МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2022_9кл
Часов по учебному плану 116
в том числе:
аудиторные занятия 116
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 17 22
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 20 20 26 26 46 46
Практические 30 30 40 40 70 70
Итого 50 50 66 66 116 116

Программу составил(и):
преподаватель, Харитонов М.С.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования при реализации программы среднего общего образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 28.06.2023 г. № 1
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н. доцент Малюкова Е.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Повысить у учащихся уровень знаний по истории
Сформировать общекультурные представления, умения ориентироваться в историческом пространстве, умения прогнозировать возможные результаты, исходя из прошедших событий

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: СОО.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории
Периодизацию всемирной и отечественной истории
Современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории
Историческую обусловленность современных общественных процессов
Особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе

3.2.Уметь:
3.2.1.Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа
Критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания)
Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд)
Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения
Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений
Участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
Представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности
Использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации
Соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения
Осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение
1.1. История как наука. Проблемы периодизации всемирной истории Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Древнейшая и древняя история. Традиционные сообщества.
2.1. Тема 1.1. Первобытный мир и зарождение цивилизации. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1
2.2. Цивилизации Древнего мира. Практические 1 1 Л1.2, Л2.1
Раздел 3. История средних веков
3.1. Государства Европы и Азии в средние века. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1
3.2. Позднее средневековье. Европа на рубеже Нового времени (16-нач.17 вв.) Практические 1 2 Л1.2, Л2.1
3.3. Заполнение таблицы "Причины и итоги крестовых походов" Практические 1 2 Л1.3, Л1.2
Раздел 4. История России с древнейших времён до конца XVII века.
4.1. Славянские земли в V – IX веках. Образование древнерусского государства. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1
4.2. Расцвет Киевской Руси. Практические 1 2 Л1.2, Л2.1
4.3. Древнерусская культура. Древняя Русь в контексте всемирной истории. Практические 1 2 Л1.2, Л2.1
4.4. Тест Образование государства у восточных славян. Практические 1 2 Л1.2, Л2.1
4.5. Древняя Русь в эпоху политической раздробленности. Борьба Руси с иноземными завоевателями. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1
4.6. Главные политические центры удельной Руси. Борьба с западными завоевателями. Практические 1 2 Л1.2, Л2.1
4.7. Русские земли и монгольское нашествие. Практические 1 2 Л1.2, Л2.1
4.8. Московская Русь в XIV-XV вв Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1
4.9. Контрольная работа. Русские земли в XII-XV вв. Практические 1 2 Л1.2, Л2.1
4.10. Московское государство в XVI веке. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1
4.11. Тест Россия в XVI в. Практические 1 2 Л1.2, Л2.1
4.12. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного. Культура, быт и нравы в XIV-XVI вв. Практические 1 2 Л1.2, Л2.1
4.13. Смутное время. Начало правления династии Романовых. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1
4.14. Самозванцы в России начала 17 века. Смена династий. Практические 1 2 Л1.2, Л2.1
4.15. Россия во второй половине XVII века. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1
4.16. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие России при первых Романовых Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
4.17. Просмотр документального фильма "Романовы" серия 1. Дискуссия по материалам фильма. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
4.18. Контрольная работа. Россия в 16-17 вв. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Европа на новом этапе развития сер. 17-18 вв.
5.1. Европа в XVII в.: новации в хозяйствовании, образе жизни и социальных нормах. Лекции 1 2 Л1.2, Л2.1
5.2. Революции ХVII - XVIII вв. и их значение для утверждения индустриального общества. Практические 1 2 Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Россия в XVIII в. От царства к империи.
6.1. Россия в первой четверти XVIII века. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1
6.2. Реформы Петра I. Практические 1 2 Л1.2, Л2.1
6.3. Просмотр документального фильма "Романовы" серия 3. Дискуссия по материалам фильма. Практические 1 2 Л1.2, Л2.1
6.4. Эпоха дворцовых переворотов. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1
6.5. Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I в 1725-1762 гг. Практические 1 1 Л1.2, Л2.1
6.6. Просмотр документального фильма "Романовы" серия 4. Дискуссия по материалам фильма. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
6.7. Внутренняя политика Екатерины II. Эпоха просвещенного абсолютизма. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1
6.8. Внутренняя и внешняя политика Екатерины Великой Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
6.9. Тест Российская империя в XVIII веке. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Становление индустриальной цивиллизации.
7.1. Время потрясений и перемен XVIII – начала XIX вв Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1
7.2. Великая французская революция и ее последствия для Европы. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
7.3. Развитие капиталистических отношений и социальной структуры индустриального общества в XIX в. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1
7.4. Колониализм и кризис традиционного общества в странах Востока. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
Раздел 8. Российская империя в XIX в.
8.1. Россия в первой половине XIX столетия. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1
8.2. Правление Александра I. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
8.3. Восстание декабристов. Внутрення и внешняя политика Николая I. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
8.4. Кейс-задание: работа с историческими документами первой половины XIX века Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
8.5. Внутреняя и внешняя политика Александра II Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1
8.6. Великие реформы Александра II и социально-экономическое развитие пореформенной России. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
8.7. Российская империя на рубеже веков. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1
8.8. Российская империя в конце XIX века. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
8.9. Тест Итоги развития Российской империи в XIX веке Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
Раздел 9. От новой истории к новейшей.
9.1. Международные отношения в начале XX в. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1
9.2. Научно-технические достижения и прогресс индустрии в нач. 20 века. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1
Раздел 10. От России к СССР (1900-1930-е гг.)
10.1. Социально-экономическое и политическое развитие страны в начале 20 века. Революция 1905–1907 гг. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1
10.2. Российская империя в начале XX века. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
10.3. Просмотр документального фильма "Романовы" серия 8. Дискуссия по материалам фильма. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
10.4. Кейс-задание: работа с историческими документами начала XX века Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
10.5. Первая мировая война и революции 1917 г. в России. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1
10.6. Заполнение таблицы Гражданская война в России. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
10.7. СССР в 20-30 гг XX века. Лекции 2 2 Л1.2, Л2.1
10.8. Советская модель модернизации. Политическая система СССР в 30-е гг. Практические 2 2 Л1.2, Л2.1
10.9. Диффренцированный зачет Практические 2 2 Л1.1, Л1.3, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Закреплено в приложении ФОС_История_2022




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Закреплено в приложении ФОС_История_2022
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Закреплено в приложении ФОС_История_2022
Приложения
Приложение 1.   Контроль..docx
Приложение 2.   ФОС_История_2023.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 ред. Хейфец В.Л. История новейшего времени : учебник и практикум для СПО Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Р.А. Крамаренко История России: Учебное пособие для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.3 Д.О. Чуракова, С.А. Саркисян История России 20 - нач 21 века: Учебник для СПО Москва-Юрайт, 2018 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М.Б. Некрасова История России: Учебник и практикум для СПО М: Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 История ( СПО, 9кл., преподаватель Большакова Е.Е.) portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС Windows
Приложения MS Office:
- MS Word,
- MS Excel,
- MS PowerPoint,
7-Zip,
AcrobatReader


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
211Н кабинет гуманитарных и социально-экономических дисциплин; кабинет социально-экономических дисциплин; кабинет гуманитарных и социальных дисциплин; кабинет междисциплинарных курсов – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; трибуна; передвижная маркерная доска; компьютер (модель: Aquarius) с доступом в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет – 1 ед.; проектор (марка: BenQ) – 1 ед.; экран (марка: Lumien) – 1 ед.; раздаточные дидактические материалы; тематические плакаты
310Н методический кабинет, помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Рабочие места преподавателей; стеллаж; шкафы с бумагами и учебно-методической документацией.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При реализации учебной дисциплины История используются активные и интерактивные формы проведения занятий.
При проведении лекционных занятий:проблемная лекция, лекция-визуализация, лекция-беседа.
При проведении практических занятий:дискуссии, кейс-задания.
В самостоятельной работе студентов использование интерактивных форм заключается в разработке презентаций, написании эссе, рефератов, исторических сочинений, выполнении индивидуальных творческих заданий и др.
Посещение аудиторных занятий и подготовка к ним являются обязательными.

Лекциям принадлежит ведущая роль в изучении практически всех гуманитарных дисциплин, в том числе и Истории. Изучение каждой новой темы начинается с лекции. Она последовательно раскрывает важнейшие проблемы и особенности рассматриваемого исторического периода, дает конкретные методические советы студентам для самостоятельной работы.
Записывать следует кратко. Лекцию следует слушать внимательно, а записывать только существенное, например:
– какие проблемы в лекции ставятся и как они обосновываются;
– примеры, факты, документальные источники, архивные материалы, сведения из периодической печати, художественной литературы, кинофильмов;
– обобщающие положения и выводы лектора по каждому вопросу (проблеме).
При этом для облегчения записи лекции вполне допустимо делать сокращения фраз, слов, но с соблюдение одного непременного условия: сокращения нужно делать таким образом, чтобы были понятны записывающему и могли быть им в любой момент и быстро расшифрованы. Сокращения носят индивидуальный характер.
Обращайте внимание на оформление конспекта. Наиболее важные мысли и определения следует выделять. Для этого пользуйтесь подчеркиванием, особенно цветными карандашами или фломастерами; текст делите на абзацы, оставляйте место для доработки лекции. Доработка лекционного материала
Доработку записанных лекций следует проводить не откладывая, желательно в тот день, когда состоялась лекция. Так легче будет восстановить пропущенные записи в лекции, выделить основные положения.

По дисциплине История большая часть практических занятий проводится с использованием устного опроса студентов, для проверки уровня заний по теме. План устных практических занятий состоит из ряда тем, каждая из которых, в свою очередь, содержит блок проблем (вопросов) по истории. В течение семестра каждый студент должен подготовиться ко всем вопросам всех тем.
После вопросов темы следуют даты, термины и имена деятелей, знание которых обязательно для студентов СПО. Практические занятия необходимы для обобщения литературных источников, помогают студентам глубже усвоить теоретический материал, приобрести навыки творческой работы над историческими документами и первоисточниками.
Планы занятий, их тематика, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях.
При подготовке к практическому занятию по дисциплине История следует:
внимательно изучить задание, определить круг вопросов;
определить список необходимой литературы и источников, используя список, предложенный в рабочей программе дисциплины;
изучить рекомендованную литературу.
Особое внимание необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, В процессе этой работы необходимо понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его, а также разобраться в иллюстративном материале. Заканчивать подготовку следует составлением плана и конспекта по изучаемому материал(вопросу). План позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. Конспект составляется в свободной форме.
На заняитии каждый его участник должен быть готовым к выступлению по всем поставленным в плане вопросам, проявлять максимальную активность при их рассмотрении. Выступление должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Необходимо, чтобы выступающий проявлял собственное отношение к тому, о чем он говорит, высказывал свое личное мнение, понимание, обосновывал его и мог сделать правильные выводы из сказанного. При этом студент может обращаться к записям конспекта и лекций, непосредственно первоисточникам, использовать знание художественной литературы и искусства, факты и наблюдения современной жизни и т.д.
Вокруг выступления могут разгораться споры, дискуссии, к участию в которых должен стремиться каждый. В заключении преподаватель, как руководитель занятия подводит итоги. Он может выборочно проверить конспекты студентов и если потребуется внести в них исправления и дополнения.

Самостоятельная работа является одним из основных методов глубокого, творческого изучения учебного материала.
Домашние и индивидуальные работы как вид самостоятельной работы, предполагают выполнение системы заданий, направленных на формирование практических умений и навыков по заданной тематике.
Рекомендации по выполнению заданий:
ознакомится с тематикой и содержанием задания.
изучить соответствующий материал, представленный в конспектах.
при необходимости, изучить дополнительный материал, имеющийся в основной и дополнительной литературе, представленной в программе.
проанализировать задания, выполненные в ходе практических занятий.
выполнить работу в установленые сроки.
Критерии оценки:
правильность выполнения работы (отсутствие фактических, логических и других ошибок);
полнота выполнения работы;
своевременность выполнения.
Задания выполненные позже установленного срока оцениваются минимальным количеством баллов.