МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология общения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 36
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 2
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19,170000076294
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 2 2 2 2
Итого 36 36 36 36

Программу составил(и):
преподаватель , Яковлева В.И.

Рецензент(ы):
Преподаватель, Малюкова Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология общения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- обеспечение студентов системой психологических знаний эффективного общения, необходимых в профессиональной деятельности, направленная на решение следующих задач:
1) продолжить формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов;
2) развивать навыки эффективного общения, необходимого для работы;
3) научить использовать знания в области психологии общения в предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций;
4) сформировать навыки соблюдения этических норм общения.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях;
ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- взаимосвязь общения и деятельности;
- цели, функции, виды и уровни общения;
- роли и ролевые ожидания в общении;
- виды социальных взаимодействий;
- механизмы взаимопонимания в общении;
- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;
- этические принципы общения;
- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;
- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Психология общения
1.1. Тема 1.1.Общение как социальный феномен Лекции 4 2 ОК 06., ОК 03. Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5
1.2. Практическое занятие № 1 «Понимание в процессе общения» Практические 4 2 ОК 06., ОК 04., ОК 03. Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5
1.3. Тема 1.2.Общение как восприятие людьми друг друга Лекции 4 2 ОК 06., ОК 03. Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5
1.4. Практическое занятие № 2 «Восприятие в процессе общения» Практические 4 2 ОК 06., ОК 04., ОК 03. Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5
1.5. Тема 1.3.Общение как взаимодействие Лекции 4 2 ОК 06., ОК 03. Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5
1.6. Практическое занятие № 3 «Межличностное общение» Практические 4 2 ОК 06., ОК 04., ОК 03. Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5
Раздел 2. Раздел 2.Деловое общение
2.1. Тема 2.1.Деловое общение Лекции 4 2 ОК 06., ОК 03. Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5
2.2. Практическое занятие № 4 «Деловое общение в профессиональной деятельности» Практические 4 2 ОК 06., ОК 04., ОК 03. Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5
Раздел 3. Раздел 3.Психология конфликта
3.1. Тема 3.1.Конфликт: его сущность и основные характеристики Лекции 4 2 ОК 06., ОК 03. Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5
3.2. Практическое занятие № 5 «Конфликт. Разрешение конфликтов» Практические 4 2 ОК 06., ОК 04., ОК 03. Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5
3.3. Тема 3.2.Конфликт в профессиональной деятельности Лекции 4 2 ОК 06., ОК 03. Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5
3.4. Практическое занятие № 6 «Общение в конфликтной ситуации» Практические 4 2 ОК 06., ОК 04., ОК 03. Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5
Раздел 4. Раздел 4.Культура профессиональной коммуникации
4.1. Тема 4.1.Работа в команде Лекции 4 2 ОК 06., ОК 03. Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5
4.2. Практическое занятие № 7 «Командные формы работы в производственном коллективе» Практические 4 2 ОК 06., ОК 04., ОК 03. Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5
4.3. Тема 4.2. Самоорганизация как основа профессиональной компетентности Лекции 4 2 ОК 06., ОК 03. Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5
4.4. Практическое занятие № 8 «Тайм-менеджмент, стресс-менеджмент для самоорганизации» Практические 4 4 ОК 06., ОК 04., ОК 03. Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5
4.5. Подготовка сообщений, докладов, рефератов с использованием информационных технологий: Самопрезентация и имидж делового человека как факторы эффективного общения и др. темы на выбор (См. Приложение) Сам. работа 4 2 ОК 06., ОК 04., ОК 03. Л2.2, Л1.1, Л2.3, Л2.1, Л2.4, Л2.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Психология общения".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Психология общения".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Психология общения".
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: Учебник для СПО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Корягина Н.А., Антонова Н.В., Овсянникова С.В. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. : Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Садовская В.С., Ремизов В.А. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Бороздина Г.В., Кормнова Н.А. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ: Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Лавриненко В.Н. - Отв. ред., Чернышова Л.И. - Отв. ред. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ. : Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Болотова А. К., Жуков Ю. М., Петровская Л. А. СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ : Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Не предусмотрено.
Э2 Курс в Moodle "Психология общения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXPSp3
Kaspersky Endpoint Security
MicrosoftOffice 2010 Standard


Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивиду-альных консультаций, текущего контроля и про-межуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03; наглядные материалы.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала, результатов исследования по теме.
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении результатов самостоятельной работы и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия (семинара), подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить предложенные задания.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку самостоятельных, групповых работ и др.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, подготовить сообщение, доклад, реферат с использованием информационных технологий) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.

II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины, темы для исследовательской работы: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»;
- практическим заданиям - приведены в разделе ФОС «Оценочное средство «Практическое задание»: контрольные вопросы и задания, тестовые задания и др.;

III. Для подготовки к промежуточной аттестации – зачету - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- темы реферата.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, подготовить реферат по теме исследования, подготовиться к защите реферата (по возможности подготовить доклад, презентацию).