МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2022_9кл
Часов по учебному плану 54
в том числе:
аудиторные занятия 42
контроль 12
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 0 0 16 16
Практические 18 18 8 8 26 26
Часы на контроль 0 0 12 12 12 12
Итого 34 34 20 20 54 54

Программу составил(и):
Преподователь, Нагорная Т.С.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Русский язык

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцента Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа
Осознание национального своеобразия русского языка
Развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации
Знание о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения
Различение функциональных разновидностей языка и моделирование речевого поведения в соответствии с задачами общения
Повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности
Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Связь языка и истории, культуры русского и других народов
Смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи
Основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь
Основные нормы современного русского литературного языка, нормы речевого поведения в различных сферах общения
3.2.Уметь:
3.2.1.Оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
Извлекать необходимую информацию из различных источников, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях
Создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения
Применять в практике речевого общения основные нормы современного русского литературного языка
Соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
Использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Понятие о русском литературном языке и языковой норме Лекции 1 2 Л2.2, Л1.3
1.2. Написание сочинения-рассуждения на языковую тему Практические 1 2 Л1.3, Л2.1
Раздел 2. Фонетика и орфоэпия. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология
2.1. Фонетические единицы языка. Соотношение буквы и звука. Фонетический разбор слова. Звуковые средства выразительности. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения Лекции 1 2 Л2.2, Л1.3
2.2. Выполнение упражнений по фонетической транскрипции. Звуковые средства выразительности. Выполнение упражнений по отработке орфоэпических норм Практические 1 2 Л1.3, Л2.1
2.3. Понятие морфемы как значимой части слова. Характеристика морфем. Морфемный разбор слова. Способы словообразования Лекции 1 2 Л2.2, Л1.2
2.4. Выполнение упражнений по словообразовательному и морфемному разбору, исправление речевых ошибок Практические 1 2 Л1.2, Л2.1
2.5. Лексика и фразеология. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексические группы слов. Типы лексических ошибок Лекции 1 2 Л2.2, Л1.3
2.6. Выполнение упражнений по определению лексических групп слов. Исправление лексических ошибок Практические 1 2
Раздел 3. Морфология и орфография
3.1. Грамматические признаки слова. Знаменательные и незнаменательные части речи и их роль в построении текста. Имя существительное и его грамматические признаки Лекции 1 2 Л2.2, Л1.2
3.2. Употребление форм имен существительных в речи. Правописание окончаний имен существительных. Правописание сложных существительных Практические 1 2 Л1.2, Л2.1
3.3. Имя прилагательное и его грамматические признаки. Разряды имен прилагательных. Имя числительное, разряды числительных, склонение числительных. Местоимение. Лексико-грамматические разряды местоимений Лекции 1 2 Л2.2, Л1.2
3.4. Выделение признаков именных частей речи. Исправление грамматических ошибок, связанных с употреблением прилагательных, числительных и местоимений в речи Практические 1 2 Л1.3, Л2.1
3.5. Упражнения по склонению числительных. Правописание местоимений Практические 1 2 Л1.2, Л2.1
3.6. Глагол. Грамматические признаки глагола. Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. Деепричастие как особая форма глагола. Наречие и его признаки. Слова категории состояния (безлично-предикативные слова) Лекции 1 2 Л2.2, Л1.2
3.7. Употребление форм глагола и причастия в речи. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола. Правописание НЕ с глаголом и причастием Практические 1 2 Л1.2, Л2.1
3.8. Правописание -Н- и -НН- в причастиях, правописание суффиксов и окончаний причастий, правописание наречий Практические 1 2 Л1.2, Л2.1
3.9. Правописание НЕ с деепричастиями и наречиями. Правописание наречий. Деепричастный оборот и знаки препинания при его употреблении Практические 2 2
3.10. Служебные части речи. Предлог как часть речи. Союз как часть речи. Союзы как средство связи предложений в тексте. Частица как часть речи. Частицы как средство выразительности речи. Употребление частиц в речи Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1
3.11. Правописание предлогов, союзов и частиц. НЕ и НИ с разными частями речи. Знаки препинания в предложениях с междометиями Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Синтаксис и пунктуация
4.1. Выполнение упражнений по постановке знаков препинания в сложных предложениях. Исправление ошибок, связанных с употреблением сложных предложений Практические 2 2 Л2.1, Л1.1
4.2. Упражнения по постановкеи знаков препинания в ССП. Союз "и" в простом и сложном предложении Практические 2 2 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплен в приложении
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплен в приложении
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплен в приложении
Приложения
Приложение 1.   ФОС Русский язык.docx
Приложение 2.   Контроль Русс.яз.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лобачева Н. РУССКИЙ ЯЗЫК. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.2 Лобачева Н. РУССКИЙ ЯЗЫК. МОРФЕМИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. МОРФОЛОГИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.3 Лобачева Н. РУССКИЙ ЯЗЫК. ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ. ЛЕКСИКОГРАФИЯ. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лекант П.А. - под ред. РУССКИЙ ЯЗЫК. СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л2.2 В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общ. ред. В. Д. Черняк. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО, 4-е изд., перераб. и доп.: для СПО М.: Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Толковый словарь С.И. Ожегова gufo.me
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э3 Научная электронная библиотека elibrary elibrary.ru
Э4 Курс в Moodle "Русский язык" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Windows
Приложения MS Offiсe:
-MS Word,
-MS Excel.
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
310К лаборатория механики - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 10 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1шт.; стенд лабораторный "Машина Атвуда"; стенд лабораторный "Связанные маятники"; стенд лабораторный "Баллистический пистолет"; стенд лабораторный "Баллистический маятник"; стенд лабораторный "Крутильный маятник"; стенд лабораторный "Гироскоп"; методические указания по выполнению лабораторных работ по курсу "Механика".
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Промежуточная аттестация студентов проводится по результатам работы в каждом семестре. Промежуточная аттестация по дисциплине в первом семестре проводится в форме комплексного дифференцированного зачета, во втором семестре в форме экзамена и по результатам текущих форм контроля (опроса, тестирования, сочинений, самостоятельных работ), оценивание фактических результатов обучения студентов осуществляется преподавателем.
Оценивание осуществляется по балльно – рейтинговой системе. Соответствие оценок устанавливается следующим образом: 85 - 100 баллов – «отлично», 70 – 84 балла – «хорошо», 50 – 69 баллов – «удовлетворительно», менее 50 баллов – «неудовлетворительно».
1) При подготовке к лекционным занятиям вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
Задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций. Дорабатывать свой конспект лекции, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.
При работе с конспектом лекций учитывать, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета как в истории, так и в настоящее время.
Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. Конспект является полезным, когда записано самое существенное и сделано это самим обучающимся. Не надо стремиться записать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Конспект лекции лучше подразделять на пункты, соблюдая красную строку. Этому будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателем. Следует обращать внимание на акценты, выводы, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов.
При проведении лекционных занятий используются такие интерактивные формы, как проблемная лекция, лекция-беседа, лекция-визуализация, лекция с обратной связью. Это позволит максимально активизировать умственную деятельность в ходе усвоения лекции, сделать материал личностно-значимым и осмысленно-ценностным.
Практические занятия позволяют развивать у студентов творческое теоретическое мышление, умение самостоятельно изучать литературу, анализировать тексты; учат четко формулировать мысль, вести дискуссию, то есть имеют исключительно важное значение в развитии самостоятельного мышления.
2) Подготовка к практическим занятиям.
Подготовку к практическому занятию следует начать с ознакомления с планом, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, обязательного чтения художественного текста в полном объеме, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Все новые понятия необходимо выучить наизусть и внести в глоссарий, который целесообразно вести с самого начала изучения курса.
Самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, формирует у студентов свое отношение к конкретной проблеме.
При проведении практических занятий используются такие интерактивные формы, как написание сочинения-рассуждения на общественно-лингвистическую тематику, составление словаря студента, создание профессионально-ориентированного текста. Это позволит совершенствовать учебные умения студентов, формировать будущие профессиональные речевые умения и их реализацию в ходе практического занятия.
3) Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий.
Самостоятельная работа студентов во внеаудиторное время может состоять из повторения лекционного материала; подготовки к семинарам (практическим занятиям); изучения учебной и научной литературы; подготовки к контрольным работам, тестированию; подготовки к семинарам устных докладов (сообщений); подготовки презентаций или другого иллюстративного материала.
В ходе самостоятельной работы студентов использование интерактивных форм заключается в поиске и систематизации языкового (словарного) материала, подборе цитатного материала и составлении профессионально-ориентированных текстов, работе в группах.
К самостоятельной работе также относится подготовка к промежуточной и итоговой аттестации в форме дифференцированного зачета или экзамена. К методическим указаниям прилагаются вопросы для аттестации и вопросы для самостоятельной подготовки.
4) Дифференцированный зачет/экзамен по дисциплине имеет комбинированный характер: устный вопрос, ориентированный на знание материала, и письменное задание по русскому языку. Для подготовки к дифференцированному зачету/экзамену следует воспользоваться рекомендованными преподавателем учебниками, конспектами лекций и материалами практических занятий, выполненными домашними работами.