МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Математика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 46
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 2
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 2 2 2 2
Итого 46 46 46 46

Программу составил(и):
преподаватель, Шипунова Т.В.

Рецензент(ы):
Преподаватель, Чаукина О.Н.

Рабочая программа дисциплины
Математика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.• формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
• развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критического мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин на базовом уровне и дисциплин профессионального цикла;
• воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство историей развития математики, эволюции математических идей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ЕН

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках.
ПК 2.6. Осуществлять сбор информации о деятельности объекта внутреннего контроля по выполнению требований правовой и нормативной базы и внутренних регламентов;
ПК 4.4. Проводить контроль и анализ информации об активах и финансовом положении организации, ее платежеспособности и доходности;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- значение математики в профессиональной деятельности и при освоении профессиональной образовательной программы;
- основные математические методы решения прикладных задач в области профессиональной деятельности;
- основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятности, математической статистики;
- основы интегрального , дифференциального вычисления.
3.2.Уметь:
3.2.1.- решать прикладные задачи с использованием в области профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.не предусмотрено

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Математический анализ
1.1. Тема 1.1. Дифференциальное и интегральное исчисление Лекции 3 2 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
1.2. Вычисление пределов функций с использованием первого и второго замечательного пределов. Исследование функций на непрерывность. Практические 3 2 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
1.3. Нахождение производных по алгоритму. Вычисление производных сложных функций. Вычисление простейших определенных интегралов. Нахождение частных производных Практические 3 2 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
1.4. Однородные дифференциальные уравнения первого порядка. Практические 3 2 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
1.5. Дифференциальные однородные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами Практические 3 1 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
1.6. Тема 1.3.Дифференциальные уравнения в частных производных Лекции 3 2 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
1.7. Решение простейших дифференциальных уравнений линейных относительно частных производных Практические 3 2 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
1.8. Тема 1.4.Ряды Лекции 3 2 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
1.9. Определение сходимости рядов по признаку Даламбера Практические 3 2 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
Раздел 2. Раздел 2.Основы дискретной математики
2.1. Тема 2.1. Множества и отношения. Свойства отношений. Операции над множествами Лекции 3 1 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
2.2. Операции над множествами Практические 3 2 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
2.3. Операции над графами Практические 3 2 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
Раздел 3. Раздел 3. Основы теории вероятностей и математической статистики.
3.1. Тема 3.1.Вероятность. Теорема сложения вероятностей Лекции 3 2 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
3.2. Решение простейших задач на определение вероятности с использованием теоремы сложения вероятностей Практические 3 3 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
3.3. Случайная величина. Дискретная и непрерывная случайные величины. Закон распределения случайной величины Построение закона распределения дискретной случайной величины Практические 3 2 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
3.4. Тема 3.3.Математическое ожидание и дисперсия случайной величины Лекции 3 2 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
3.5. 1. Нахождение математического ожидания, дисперсии и среднего квадратического отклонения дискретной случайной величины, заданной законом распределения 2. Решение задач по теме. Практические 3 4 ПК 4.4., ПК 2.6., ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
Раздел 4. Раздел 4. Основные численные методы
4.1. Тема 4.1.Численное интегрирование Лекции 3 1 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
4.2. Вычисление интегралов по формулам прямоугольников, трапеций и формуле Симпсона. Оценка погрешности Практические 3 2 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
4.3. Тема 4.2.Численное дифференцирование Лекции 3 1 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
4.4. Нахождение производных функции в точке Х по заданной таблично функции У = f (X) методом численного дифференцирования Практические 3 2 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
4.5. Тема 4.3.Численное решение обыкновенных дифференциальных уравнений Лекции 3 1 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
4.6. Нахождение значения функции с использованием метода Эйлера Практические 3 2 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5
4.7. Подготовка сообщений, докладов, рефератов с использованием информационных технологий: 8) Графы. Основные определения. Элементы графов. Виды графов и др. темы на выбор (См. Приложение) Сам. работа 3 2 ОК 09., ОК 02., ОК 01. Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Математика".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Математика".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Математика".
Приложения
Приложение 1.   ФОС ЕН.01 Математка.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баврин И. И. МАТЕМАТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/405339
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Павлюченко Ю.В., Хассан Н.Ш. МАТЕМАТИКА 4-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://www.biblio-online.ru/bcode/413717
Л2.2 Богомолов Н. В., Самойленко П. И. МАТЕМАТИКА 5-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Дорофеева А. В. МАТЕМАТИКА 3-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2017 https://biblio-online.ru/bcode/404769
Л2.4 В. С. Шипачев ; под ред. А. Н. Тихонова. Математика: учебник и практикум для СПО Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/3E8EBA19-DC34-4025-B856-A20AC595B921.
Л2.5 Ф. Р. Кашапова, И. А. Кашапов, Т. Н. Фоменко. Высшая математика. Общая алгебра в задачах: учеб. пособие для СПО М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/9B388E83-D878-4FA5-A619-27900A5AA05E
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru
Э2 Курс в Moodle "Математика" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXPSp3
Kaspersky Endpoint Security
MicrosoftOffice 2010 Standard



Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 4 (филиал в г. Белокуриха) кабинет математики – учебная аудитория для про-ведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, те-кущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 44 посадочных места; рабочее место преподавателя; магнитно-маркерная учебная доска; плакаты; измерительные и чертежные инструменты; переносной проектор, переносной экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; калькуляторы; учебно-методические материалы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, контрольная работа, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, формул, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (доклад, презентация).
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях, при подготовке и выполнении контрольной работы, осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении письменных, практических заданий и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (формулы, определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
Для успешного освоения учебного материала контрольной работы, подготовки к ней – необходимо:
- ознакомиться с заданиями контрольной работы в ФОСе по дисциплине, отработать навыки выполнения контрольных заданий и их теоретического обоснования.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, подготовить доклад, реферат с использованием информационных технологий, провести проблемно-поисковую работу) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.
II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»;
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Практическое задание»;
- контрольной работе: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Контрольная работа».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены: вопросы для собеседования (по результатам выполнения контрольной работы);
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- отработать алгоритм выполнения контрольных заданий.