям
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- нормативные акты, регулирующие отношения организации и государства в области налогообложения, Налоговый кодекс Российской Федерации;
- экономическую сущность налогов;
- принципы построения и элементы налогов систем;
- виды налогов в Российской Федерации и порядок их расчетов.
3.2.Уметь:
3.2.1. - ориентироваться в действующем налоговом законодательстве Российской Федерации;
- понимать сущность и порядок расчетов налогов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Основы законодательства о налогах и сборах
1.1. Введение. Тема 1.1.Законодательство РФ о налогах и сборах Лекции 4 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
1.2. Тема 1.2.Налоговая система РФ, принципы ее построения Лекции 4 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
1.3. Тема 1.3.Система налогов и сборов в РФ Лекции 4 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
1.4. 1.Налоговая система РФ, элементы налогообложения. Классификация и систематизация налогов и сборов по видам. Практические 4 1 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ И ИХ РОЛЬ В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
2.1. Тема 2.1.Местные налоги и сборы Лекции 4 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
2.2. 1. Заполнение налоговой декларации. 2. Определение налоговой базы и расчет местных имуществен¬ных налогов: земельный налог, налог на имущество физиче¬ских лиц, налог на имущество, переходящее в порядке насле¬дования или дарения. Практические 4 1 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СПЕЦИФИКА ИХ РАСЧЕТА
3.1. Тема 3.1. Налог на имущество организаций Лекции 4 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
3.2. 1. Расчет среднегодовой стоимости имущества, расчет налога на имущество организаций, заполнение налоговой деклара¬ции Практические 4 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
3.3. Тема 3.2. Транспортный налог Лекции 4 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
3.4. Практическое занятие по теме 3.3. "Другие виды региональных налогов и сборов": 1. Расчет налога на игорный бизнес. Практические 4 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
Раздел 4. Раздел 4. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ФЕДЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВ, МЕТОДИКА ИХ РАСЧЕТА
4.1. Тема 4.1. Налог на добавленную стоимость (НДС) Лекции 4 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
4.2. 1. Расчет налоговой базы и суммы налоговых вычетов по НДС. Расчет суммы НДС к уплате в бюджет Заполнение налоговой декларации. Практические 4 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
4.3. Тема 4.2. Налог на прибыль организаций Лекции 4 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
4.4. Практическое занятие по теме 4.3. "Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)":1. Расчет налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Расчет налога на доходы физических лиц, заполнение. Декларации по налогу на доходы физических лиц. Практические 4 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
4.5. Практическое занятие по теме 4.4. "Другие виды федеральных налогов": 1. Заполнение налоговой декларации по акцизам. Расчет государственной пошлины. Практические 4 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
Раздел 5. Раздел 5. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
5.1. Тема 5.1. Формы налогового контроля и порядок его проведения Лекции 4 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
5.2. Тема 5.2. Производство по делу о налоговых правонарушениях Лекции 4 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
5.3. Практическое занятие по теме 5.3. "Общие положения об ответственности за совершение налогового правонарушения": 1. Налоговые санкции. Давность взыскания санкций. Практические 4 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
5.4. Практическое занятие по теме 5.4. "Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение":1. Налоговые правонарушения и расчет налоговых санкций за их совершение. Практические 4 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
5.5. Подготовить сообщение (презентацию): "Виды налоговых правонарушений и налоговые санкции за их совершение" и другие на выбор темы, задания проблемно-поисковой работы (См. Приложение). Сам. работа 4 6 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2
5.6. Подготовка к экзамену. Консультации 4 2 Л2.5, Л2.6, Л1.1, Л2.1, Л2.4, Л2.7, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Налоги и налогообложение".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Налоги и налогообложение".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Налоги и налогообложение".
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Поляк Г.Б. - под ред., Смирнова Е.Е. - под ред. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Черник Д.Г. - отв. ред., Шмелев Ю.Д. - отв. ред. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 3-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Лыкова Л.Н. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.3 Пансков В.Г., Лёвочкина Т.А. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Пансков В.Г. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.12.2018): // Собрание законодательства РФ.- 1998.-№ 31.- Ст. 3824, www.consultant.ru
Л2.6 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 25.12.2018) : Собрание законодательства РФ.- 2000.-№ 32.- Ст. 3340, www.consultant.ru
Л2.7 Черник Д.Г. - под ред., Шмелев Ю.Д. - под ред. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Правовая база данных "Консультант Плюс" www.consultant.ru
Э2 Правовая база "Гарант" www.garant.ru
Э3 Курс в Moodle "Налоги и налогообложение" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXPSp3
Kaspersky Endpoint Security
MicrosoftOffice 2010 Standard


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 3 (филиал в г. Белокуриха) учебная лаборатория «Учебная бухгалтерия» – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Автоматизированные рабочие места обучающихся, компьютеры - 15 единиц; рабочее место преподавателя; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; доска для мела; многофункциональное устройство; кассовые аппараты; сейф; детектор валют; счетчик банкнот; комплект учебно-методической документации; наглядные материалы.
№ 6 (филиал в г. Белокуриха) кабинет бухгалтерского учета, налогообложения и аудита – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая; стенд.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины «Налоги и налогообложение» используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, правила, примеры) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (сообщение, презентация) и др.
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении письменных, практических заданий и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, провести исследование по теме проблемно-поисковой работы и подготовить сообщение, доклад, презентацию и т.п.) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах ФОС «Оценочные средства: рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки);
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС Оценочное средство «Практическое задание».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации – экзамену - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- теоретические вопросы;
- практические задания.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- выполнить практические задания, проработать их теоретическое обоснование и алгоритм выполнения.