МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы предпринимательской деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2022_9кл
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 30
самостоятельная работа 6
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 6 6 6 6
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
Препод., Агаркова Татьяна Сергеевна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы предпринимательской деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 28.06.2023 протокол № 1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232026 уч. г.

Заведующий кафедрой


1. Цели освоения дисциплины

1.1.1.1 формирование системного представления об основах предпринимательской деятельности, сущности, видах и организационно- правовых формах предприятий; особенностей заключения сделки в предпринимательской деятельности и обязательственных правоотношениях
1.2 формирование умений в области осуществления предпринимательской деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОПЦ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам
ОК 02 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
ПК 4.4 Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, её платёжеспособности и доходности
ПК 4.5 Принимать участие в составлении бизнес-плана
ПК 4.6 Анализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять анализ информации, полученной в ходе проведения контрольных процедур, выявление и оценку рисков
ПК 4.7 Проводить мониторинг устранения менеджментом выявленных нарушений, недостатков и рисков
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.концепции и сущность предпринимательства;
состав и методику разработки бизнес-плана;
правовые основы предпринимательской деятельности;
основы предпринимательской этики.
3.2.Уметь:
3.2.1.обосновывать предпринимательскую идею;
характеризовать целевую группу (целевую аудиторию);
осуществлять маркетинговое планирование;
проводить технико-экономическое обоснование проекта;
определять эффективность бизнес-проекта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая характеристика предпринимательства
1.1. Сущность и функции предпринимательства Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Выпонение домашнего задания по теме Сам. работа 6 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Хозяйственно-правовые отношения в предпринимательстве
2.1. Правовые основы предпринимательства Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
2.2. Анализ организационно-правовых форм Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
2.3. Выполнение домашнего задания по теме Сам. работа 6 1 Л2.1, Л1.1
2.4. Хозяйственные отношения в предпринимательстве Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
2.5. 3. Анализ и оценка предпринимательской деятельности Практические 6 4 Л2.1, Л1.1
2.6. Предпринимательская культура Лекции 6 2 Л2.1, Л1.1
2.7. Выполнение домашнего задания по теме Сам. работа 6 1 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Планирование предпринимательской деятельности
3.1. Бизнес-планирование Лекции 6 6 Л2.1, Л1.1
3.2. Основные разделы бизне-плана Практические 6 8 Л2.1, Л1.1
3.3. Итоговое занятие Практические 6 2 Л2.1, Л1.1
3.4. Выполнение домашнего задания по теме Сам. работа 6 3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
закрепленно в приложении ФОС
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
закрепленно в приложении ФОС
Приложения
Приложение 2.   Контроль.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Сергеев, А. А. Бизнес-планирование: учебник и практикум для СПО М. : Издательство Юрайт, 2018 www.urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Боброва О.С., Цыбуков С.И., Бобров И.А. Настольная книга предпринимателя: практическое пособие ЮРАЙТ, 2018 www.biblio-online.ru/book/E195C741-4F45-4C4E-A4B5-AE51ECBC0D70
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Юридическая поддержка стартапов www.openedu.ru
Э2 Портал государственных программ РФ programs.gov.ru
Э3 Портал малого и среднего предпринимательства Алтайского края smp22.ru
Э4 электронный курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel,
- MS PowerPoint,
7-Zip,
AcrobatReader
Стандартное специализированное ПО в соответствии с наименованием кабинетов
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины "Основы предпринимательской деятельности" используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий: лекция-презентация.
При проведении практических занятий: дискуссия.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в решении индивидуальных, ситуационных задач по теме занятия.
Для допуска к экзамену по дисциплине "Основы предпринимательской деятельности" необходимо:
- посещение всех лекционных и практических занятий
- все рассматриваемые на лекциях и практических занятиях темы и вопросы обязательно фиксировать в тетради;
- обязательно выполнять все домашние задания, получаемые на лекциях или практических занятиях;
- в случаях пропуска занятий по каким-либо причинам, необходимо обязательно самостоятельно изучать соответствующий материал;
- не менее шести ответов на вопросы семинарских занятий;
- выполнение индивидуальных заданий и решение ситуационных задач в соответствии с вариантом, указанным преподавателем.
Подготовка к лекциям.
В ходе лекционных занятий вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, положительный опыт в ораторском искусстве. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов. Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой - в ходе подготовки к семинарам изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы. Конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Такое «конспектирование» приносит больше вреда, чем пользы. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
При подготовке к практическим занятиям необходимо изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой, новыми публикациями в периодических изданиях: журналах, газетах и т.д. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой. Подготовить тезисы для выступлений по всем учебным вопросам, выносимым на практическое занятие
При подготовке к практическому занятию по дисциплине необходимо:
- внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
- определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
- изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов.
В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале.
Вопросы по подготовке к практическому занятию, решению задач преподаватель сообщает не менее чем за одну неделю.
При подготовке к контрольной работе обучающийся должен хорошо изучить тему контрольной работы, путем прочтения лекционного материала, соответствующих разделов учебника, учебного пособия, рекомендованных преподавателем. Затем постараться разобраться новыми и непонятными терминами, выучить определения финансовых понятий, законов, а также формулы используемые при решении задач.
Контрольная работа должна демонтировать:
- умение правильно и лаконично излагать ответы на поставленные вопросы;
- владение понятийным и терминологическим аппаратом;
- умение рассчитывать финансовые показатели.
Контрольная работа оценивается по балльной оценке.
Рекомендации для студентов при выполнении самостоятельной работы
Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.
Самостоятельная работа студентов по изучении дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» предполагает:
-работу с учебной, нормативной и справочной литературой;
-составление конспектов по темам;
-решение задач выданных на практических занятиях;
-подготовка к контрольным работам по темам, предусмотренным программой дисциплины;
-выполнение индивидуальных заданий по отдельным темам дисциплины;
-выполнение заданий по курсовой работе.
Рекомендации по работе с литературой
Грамотная работа с научной литературой, предполагает соблюдение ряда правил:
-Ознакомление с оглавлением, содержанием предисловия или введения.
-Чтение текста
-Выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен, названий.
Научная методика работы с литературой предусматривает также ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания, полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях, зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь обратиться к ним.
Подготовка к промежуточной и итоговой аттестации.
При изучении данной дисциплины с учетом использования балльно-рейтинговой системы студент должен сдать коллоквиумы, контрольные и индивидуальные работы. Итоговая аттестация проводится в форме экзамена.
В целом оценка ставится, как взвешенное среднее оценок полученных во время текущего контроля и оценки, полученных при ответе на вопросы билета, с учетом весовых коэффициентов.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
-внимательно изучить перечень вопросов и определить, в каких источниках находятся сведения, необходимые для ответа на них;
-внимательно прочитать рекомендованную литературу;
-составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
-прорешать основные типовые задачи.