МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Русский язык и культура речи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)
Направление подготовки38.02.01. специальность Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (в сфере услуг)
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость0 ЗЕТ
Учебный планФлБел_38_02_01_ЭкономБухУчет-2021_9кл
Часов по учебному плану 40
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 4
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 30 30 30 30
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 4 4 4 4
Итого 40 40 40 40

Программу составил(и):
преподаватель, Кайгородова Н.Г.

Рецензент(ы):
Преподаватель, Малюкова Е.В.

Рабочая программа дисциплины
Русский язык и культура речи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) (бухгалтер) (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 69)

составлена на основании учебного плана:
38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ) Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра правовых и экономических дисциплин (Белокуриха)

Протокол от 25.06.2021 г. № 10
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н доцент Малюкова Е.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.- совершенствовать речевую культуру, воспитывать культурно ценностное отношение к русской речи; способствовать полному и осознанному владению системой норм русского литературного языка; обеспечить дальнейшее владение речевыми навыками и умениями;
- совершенствовать знания студентов о речевых единицах разного уровня и их функционировании в речи;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ОГСЭ

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- знать функциональные стили литературного языка;
- иметь представление о социально стилистическом расслоении современного русского языка.
3.2.Уметь:
3.2.1.- различать тексты по их принадлежностям к стилям;
- анализировать речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
- продуцировать разные типы речи, создавать тексты учебно-научного и официально делового стилей в жанрах, соответствующих требованиям профессиональной подготовки студентов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- не предусмотрено.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Тема 1.Словари русского языка. Язык и речь. Понятие культуры речи Лекции 3 3 ОК 05. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.3
1.2. Практчиеское занатие по теме "Понятие культуры речи, ее социальные аспекты, качество хорошей" речи Практические 3 1 ОК 05. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.3
1.3. Тема 2. Фонетика Лекции 3 4 ОК 05. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.3
1.4. Практическое занятие по теме "Фонетика" Практические 3 2 ОК 05. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.3
1.5. Тема 3.Лексика и фразеология Лекции 3 4 ОК 05. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.3
1.6. Практическое занятие по теме "Лексика и фразеология" Практические 3 2 ОК 05. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.3
1.7. Тема 4.Словообразование Лекции 3 5 ОК 05. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.3
1.8. Практическое занятие на тему "Словообразование" Практические 3 1 ОК 05. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.3
1.9. Тема 5.Части речи Лекции 3 2 ОК 05. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.3
1.10. Тема 6.Синтаксис Лекции 3 6 ОК 05. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.3
1.11. Тема 7.Нормы русского правописания Лекции 3 2 ОК 05. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.3
1.12. Тема 8.Текст. Стили реч Лекции 3 4 ОК 05. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.3
1.13. Сообщение, доклад, реферат с использованием информационных технологий Ошибки в речи. Ошибки в формообразовании и использовании в тексте форм словаи др. темы на выбор (См. Приложение) Сам. работа 3 4 ОК 05. Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.4, Л2.5, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. приложение ФОС по дисциплине "Русский язык и культура речи".
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение ФОС по дисциплине "Русский язык и культура речи".
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение ФОС по дисциплине "Русский язык и культура речи".
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Самсонов Н.Б. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ : Учебник и практикум для СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Д. Черняк, А. И. Дунев, В. А. Ефремов, Е. В. Сергеева ; под общ. ред. В. Д. Черняк. Русский язык и культура речи: учебник и практикум для СПО, 4-е изд., перераб. и доп.: для СПО М.: Издательство Юрайт, 2024 urait.ru
Л2.2 Бортников В. И., Пикулева Ю. Б. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПРАКТИКУМ 2-е изд. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Голубева А.В., Пономарева З.Н., Стычишина Л.П. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 Титов О. А. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 Черняк В.Д. - Отв. ред. РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПРАКТИКУМ. СЛОВАРЬ 2-е изд., пер. и доп. Учебно-практическое пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме ruscorpora.ru
Э2 Энциклопедия «Языкознание» russkijyazyk.ru
Э3 Этимология и история русского языка web.archive.org
Э4 Электронная версия газеты «Русский язык» gcro.ru
Э5 Словари. ру slovari.ru
Э6 Курс в Moodle "Русский язык и культура речи" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
WindowsXPSp3
Kaspersky Endpoint Security
MicrosoftOffice 2010 Standard

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система: «Юрайт» (https://biblio-online.ru) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система: «Знаниум» (https://znanium.com) – информационная справочная система;
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/) – база данных;
Научная электронная библиотека elibrary(http://elibrary.ru) – база данных;
СПС КонсультантПлюс – информационная справочная система, база данных.



7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
№ 1 (филиал в г. Белокуриха) учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 80 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.
№ 02 (филиал в г. Белокуриха) помещение для самостоятельной работы обучающихся. Учебная мебель на 10 посадочных мест; ноутбуки - 10 единиц с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и доступом в электронную информационно-образовательную среду.
№ 03 (филиал в г. Белокуриха) помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Шкафы для хранения учебного оборудования; инструменты и инвентарь для обслуживания учебного оборудования, переносные ноутбуки.
№ 7 (филиал в г. Белокуриха) кабинет социально-экономических дисциплин – учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации. Учебная мебель на 110 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая; проектор; экран; переносной ноутбук из ауд. № 03.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

При изучении дисциплины используются следующие виды учебной деятельности: лекции, практические занятия, самостоятельная работа.
I. Рекомендации для студентов по освоению учебного материала следующих видов учебной деятельности.
1. Освоение учебного материала на лекциях осуществляется обучающимся, в основном, на репродуктивном уровне при изучении фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и закреплении умений правильного использования специальных терминов, понятий, узнавании объектов в стандартных ситуациях, участии в аналитической, проблемно-поисковой работе и др.; на этапе закрепления учебного материала лекционного занятия студентами осваивается реконструктивный / творческий уровни, например, при выполнении заданий: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, участии в представлении учебного материала (доклад, презентация и др.).
Для успешного освоения лекционного материала студенту рекомендуется:
- вести конспектирование учебного материала на лекциях;
- обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных понятий, явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации;
- структурировать учебный материал при записи лекции, подразделять на пункты, соблюдать красную строку;
- использовать систему сокращений, аббревиатур и символов (данная система способствует увеличению скорости записи);
- желательно осваивать в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы и источников информации, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие важность тех или иных теоретических положений, в том числе акценты, выводы, на которые обращает особое внимание лектор;
- задавать лектору уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций;
- работа над лекционным материалом направлена на освоение содержания учебного материала по данной теме с использованием рекомендуемых источников информации.
2. Освоение учебного материала на практических занятиях осуществляется студентами на реконструктивном уровне, где они осваивают следующие навыки: синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формированием конкретных выводов, установлением следственных связей, в том числе при выполнении и представлении практических заданий и др.
Для успешного освоения учебного материала практического занятия, подготовки к нему – необходимо:
- на организационном этапе студент должен ознакомиться с вопросами, заданиями, выносимыми на осуждение на практическом занятии по данной теме, подобрать рекомендованную литературу и источники информации (в том числе с использованием электронных библиотечных систем); составить план работы с определением основных пунктов предстоящей подготовки;
- на этапе закрепления и углубления знаний изучить теоретические вопросы (определения, основные понятия, положения и т.п.), отработать алгоритм выполнения практических заданий, используя конспекты лекций, рекомендуемую литературу и источники информации (см. рабочую программу и фонд оценочных средств (ФОС) по дисциплине), при необходимости подготовить конспект теоретических вопросов, выполнить письменные задания.
3. Выполнение заданий самостоятельной работы осуществляется на творческом уровне через освоение и интеграцию знаний из различных областей, аргументацию собственной точки зрения, поисковую работу с использованием различных источников информации, подготовку сообщений, докладов, рефератов с использованием информационных технологий, проблемно-поисковых работ.
Распределение часов, отведенных на самостоятельную работу по разделам дисциплины определено в рабочей программе. Выбор студентом тем и заданий, предложенных в Фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине (например, подготовить сообщение, доклад, реферат с использованием информационных технологий) для выполнения самостоятельной работы осуществляется самостоятельно, либо по указанию, согласованию с преподавателем.

II. В рамках текущего контроля работа студентов направлена на освоение знаний, умений, навыков по
- теоретическим вопросам дисциплины: приведены в разделах 5. ФОС каждого Оценочного средства: «Рекомендуемый перечень вопросов для самостоятельной подготовки»;
- практическим заданиям: приведены в разделе ФОС «Оценочное средство Практическое задание».

III. Для подготовки к промежуточной аттестации – зачету - обучающимся в ФОСе по дисциплине представлены:
- теоретические вопросы по темам дисциплины;
- практические задания.
При подготовке к промежуточной аттестации целесообразно:
- ознакомиться с перечнем вопросов и определить, в каких рекомендованных источниках и литературе находятся сведения, необходимые для ответа на них; внимательно изучить учебный материал, составить краткие конспекты ответов (планы ответов);
- выполнить практические задания.